Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный рынок автоматизированных банковских систем





В современных условиях управление банковским бизнесом представляет собой многогранный процесс. Обеспечить его эффективность может только своевременная, полная и достоверная информация. Обработка значительных объемов информации, которые образуются в процессе работы коммерческого банка, возможна только при использовании соответствующих информационных технологий. Сегодня большинство банков используют в своей деятельности те или иные средства автоматизации основных бизнес-процессов. При этом некоторые банковские продукты могут существовать только при условии использования средств автоматизации (например, пластиковые карточки). Но условия возрастающей конкуренции в этой сфере показывают недостаточность использования автоматизированных систем, обеспечивающих только «ручную технологию» работы. Лишь применение средств комплексной автоматизации банковских технологий может обеспечить победу в конкурентной борьбе. Уровень информатизации крупнейших банков России приведен в табл. 10, в которой использованы данные из обзора «Информационные технологии в банках и страховых компаниях», подготовленного исследовательской группой CNews Analytics. Таблица построена по определенному набору критериев, и ее следует рассматривать как сравнение банков именно с позиции использования систем автоматизации в различных видах деятельности. Это не оценка банков «в целом» или по таким показателям, как «надежность» или «кредитоспособность».

 

 

Т а б л и ц а 10

Уровень информатизации крупнейших банков России

Ранг Название банка Регион
Райффайзенбанк Австрия Москва
Ситибанк Москва
Альфа-Банк Москва
Автобанк-Никойл Москва
Сбербанк России Москва
Уралсиб Башкортостан
МДМ-банк Москва
Петрокоммерц Москва
Гута-банк Москва
Никойл Москва

 

Всего в обзоре была проведена оценка 30 крупнейших банков России. Они были выбраны на основе данных Центрального банка России об активах кредитных организаций по состоянию на 1 сентября 2003 г. При подготовке рейтинга использовались следующие критерии:



– системы работы с пластиковыми карточками;

– системы расчетно-кассового обслуживания («операционный день»);

– системы кредитования физических лиц;

– системы частных вкладов;

– системы электронных услуг типа «банк-клиент»;

– системы электронных банковских услуг: интернет-банкинг;

– системы автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM-си-стемы);

– информационно-аналитические системы;

– системы автоматизации операций на фондовых и валютных рынках;

– системы защиты информации.

Как видно из перечня критериев, автоматизация затрагивает самые разные сферы деятельности современного банка. Но подобный набор функциональности возник не сразу. Автоматизированные банковские системы (АБС) прошли в своем развитии несколько этапов (рис. 63).

 

 

Рис. 63. Изменение возможностей АБС

 

Первые отечественные разработки создавались, исходя из текущих потребностей банков и основывались на концепции автономных рабочих мест. Решение новых задач требовало создания дополнительного программного обеспечения. Со временем стоимость и временные затраты на сопровождение такой системы росли, а она все меньше отвечала потребностям банка. Комплекс «единый операционный день» позволил перейти к формированию единой банковской бухгалтерии, обеспечить формирование консолидированной отчетности. В процессе дальнейшего развития банковской системы возникла необходимость эффективно управлять финансовыми потоками, активами и пассивами банка. Соответственно этому изменился и рынок АБС. Были разработаны интегрированные программные решения, которые обладают возможностью адаптироваться под нужды конкретного банка и обеспечивать необходимую функциональность системы. Но при этом необходимо учитывать, что процесс внедрения таких систем требует длительного времени и значительных ресурсов, поскольку предполагает обследование банка с целью формализации используемых технологий и процедур, их реинжиниринга и настройки АБС для реализации необходимых функций.

В ходе функционального развития АБС произошло разделение на подсистемы фронт-офис (front-office) и бэк-офис (back-office). В подсистемах фронт-офис производится ввод основной части первичных документов, свидетельствующих о выполнении банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию юридических и физических лиц, оказанию розничных банковских услуг, оформлению сделок на финансовых рынках и т. п. Эта подсистема, предназначенная для автоматизации деятельности сотрудников банка, непосредственно работающих с клиентами или контрагентами банка. Программы бэк-офис ведут обработку этих документов, учет банковских операций, т. е. подсистема предназначена для автоматизации деятельности сотрудников банка, занимающихся обработкой платежей, аналитическим и бухгалтерским учетом информации, подготовкой и выпуском отчетов, расчетом зарплаты, прибылей и убытков.



Подобного рода системы относятся к OLTP-системам. Они эффективно решают задачи ввода и обновления оперативной информации, а также получения стандартной отчетности. Аналитические задачи (анализ деятельности бан-ка, подготовка консолидированной отчетности, расчет и управление рисками и др.) требуют другой организации данных, процедур доступа и обработки информации. Для решения этих задач используются технологии информационных хранилищ (Data Warehouse) и оперативной аналитической обработки OLAP (Оn-lain Analytic Processing – аналитическая обработка в режиме реального времени). Среда OLAP позволяет формировать корректирующие воздействия для OLTP-системы, создавая замкнутый контур по управлению, а также предоставляет данные для системы поддержки принятия решений и составления прогнозов.

Состояние рынка АБС можно проиллюстрировать на основании табл. 11, в которой приведен рейтинг существующих на рынке систем.

 

Т а б л и ц а 11

Характеристика рынка автоматизированных банковских систем

Разработчик АБС Банки
2003 г. 2002 г.
Количество Доля от общего числа банков, % Количество Доля от обшего числа банков, %
R-Style Softlab 21,25 21,29
Диасофт 18,36 18,41
Собственная разработка банка 12,58 12,71
Инверсия 5,39 4,76
ПрограмБанк 4,77 5,30
ЦФТ 3,36 2,96
Идет замена АБС 3,13 1,95
Кворум 2,97 3,12
ЮниСАБ 2,81 2,65
CSBI ЕЕ 2,58 2,26
Форс 2,58 2,81
БИС 2,42 2,42
ДИМ 1,41 1,56

 

О к о н ч а н и е т а б л. 11

Используются системы нескольких разработчиков 1,09 0,70
Новая Афина 1,02 0,94
Ростов-Клиринг 0,94 1,40
Misys 0,78 0,70
Анжи-банк 0,63 0,47
МЭКС 0,63 0,55
Канопус 0,55 0,70
МИМ-технологии 0,55 0,62
Деловые консультации 0,47 0,55
Мебиус 0,39 0,55
Другие разработчики 4,60 4,84
Нет данных 4,69 5,77
Всего 1 280 1 281

 

Автоматизация затрагивает не только сферу обеспечения функцио-нирования банка, но и сферу предоставляемых им услуг. Интернет-банкинг (или управление банковскими счетами через Интернет) представляет сегодня одно из наиболее интересных направлений развития банковских услуг. Системы интернет-банкинга включают в себя полный спектр банковских услуг, традиционно предоставляемых клиентам, за исключением операций с наличными деньгами.

Первым банком, использовавшим Интернет для обслуживания клиентов, был Security First Network Bank. Этот сервис начал действовать в 1995 г. За первые полтора года его существования средний прирост капитала банка составлял 20% в месяц, активы выросли до 40 млн. долларов, было открыто более 10 тыс. клиентских счетов. В Европе первым виртуальным банком был Advance Bank, дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия). Подразделение появилось в 1996 г. В России данный вид услуг предложил своим клиентам Автобанк в мае 1998 г. В прогнозе компании Forrester Research о развитии электронного банкинга в Европе указано, что число пользователей таких систем будет расти высокими темпами и к 2005 г. достигнет 110 млн. человек.

С точки зрения используемого программного обеспечения анализ рейтинга систем интернет-банкинга для юридических лиц показывает, что наибольшее распространение получила система дистанционного банковского обслуживания (ДБО) компании «Банк’с Софт Системс». Рассмотрим технологию ДБО на примере комплексной системы BS-Client v.3, разработанной этой фирмой.

В состав этой системы входят следующие подсистемы:

– банк-клиент («классический» банк-клиент);

– интернет-клиент («тонкий» браузерный интернет/банк-клиент);

– компьютерная телефония (банковская информационная и платежная телефонная система).

Каждая из подсистем может выступать как самостоятельно, так и в едином комплексе ДБО.

Решаемые задачи:

- построение по единым стандартам и на единой основе всего комплекса ДБО универсального банка;

- «классический» банк-клиент для юридических и физических лиц, банков;

- «тонкий» интернет/интранет-клиент для юридических и физических лиц, банков;

- банковская телефония (а также факсимильное и пейджинговое общение с клиентами);

- построение расчетной системы банка (включая отделения, филиалы, банки-корреспонденты) с использованием различных каналов связи он-лайн или оф-лайн;

- построение произвольной «сети» расчетов, в том числе организация на базе банка полного цикла электронной коммерции среди клиентов и их предприятий-смежников. Интернет-расчеты;

- казначейство и казначейское исполнение бюджета как самого банка с широкой филиальной сетью, так и его корпоративных клиентов.

Отличительные технические особенности:

- единые для всего комплекса ДБО: привязка к учетным базам (АБС, карточная подсистема и т. д.), администрирование и аудит;

- максимальная производительность за счет оптимального использования аппаратных ресурсов и многопоточности;

- поддержка различных СУБД, в том числе Oracle, Sybase, MS SQL, MS Access (возможно различных в банке и у клиента);

- настройка произвольного жизненного цикла любого документа, его статусов и внешнего вида (с использованием полной гаммы возможностей Windows – шрифты, цвета, печать в формате RTF и пр.);

- поддержка интернет/интранет-технологий в «классическом» и «тонком» банк-клиентах;

- использование произвольных (в том числе сертифицированных ФАПСИ) СКЗИ в «тонком» и «классическом» банк-клиентах (Excellence, Signal-Com, Crypto-ProCSP, Verba-OW, Lan-Crypto и др.) для электронно-цифровой подписи и шифрования в «обе стороны»;

- наличие внутрисистемного предметно-ориентированного языка программирования.

С помощью подсистем ДБО BS-Client v.3 возможно осуществить создание комплексной системы электронного документооборота банка с филиалами, отделениями, обменными пунктами и клиентами (как собственными, так и клиентами филиалов и банков-корреспондентов) с указанием каналов документооборота, применимых для каждого из них. На рис. 64 приведен пример построения такой системы с указанием каналов документооборота, применимых для каждого из них. В нем отражена возможность построения перекрестных связей между клиентами различных банков для организации, например, электронной коммерции. Подобная система позволяет реализовать взаимодействие пользователя системы ДБО BS-Client с различными внешними респондентами по любым каналам связи, используя любые типы документов. Ввиду большого разнообразия услуг ДБО и их направленности на все типы респондентов в системе ДБО BS-Client v.3 рассматривается уже не вопрос привязки к автоматизированной банковской системе (АБС), а комплексный подход по интеграции со всеми необходимыми учетными базами данных (УБД) в банке и у клиентов (АБС, карточная подсистема, SWIFT-терминалы, бухгалтерская система и пр.).

 

 

Рис. 64. Комплексная система ДБО

 

Система BS-Client имеет готовые модули интеграции со следующими учетными системами:

В банке
БИСКВИТ DiasoftBank КВОРУМ RS-Bank
МИМ-Технология ПрограмБанк UBS Инверсия
Новая Афина IB System Object Банк-сервис Ва-Банк
Банкир Любая другая, через текстовый накопитель или непосредст-венно с базами

 

О к о н ч а н и е

У клиента
ПАРУС ГАЛАКТИКА
ИНФОБУХГАЛТЕР Любая другая, через текстовый накопитель или непосредственно с базами

Приведенный список постоянно расширяется.

 








Date: 2015-09-23; view: 521; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию