Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этический субъективизм в эпоху античности ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 1. Эпикурейство 2. Эвдемонизм Демокрита 3. Стоицизм 1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира. Условия, необходимые для счастья: • атараксия - безмятежность, невозмутимость духа; • правильное отношение к удовольствиям; • избавление от страхов; • равнодушие к внешнему; • дружба. Эпикурейцы считали, что человек должен: • отдавать предпочтение духовным удовольствиям; • соблюдать меру в удовольствиях; • избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия: • естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.); • естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.); • неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство). Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия. Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно". В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться — от страхов: • перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь; • страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью; • страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности. Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие. Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей. Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.). Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья. 2. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) провозглашал целью жизни человек стремление к счастью. Основой счастья являются: • душевное спокойствие; • мудрость (важнейшая добродетель); • чувство меры (разумное удовлетворение потребностей, умеренность). Познание добра и зла осуществляется в процессе воспитания. Демокрит говорил: "Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы". Порок является следствием невежества. Демокрит считал, что: - слава, богатство и стремление к ним лишают людей душевного покоя; • бедность также делает человека завистливым, беспокойным; • мудрость обеспечивает душевное спокойствие, а значит, счастье чело века. Стоики: Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.), Хрисипп (281 - 208 гг. до н. э) развивали ригористические идеи киников. Основные положения этики стоиков: человек должен: осознать необходимость, сквозную причинность - выражение высшего, разумного начала; сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу; в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства; жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой; люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь. Отрешенность от страстей - важнейшее условие внутренней свободы человека; достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью; мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга; стоики не ценили: внешние блага; человеческие привязанности; здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. ("Лучше достойно умереть, чем недостойно жить". Сенека.) В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным. Идеи стоицизма прошли три периода развития: Древняя Стоя (III - II вв. до н. э.); Средняя Стоя (II - I вв. до н. э.); Новая Стоя (I - II вв.) " римский период развития стоицизма. Для Новой Стой характерны: пессимистическая покорность судьбе; усиление индивидуализма, "ухода в себя"; религиозные переживания; милосердие, сострадание. Представители стоицизма: Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (50 -140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180) Литература 1. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. 2. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 3. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с. 4. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
|