Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 3 page. 3.2.3. Учебный предмет Вождение транспортных средств подкатегории B1 (для транспортных средств с механической трансмиссией)





 

3.2.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "B1" (для транспортных средств с механической трансмиссией).

 

Распределение учебных часов по разделам и темам

 

Таблица 8

 

Наименование заданий Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управления <1>  
Посадка, действия органами управления <2>  
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя  
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения  
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода  
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование  
Итого  

 

--------------------------------

<> Для транспортных средств подкатегории B1 с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

<2> Кроме транспортных средств подкатегории B1 с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

 

Первоначальное обучение вождению.

Посадка, действия органами управления: посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

 

3.2.4. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "B1" (для транспортных средств с автоматической трансмиссией).

 

Распределение учебных часов по разделам и темам

 

Таблица 9

 

Наименование заданий Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управлении <1>  
Посадка, действия органами управления <2>  
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения  
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода  
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование  
Итого  

 

--------------------------------

<> Для транспортных средств подкатегории B1 с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

<2> Кроме транспортных средств подкатегории B1 с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

 

Первоначальное обучение вождению.

Посадка, действия органами управления: посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; действия при пуске и выключении двигателя; действия при пуске двигателя, начале движения, остановке, выключении двигателя.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления подачей топлива, рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; отработка приемов руления; действия при пуске и выключении двигателя; действия при увеличении и уменьшении скорости движения; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

 

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны знать:

Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

основы безопасного управления транспортными средствами;

цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

порядок вызова аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;

правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;

современные рекомендации по оказанию первой помощи;

методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством;

управлять своим эмоциональным состоянием;

конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства;

устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства;

обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

выбирать безопасные скорости, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;

использовать зеркала заднего вида при маневрировании;

прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством;

своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

 

V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.

Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).

Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:

 

;

 

где П - число необходимых помещений;

- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;

n - общее число групп;

0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);

- фонд времени использования помещения в часах.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению на закрытых площадках или автодромах.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

Транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4 Примерной программы.

5.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.

5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.

Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).

Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.

Учебные транспортные средства подкатегории "B1" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

 

;

 

где - количество автотранспортных средств;

T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

 

Перечень учебного оборудования

 

Таблица 10

 

Наименование учебного оборудования Единица измерения Количество
Оборудование и технические средства обучения    
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК) <1> комплект  
Компьютер с соответствующим программным обеспечением комплект  
Мультимедийный проектор комплект  
Экран (монитор, электронная доска) комплект  
Магнитная доска со схемой населенного пункта <2> комплект  
Учебно-наглядные пособия <3>    
Основы законодательства в сфере дорожного движения    
Дорожные знаки комплект  
Дорожная разметка комплект  
Опознавательные и регистрационные знаки шт.  
Средства регулирования дорожного движения шт.  
Сигналы регулировщика шт.  
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки шт.  
Начало движения, маневрирование. Способы разворота шт.  
Расположение транспортных средств на проезжей части шт.  
Скорость движения шт.  
Обгон, опережение, встречный разъезд шт.  
Остановка и стоянка шт.  
Проезд перекрестков шт.  
Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств шт.  
Движение через железнодорожные пути шт.  
Движение по автомагистралям шт.  
Движение в жилых зонах шт.  
Перевозка пассажиров на заднем сиденье трицикла (квадрицикла) шт.  
Перевозка грузов шт.  
Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств шт.  
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения шт.  
Страхование автогражданской ответственности шт.  
Последовательность действий при ДТП шт.  
Психофизиологические основы деятельности водителя    
Психофизиологические особенности деятельности водителя шт.  
Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов шт.  
Конфликтные ситуации в дорожном движении шт.  
Факторы риска при вождении автомобиля шт.  
Основы управления транспортными средствами    
Сложные дорожные условия шт.  
Виды и причины ДТП шт.  
Типичные опасные ситуации шт.  
Сложные метеоусловия шт.  
Движение в темное время суток шт.  
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя шт.  
Способы торможения шт.  
Тормозной и остановочный путь шт.  
Действия водителя в критических ситуациях шт.  
Силы, действующие на транспортное средство шт.  
Управление трициклом (квадрициклом) в нештатных ситуациях шт.  
Профессиональная надежность водителя шт.  
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством шт.  
Влияние дорожных условий на безопасность движения шт.  
Безопасное прохождение поворотов шт.  
Безопасность пассажиров транспортных средств шт.  
Безопасность пешеходов и велосипедистов шт.  
Типичные ошибки пешеходов шт.  
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД шт.  
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "B1" как объектов управления    
Классификация трициклов и квадрициклов шт.  
Общее устройство трицикла и (квадрицикла) шт.  
Общее устройство и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. шт.  
Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. шт.  
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости шт.  
Схемы трансмиссии трициклов и квадрициклов с различными типами приводов шт.  
Общее устройство и принцип работы сцепления шт.  
Устройство механического привода выключения сцепления шт.  
Устройство гидравлического привода выключения сцепления шт.  
Общее устройство и принцип работы механической коробки передач шт.  
Общее устройство и принцип работы гидромеханической и бесступенчатой коробки передач шт.  
Назначение и общее устройство раздаточной коробки шт.  
Главная передача, карданная передача и приводы управляемых колес шт.  
Общее устройство рамы трицикла (квадрицикла) шт.  
Передняя и задняя подвески трицикла (квадрицикла) шт.  
Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка шт.  
Виды и маркировка дисков колес шт.  
Тормозные системы трициклов и квадрициклов шт.  
Рулевое управление трициклов и квадрициклов шт.  
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей шт.  
Общее устройство и принцип работы генератора шт.  
Общее устройство и принцип работы стартера шт.  
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания шт.  
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов шт.  
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание трицикла (квадрицикла) шт.  
Информационные материалы    
Информационный стенд    
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" шт.  
Копия лицензии с соответствующим приложением шт.  
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "B1" шт.  
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "B1", согласованная с Госавтоинспекцией шт.  
Федеральный закон "О защите прав потребителей" шт.  
Учебный план шт.  
Тематические планы по предметам обучения шт.  
Расписание занятий (на каждую учебную группу) шт.  
График учебного вождения (на каждую учебную группу) шт.  
Книга жалоб и предложений шт.  
Адрес официального сайта в "Интернет"    

 

--------------------------------

<1> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

<2> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.

Date: 2015-09-18; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию