Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16





 

Психология спортивной карьеры

 

 

16.1. Этапы и особенности спортивной карьеры

Спортивная карьера — это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спорт­смена в избранном виде спорта.

Выделяют четыре этапа спортивной карьеры: подготовку, старт, кульминацию и финиш. Подготовка включает выбор вида спорта, старт — начало занятий спор­том, кульминация — достижение пика результатов, финиш — завершение спор­тивной карьеры, прекращение занятий спортом. Как пишет Н. Б. Стамбулова, «если на этапе начальной специализации спорт обычно воспринимается спорт­сменами как игра, на этапе углубленной тренировки — как сфера учения, то на этапе спорта высших достижений спорт становится образом жизни, а затем и профессией, источником существования» (Стамбулова Н. Б. Психология спор­тивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. С. 162).

Особенностями спортивной карьеры по сравнению с профессиональной карь­ерой являются ее раннее начало (часто еще в старшем дошкольном возрасте; это касается плавания, фигурного катания, спортивной и художественной гимнасти­ки, прыжков в воду), ранние специализация и кульминация (в 18-30 лет в зави­симости от вида спорта) и раннее окончание. В среднем длительность спортив­ной карьеры составляет 10,5 лет (Н. Б. Стамбулова). Более длительна спортивная карьера у легкоатлетов, лыжников, спортигровиков, борцов. При этом девушки и женщины достигают кульминации и завершают спортивную карьеру на 1-2 го­да раньше, чем мужчины. На сроки завершения спортивной карьеры влияют по­лученные спортсменами травмы и ухудшение спортивных результатов.

Незадолго до Московской Олипиады 1980 года было завершено масштабное со­циологическое исследование (О. А. Мильштейн, К. А. Кулинкович) советских спорт­сменов-олимпийцев, выступавших за сборную команду страны на летних и зимних Олимпийских играх с 1952 по 1972 год. Исследование продолжалось несколько лет, в течение которых на вопросы ответили 1476 олимпийцев.

Средний возраст начала занятий спортом у половины олимпийцев — 12-15 лет. У остальной части эти границы весьма различны — от 7 до 25 лет в зависимости от вида спорта, пола спортсменов и прочих факторов. Раньше других начали свои за­нятия пловцы, гимнасты, прыгуны в воду, баскетболисты (10-11 лет), позже осталь- ^0. ных (17 лет и старше) — борцы, легкоатлеты, штангисты, гребцы.


 

Почти половина олимпийцев, прежде чем выбрать вид спорта, в котором они до­стигли совершенства, попробовали себя в 2-3 других видах спорта. Наилучших ре­зультатов добились те спортсмены, которые начали углубленную специализацию в избранном виде спорта в 14-15 лет.

Стаж пребывания в сборной команде страны находится в зависимости от уровня спортивных достижений. Подавляющее большинство олимпийцев покинули сбор­ную в возрастном диапазоне от 25 до 36 лет (наиболее часто — в 29-30 лет).

Среди основных причин ухода из спорта спортсмены назвали: возраст, состоя­ние здоровья, травмы, психическую усталость, прекращение роста результатов, трудности соблюдения спортивного режима и др. Для 51,9% олимпийцев уход из спорта оказался внезапным; 44,2% отметили постепенность завершения спортив­ной карьеры. При этом лишь 40,3% считают, что ушли из спорта вовремя, тогда как 41 — несколько преждевременно, 7 — очень рано, 5,6% — поздно.

Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры.

СПб.: Центр карьеры, 1999. С. 94-96

 

16.2. Кризисы спортивной карьеры1

Как правило, спортивная карьера не складывается гладко. В какой-то момент по­ступательное развитие спортсмена и рост его достижений становятся невозмож­ными в данных условиях. Это вызывает негативные переживания, снижение са­мооценки, социальное отчуждение, желание что-то изменить в тренировочном процессе или поменять тренера, команду. Тогда говорят о наступившем в карьере кризисе.

Предпосылками к появлению кризиса могут быть гипермотивация на высо­кий результат при отсутствии одаренности к данному виду спорта, принятие на себя повышенных обязательств, рост конкуренции, ужесточение требований к со­блюдению режима, ломка тренером техники выполнения спортивного навыка или стиля деятельности, непривычно трудный и длительный спортивный сезон (Н. А. Государев).

Кризисы в спортивной карьере могут возникать и при переходе спортсмена из одной возрастной категории в другую (из юношей в юниоры, из юниоров в моло­дежную категорию, из молодежной категории во взрослую), из любительского статуса в профессиональный. Именно на этих переходных этапах теряется много талантливых спортсменов, поскольку они не выдерживают больших нагрузок и усилившейся конкуренции.

Наконец, кризис может возникнуть после значимого поражения и даже побе­ды, например на Олимпиаде, которая приводит к резкому изменению социально­го статуса спортсмена.

Могут вызывать кризис спортивной карьеры «внеспортивные» обстоятельст­ва, например проблемы и трагедии в личной жизни (Р. М. Загайнов).

1 Феномен кризиса рассматривается двояко: 1) как поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь; 2) как время, характеризующееся особой опасностью или трудностью.

Выявлено, что выдающийся спортсмен способен пережить, не ухудшая своей деятельности, не более пяти типичных кризисных ситуаций. Чем старше спорт­смен, тем больше вероятность возникновения кризиса и тем больше возникает не­обходимость в специально организованной психологической помощи спортсмену.



Кризисы, по мнению психологов, могут играть и позитивную роль, так как по­могают спортсмену «вырасти», приобрести ковыи оаьтт.

 

16.3» Причины преждевременного прерывания спортивной карьеры (отсева спортсменов)

Рядом авторов были изучены факторы, влияющие на отсев учащихся из детско-юношеских спортивных школ. Важность изучения этого вопроса видна хотя бы из того, что только в течение первого года занятий отсев достигает 80%. В резуль­тате не складывается коллектив, у ребят возникает разочарование в спорте.

На первом году занятий основными причинами отсева являются отсутствие устойчивого интереса к избранное вчАу ' \ гр * >ь н>» ооки в меюдике обуче­ния и воспитания (к примеру, у час пт^ в т - «> мп - оег.г-ч оказ генных спорт­сменов). На втором году отсеву < их ' т > _ 'мл ю зо фас та и разряда при классификационных соревнования <, } <. < 5 «нп ы по и оювка наиболее способных учеников («натаскивание») ч<л ьг Л1ие» < фгчшочаппях, которые становятся самоцелью, а не среде I во 1 01, \гл г< > ш\ << ь (кре»ва; на третьем году — неумение совместить заняты сшп. ~,оа V учебол в пи о ге, на четвертом ~ отсутствие желаемых результатов, кома сноп смен \б< ждзеия, чго \ля занятий данным видом спорта у него ^с^осл * чч«* ^ с ос

Ю. Ф. Курамшин (1975) выявит р.» п> ч ^/<«|л,.л - нлч мотвов прихода детей в спорт. Реже всего покида ш спор ив ко (< кп * и, рн \и»шва\ «хочу быть похожим на знаменитого спорте мша» (141 ^ с с I оо,а; «I разится дан­ный вид спорта». Остальные мен нзы и,11^^ * с(» чпк ^прш гасил тренер»,

«ХОЧу СТаТЬ Мастером СПОрта, 4(4111110111)4 Ч., - 1 > юроны VI, сильным,

ловким») не обеспечивали устойчивое гь • мь 1, ишмым видом спорта.

карьеры
иоду»

 

16.4. Проблемы и тршшгш спортсменов

т различных зтапаж тщ

Этап начальной спортивной специализации. Юные спортсмены сталкиваются прежде всего с несоответствием реального 'лччич*оночжч<ч процесса с их пред­ставлениями о нем и о выбранном виде спорта. «Обману ожиданий» способству­ют следующие противоречия:

1) спи\уг — это не «праздник», а «чернозем работа», порой довольно нудная и "Требующая терпения и усилий над собой,

2) прежде чем приступить к освоению основных спортивных умений или иг­ры. 10/жно выполнять общеразвчвающие упражнения, не имеющие прямо­го о-» ношения к выбранному виду спорта;

3) спортивные достижения поначалу малозаметны., растут не сразу с началом тренировочного процесса, а лишь по мере усвоения техники упражнения и развития качеств.

Затем появляются различные страхи: боязнь тренера, старших спортсмЯВв, боязнь участия в соревнованиях, боязнь оказаться неперспективным.




       
   
 


 

Около трети спортсменов тяжело переживают уход из спорта. Возникает мно­го новых проблем (появилось свободное время, которое некуда девать, нужно са­мостоятельно решать вопросы., связанные с изменением образа жизни, необходимо снова завоевывать авторитет, высокий социальный статус в новой сфере деятель­ности (профессии) и т. п.). Те, кто учится, могут испытывать дискомфорт от того что имеются пробелы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе, что не могут заставить себя сосредоточиться, не могут самостоятельно планиро­вать свою работу, что психологически трудно догонять в учебе сверстников, кото­рые ушли вперед.

Ольга Корбут, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике: «Когда 12 лет на­зад я ушла из спорта, то разом иу просто в одночасье, перестала быть кому-либо ин­тересна и нужна. <...> Свадьба, рождение сына только приглушили бель и отчаяние, загнали внутрь страшный еонрос: ка«<ж**ть дальше? Отвечать на него можно было не сразу. И я это "потом" все ег.-го^залз, с тодвигаез, ка:-. могла. Только бесконечно так продолжаться не могло. <...> Через некоторое время с меня сняли стипендию и на­значили на должность гостренера по гимнастике. <...> Работы я не боялась, жажда­ла ее, какие-то правильные или неправильные шаги предпринимала. Только меня по рукам били и ни к чему серьезному ке подпускали. <...> А я хотела делать то, что мне по силам, к чему предрасположена, что дается легко и в удовольствие и пользу приносит всем. <...> И не было бы моих болячек и стрессов, безысходности и уни­жений. <...> Кажется, у меня еше и сейчас не завершился этот ужасный переходный период из спорта в нормальную жизнь».

Советский спорт. 1989 9 марта

Острота протекания кризиса, связан кого с уходом из спорта, усиливается при внезапном уходе, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной по­зиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. За­трудняют адаптацию к новому образу жизни такие свойства личности, как обид­чивость, упрямство, тревожность, нерешительность, застенчивость и пассивность.

В этот период спортсмены особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке родных и друзей.

 

16.5. Способу т пршшы преодоления кризиса

Способы и приемы, с помощью которых спортсмены преодолевают возникающие кризисы, носят сугубо индивидуальный' характер и нередко составляют личную тайну спортсмена. Многие обращаются за помощью к врачу, психологу, создают группы поддержки.

Группа психологической пэддерзижи создается самим спортсменом и состоит из самых близких и дорогих для него людей, прочно завоевавших его доверие (близ­кие родные, друг или лагруга, тренер, психолог). В эту группу включают и тех людей, которых уже печ з жиьых.; и. чят.ъ о коюрых для данного спортсмена жива и священна.

Группы психологической поддержки могут быть постоянными и ситуативны­ми. С помощью первой группы спортсмен решает задачи реабилитации и отдыха, с помощью второй группы — только задачи основной (спортивной) деятельности (Загайнов Р. М. Пслгхолого-педагогоческис основы преодоления кризисных си­туаций (на материале спортивной деятельности): Автореф. дис,... д-ра наук. СПб.


 


читает мно-~ь. нужно са-необходимо 1ре деятель-'1"'-рт от того лноп работе, но планиро-Т'ЛК')Г\ кото-

 

1 Улетна-\ - либо ин-' отчаяние, ;^ылоне

~ О.гЮТЗК

-ли:-о и иа-сь. *ажда-л-и-о \*еня ать то, что ^ и пользу

... • и уии-

:9 я

гэеходный

марта

пгваетея при ее и зной по-:лержки. 8а-гл, оак обид-

-Ч-ХСИВНОСТЬ.:Л)1! ПОМОЩИ

 

 

1зиса

: озн икающие яют личную г»гу. создают

 

И СОСТОИТ ИЗ

зерне(близ-ючают и тех с лортсмена

ситуативны -ии и отдыха, геятельности

ТГЧ1СНЫХ си-

а наук. СПб.,


1992). Численность групп определяется особенностями спортсмена. Более рас­ширенный состав наблюдается у спортсменов, переживших трудное детство или имеющих невысокий статус в спортивной команде.

Психологу, попавшему в группу поддержки1, как отмечает Р. М. Загайнов, нужно быть готовым к тому, что в группе поддержки может возникнуть борьба за лидерство, поскольку каждый хочет различными путями завевать доверие спорт­смена и практически постоянно находится рядом, затрудняя общение психолога со спортсменом и оказание на него необходимых воздействий. Более того, часто эти люди могут видеть в психологе конкурента, стараются помешать ему, прини­жают и его роль, и значение психологической помощи.

Р. М. Загайнов успешно использует в работе дневник значимых переживаний, в котором спортсмены ведут записи интимного характера (о своих переживани­ях, различных аспектах своей деятельности, своих ошибках). С помощью анализа записей этих дневников спортсмен осуществляет самопознание, регуляцию со­стояния и поведения, освобождается от переживаний (катарсис). В результате спортсмен посредством дневника осуществляет самосекундирование, что особен­но важно, если отсутствуют психолог и личный тренер. Если же психолог имеет­ся, то он осуществляет через этот дневник письменный диалог со спортсменом, делая в дневнике корректирующие записи.

Естественно, при этом спортсмен должен проявлять к психологу полное до­верие, а для этого необходимо, чтобы деятельность последнего базировалась на личностно-гуманном подходе (забота о спортсмене, мягкость в обращении, вни­мание к каждому его слову, высокий уровень культуры поведения и общения со спортсменом). Кроме того, психолог должен принять ценности спортсмена и его значимые переживания, открыть спортсмену свой внутренний мир, свои пережи­вания и проблемы. По Р. М. Загайнову, последнее связано с использованием ме­тода опережающего сопереживания, который зарекомендовал себя как незамени­мый в ситуации, когда спортсмен по какой-либо причине «закрылся» от всех, «ушел в себя», в том числе и от психолога. В этом случае психолог сам первым делится со спортсменом своими переживаниями, обращается к нему за советом и поддержкой. Эффект данного приема усиливается за счет фактора неожидан­ности, так как спортсмен, ушедший в свои переживания, даже не предполагает, что его помощь нужна другому. Первой фразой психолога при этом может быть следующая: «Мне нужно с тобой посоветоваться».

Нередко спортсменами используется такой способ выхода из кризиса, как пере­ход в другой вид спорта (например, из легкой атлетики и лыжных гонок в греблю).

1 Это возможно, по мнению Р. М. Загайнова, в свяли с двумя обстоятельствами: психолог стал но­вым другом спортсмена (на основании взаимной симпатии, интереса в общении и т. и.) или же он сумел своими воздействиями эффективно повлиять на достижение спортсменом более высоких ре­зультатов.

Игорь Писарев в течение нескольких лет занимался лыжными гонками. По достиже­нии первого разряда у него наступил кризис, поскольку для того, чтобы получить зва­ние мастера спорта, ему нужно было попасть в десятку лучших ленинградских лыж­ников. Сделать это в ближайшие один-два года было нереально, и спортсмен решил сменить вид спорта. Он выбрал греблю на байдарках, где достиг выдающихся результа­тов: стал серебряным призером Олипиады и многократным чемпионом страны.


 

Особое место занимает кризис, связанный с уходом из спорта. Он обусловлен изменением «я-образа» (представления о себе, своей значимости), так как спорт­смен оказывается в новой жизненной ситуации, к которой он подчас совершенно не подготовлен.

Выдающаяся фигуристка Ирина Роднина после завоевания семи титулов чемпионки мира и конфликта с тренером решила закончить спортивную карьеру. Однако через не­которое время она изменила свое решение, ибо поняла, что, перестав быть действующей спортсменкой, она не сможет найти в данный момент свое место в жизни, поскольку, будучи студенткой третьего курса института физкультуры и, следовательно, не имея диплома, дающего право на тренерскую деятельность, она не сможет устроиться на рабо­ту. Кроме обучения детей фигурному катанию, она больше ничего не умела. Пришлось продолжить спортивную карьеру и выиграть еще три золотые медали чемпионатов мира.

«Расплатой» за невыход из кризиса могут быть неврозы, психосоматические и соматические заболевания, травмы, нежелательные трансформации жизненной установки, коренным образом меняющие образ жизни спортсменов, деградация личности (наркомания, алкоголизм, преступления).

Однако если спортсмен заранее готовится к уходу, возможен безкризисный уход из спорта. Большую роль при этом играет получение профессионального об­разования за время занятий спортом, которое обеспечивает уверенность в зав­трашнем дне.

 

16.6. Цена спортивной карьеры

Внешняя привлекательность спортивных состязаний, блеск медалей и купание в лучах славы — все это достается спортсменам дорогой ценой. Это изнуряющие тренировки, травмы и заболевания, связанные со спортом.

По данным Н. Б. Стамбуловой, на этапе кульминации спортивной карьеры опрошен­ные спортсмены имели в среднем 253 тренировочных дня в году (женщины — 262, муж­чины — 240) при среднем количестве тренировочных часов в год — 1013. Наиболее ти­пичный тренировочный режим — 6 дней в неделю по 4 часа в день (обычно двух-, реже трехразовые тренировки). Одну-две травмы имели 27% мужчин и 43% женщин, три травмы и более— 40% мужчин и 38% женщин, а наличие заболеваний, связанных со спортом, отметили 26% опрошенных). По прекращении спортивной карьеры ощущают последствия травм и заболеваний около половины спортсменов. Лишь 10% женщин и 15% мужчин не имели на протяжении спортивной карьеры серьезных травм и заболе­ваний, связанных со спортом. Таким образом, для большинства спортсменов здоровье оказалось скорее платой за достигнутые результаты, чем наградой.

Сюда следует добавить лишение в течение многих лет обычных житейских удовольствий, развлечений. Самоограничения касаются и получения базового об­разования, и семейных и дружеских контактов, и сексуальной жизни, и создания собственной семьи. С этой точки зрения спортсмены среднего уровня часто ока­зываются в лучшем положении, чем элитные спортсмены.

Елена Мухина, чемпионка мира по спортивной гимнастике: «В 9-10 лет мы ничего вокруг не видим, кроме спорта, интерес к которому так искусно разжигается. Нам кажется, что это какой-то особый мир. Мы еще не знаем, как узко это трехмерное


 


I обусловлен 1К как спорт-совершенно

 

тв чемпионки нако через не­действующей ш, поскольку, льно, не имея иться на рабо-ла. Пришлось ионатов мира.

оматические I жизненной. деградация

 

^кризисный нального об-ность в зав-

 

 

й и купание изнуряющие

 

фы опрошен-ы — 262, муж-Наиболее ти-10 двух-, реже женщин, три связанных со еры ощущают 10% женщин завм и заболе-енов здоровье

 

^ житейских базового об-I. и создания 1я часто ока-

 

мы ничего ается. Нам)ехмерное


пространство — зал, дом, сборы. И даже при том, что спортсмены так много ездят, духовно они страшно обделены. Нагрузки, нагрузки, нагрузки, которые постоянно растут, и кажется порой, что все, сил больше нет».

Огонек. 1988. № 29

 

16.7. Удовлетворенность спортивной карьерой

Удовлетворенность спортивной карьерой определяется объективными и субъек­тивными факторами (Н. Б. Стамбулова). Главное, на что ориентируется при этом большинство спортсменов, — соотношение уровня притязаний и уровня достиг­нутого. Если достиженния соответствуют уровню притязаний или превышают его, спортсмен чаще всего бывает удовлетворен своей карьерой.

Далее по значимости стоит «цена спортивной карьеры». Неоправдавшиеся за­траты физической и нервной энергии снижают удовлетворенность.

Признание со стороны социального окружения тоже имеет значение, но не для всех спортсменов. Для большинства это лишь дополнительный фактор, усили­вающий удовлетворенность или неудовлетворенность спортивной карьерой, ба­зирующейся на других основаниях.

Отчетливой зависимости удовлетворенности/неудовлетворенности от дли­тельности спортивной карьеры не выявлено.

 

16.8. Особенности спортивной карьеры у мужчин и у женщин

Для женщин характерны более ранние начало, кульминация и финиш спортив­ной карьеры по сравнению с мужчинами, если те и другие занимаются одним и тем же видом спорта. Однако при этом мужчины более активны в поиске своей спортивной специализации. Мальчики обычно сами выбирают вид спорта, сами приходят к тренеру или просят родителей отвести их в ту или иную спортивную секцию. Девочки более пассивны и больше полагаются на решение родителей или приглашение тренера. Отсюда мальчики уже имеют представление о выби­раемом виде спорта (хотя весьма смутное и искаженное), а девочки формируют это представление часто только в ходе первых занятий. Несмотря на это, мальчи­ки в три раза чаще, чем девочки, обманываются в своих ожиданиях. Неудиви­тельно, что спортивная карьера у мужчин часто связана с двумя и более видами спорта. Женщины постояннее в своих спортивных пристрастиях.

Мальчики дольше смотрят на свои спортивные занятия как на игру, развлече­ние. Они позднее начинают ставить перед собой спортивные цели. Девочки рань­ше начинают относиться к спорту как к серьезному занятию и вопринимать тре­нировки как труд, пытаются достичь конкретных спортивных целей. Однако стремление к достижению цели сохраняется у мужчин вплоть до ухода из спорта, а у женщин на финише карьеры значительно снижается.

Спортсменки на начальном этапе и этапе углубленной тренировки испыты­вают больший страх и волнение перед соревнованиями, имеют более скромные притязания, чем спортсмены мужского пола, с выраженной мотивацией на избе­гание неудачи. Мужчины чаще настроены на успех, победу, им больше хочется


прославиться, стать знаменитыми. Для них более значимы реакция беоноп.щнко* и прессы. У них чаще возникает «звездная болезнь». В то же время они болы ь озабочены недостаточным уровнем развития бойцовских качеств о силы воли Для женщин отношения с тренером важнее, чем для мужчин, они бол что нуж­даются в эмоциональной поддержке. По при этом они же чаще отмечают п гп иероиеку со стороны тренера на этапе кульминации спортивной карьеры. Чащ-у них возникают и конфликты с тренерами.

Женщины чаще жалуются на зависть и недоброжелательное от оол;, лис к себе подруг по команде, реже бывают удовлетворены сошпльно пспхол<■■П1чсскп>е климатом в группе или команде; им чаше удается сочетав ь занятия спортом с -ч^ бой и своими увлечениями, Мужчины с их более выраженным стремленном к ус пеху вводят для себя более жесткие ограничения.

Женщины более позитивно воспринимают заключительной лтан:--.;р-.. и? е ^ карьеры. У мужчин же он связан с отплел пльными эмошоепп. гае оал: \ «ле - м, спорта их вынуждают травмы, рост конкуренции, в то оремл как лил,е. 4лг ■ использовать свой шанс и останься р. ботчаш спорте


ГЛАВА 17

Болельщики как социально-психологическое явление

 

17.1. Боление и его мотивы

Спорт (по крайней мере многие его виды) существует для зрителей и болельщи­ков. Что же заставляет людей ходить на спортивные соревнования? Для этого есть неколько причин. Во-первых, спортивное зрелище с его интригой, остротой борьбы является хорошей возможностью для эмоциональной зарядки людей. Ведь у всех нас есть потребность в эмоциональных переживаниях — и не только поло­жительных. На соревнования люди ходят, чтобы поволноваться, чтобы не зажи­мать эмоциональные переживания как на службе, а открыто выразить свои эмоции (кричать, топать, хлопать, свистеть). Правда, особо эмоциональных болельщиков с больным сердцем неудача любимой команды может привести к инфаркту и да­же смерти, что неоднократно случалось на футбольных матчах в латиноамери­канских странах, темперамент болельщиков которых известен всему миру. Во-вторых, успехи «своих» (земляков или клуба, отражающего профессиональную принадлежность болельщика) дают возможность потешить свое местечковое или профессиональное самолюбие. В-третьих, для некоторых боление является спо­собом разрядки агрессивности. В-четвертых, спортивное зрелище дает возмож­ность испытать чувство общности, единения в болении за своих спортсменов.

Московскому физиологу профессору В. В. Ефимову, проведшему еще в конце 1920-х и начале 1930-х годов немало часов за изучением, как он говорил, вообра­жаемой, то есть производимой мысленно, работы, пришла в голову идея любопыт­ного эксперимента. Испытуемого усаживали в удобное кресло и измеряли пульс, кровяное давление, частоту дыхания, газообмен, затем на глазах юноши, спокойно сидящего в кресле, атлет начинал упражняться со штангой, многократно выжимая ее двумя руками. В этот моменту испытуемого снова подсчитывали, измеряли кро­вяное давление, дыхание, газообмен. Все показатели увеличивались. Отсюда мож­но предположить, что во время «боления» у наиболее эмоционально переживающих людей возникают идеовегетативные и идеомоторные реакции.

Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта.

Книга третья. СПб., 1993. С.18

Дж. Лой разделил болельщиков на три группы:

1) «первичные, основные» болельщики чрезвычайно активно интересуются спортом и посещают соревнования даже в других городах и за рубежом (фанаты);

2) «вторичные» болельщики регулярно следят по радио и телевидению за спортивными соревнованиями, но редко их посещают;

3) «третичные» болельщики лишь обсуждают спортивные результаты и сле­дят за ними, читая прессу.

Болельщики приходят на стадион, уже обладая неким единым «футбольным», «хоккейным», «баскетбольным» и т. п. сознанием, что и определяет общность их эмоциональных реакций. Эмоциональные реакции болельщиков захватывают и нейтральных поначалу зрителей. Происходит это благодаря характерной для тол­пы особой форме коммуникации — так называемой циркулярной реакции, спо­собствующей усилению эмоций отдельных индивидов и возникновению чувства единства со своими сторонниками. Иногда роль генератора эмоций выполняют лидеры скандирования.

Для болельщиков типична предвзятость оценок «своих» и «чужих». «Мест­ные» патриоты убеждены, что их команда играла лучше, чем соперник, и что про­игрыш любимой команды несправедлив, ее просто засудили.

Успехи или неудачи любимых спортсменов находят сильное отражение в на­строении болельщиков. Неоднократно зафиксированы факты падения произво­дительности труда на производствах вследствие возникшей у болельщиков де­прессии после проигрыша любимой футбольной команды.

 

17.2. Воздействие болельщиков на эффективность деятельности спортсменов

В психологии влияние заинтересованных наблюдателей на участников соревно­вания получило название эффекта присутствия (социальной фацилитации).

Поскольку самочувствие болельщиков зависит от успехов спортсменов, за ко­торых они болеют, свою помощь «своим» спортсменам болельщики видят в том, чтобы вдохновить их и деморализовать «чужих». Осуществляется это с помощью банеров (полотнищ с надписями и рисунками), кричалок и шума.

Чтобы подбодрить свою команду, зрители поют национальные гимны, гимны своих спортивных клубов, популярные национальные песни.

Стремясь деморализовать соперника шумом, используют свистки, трещотки, трубы, барабаны, файеры, взрывные пакеты. По данным ученых, шум оказывает существенное влияние на показатели работоспобности спортсменов — стрелков и тяжелоатлетов, снижая ее на 14%, и понижает точность движений фехтоваль­щиков в среднем на 16%.

Механизм социальной фасилитации был выявлен в эксперименте, когда при­сутствующим зрителям завязывали глаза и они не могли оценить действия спорт­сменов. В итоге не было выявлено никакого влияния присутствующих зрителей на эффективность действий спортсменов — ни положительного, ни отрицатель­ного. Следовательно, присутствие зрителей оказывает влияние на эффективность деятельности спортсменов потому, что зрители воспринимаются как люди, спо­собные оценить деятельность спортсменов. Именно ожидание спортсменом оцен­ки, ее боязнь создают оценочную ситуацию и эффект социальной фасилитации. Имеют значение психологические особенности спортсменов. Еще В. М. Бехтерев


 


и телевидению за результаты и сле-

 

лм «футбольным», еляет общность их <ов захватывают и зактерной для тол-жой реакции, спо-кновению чувства моций выполняют

[ «чужих». «Мест-перник, и что про­зе отражение в на­падения произво-* болельщиков де-

 

 

гсменов

астников соревно-фацилитации). портсменов, за ко­тики видят в том, гея это с помощью \ма.

1ые гимны, гимны

 

вистки, трещотки, гх, шум оказывает менов - стрелков кений фехтоваль-

 

[менте, когда при-ь действия спорт-ьующих зрителей о. ни отрицатель­на эффективность с я как люди, спо-портсменом оцен­кой фасилитации. де В. М. Бехтерев


отмечал, что есть люди социально возбудимые, социально тормозимые и индиф­ферентные. Это значит, что присутствие зрителей на соревнованиях одних возбу­ждает и стимулирует, других затормаживает, угнетает, вызывает страх, третьи же равнодушны к присутствию зрителей.

О. А. Черникова описывает следующий случай. Спортсмен второго разряда, участ­вуя в ответственных соревнованиях по фехтованию, должен был вести бой за вы­ход в финал с мастером спорта. У него было сильное желание одержать победу, он испытывал большой эмоциональный подъем и чувство так называемой «спортив­ной злости» и выиграл этот бой. На протяжении первой половины соревнования этот спортсмен испытывал сильные стенические чувства, чему немало способство­вали торжественность обстановки соревнования, масса зрителей, товарищей, зна­комых... Но соревнования затянулись. Несмотря на поздний час, финальные бои решено было провести в тот же вечер. К этому времени обстановка соревнования изменилась: многие зрители покинули зал, стало пусто, неуютно; в финал вышли сильные противники. Все это вызвало изменение эмоционального состояния спортсмена. Его покинуло чувство уверенности в своих силах, исчез боевой дух, прошла «спортивная злость». Потеря энергии и уверенности в своих силах привела к тому, что он все свои бои в финале проиграл с крупным счетом.

Многие спортсмены предпочитают выступать, когда на трибунах нет родных, близких и друзей. Очевидно, что их присутствие является сильным эмоциогенным фактором. Присутствие этих людей на соревнованиях одобряется спортсменами только в случае выступления их на малозначимых соревнованиях или когда со­ревнования проходят в другом городе, при враждебно настроенных болельщиках.

Однако есть спортсмены, для которых присутствие зрителей («зевак») необ­ходимо даже на тренировках.

Я знал одного спортсмена, который, придя на самостоятельную тренировку, смотрел, есть ли люди, которые могут за ним наблюдать. Если таковых не было, он, не приступая к тренировке, уходил со спортивной площадки.

Старший тренер мужской сборной страны по волейболу Вячеслав Платонов пишет о поведении инчиады (аргентинских болельщиков) на полуфинальном матче чем­пионата мира, проходившем в столице Аргентины Буэнос-Айресе, следующее: «Ни­чего подобного я еще не видел и не слышал. Что грохот Ниагары, что рев реактив­ного двигателя, что наэлектризованная ярость ансамбля поп-музыки в сравнении с беснующейся инчиадой — аргентинскими болельщиками! Орущие глотки, грохо­чущие барабаны, трубящие трубы, щелкающие кастаньеты рвали барабанные пе­репонки, обжигали психику. Треск, рев, канонада — человеческого голоса в спор­тивном дворце не разобрать. Объясняюсь с игроками в перерывах больше жеста­ми, чем словами».

Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта.

Книга третья. СПб., 1993. С. 44

Как отмечает Б. Шеленберг, «положительный» зритель во всех случаях и на всех легкоатлетов оказывает благоприятное влияние, это доказывают результаты выступления на соревнованиях. Воздействие же «отрицательного» зрителя мно­гозначно. Двадцать восемь процентов спортсменов утверждали, что «отрицатель­ный» зритель является для них стимулятором в достижении высоких результатов, 33% спортсменов указали, что для них несущественно, как реагируют зрители,




 

       
   
 
 

17.3. Фанаты

Фанатизм — это доведенная до крайности степень приверженности к какому-либо интересу, команде, сопровождающаяся нетерпимостью к соперникам. Фанатское движение связано главным образом с футболом и представляет собой организо­ванное изнутри сообщество активных болельщиков, живущее по своим правилам и традициям. Фанатами являются в основном подростки и юноши, хотя среди них встречаются и взрослые люди. Половина фанатов не занимаются активно спор­том, а остальные имеют самую низкую спортивную квалификацию либо вообще безразрядники. Фанаты подвержены групповому влиянию, поэтому все одеты в цвета своей любимой команды. Многие из них отмечают важность единения. Уровень культуры у них, как правило, низкий, круг интересов ограничен: чтение художественной литературы малоинтересно, они обходятся без газет и журналов. По данным В. К. Сафонова (Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003), уча­ствуя в фанатском движении, они компенсируют свою нереализованность и от­сутствие авторитета в других сферах жизни (многие отмечают, что быть фанатом престижно).

По данным нашего исследования, выявилась следующая характеристика фут­больных фанатов. Имеются два их вида: «местечковые» (болеют за любые коман­ды своего города, области, страны, испытывая гордость за свою малую и большую родину) и «клубные» (болеют только за одну конкретную команду, часто не свя­занную с местом жительства фаната). Большинство «клубных» фанатов искрен­не считают, что причастны к успехам команды, поэтому значительная часть из них удовлетворяет личные амбиции, приписывает достижения команды себе, те­ша таким путем свое самолюбие и повышая самооценку. «Приписывая» себя к команде, хотят, чтобы она играла для них и ради них. Поэтому половина фанатов относятся негативно к заявлениям игроков, что они играют ради денег. Около по­ловины фанатов верят в патриотизм игроков и сами считают себя патриотами.

Боление за команду, в которой половина, а то и больше — иностранцы, фанаты объясняют тем, что болеют за клуб, а не за игроков. Лишь незначительная часть из них ссылается на привычку, а некоторые вообще не понимают причину этого.

В спортивном соревновании для большинства фанатов важен результат, а не содержание спортивной борьбы, поэтому удовольствие они испытывают лишь в случае победы их команды. По натуре фанаты максималисты и поэтому радость после победы или злость после поражения «своей» команды проявляют бурно и агрессивно, устраивая погромы на улицах и в транспорте.

Имеются две точки зрения на влияние спортивного зрелища на агрессивность зрителей. Первая сводится к тому, что когда люди наблюдают за эмоциональны-




       
 
   
 


 

ми причинами:

 

то отрицатель-


Раздел IV

 

Психология деятельности тренеров и спортивных судей


ГЛАВА 18

 

Психологические особенности деятельности тренеров

 

18.1. Психологические особенности тренерской деятельности

Особенности деятельности тренера связаны прежде всего с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности — постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказы­вать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тре­нера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учени­ков нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна бази­роваться на его авторитете и личности профессионала.

Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессио­нального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпе­ния, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Не секрет, что некоторые тренеры ради быстрейшего достижения ре­зультата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсме­нов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят.

В 70-х годах XX века один тренер по спортивной гимнастике гордился тем, что его уче­ница Гроздова в 12 лет вне зачета выиграла кубок СССР у всех сильнейших гимнасток страны. Однако официально она не могла считаться победительницей, так как во взрос­лые соревнования допускались девушки только с 14 лет. Девочка действительно об­ладала огромным талантом, ее называли гимнасткой будущего. Однако будущее ее не состоялось. Прошло два года. Юридически эта гимнастка уже могла участвовать во взрослых соревнованиях, а фактически — нет, так как от тяжелых нагрузок, превышав­ших ее возрастные особенности, у нее появились боли в костно-мышечной системе. Гимнастка была вынуждена прекратить спортивную карьеру. К сожалению, привлечь этого тренера к юридической ответственности за загубленный талант не было основа­ний: в Уголовном кодексе такой статьи нет.

А вот другой, положительный пример. Чемпион мира по спортивной гимнастике М. Воронин с удовлетворением вспоминал: «Никто не старался выпихнуть меня поско-




 


лет я ел 1С работа;! -:ьш прыжок, кото­рой работы... Мои котировались вы-?-) ' Физкультура

 

трессогеююсть высокое нервно-

 

гпоками семимет-. чтобы не видеть.: прямо с матчей

 

поправки в дея-Это усиливает

 

•а частота пульса гдельные момен-. то есть практи-Лаже на трени-

 

зают не только

'.ечности сверх:ит. иногда по-■ себя. Раздра­жая от неумест-

езразличен. Он <чив. Перед вы­мечает их. зысокая актив-элько в необхо-1л я тренера ха-

"смен большей победе.

благоприятные

)сы тренировки «С. 1969. С. 120

зремя соревнова-

 

лся ое наблюдение: одос одного армей-ляалось, что в тече­


ние всех 40 минут матча он, не переставая, отдавал приказания, куда и кому передавать мяч, когда бросать по кольцу, когда обводить соперника, а когда не бросать и не обво­дить. Для игроков, допустивших ошибки, он не жалел крепких слов. Словом, тренер иг­рал вместе с командой, сидя на скамейке запасных. Он был возбужден не меньше, а, пожалуй, больше баскетболистов, ибо "играл" за всю пятерку сразу. Может, это бы и ничего, но дело в том, что такой тренер не видит всего рисунка игры — ему не до этого. Он не способен не только предвидеть дальнейший ход борьбы, но и правильно ориен­тироваться в данной ситуации, забывает о своих резервах, о планах игры. Он играет. За­мечания такого тренера не производят должного впечатления на игроков, к ним при­выкли, их просто терпят. А когда у такого тренера вдруг появляются дельные советы, они уже до игроков не доходят» (Советский спорт. 1971. 23 января).

С другой стороны, тренер, внешне спокойно принимающий неудачи и наруше­ния правил со стороны соперников, может восприниматься равнодушным. Это, как и чрезмерная «заведенность» тренера, может негативно сказываться на дейст­виях спортсменов.

Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные — курирует своих спорт­сменов на соревнованиях.

Это создает напряженность в семейных отношениях и трудности в воспитании собственных детей.

Один из тренеров по фехтованию, воспитавший чемпионку мира, рассказал мне, что его бросила жена, заявив: «Мне нужен муж, а не тренер».

Это обстоятельство является одним из главных факторов, лимитирующих представительство тренеров-женщин в командах мастеров. Они более обремене­ны семейными делами, воспитанием детей. Кроме того, многие женщины, трени­ровавшие команды, вынуждены были уйти с тренерского поста, поскольку попа­дали в чисто мужские взаимоотношения тренеров между собой и испытывали сексуальные домогательства со стороны спортивных судей и начальства. Не слу­чайно, по данным Дж. Лоя, действующие тренеры-женщины обладают такими же психологическими характеристиками, как и тренеры-мужчины. Они проявляют твердость характера и достаточный уровень интеллектуального развития.

Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального рит­ма жизни тренеров, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение.

Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсме­нов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общения с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и вы­держкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.

Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, — это неиз­бежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность со­циального статуса тренера, неуверенность в будущем.


 

Седьмая особенность — публичность (особенно в спортивных играх), успеш­ная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсу­ждается в средствах массовой информации, его показывают во время телетранс­ляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.

 

18.2. Функции тренера

Помимо основной функции — обучения и развития спортсмена — тренер выпол­няет и другие различные функции (исключая профессиональный спорт, где мно­гие функции, особенно хозейственно-организаторские, выполняются другими ли­цами), которые условно делят на следующие группы.

1. Экспертно-консультативные: тренер выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борь­бы, состоянию спортивного инвентаря и т. д.), а при работе с детскими кол­лективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим во­просам, не относящимся к его профессии.

2. Проектировочные: тренер должен уметь осуществлять перспективное и те­кущее планирование. Особенно следует отметить умение создавать у уче­ников перспективу, это значительно повышает их самоотдачу.

3. Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсме­нов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебно­го и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т. п,

4. Представительство: с одной стороны, тренер является для команды пред­ставителем руководства, а с другой — он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.).

5. Воспитательная: прежде всего целенаправленное влияние на спортсменов, но эта функция осуществляется подчас стихийно, в силу подражания уче­ников своему учителю. Ученики, особенно в юношеском возрасте, стремят­ся идентифицироваться с тренером, легко и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим очень важно, чтобы тренер обладал социально положительными чер­тами личности. Ведь, по словам К. Д. Ушинского, «главнейшее всегда бу­дет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебни­ками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (Ушинский К. Д. Собр. соч. М, 1948. Т. 2. С. 29).

6. Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей учеников, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания.

В процессе такого познания тренеру целесообразно соблюдать следующие правила:


       
   
 


 

Чтобы добиться желаемого от спортсменов, сам тренер обязан быть образцом пре­данности спорту, образцом поведения в быту. Трудно уберечь от дурных соблазнов учеников, когда они видят своего спортивного наставника с сигаретой во рту или с рюмкой в руках.

Ф. Карлайл, известный тренер по плаванию.

Советский спорт. 1974. 25 декабря

 

18.3. Профессиональные знания и умения тренера

Успешность деятельности тренера определяется в первую очередь его знаниями и умениями.

По теории и методике спортивной тренировки и по своему виду спорта уро­вень знаний у тренеров, по данным Г. Д. Бабушкина (Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985), достаточно высокий. Однако по психологии и педагогике, а также по медико-биологическим вопросам около половины тренеров отмечают недостаточность знаний.

Умения делятся на гностические (умение адекватно оценивать поведение и состояние учеников, их индивидуально-психологические особенности; умение находить причины ошибок в обучении спортсменов), конструктивные (умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям, планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их), организаторские (умение организовать об­учение и воспитание на тренировках и соревнованиях, организовать групповое взаимодействие), коммуникатитвные (умение устанавливать контакт с людьми, умение использовать средства общения), творческо-исследовательские (умение делать анализ тренировочных занятий и выступлений учеников на соревновани­ях, работать с научной литературой и делать выводы для своей работы, планиро­вать и осуществлять эксперименты с использованием различных нагрузок, мето­дов обучения, способов выполнения упражнений).

У тренеров с небольшим стажем, как показано Г. Д. Бабушкиным, все перечис­ленные умения недостаточно сформированы, однако наиболее развиты коммуни­кативные умения. Гностические, конструктивные и творческие умения достига­ют пика сформированности при стаже 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет лучше всего проявляются организаторские умения, а уровень проявления гностических и конструктивных умений снижается. Из данных этого исследова­ния следует, что вершины мастерства тренеры достигают после 15 лет работы. Это подтверждается и тем, что наибольшая эффективность работы отмечается у тренеров со стажем 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет эффектив­ность работы снижается. Очевидно, это является следствием их «выгорания», ко­торое проявляется в эмоциональном истощении и снижении самооценки себя как профессионала и личности.

 

18.4. Авторитет и псевдоавторитет тренера

Необходимым условием успешного руководства является авторитет. Тренер, об­ладающий авторитетом, пользуется доверием спортсменов, что создает благопри­ятные условия для их плодотворного сотрудничества. Авторитет тренера об-


 


азцом пре-соблазнов зо рту или

плаванию. 25 декабря

 

ренера

то знаниями

 

г порта уро-руда тренера I педагогике, "«и отмечают

 

ь поведение ч' ги; умение ные (умение вать систему.затруднения низовать об-:ь групповое кт с людьми, кие (умение < «ревновани-ты. планиро-;рузок, мето-

 

все перечис-

7ы КОММуНИ-

дня д остита-гжем больше проявления

0 несмело на­дет работы.

1 отмечается г эффектив-"орания», ко­нки себя как

 

 

эра

. Тренер, об­ет благопри-тренера об­


условлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов прежде всего добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам.

Факторы, обусловливающие авторитет тренера, зависят от возраста и опыта спортсменов. Новички большое значение придают спортивному статусу тренера (если тренер имеет высокие спортивные звания, то у учеников складывается мне­ние, что он является и хорошим тренером). Кроме того, для юных спортсменов важен внешний вид тренера, его вежливость и мягкость обхождения с ними. Для опытных спортсменов авторитетен тот тренер, который добивается высоких ре­зультатов, который профессионально компетентен. Личностные качества тренера отходят на второй план.

Создание авторитета — задача трудная, не решающаяся сразу. Иногда этому процессу препятствуют моменты, кажущиеся на первый взгляд мелочами. Так, поздравляя после соревнований с заслуженным успехом спортсменов, часто за­бывают поздравить и наградить тренеров, приведших их к успеху. Несдержанные руководители могут при неудаче команды устроить «разнос» тренеру в присутст­вии его учеников и т. д. Даже такая, казалось бы, мелочь, как оплата питания спортсменов и тренеров на сборах может в глазах некоторых спортсменов влиять на авторитет тренера. В советское время, например, спортсмены получали на пи­тание больше денег, чем тренеры. По этому поводу тренер мужской сборной ко­манды СССР по волейболу сказал мне: «Как я могу быть для игроков авторите­том, когда мы сидим за одним столом и им дают больше блюд, чем мне. Мне, естественно, не нужно столько еды, сколько им, ведь они тратят на тренировках много энергии. Но многие из игроков судят о себе и тренере по тому, сколько им и нам дают суточных».

Важно, чтобы тренер пользовался авторитетом не только в своей команде, но и у начальства, в других клубах. Конечно, не каждый тренер сразу может приоб­рести авторитет, но нельзя забывать, что авторитет специалиста, даже молодого, во многом зависит от того, как он себя ведет. Более же опытным тренерам, рабо­тающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клуб­ных команд. Игнорирование указаний постоянного тренера часто приводит к то­му, что спортсмен, приезжая со сбора, заявляет о бесполезности занятий.

Не способствуют созданию и сохранению авторитета частые и порой необос­нованные перестановки тренеров при неудачах команд. Конечно, нельзя отри­цать, что смена руководства в момент, когда команда находится в кризисном по­ложении и конфликтует с тренером, иногда является своеобразным социально-психологическим допингом: несколько игр после этого могут пройти успешно. Но никакой допинг не создаст фундамента для стабильности. Всплеск эмоций проходит, и команда снова вступает в полосу неудач, так как причина спада остается.

Созданию авторитета способствует также высокий интеллектуальный уровень тренера: он должен быть выше, чем у его учеников.

Тренер должен стремиться одерживать верх в дискуссиях со спортсменами по самым различным вопросам, но делать это следует ненавязчиво, не подчер­кивая своего превосходства. Правда, слишком большой разрыв в интеллекту­альном уровне тренера и спортсменов может препятствовать работе с командой


 

(Б. Дж. Кретти). Поэтому тренер должен работать и над интеллектуальным уров­нем команды.

Большинство спортсменов, имеющих богатый опыт и знания в своем виде спор­та, нельзя опекать по мелочам, это может вызвать у них обиду. Наоборот, именно им тренер может доверить часть своих забот. В этом случае они могут стать ак­тивными помощниками. Такой подход был характерен для выдающегося совет­ского тренера и педагога В. И. Алексеева. Его школа прославилась не только из­вестными спортсменами, но и тренерами, которых он вырастил из своих учеников.

Авторитет тренера не остается без изменений. Он может снижаться, часто в связи с ошибочностью прогнозов, сделанных им в отношении выступления спортсменов или их прогресса. Например, с целью воодушевления спортсмена тренер может ставить перед ним такие задачи, которые в отведенный срок ока­зываются невыполнимыми, поскольку они не соответствуют его способностям и уровню подготовленности.

Типична ситуация, когда главным авторитетом в команде пользуется не тре­нер (как должно быть), а кто-то из членов команды, как правило, это один или два самых старших и опытных человека. Особенно это характерно для случаев, когда коллектив сложился давно, а тренер пришел со стороны и недавно. Возни­кает риск постепенного ослабления связей «тренер—команда». В подобных слу­чаях коллектив позволяет себе вмешиваться в дела тренера. Эта ситуация может иметь два исхода: либо тренер не приобретает авторитета у команды, она стано­вится плохо управляемой и в конце концов тренер вынужден покинуть свой пост, либо возникнет конфликт между тренером и лидерами команды и при жесткой позиции тренера команду должны будут покинуть лидеры.

Последняя ситуация имела место, когда в 2007 году футбольную команду московско­го «Локомотива» принял известный тренер и сам в прошлом блестящий футболист А. Ф. Бышовец. Возникли трения между ним и двумя ведущими игроками, отдавшими команде много лет, — В. Евсеевым и Д. Лоськовым. В итоге оба покинули команду.

Авторитет тренера во многом базируется на уровне его профессиональнолй образованности, который должен неуклонно расти, и на технической подготов­ленности, которая зависит в основном от предшествующей деятельности тренера в качестве спортсмена.

О роли профессиональной образованности тренера для поддержания его авторитета знаменитый футбольный вратарь Лев Яшин сказал следующее: «Нынешние спортсме­ны учатся в разных учебных заведениях, но большинство, естественно, поступает в ин­ституты физкультуры или школы тренеров. Поэтому кое-кто из них с тренером может на равных поспорить и по сугубо специальным вопросам, сославшись при этом на кон­кретную страницу учебника или возразив ему что-нибудь вроде: "На лекции по физио­логии говорили иначе". К нынешним нужен иной подход, нужны новые методы воспи­тания. А мы чаще всего идем к ним со старыми, которыми пользовались и два, и три десятилетия назад. Те испытаны, проверены на тысячах футболистов. Только на дру­гих, прежних, не нынешних. В этом все дело» (Яшин Л. Записки вратаря. М., 1976. С. 20).

Роль технической подготовки тренера в создании у спортсменов авторитета можно по­казать на следующем примере. Выдающий тренер по легкой атлетике Виктор Ильич Алексеев решил готовить в своей спортивной школе метателей молота. Чтобы быть го-


       
   
 




 


 

«Начинаешь да->екрыл". Снижа-го не требуете"».

г спортсменов,

 

м соблюдении нности самого

 

1Н0.

1ль построил зоднутрене-: преоблада-

 

| шума, кото-

щ угрозу его вную работу

'риближения

«закуривает

:тупления на ого генерала

>1 все видели,

ющью сверх-

можно найти ляется, когда иенов), «Рок-елую трость»

лм относятся: держать эмо-к и ободряет,

аиях и прини-самооблада-глазу на глаз

ня возбужде-е поражения, менов до и во

1ездами», так цими удачно,


и с теми, у кого есть те или иные проблемы; в курсе всех событий, каждому уделяет­ся какое-то внимание.

Среди других положительных типов, выделенных Персивалем, есть также «кон­сультант» (объясняет спортсменам, как достичь лучшего результата), «доктор» (мо­жет помочь при травмах и заболеваниях), «оратор» (удачно пользуется словом, на­страивает спортсменов на более активную работу без излишнего давления).

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. С. 179-180

 

18.5. Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров

Английский ученый Хендри пытался выявить личностные особенности, необхо­димые идеальному тренеру по плаванию, и опросил для этого пловцов и самих тренеров. Сравнение результатов опроса тех и других дало сходные результаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым, спо­собным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должны быть достаточно высокий интеллект, уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным.

Однако изучение психологических особенностей тренеров показало, что их представление об идеальном тренере значительно расходится с тем, что они пред­ставляют собой в действительности. Совпадение было только по двум характе­ристикам - склонности к доминированию (управлению другими) и готовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью.

Изучение психологических особенностей успешных и неуспешных тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Огилвп отмечает, что тренеры име­ют твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую авторитарность, то есть стремле­ние управлять спортсменами, основываясь на своем личном мнении. Однако оче­видно, что эти особенности присущи не всем выдающимся тренерам.

В связи с неопределенностью полученных результатов Б. Дж. Кретти делает вывод, что успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсме­нами.

В одном из исследований мы оценивали знания, умения, отношение тренеров к разным сторонам подготовки спортсменов и др. Решающим основанием распре­деления тренеров по группам было их отношение к разным сторонам подготовки спортсменов. Наибольшее внимание психологической подготовке уделяют заслу­женные тренеры СССР, наименьшее — не имеющие звания, менее квалифициро­ванные. Обобщая опыт общения с тренерами, можно утверждать, что высоких про­фессиональных результатов достигают те из них, кто изначально не ставит психо­логию и индивидуальность спортсмена на последнее место.

ТолочекВ. А. Стили деятельности. М., 1992. С. 36

Г. Д. Бабушкин в результате изучения эффективных и неэффективных трене­ров выявил, что у первых лучше сформированы все виды умений, у них чаще имеются система в работе, положительное отношение к работе, чувство долга. Из личностных качеств эффективные тренеры превосходят неэффективных по меч-


 

тательности, увлеченности, старательности, настойчивости, трудолюбию, энер­гичности, самолюбию, склонности к новаторству. Таким образом, основные раз­личия между эффективными и неэффективными тренерами лежат в мотивацион­ной и волевой сферах.

 

18.6. Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами

Многое в складывании взаимоотношений между спортсменом и тренером зави­сит от поведения самого тренера, от понимания психологии спортсменов, от сти­ля руководства. Дело в том, что представления о качествах «идеального тренера» расходятся у тренера и спортсменов. Первые акцентируют внимание прежде все­го на деловых и профессиональных своих качествах (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются тренерами, но им не придается решающего значения. Спортсмены же (особенно юные и женщины), наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале они смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как он тренирует.

Расхождение позиций по отношению к результатам учебно-тренировочной дея­тельности приводит к тому, что требовательность тренера расценивается спорт­сменами как придирчивость, настойчивость же учеников расценивается тренера­ми как упрямство.

Ученик открыт для тренера во всех слабостях, тренер должен быть открыт в том, что дает ученику силу.

В. Радзиевский

Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания.

Как выявлено И. Н. Решетень и М. И. Фроловой (О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 1975. № 11. С. 20-23) спортсмены-разрядники и мастера спорта считают наибо­лее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактич­ность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров с функ­циональной точки зрения: они считают наиболе

Date: 2015-09-22; view: 701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию