Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании





Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума - абстрактно-понятийное мышление человека.

 

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

 

1. ощущение - элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие - целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

3. представление - сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

 

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

 

1. понятие - мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза - выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

 

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат - истина - достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

 

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители - Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

 

· нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

· Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

· Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

· В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

· Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

· Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

 

Рационализм (представители - Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

 

· Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

 

· Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

· Чувства нас нередко обманывают.

· Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

· Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

· Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

 

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

 

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

 

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

 

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

 

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

 

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

 

23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

 

Свойства истинности:

 

1.Объективность-независимость от познающего субъекта. 2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность - знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.

 

Концепции:

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматистская - свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

 

24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.

Знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию. Процесс постижения истины идет через относительные истины, относительно верные отражения объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. В то же время истина конкретна, поскольку истина сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

 

Познание развивается между истиной и заблуждением. Заблуждение- это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.

 

Критерии:

· ясность, но критерий этот субъективен, поэтому ненадежен.

· истинно то, что признается большинством. Критерий абсолютно ненадежен, в науке проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

· истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина- несостоятельно.

· основным критерием истины является практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

· согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания

· простота - хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов

 

внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предполагаемых гипотез.

 

25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия?

 

1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

2. Научное познание требует выработки особых языков науки.

3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

 

Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

 

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

 

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

 

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

 

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

 

Что же касается структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. В первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во втором -речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.

 

Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров:

 

· по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность;

 

· по методам исследования. На эмпирическом уровне - это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т. д.;

 

· по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории.

 

В 17-18 и отчасти в 19 вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов.

 

В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

 

27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.

 

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

· Однозначность цели, замысла

· Системность в методах наблюдения

· Объективность

· Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

 

Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон.

 

Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Различают несколько видов эксперимента:

 

1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений.

 

2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса.

 

3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент

 

4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

 

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

 

28. Теоретические методы познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

 

Абстрагирование-это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Абстрагирование- это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов.

 

Важным примером научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация- мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Идеализация -это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: точка, окружность, линия.

 

Аксиоматический- метод не требующий доказательства.

 

Гипотетико-дедуктивный, когда при помощи дедукции из множества гипотез выдвигается, выбирается один факт, одна гипотеза.

 

26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего являются синтез и анализ. Анализ- процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез- это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

 

Индукция- способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может полной и неполной.

 

Дедукция -способ рассуждения или метод движения знания от частного, т. е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

 

Аналогия - прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках. Аналогия- незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления.

 

Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно.

 

Date: 2015-09-27; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию