Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие ребенка. Часть 3





Основы мышления (умственного или интеллектуального развития) ребенка закладываются в самом раннем детстве. В предыдущих 2-х частях мы начали знакомство с основными типами мышления человека и рассмотрели наглядно-действенный и наглядно-образный типы. Сейчас переходим к следующему уровню — наглядно-схематическому.

 

Психологи выделяют три уровня развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (или словесно-логическое). Причем все эти уровни развиваются последовательно, начиная с определенного возраста ребенка, и при условии, что предыдущий тип мышления уже освоен. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, усвоение обобщений с одной стороны и знаковой системы с другой, являются основой для формирования наглядно-схематического мышления.

 

Наглядно-схематическая форма мышления позволяет отображать связи и отношения, существующие независимо от действий, желаний и намерений ребенка. Малыш не создает эти связи сам, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи.

 

Наглядно-схематическое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими: в них отображаются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и их свойствами. Одно из проявлений наглядно-схематического мышления – схематизм детского рисунка, в котором передается связь основных частей изображаемого предмета, а не его очертания.

 

Именно в этот период следует уделить особое внимание конструированию из геометрических фигур. Ребенок уже умеет отождествлять геометрические фигуры с предметами окружающего мира (помните? Круг – как солнышко, треугольник – как крыша…). Помогите ребенку освоить азы конструирования из геометрических фигур: создавайте вместе простейшие картинки. Например, на листе голубого картона разместите: солнышко (круг), домик (квадрат и треугольник) и дерево (прямоугольник и овал). Предложите ребенку самостоятельно сложить картинку подобную этой, добавив другие геометрические фигуры разного размера и цвета. Когда малыш освоит это несложное занятие, можно переходить к конструированию по схеме человечков, животных, роботов, инопланетян. Можно воспользоваться готовыми схемами (их сейчас великое множество, например, игра «Колумбово яйцо»), а можно придумать самим (см. рис.1).

 

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом используют их. Предложите ребенку внимательно рассмотреть комнату, в которой он находится, назвать предметы мебели, где они расположены и на какие фигуры похожи, если представить, что смотришь на них сверху. Затем предложите нарисовать план комнаты, изобразив все, что в ней находится соответствующими фигурами. Можно показать ребенку несколько вариантов плана комнаты и предложить ему выбрать самый точный (см. рис. 2).

 

Понятно, что для первого раза понадобится ваша помощь, но вскоре малыш научится делать все самостоятельно. И тогда можно приступать к увлекательной игре «Поиск сокровищ»!

Объявите, что у вас есть «карта сокровищ» — это план комнаты (или квартиры). Заблаговременно спрячьте сюрприз и отметьте это место на плане крестиком. Предложите малышу стать искателем сокровищ и покажите ему «карту». Начиная с пяти лет, дети достаточно быстро находят спрятанный в комнате предмет.

В дальнейшем, игру можно усложнять, отмечая на карте не место «клада», а путь с подсказками. Дети узнают схематические изображения предметов и пользуются схемой, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек (рис.3). Поиграв с такими схемами дома, можно предложить ребенку прогулки по заранее составленному маршруту. Для этого понадобится сначала самостоятельно изучить все хорошо опознаваемые объекты на маршруте и потом составить несколько схем, одна из которых и будет картой маршрута.

 

На улице скажите ребенку куда вы намерены отправится и пусть он выберет из предложенных схем верную. Потренировавшись на знакомых маршрутах, вы можете составить схему неизвестного маршрута и предложить малышу, ориентируясь на указатели в схеме, проделать этот путь. При этом, не спешите сразу исправлять ребенка, предоставьте ему свободу действий. Пусть он не сразу найдет верный путь, но представьте радость малыша, когда после нескольких проб и ошибок ему удастся справиться с задачей! Хорошо, если усилия малыша будут вознаграждены неожиданным сюрпризом, небольшим подарком.

 

Многие знания ребенку бывает трудно усвоить на основе объяснений взрослого, но если эти знания преподнести в виде работы со схемами, дети легко их поймут и запомнят. Например, познакомить малыша с отношением части и целого можно с помощью пазлов, разрезных картинок, заплаток, т.е. так, чтобы малыш понял, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей.

Пазлы сейчас продаются во множестве, от самых простых до сложнейших и стоят они не так уж дорого. Что же касается разрезных картинок и заплаток, то их можно сделать самостоятельно. Для разрезной картинки вам понадобится рисунок (или изображение предмета, животного, сказочного героя) и ножницы. Разрежьте картинку на несколько частей и предложите ребенку собрать ее. Картинок таких вы можете сделать много, причем варианты разрезания могут быть самые разнообразные: от самого простого (крест-накрест), до самого сложного (много частей со сложными линиями разрезов).

 

Так же просто можно подготовить заплатки (рис.4). Тут возможны варианты: одна заготовка с прорезью и несколько заплаток, из которых ребенок должен выбрать подходящую. Например, берем цветной картон с рисунком, вырезаем прорезь (в середине или сбоку, неважно) и готовим несколько заплаток из того же картона разной формы. Только одна из этих заплаток подойдет – та, которую вырезали из заготовки. Второй вариант – когда из множества заготовок нужно выбрать ту, которая подойдет к заплатке.

 

Помогут в развитии схематического мышления и такие упражнения: пересказ сказки или восстановление последовательности событий по картинкам (рис. 5). Предложите малышу рассказать знакомую сказку, пользуясь картинками-подсказками. Выложите картинки «вперемешку», и пусть он, расставляя картинки по порядку, расскажет сказку (вам, младшему братишке или сестренке, другу). Таким же образом можно научить ребенка восстанавливать последовательность событий: рассмотрев картинки, ребенок сам (или с вашей помощью) расскажет, что происходит раньше, а что позже.

 

Еще одно полезное и интересное для детей упражнение – восстановить последовательность рисования картины (рис.6). Организуйте игру «Помоги художнику». Сделать это можно, например, так: рассмотрите вместе с ребенком картину, потом расскажите историю: «Однажды художник нарисовал эту картину и поместил ее на выставке. Картину увидел один человек и попросил художника продать ее, но художник сказал, что картина не продается. Тогда человек попросил художника нарисовать еще одну такую же картину, сделать копию. Художник согласился, но вот беда – он забыл что рисовал раньше, а что позже. У него остались зарисовки с элементами картины. Может, ты поможешь ему снова нарисовать картину?»

 

Предложите ребенку рассмотреть карточки с нарисованными частями картины и выложить их по порядку так, как рисовал художник. Если увидите ошибку, не исправляйте ее сразу, предложите еще раз просмотреть на карточки и рассказать, что за чем рисовал художник. Скорее всего, малыш сам увидит свою ошибку и исправит ее. Если же нет, исправьте мягко, объяснив, почему вы так считаете. И, по прежнему, не забывайте хвалить ребенка, ваша похвала – самый лучший стимул для него!

Умение создавать и использовать образы-схемы — большое достижение в развитии мышления. Именно мыслительные действия, основанные на образах-схемах, знакомят малышей со сложными видами взаимосвязей окружающего их мира.

Данный тип мышления позволяет увидеть те значимые стороны явлений, которые недоступны наглядно-образному мышлению. Поэтому умение решать подобные задачи означает переход от суждений на основе образов к суждениям на основе знаков, то есть логическому мышлению, о котором мы расскажем в следующей статье.

 

Шах М.А., кандидат психологических наук, практический психолог, Водомерова И.В., воспитатель

 

Рис. 1

 

 

Рис. 2

 

 

Рис. 3

 

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

 

 

Date: 2015-09-22; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию