Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБ АВТОРЕ. Известно, что служению театру посвящает свою жизнь не более одного процента населения
Известно, что служению театру посвящает свою жизнь не более одного процента населения. Но то, чем занимается театральное искусство, может оказаться и оказывается интересным и важным для очень многих. Как-то Ренуара спросили, что важнее в искусстве - «как» или «что»? На это Ренуар ответил: «Важно кто!» Первая треть XX века в России ознаменовалась каскадом художественных экспериментов и неистовых исканий новых эстетических теорий. Это, безусловно, было подготовлено всем предшествующим ходом развития русской культуры и подхлестнуто внезапным смешением всех слоев общества в результате бурных социально-исторических событий. В водовороте были задействованы все виды искусства: и живопись, и архитектура, и музыка, и литература, и уж конечно - театр. Одни в культуре ниспровергали старое, другие активно его защищали, третьи с неимоверной быстротой конструировали новое, четвертые, перелопачивая старое, открывали в нем удивительную новизну, параллельно подводя под новоделы добротный старый фундамент. Равнодушных почти не было, так же как почти не было и единомышленников. Нам предстоит еще долго открывать и осваивать то, что было тогда наработано, задумано, начато или завершено. К самому младшему поколению этого периода, к поколению, тогда еще не успевшему осознать и оформить свою самостоятельность, но вместе со старшими вскоре хлебнувшему чашу терпкого (а для некоторых и горького) сталинского режима, к поколению, донесшему до нас, несмотря ни на что, эстафету преемственности в стиле жизни, воззрений, строе мыслей и дел, принадлежал и автор «Режиссуры как практической психологии». Петр Михайлович Ершов (1910-1994) родился в дворянской семье Тульской губернии, в семье, одухотворенной просветительской деятельностью. Мать - Александра Алексеевна Ершова (урожденная Штевен) - была в свое время известным организатором крестьянских школ в Арзамасском уезде. Она неоднократно консультировалась по вопросам народного просвещения с Л.Н. Толстым, В.Г. Короленко, П.А Столыпиным, но ее деятельность в 1896 году была запрещена, несмотря на поддержку обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Отец -Михаил Дмитриевич Ершов - незадолго до начала первой мировой войны был назначен губернатором Воронежа. В семье высоко ценились и поддерживались непопулярные в среде либеральных дворян идеи ПА Столыпина по реформе России. В годы с восемнадцатого по двадцать третий семье пришлось перенести много горя и тягот - скоропостижную смерть отца, потерю старших сыновей, многочисленные переезды, арест матери в Харькове (из тюрьмы она была освобождена стараниями давнего соратника по общественной деятельности В.Г. Короленко). После окончания гражданской войны трое детей из оставшихся в семье Ершовых работали в образцовой подмосковной артели «Красная Горка», где старшеклассник Петр Ершов на скотном дворе ухаживал за лошадьми, коровами и свиньями. Позже, когда многочисленный дворянский контингент был удален из артели, хозяйству доверили право быть спецколхозом для обеспечения Кремля молоком, мясом и овощами. А Петр Ершов содержит себя, мать и сестру, работая чертежником в Московской горной академии, а летом - лаборантом в геолого-разведочных партиях. Зимой семья Ершовых часто посещает спектакли московских театров, пользуясь помощью близко знакомой семьи известного актера и руководителя Малого театра, народного артиста РСФСР князя А.И. Сумбатова-Южина. Театральные увлечения Петра Ершова приводят его сначала в театральный кружок И.М. Рапопорта, а в 1932 году - в театрально-литературные мастерские АД. Дикого. Протежировала мастерские М.Ф. Андреева - личность в те годы очень известная и влиятельная. Блестящая актриса (расположения которой в свое время добивался Савва Морозов), член большевистской партии, друг Ленина, жена Горького -М.Ф. Андреева была поклонницей таланта АД. Дикого и старалась в те, по-прежнему трудные для быта годы, создать все условия для нормальной работы руководимой Диким студии-мастерской. Алексей Денисович Дикий, человек трудной судьбы, являлся одним из талантливейших представителей русского театра. Ему, как и шестнадцати его товарищам, в 1927 году в связи с уходом из отчего дома (МХТ-2) специальным постановлением Наркомпроса было присвоено пожизненное звание артиста Художественного театра. Спектакли Алексея Денисовича часто становились событиями в художественной жизни страны. Народный артист СССР А.Д. Дикий был известнейшим исполнителем в фильмах военных и послевоенных лет ролей русских военачальников (Кутузова, Нахимова) и «вождя всех времен и народов» Сталина (ради этой обоймы киноролей он, видимо, и был досрочно освобожден из заключения). Дикий был не только замечательным практиком, но и теоретиком, чьи режиссерские принципы надолго опередили свое время. Для проведения уроков актерского мастерства он пригласил в свою студию также замечательного и удивительного актера В.О. Топоркова, неофита «поздних» идей К.С. Станиславского. Параллельно преподаванию в студии В.О.Топорков участвовал в домашних репетициях Станиславского. Для студийцев создалась уникальная ситуация - от Топоркова они из первых рук получали информацию о том, как опять по-новому Станиславский работает с актерами, методом физических действий выстраивая на площадке уникальную атмосферу подлинности и правды. А от Дикого студийцы получали лучшие ценности театрального искусства, накопленные до периода 30-х годов нашего века, - ценности, которые по крупицам вместе с молодыми К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко собирали и Е.Б.Вахтангов, и МА.Чехов, и Вл.Э.Мейерхольд, и А.Я.Таиров, и сам Дикий. Знаменитые заповеди Дикого будет неоднократно приводить в своих работах П.М. Ершов, а первую книгу по режиссуре он посвятит светлой памяти своих великолепных учителей - АД. Дикого и В.О. Топоркова. В студии П.М. Ершов очень скоро почувствовал, что театральная деятельность позволяет осуществляться его глубинным интересам к тому, что происходит с людьми. Этот интерес все более и более четко начинает проявляться в театральных работах и теоретических исканиях Ершова. После окончания студии Дикого внешние вехи жизни П.М. Ершова достаточно типичны для работника искусства того времени: работа актером в театре (во время войны - во фронтовом театре), режиссерская деятельность, преподавание в театральных заведениях: при Малом театре, МХАТе, в Московском институте культуры, студии «Современник», Дальневосточном институте искусств. Публикации теоретических статей в журнале «Театр» (одна из которых вызвала бурную дискуссию о методе КС. Станиславского). Поездки по стране с рецензированием спектаклей, лекциями, выступлениями, постановками. Создание и руководство молодежной экспериментальной театральной студией. Еще в 1947 году, сразу после защиты в ГИТИСе кандидатской диссертации по крайне спорной в то время теме «Проблема материала в актерском искусстве», П.М. Ершов начинает работу над текстами, оформившимися потом в связанные между собой единством методологии книги: «Технология актерского искусства» (1959; 2-е изд. - 1992), "Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене)» (1972; 2-е изд. - 1997), «Психофизиология перевоплощения» (1976; в соавт. с П.В. Симоновым, не издана), «Темперамент. Характер. Личность», (1984; в соавт. с П.В. Симоновым), «Происхождение духовности» (1989; в соавт. с П.В. Симоновым и Ю.П. Вяземским), «Потребности человека» (1990), «Режиссура как художественная критика» (1997). Мы уверены, что всякий заинтересованный в понимании секретов человеческого поведения и - шире - человеческого бытия найдет в сочинениях Ершова много полезных и интересных сведений, рассуждений, замечаний, наблюдений, а может быть и больше - основания для принятия и овладения всей системой мировоззрения, предлагаемой автором. П.М. Ершов в своих трудах не призывает читателей бросить все свои дела, профессии и устремиться на подмостки театральных студий или в переполненные (или наоборот - полупустые) зрительные залы профессиональных театров. Книги Ершова предлагают широкому кругу читателей спокойное, взвешенное освоение театральных ценностей в их наиболее универсальном виде, а также освоение открытий и предположений, выходящих за рамки специфики театральной деятельности, но по-прежнему с нею связанных и поэтому делающих секреты театрального искусства реально применимыми во многих областях человеческой деятельности.
А.П. Ершова, В.М. Букатов
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 6 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 10 ВВЕДЕНИЕ 17
1. Искренность и выразительность 17 2. Общение – взаимодействие 19 3. Общие закономерности и штампы 21 4. Экономия сил и субординация целей 27 5. Обнажение борьбы 32 6. Задача, предмет и тема борьбы 35 Глава I. «ИНИЦИАТИВНОСТЬ» 43
1. Принадлежность инициативы 43 2. Распределение инициативы 48 3. Наступление 53 Мобилизованность 53 Пристройки 58 Воздействия 61 Развитие и темпо-ритм 67 Наступление «за настоящее» (за поступок партнера) 70 Наступление «за будущее» (за сдвиги в сознании партнера) 73 Наступление «за прошедшее» 77 4. Оборона 83 5. Наступление - основа борьбы 88 Инициатива и тема спектакля 88 На репетиции 92 Инициатива и сверхзадача роли 96 Глава II. ДЕЛА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В БОРЬБЕ 101
1. Представления о партнере представления о себе 101 2. Взаимоотношения как предмет борьбы 109 3. Разновидности позиционных наступлений 118 «Удалять» - «ставить на место» 122 «Удалять» - «возвышать себя» 125 «Приближать» - «возвышать партнера» («призывать к себе») 129 «Приближать» - «унижать себя» («идти к партнеру») 132 Выяснение отношений 137 4. В пьесе, в режиссуре, на репетиции 139
Глава III. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ - ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ 143
1. Общность и разность интересов 143 2. Соотношение интересов и инициативность 150 3. Соотношение интересов в деловой и позиционной борьбе 156 4. В пьесе, в режиссуре, на репетиции 163
|