Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По запросу педагогов группы на предмет изучения самооценкиПлан проведения психолого-педагогического обследования ребенка Методика «Дорожки» (используется с детьми старше 3 лет) Данная методика предложена Е. Фокиной на основе аналога социально-символических заданий, разработанных Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном и направленных на измерение самоотношения и самоидентичности. Цель: выявить уровень самооценки и принятия себя, специфики идентификации ребенком себя с лицами ближайшего окружения. Организация: перед выполнением задания во избежание нанесения психической травмы ребенку по поводу семейных условий воспитания необходимо уточнить данные о составе его семьи. Затем ребенку предлагают карточку с изображением «дорожек», на каждой их которых он помечает место своего расположения каким-либо значком – точкой, черточкой, крестиком. Инструкция: «Посмотри, на рисунке – дорожки из круглых камешков, каждая из которых ведет к какому-то человеку. Первая дорожка ведет к точно такому же мальчику, как ты. Где бы ты стоял на этой дорожке? Следующая дорожка ведет к твоей маме. Где ты на этой дорожке?» И т.д. Обработка и интерпретация данных: в общем цикле методик, предложенных Е. Фокиной, физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, интерпретируется как психологическая дистанция: § позиция левее других – как переживаемая ценность «Я»; § позиция выше – как переживая «сила» «Я»; § внутри фигуры, составленной из кружков («других») – как включенность и зависимость § вне фигуры - как независимость «Я» Анализ результатов каждого ребенка по данной методике осуществляется по нескольким направлениям. 1. Уровень самооценки: если на дорожке у слова «Я» значком помечен один из первых трех расположенных слева кружков, то это свидетельствует о высокой оценке и положительном восприятии себя ребенком. Место, обозначенное одним из двух средних кружков (4 и 5 слева), характеризует самооценку ребенка как недостаточно определенную. Выбор ребенком одного из трех расположенных справа кружков указывает на свойственных ему негативно окрашенный образ «Я» 9 (низкий уровень самооценки) 2. Социальная ориентация: чем левее (ближе) к каждому из слов (начиная с последующего после «Я») метки на дорожках, тем сильнее (очевиднее) ориентация ребенка на данного человека Соответственно, значки-метки, расположенные справа на дорожке, указывают на негативно окрашенное отношение к этому лицу и восприятие его ребенком. 3. Профиль идентификации: профильная линия идентичности ребенка образуется при соединении всех отмеченных на дорожках значков. Исходным для «прочтения» профиля служат метка на дорожке слова «Я»: чем ровнее полученная линия, тем более благополучен механизм идентификации и, соответственно, образ «Я» ребенка (при условии, что линия сконцентрирована преимущественно слева), а его отношение к окружающим лицам стабильно, уравновешено.
Методика «Почтовые конверты» Цель: выявить уровень индивидуализации, ощущения ребенком собственной неповторимости и самоценности. Организация: ребенку предлагают бланк с изображением 9 конвертов, у одного из которого вершина треугольника обращена вверх. Именно этот конверт в методике символизирует осознание ребенком собственной индивидуальности. Обработка и интерпретация данных: результаты выбора интерпретируются напрямую. Если ребенок выбирает любой из восьми одинаковых конвертов, то это обозначает, что ему свойственен высокий уровень конформизма, ориентация на мнение других, отсутствие осознания собственной неповторимости и индивидуальности. Чем старше дети, тем чаще они выбирают непохожий на другие конверты.
Методика «Какой ты?» Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка. Организация: ребенку в индивидуальном порядке предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все остальные дети; плохой; хуже всех; когда как – иногда хороший, иногда - плохим; не знаю. Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характеристики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит. Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе». Обработка и интерпретация результатов: ответы ребенка соотносят с одним из показателей эмоциональной окрашенности общей самооценки:
Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указывающей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и социальной самоценности, а индифферентный – указывает на его несформированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания). Р. Бернс (1986) особо подчеркивал мысль о том, что лишенная позитивного содержания самооценка крайне уязвима и защищать ее ребенку часто приходится с помощью агрессии и враждебности к другим людям. К агрессивным тенденциям могут приводить и другие «дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, амбивалентность и неопределенность «Я-концепции», которая сводится у детей к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У таких детей часто отсутствуют способы социального подкрепления представлений о собственной ценности, столь важных для нормального развития личности».
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) Цель: выявить особенности самооценки ребенка дошкольного возраста по различным индивидуальным характеристикам, содержательно связанным между собой Материал: рисунок лесенки, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола диагностируемого ребенка. Процедура: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и поясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После это задают вопросы, ответы записывают. Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?» Таким же образом предлагают ребенку себя оценить по следующим качествам: сильные – слабые, умные – глупые, добрые – жадные, счастливые – несчастные, хороший сын (дочь) – плохой сын (дочь). Обработка данных: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижний ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценки себя, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием. Конкретно об отношении родителей к ребенку говорят ответы на вопрос о том, куда его поставят взрослые. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в тех случаях, если ребенок действительно себя плохо ведет и часто получает замечания от воспитателя.
|