Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход военных действий 6 page





По родам войск перевозки распределялись следующим образом: 29,8 процента — на стрелковые войска, 30,5 — артиллерийские и бронетанковые, 39,7 процента — на авиационные, инженерные и прочие соединения и части. О напряженности работы железной дороги говорят следующие факты: в среднем в июне — июле ежесуточно прибывало от 13 до 22 железнодорожных эшелонов.

Значительные внутри- и межфронтовые перевозки были выполнены по внутренним железнодорожным, водным и шоссейно-грунтовым коммуникациям. Переброска войск по ним осуществлялась комбинированно: транспортом и пешими переходами. В мае — августе прошло по железнодорожным путям 95 205 вагонов, перевезено водным транспортом около 700 тыс. тонн грузов, по шоссейно-грунтовым дорогам — 513 тыс. тонн и переброшено по воздуху — 4222 тонны.

Главной задачей железнодорожных частей Забайкальского фронта была подготовка основной коммуникации фронта — однопутной линии Карымская — Борзя — Баян-Тумэнь (Чойбалсан). Для этого только на наиболее слабом участке Борзя — Баян-Тумэнь в июне 1945 г. силами войск Забайкальского фронта, органов БОСО и железнодорожников [189] было построено 13 разъездов. Это позволило увеличить пропускную способность участка с 7 до 18 пар поездов в сутки {501}.

В распоряжение 1-го Дальневосточного фронта из Чехословакии прибыла 3-я железнодорожная бригада, развернувшая работы на Приморской железной дороге по развитию станций, системы водоснабжения и укреплению верхнего строения пути. Во 2-м Дальневосточном фронте 25-я железнодорожная бригада к началу боевых действий увеличила пропускную способность Амурской и Дальневосточной железных дорог с 25 до 30 пар поездов в сутки. Поскольку прибывших сил оказалось недостаточно, были сформированы еще около 80 различных восстановительных поездов и летучек, обслуживаемых бригадами железнодорожников Амурской, Приморской и Дальневосточной дорог {502}.

В общей сложности в весенне-летние месяцы 1945 г. на путях сообщения Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока находилось до миллиона советских солдат и офицеров {503}, десятки тысяч артиллерийских орудий, танков, автомашин и многие тысячи тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, обмундирования и других грузов.

На всем протяжении от Иркутска до Владивостока Транссибирская магистраль была передана в ведение оперативной группы Управления Тыла Советской Армии при Главнокомандующем советскими войсками на Дальнем Востоке. Фронты же использовали ответвления от главной магистрали, выходящие к границам Маньчжурии и Кореи. Общая протяженность их составляла 2700 км. Забайкальский фронт имел для базирования 12 железнодорожных участков {504}, 2-й Дальневосточный — 9 и 1-й Дальневосточный — 8. Помимо этого использовалось более 800 км узкоколейных железных дорог, сооруженных перед войной на территории МНР.

В качестве фронтовых распорядительных станций были выделены станция Борзя с отделением на станции Баян-Тумэнь (для Забайкальского фронта), станция Свободный с отделением в Хабаровске (для 2-го Дальневосточного фронта), станции Губерово и Ворошилов (Уссурийск) с отделением на станции Манзовка (для 1-го Дальневосточного фронта).

Наибольшая нагрузка планировалась на линию в Забайкальском фронте. Между тем пропускная способность железнодорожных участков Карымская — Борзя, Борзя — Баян-Тумэнь не могла обеспечить требуемых темпом движения. В связи с этим командование фронта приняло решение со станции Карымская отправить моторизованные части и механизированную артиллерию своим ходом. Для этого в Иркутск и Карымскую прибыли специальные группы офицеров, которые на месте распределяли части для следования своим ходом и по железной дороге {505}.

В Приморье войска доставлялись по железной дороге Хабаровск — Владивосток, проходящей на отдельных участках в 3 — 6 км от государственной границы. Поэтому командование 1-го Дальневосточного фронта придавало особое значение скрытности перевозок. Здесь чаще, чем на других фронтах, в целях дезинформации противника проводились ложные перевозки войск и оборудовались ложные районы сосредоточения. [190]

Огромный объем перевозок невозможно било выполнить только по железным дорогам: пришлось строить и ремонтировать шоссейно-грунтовые. В результате к 9 августа протяженность только военно-автомобильных дорог на Дальнем Востоке превысила 4,2 тыс. км, из них на Забайкальском фронте она достигла 2279 км, на 1-м Дальневосточном — 1509 км, на 2-м Дальневосточном — 485 км {506}.Это в значительной степени увеличило возможности маневра живой силой и боевой техникой в начале боевых действий.

В предвоенный период авиация на Дальнем Востоке не имела широкого развития. В годы войны протяженность воздушных линий возросла с 12 тыс. км в 1941 г. до 18 тыс. км в 1945 г., то есть в 1,5 раза; с 1 июля 1941 г. по 31 мая 1945 г. было перевезено свыше 66 тыс. пассажиров, 7 тыс. тонн грузов и около 2 тыс. тонн почты. В период боевых действий экипажи Дальневосточного управления гражданской авиации совершили 439 самолето-вылетов и перевезли более 360 тонн оборонных грузов, а также значительное количество пассажиров{507}.

В ходе подготовки к войне с Японией большая доля перевозок пришлась на Дальневосточное пароходство. Задачи флоту были определены постановлением ГКО от 30 апреля 1945 г. Наркомату морского флота необходимо было обеспечить в мае по Дальневосточному водному бассейну перевозку 123 тыс. тонн грузов, в том числе каменного угля — 40,6 тыс. тонн, рыбы — 10,3 тыс. тонн, соли — 10,7 тыс. тонн с острова Сахалин, импортных грузов из Петропавловска-Камчатского во Владивосток — 18 тыс. тонн и разных грузов «Дальстроя» — 17 тыс. тонн {508}.

Осуществление мероприятий по обеспечению сосредоточения и развертывания войск на Дальнем Востоке позволило советскому командованию приступить к непосредственной перегруппировке войск. Хотя Государственный Комитет Обороны принял решение о широкой переброске соединений только 3 июня 1945 г. {509}, фактически она началась еще до окончания завершающей кампании в Европе. В апреле на Дальний Восток прибыло резервное фронтовое управление бывшего Карельского фронта, на которое возлагалось командование Приморской группой войск {510}. До 9 мая из резерва Ставки были отправлены два укрепленных района полевого типа{511}. С 9 по 31 мая туда прибыли полевое управление 5-й армии, три управления стрелковых корпусов с четырьмя стрелковыми дивизиями {512}.

В качестве источника стратегического развертывания на Дальнем Востоке Ставка использовала войска четырех фронтов, завершивших боевые действия на советско-германском фронте. Основную массу перегруппированных войск составили войска 3-го Белорусского фронта: управление 5-й и 39-й общевойсковых армий, 6 управлений стрелковых корпусов, 18 стрелковых и 2 зенитно-артиллерийские дивизии, 8 артиллерийских и 2 бригады реактивной артиллерии, или 60 процентов всего количества соединений сухопутных войск, прибывших на Дальний Восток. Из состава 2-го Украинского фронта были отправлены фронтовое и 2 армейских управления, 6 управлений стрелковых, танкового и механизированных корпусов, 10 стрелковых и зенитно-артиллерийских дивизий, 15 бригад основных родов войск; из состава Ленинградского фронта прибыли управления артиллерийского корпуса прорыва и механизированного корпуса, 6 дивизий и 17 бригад различных родов сухопутных войск. [191]

Остальные соединения поступили из 1-го Белорусского фронта (три бригады реактивной артиллерии), Московского военного округа (две танковые бригады) и непосредственно из резерва Ставки ВГК (резервное фронтовое управление, три бригады и два укрепленных района){513}. Большое количество тыловых частей и учреждений прибыло на Дальний Восток из других военных округов.

На Дальний Восток посылались такие соединения и объединения, которые могли успешно решать наступательные задачи в конкретных условиях театра военных действий. Определение целесообразности использования того или иного соединения зависело от опыта и боевых качеств, накопленных в сражениях на советско-германском фронте. Так, соединения и части 5-й и 39-й армий, участвовавшие в прорыве укрепленных оборонительных полос в Восточной Пруссии, предназначались для прорыва на главных направлениях приграничных укрепленных районов. Первая — в полосе наступления 1-го Дальневосточного фронта, а вторая — на Забайкальском фронте. Соединения 6-й гвардейской танковой и 53-й общевойсковой армий, имевшие большой опыт действий в горно-степной местности, были включены в состав Забайкальского фронта для наступления на широких пустынных просторах и горно-лесистых массивах Маньчжурии.

Перегруппировка столь значительных сил и средств в сжатые сроки и на огромные расстояния потребовала тщательной ее организации как со стороны высших инстанций, так и непосредственно на местах развертывания войск.

Поскольку японцы держали на границе с Советским Союзом большие силы, Ставка ВГК заблаговременно приняла меры, чтобы надежно прикрыть пути сообщения, районы сосредоточения и развертывания войск от возможных ударов {514}.

Для обеспечения скрытности массовых железнодорожных перевозок ограничивался допуск лиц к их планированию, контролю и учету как в Генеральном штабе, так и в Центральном управлении военных сообщений Советской Армии; запрещалось ведение переписки и переговоров, связанных с передислокацией войск, станции выгрузки и обслуживания эшелонов нумеровались; передача сводок о движении эшелонов строго контролировалась офицерами ВОСО. Боевая техника на железнодорожных платформах камуфлировалась {515}. Войска выгружались, как правило, ночью, после чего немедленно выводились в район сосредоточения.

Развертывание ударных группировок прошло настолько скрытно, что в начале Маньчжурской операции была достигнута полная внезапность. Командование Квантунской армии знало о начавшихся весной передвижениях советских войск, но оно не ожидало, что Советский Союз завершит эту крупнейшую перегруппировку Вооруженных Сил так скоро {516}.

Данные о количестве сил и средств сухопутных войск, поступивших на Дальний Восток с мая по 8 августа 1945 г., показаны в таблице 8.

Из таблицы видно, что стратегическая перегруппировка войск достигла наивысшего предела в июле, когда на Дальний Восток прибыло из сухопутных войск 51,1 процента личного состава, 52,2 процента артиллерийского и 58 процентов бронетанкового вооружения.

сего в период стратегического развертывания было перегруппировано 2 фронтовых и 4 армейских управления, 15 управлений стрелковых, артиллерийского, танкового и механизированных корпусов, 36 стрелковых, артиллерийских и зенитно-артиллерийских дивизий, 53 бригады основных родов сухопутных войск и 2 укрепленных района, что составило в общей сложности 30 расчетных дивизий. Кроме того, прибыли управления 6-го бомбардировочного авиационного корпуса и 5 авиационных дивизий. В состав ПВО Дальнего Востока поступили 3 корпуса ПВО территории страны. Средняя укомплектованность частей и соединений личным составом была около 80 процентов {518}. Войска, влившиеся в дальневосточную группировку, имели на вооружении более 600 реактивно-минометных установок, а также 900 тяжелых, средних танков и САУ.

О важности и целесообразности проведенной перегруппировки для достижения победы в войне на Дальнем Востоке в 1945 г. говорит известный исторический пример. Одной из причин поражения царской России в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. явилась неспособность русского командования перебросить в сжатые сроки на Дальний Восток необходимые людские резервы, вооружение, боеприпасы и другие виды материальных средств.

Рост боевых сил и средств на Дальнем Востоке, а также удаленность этого театра военных действий потребовали совершенствования стратегических органов военного руководства дальневосточной группировкой войск.

Для координации действий войск и флота Ставка ВГК еще в мае 1945 г. приняла решение о создании Главного командования на Дальнем Востоке, Военного совета и штаба при нем. В конце июня на Дальний Восток отбыла группа генералов и офицеров во главе с Маршалом Советского Союза А. М. Василевским. Эта группа развернула работу в Чите {519}. Решением от 30 июля Ставка оформила создание специального органа высшего управления — Главного командования советских войск на Дальнем Востоке, а директивой от 2 августа — штаба Главного командования советских войск на Дальнем Востоке, фактически действовавших [193] с начала июля. Главнокомандующим был назначен Маршал Советского Союза А. М. Василевский, членом Военного совета — генерал И. В. Шикин, начальником штаба — генерал С. П. Иванов {520}. Координация действий Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии с войсками была возложена на главнокомандующего Военно-Морскими Силами Адмирала Флота Н. Г. Кузнецова. Действиями авиации руководил командующий Военно-Воздушными Силами Главный маршал авиации А. А. Новиков.

При Главнокомандующем советскими войсками на Дальнем Востоке была создана оперативная группа тыла во главе с заместителем начальника тыла Советской Армии генералом В. И. Виноградовым. В нее входили группа офицеров штаба тыла, представители Центрального управления военных сообщений, Главного автомобильного управления, Главного дорожного управления, управлений снабжения горючим, продовольственного и вещевого снабжения, Главного военно-санитарного управления и Главного трофейного управления {521}.

5 августа 1945 г. Ставка ВГК переименовала Приморскую группу войск в 1-й Дальневосточный фронт, а Дальневосточный фронт — во 2-й Дальневосточный {522}. Одновременно были переименованы и существовавшие в составе оперативного управления Генерального штаба приморское и дальневосточное направления {523}.

К 9 августа 1945 г. на Дальнем Востоке были развернуты Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, с войсками которых должны были взаимодействовать 9, 10 и 12-я воздушные армии, а также силы Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии. Противовоздушную оборону осуществляли Приморская, Приамурская и Забайкальская армии ПВО территории страны. Пограничные войска Приморского. Хабаровского и Забайкальского пограничных округов впервые за свою историю должны были выполнять несвойственные им задачи: участвуя во фронтовых операциях, ликвидировать пограничные кордоны и посты противника, уничтожать его укрепленные опорные пункты, а впоследствии принимать активное участие в преследовании вражеских войск и охранять коммуникации, штабы, важные объекты и тыловые районы.

Забайкальский фронт, командующим которого был Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, членом Военного совета генерал А. Н. Тевченков, начальником штаба генерал М. В. Захаров, состоял из 17, 36, 39 и 53-й общевойсковых (командующие генералы Л. И. Данилов, А. А. Лучинский, И. И. Людников, И. М. Манагаров), 6-й гвардейской танковой (командующий генерал А. Г. Кравченко), 12-й воздушной (командующий генерал С. А. Худяков) армий и конно-механизированной группы советско-монгольских войск (командующий генерал И. А. Плиев, его заместитель по монгольским войскам генерал Ж. Лхагвасурэн). Противовоздушное прикрытие войск фронта вели армейская и дивизионная зенитная артиллерия, а также Забайкальская армия ПВО территории страны (командующий генерал П. Ф. Рожков).

К началу боевых действий войска Забайкальского фронта насчитывали 13 управлений стрелковых, артиллерийского, танкового и механизированных корпусов, 39 дивизий и 45 бригад (стрелковых, воздушно-десантных, [194] кавалерийских, артиллерийских, минометных, реактивной артиллерии, танковых, механизированных, зенитной и самоходной артиллерии), 2 укрепленных района и 54 отдельных полка основных родов сухопутных войск, 2 управления бомбардировочных авиационных корпусов, 6 бомбардировочных дивизий, 2 штурмовых, 3 истребительных, 2 транспортных и 7 отдельных авиационных полков.

Конно-механизированные соединения и части монгольской Народно-революционной армии насчитывали 4 кавалерийские и авиационную дивизии, мотобронебригаду, танковый, артиллерийский полки и полк связи общей численностью около 16 тыс. человек, 128 орудий и минометов и 32 легких танка {524}.

В Забайкальской армии ПВО территории страны имелось 3 дивизии ПВО, 2 отдельных зенитно-артиллерийских полка ПВО железнодорожных эшелонов и истребительная авиационная дивизия. Всего в забайкальской группировке войск состояло 648 тыс. человек, или 37,1 процента численности советских войск на Дальнем Востоке. На ее вооружении было 9668 орудий и минометов, 2359 танков и САУ, 369 реактивно-минометных установок и 1324 боевых самолета {525}. Общая протяженность Забайкальского фронта по государственной границе равнялась 2300 км {526}.

1-й Дальневосточный фронт, командующим которого был Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, членом Военного совета генерал Т. Ф. Штыков, начальником штаба генерал А. Н. Крутиков, включал 1-ю Краснознаменную, 5, 25 и 35-ю общевойсковые армии (командующие генералы А. П. Белобородов, Н. И. Крылов, И. М. Чистяков, Н. Д. Захватаев), Чугуевскую оперативную группу (командующий генерал В. А. Зайцев), 10-й механизированный корпус (командир генерал И. Д. Васильев) и 9-ю воздушную армию (командующий генерал И. М. Соколов). На территории фронта дислоцировались войска Приморской армии ПВО территории страны (командующий генерал А. В. Герасимов).

К 9 августа командование фронта имело управления 10 стрелковых и механизированного корпусов, 34 дивизии, 47 бригад и 34 отдельных полка основных родов сухопутных войск, 14 укрепленных районов, управление бомбардировочного авиационного корпуса, 3 бомбардировочные, 3 истребительные, 2 штурмовые авиационные дивизии и 6 отдельных авиационных полков. Приморская армия ПВО территории страны включала управление корпуса ПВО, 2 дивизии ПВО, зенитно-артиллерийскую дивизию, зенитно-артиллерийскую бригаду. 2 зенитно-артиллерийских полка и истребительную авиационную дивизию. Всего в приморской группировке находилось около 589 тыс. человек (33,7 процента), 11 430 орудий и минометов, 274 реактивно-минометные установки, 1974 тапка и САУ и 1137 боевых самолетов{527}. Протяженность 1-го Дальневосточного фронта равнялась 700 км {528}.

2-й Дальневосточный фронт, командующим которого был генерал М. А. Пуркаев, членом Военного совета генерал Д. С. Леонов, начальником штаба генерал Ф. И. Шевченко, включал 2-ю Краснознаменную, 15-ю и 16-ю общевойсковые (командующие генералы М. Ф. Терехин, С. К. Мамонов, [195] Л. Г. Черемисов) и 10-ю воздушную армии (командующий генерал П. Ф. Жигарев), 5-й отдельный стрелковый корпус (командир генерал И. З. Пашков). В пределах фронта размещалась также Приамурская армия ПВО территории страны (командующий генерал Я. К. Поляков). В составе фронта имелись управления 2 стрелковых корпусов, 12 стрелковых и зенитно-артиллерийская дивизии, 4 стрелковые, 9 танковых и 2 истребительно-противотанковые бригады, 5 укрепленных районов, 34 отдельных полка основных родов сухопутных войск, управление смешанного авиационного корпуса, бомбардировочная, 2 штурмовые, 3 истребительные и 2 смешанные авиационные дивизии, 9 отдельных авиационных полков. Приамурская армия ПВО территории страны состояла из управлений 2 корпусов ПВО, 2 дивизий ПВО, 2 зенитно-артиллерийских бригад, 2 отдельных зенитно-артиллерийских полков и истребительной авиационной дивизии. В составе этой группировки было 333 тыс. человек (19,1 процента), 5988 орудий и минометов, 72 реактивно-минометные установки, 917 танков и САУ и 1260 боевых самолетов. Протяженность 2-го Дальневосточного фронта достигала 2130 км {529}.

В составе Тихоокеанского флота, командующим которым был адмирал И. С. Юмашев, членом Военного совета генерал С. Е. Захаров, начальником штаба вице-адмирал А. С. Фролов, имелось 2 крейсера, лидер, 12 эскадренных миноносцев, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, 52 тральщика, 49 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера {530}. Авиация флота насчитывала 1618 самолетов, из них 1382 боевых. Численность личного состава около 165 тыс. человек, флот располагал 2550 орудиями и минометами, а также другим вооружением {531}. Тихоокеанский флот базировался на Владивосток, а также Советскую Гавань и Петропавловск.

Краснознаменная Амурская военная флотилия, командующим которой был контр-адмирал Н. В. Антонов, членом Военного совета контр-адмирал М. Г. Яковенко, начальником штаба капитан 1 ранга А. М. Гущин, имела в строю 8 мониторов, 11 канонерских лодок, 7 минных катеров, 52 бронекатера, 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков и ряд вспомогательных судов {532}. Ее авиация насчитывала 68 боевых самолетов. Кроме того, командующему флотилией были подчинены все сторожевые катера пограничной охраны на Амуре и Уссури, а также суда гражданского речного пароходства. В составе флотилии числилось 12,5 тыс. человек, 199 зенитных орудий и минометов {533}. Краснознаменная Амурская военная флотилия базировалась на Хабаровск, Малую Сазанку на реке Зея, Сретенск на реке Шилка и озеро Ханка.

Итак, к 9 августа 1945 г. на Дальнем Востоке против японских вооруженных сил было развернуто 11 общевойсковых, танковая и 3 воздушные армии, 3 армии ПВО территории страны, флот и флотилия. В их состав входили управления 33 корпусов, 131 дивизия и 117 бригад основных родов войск. Сухопутную границу СССР прикрывал 21 укрепленный район.

Группировка Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке представляла собой силу, способную в короткий срок сокрушить японские войска в Маньчжурии. Основу ее составляли солдаты и офицеры соединений и частей, во время войны находившиеся на Дальнем Востоке, по хорошо обученные в ходе длительной боевой подготовки и знавшие театр военных действий, характер обороны противника и особенности японской армии. Личный же состав армий, переброшенных с запада, обладал большим опытом действий против сильного противника. Умелое использование этих особенностей значительно усилило ударную мощь группировки и во многом предопределило успех всей кампании.

 

 

30.советский тыл

 

Советское общество в первый период войны.

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. В первые дни войны еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоенные лозунги и обещания властей в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере расширения оккупированной врагом территории настроения и ожидания менялись. Люди остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самой страны. Массовый террор немецких войск, беспощадное отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть.

Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать ясе свои силы и проявить лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.


Source(s): Советский тыл в годы ВОВ

 

Социально-экономические изменения.

 

Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась грандиозная по своему размаху эвакуация на восток заводов и фабрик, имущества колхозов и МТС, скота. Предстояло в короткий срок, под налетами вражеской авиации, эвакуировать тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики еще не знала мировая история.

Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые пять месяцев войны из прифронтовых в восточные районы страны удалось направить более 1500 крупных промышленных предприятий (примерно столько, сколько было создано в годы первой пятилетки) и свыше 10 млн. человек.

Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. Порой станки и оборудование монтировались под открытым небом, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов.

Самоотверженные усилия советских людей вскоре дали свой результат. Если выпуск валовой промышленной продукции к ноябрю 1941 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с довоенным, то уже в декабре падение производства прекратилось, а с марта 1942 г. начался его стремительный рост.

К середине 1942 г. завершился перевод экономики на военный лад, выпуск военной продукции по своему объему превзошел германский уровень. К этому времени удалось стабилизировать (хотя и на крайне низком уровне) снабжение продовольствием не только армии, но и городского населения страны (и это несмотря на то, что под оккупацией находились территории, дававшие до войны почти 40% зерна и 84% сахара). Все это создавало экономические предпосылки для разгрома врага.


Source(s): Советский тыл в годы ВОВ

 

Образование и наука в годы войны.

Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.


Source(s): Советский тыл в годы ВОВ

 

Партизанское движение

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы"

 

во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п. С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров. Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Date: 2015-09-23; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию