Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Целевые программы: понятие, структура, виды
Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка. Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов. Разделы целевой программы: 1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация; 2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной; 3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения; 4. Ресурсный - определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий; 5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации; 6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др. Стадии разработки программы: 1. Отбор проблем; 2. Принятие решения о разработке; 3. Обоснование намечаемых мероприятий; 4. Экспертиза и оценка эффективности; 5. Утверждение; 6. Контроль за ходом выполнения. Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти. Виды целевых программ: 1. По продолжительности и времени упреждения: - долгосрочные (более 5 лет); - среднесрочные (до 5 лет); - краткосрочные (1-2 года); 2. По масштабам решаемых проблем: - международные (сотрудничество со странами СНГ); - национальные или федерально-государственные программы; - региональные; - отраслевые; - межотраслевые; - на уровне фирмы; 3. По содержанию или характеру исследований: - производственные (развитие средств связей в сельской местности); - топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики); - научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер); - экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий); - социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости); - социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков); - продовольственные Существует еще специфический вид программ – президентские. - организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.
Положения разработки и реализации целевых программ в рыночных условиях Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ: 1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы. 2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы. 3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы. 4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными. 5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы. 6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации. Новые подходы к разработке и реализации целевых программ: - общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета; - необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы: a) программы, которые должны финансироваться в полном объеме; b) программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена; c) программы, по которым может быть временно прекращено финансирование; - источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии; - материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников; - методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему; - важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов; - организация выполнения программы: a) Заказчик программы; b) Ответственный разработчик программы; c) Разработчики программы; d) Руководитель программы; e) Администрация программы; f) Фонд данных программы; - государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы. Date: 2015-09-26; view: 19464; Нарушение авторских прав |