Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сестринский процесс и проблемы его внедрения в практику






Проведение реформ здравоохранения невозможно без развития сестринского дела, которое охватывает вопросы укрепления здоровья, профилактики заболеваний, а также предоставление помощи больным и инвалидам. Целью начавшегося в 90-х годах реформирования сестринского дела является становление его как самостоятельной специальности и превращение медицинской сестры из простого манипулятора в высокообразованного профессионала, осуществляющего свою деятельность в соответствии с принципами сестринского процесса.

Сестринский процесс - это способ организации сестринской деятельности, основанный на научных принципах и состоящий из последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных этапов, которые позволяют медицинской сестре, используя свои профессиональные знания и умения, обеспечивать качественный уход за пациентом.

Внедрение сестринского процесса в деятельность лечебно-профилактических учреждений требует значительных усилий со стороны всего медицинского персонала, поэтому решение о реформировании должно быть поддержано большинством медицинских сестер и врачей.

Как показывает исследование, основные трудности, встречающиеся на пути реформаторов, связаны с чрезмерной нагрузкой на медицинскую сестру, низкой заработной платой и дефицитом кадров среднего медицинского персонала. Однако вселяет оптимизм то, что лишь около 3 % медицинских сестер, из учреждений в которых сестринский процесс уже внедрен, указывают на отсутствие желания применять его в практической деятельности.

Этапы внедрения сестринского процесса аналогичны тому, что медицинская сестра выполняет в ходе его реализации, а именно: анализ ситуации (обследование), выявление проблем, планирование, реализация и оценка эффективности.

Наша деятельность будет наиболее эффективной, если мы тщательно проанализируем существующее положение, оценим имеющиеся у нас возможности и ресурсы.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний. В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений. Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории. Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы. В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается: -агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике; - разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д. Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Аверин, А. В. Сестринские инновации в психиатрической клинике / А. В. Аверин, А. Б. Козлов, Л. Г. Ронжина // Мед. сестра. - 2007. - № 1.

Уровни профилактики
Составить план мероприятий по профилактике заболеваний легочной системы с целью укрепления здоровья семьи.

Уровни профилактики

Согласно определению ВОЗ, профилактика заболеваний – это мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьба с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболевания и уменьшение его последствий (ВОЗ, 1999 г.).

Выделяют несколько уровней профилактического воздействия.

Укрепление здоровья – процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить контроль над факторами, определяющими здоровье (ВОЗ, 1986, 1999; Оттавская хартия укрепления здоровья).

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных групп (региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных) и индивидуумов.

Первичная профилактика заболеваний включает различные компоненты.

1. Меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни, проведение) экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

2. Формирование парадигмы здорового образа жизни через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье и уменьшение их воздействия; санитарно- гигиеническое воспитание:

- снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребление алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

- привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

3. Меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм (в том числе профессионально обусловленных), несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма и других.

4. Проведение медицинских осмотров:

- при приеме на работу или поступление в учебное заведение;

- при приписке и призыве на воинскую службу;

- для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов, либо с повышенной опасностью для окружающих;

- для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и другие;

- осмотры так называемых декретированных континентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и других) с целью предупредить распространение ряда заболеваний.

Выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе, поведенческого характера, принятие мер по их устранению.

5. Проведение иммунопрофилактики (вакцинации) различных групп населения.

6. Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Профилактические мероприятия должны ориентироваться не только на какой-то один фактор риска, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью факторов.

Вторичная профилактика-комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

1.Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболеваний и факторов, влияющих на их течение.

2. Целевое санитарно-гигиеническое воспитание (обучение) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

3. Проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов:

- использование дополнительных методов диагностики;

- санация хронических очагов инфекции;

- санаторно- курортное лечение;

- рациональное трудоустройство.

4. Регулярное диспансерное наблюдение за пациентами групп риска.

Реабилитация или третичная профилактика – это комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности и утраченных вследствие заболевания функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Третичная профилактика включает:

- обучение пациентов с хроническими заболеваниями в школах здоровья;

- обучение принципам медикаментозной и немедикаментозной терапии, самопомощи в неотложных состояниях, профилактики обострения заболеваний;

- противорецидивная терапия;

- определение степени утраты трудоспособности;

- протезирование и обеспечение устройствами, замещающими утраченную функцию.

План мероприятий по профилактике заболеваний легочной системы с целью укрепления здоровья семьи
1. Составить медико-социальный портрет семьи:

- состав семьи, наличие беременных, новорожденных, подростков, инвалидов, пожилых членов семьи;

- бытовые условия и материальное обеспечение семьи;

- особенности образа жизни семьи: питание, занятия физическими упражнениями, употребление алкоголя;

- наличие факторов риска развития заболеваний легочной системы: сырое жилище, курение, занятость на производствах с загрязнением воздуха химическими веществами, неблагоприятным микроклиматом («горячие», «холодные» цеха).

2. Выявить семьи с высоким риском развития заболеваний легочной системы: туберкулеза, бронхиальной астмы, онкологической патологии, а также лиц с аллергическими реакциями.

3. При наличии в семье часто болеющих детей и детей, имеющих аномалии конституции проконсультировать родителей по вопросам организации питания режима, рекомендовать направлять детей в санаторные детские сады или специализированные группы детских садов.

4. При наличии в семье беременных, новорожденных, больных туберкулезом члены семьи должны проходить флюорографическое обследование 2 раза в год. Нетранспортабельным больным провести трехкратный забор мокроты для посева на ВК.

5. Провести в семьях беседы о роли закаливания, физкультуры, о вреде курения и алкоголизма, о рациональном питании и режиме при заболеваниях легких.

6. Пациентов, перенесших острую легочную патологию (пневмонию, бронхит) взять на диспансерный учет. Им рекомендовать пройти процедуры по предотвращению хронизации патологии.

7. Выявить семьи, имеющие больных хроническими заболеваниями легочной системы: хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая абструктивная болезнь легких (ХОБЛ), эмфизема легких.

8. Дать рекомендации по ведению здорового образа жизни:

· При наличии в семье курящих – прекращение курения. Оградить от табачного дыма членов семьи. Раздать буклеты для самостоятельного изучения.

· Рациональное питание, закаливание.

· Соблюдение правил личной гигиены и гигиены жилища

· Рациональное трудоустройство

· Своевременное лечение ринита, тонзиллита и других видов очаговой инфекции.

9. Пациентов, страдающих бронхиальной астмой, направить в «Школу астмы» для обучения приемам самопомощи, принципам лечения и профилактики неотложных состояний.

10.Диспансерное наблюдение за больными, страдающими хроническими заболеваниями легочной системы, специализированное амбулаторное лечение.

11. Больным с хроническими заболеваниями легочной системы дать рекомендации:

· Отказ от курения, употребления алкоголя

· Соблюдение диеты

· Устранение контакта с аллергенами, раздражающими веществами дома и на рабочем месте

· Вакцинация против гриппа и внебольничной пневмонии

· Рациональное трудоустройство

· Дыхательная гимнастика, массаж, плавание

· Психотерапевтическая коррекция

12. Проведение противорецидивной терапии больным с хроническими заболеваниями легочной системы.

13. Рекомендовать санитарно-курортное лечение больным с хроническими заболеваниями легочной системы

 


Литература
1. Семейная медицина. Руководство в 2 т/Научн. ред. А.Ф. Краснов; редакторы – составители: Р.А. Галкин, Л.Б. Мовшович/-Самара: «Самарский Дом печати» - 1995.-768 с.

2. Руководство по мед. Профилактике /Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. – М.: ГЭОТАФ –Медиа,2007. – 464 с.

3. Сестринское дело. Профессиональные дисциплины / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 697 с.

4. Дуда И.В., Дуда Вит, И., Дуда Вл. И. Руководство по семейной медицине. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 584 с.

5. Избранные лекции по семейной медицине / Под ред. О.Ю. Кузнецовой. – Спб: «ЭЛБИ-СПБ», 2008-736 с.

 


Анкета по оценке частоты травм острым инструментом и рисков заражения медперсонала
Вопросы анкеты, которую мы просим Вас заполнить, направлены на оценку частоты травм острым инструментарием и выявление связанных с ними рисков заражения медперсонала. Ориентировочное время для заполнения анкеты составит около 5 минут.

Хотим обратить Ваше внимание на такой важный момент, как полная анонимность данного опроса. При анализе и представлении материала будут использоваться только обезличенные и обобщенные данные, которые позволят получить представление о сводной картине по изучаемому вопросу.

1. Название отделения (подразделения) ЛГТУ, где Вы работаете

2. Ваша должность

3. Ваш общий стаж работы по специальности

4. Когда в последний раз Вы получали травму (т.е. укол пли порез) острым инструментом при выполнении профессиональных обязанностей?

□ Более года назад □ В течение последнего года

□ В течение последнего месяца □ Никогда

5. Если травмы острыми инструментами у Вас случались, то сколько их было за последний год?

6. Сколько примерно инъекций (или других процедур, связанных с использованием острого инструмента) Вы делаете за рабочую смену?

7. Сколько у Вас рабочих смен в месяц?

8. Последняя травма острым инструментом Вами была получена:

□ В процедурном кабинете □ В операционной

□ У постели больного

□ Другое (укажите место)

9. Каким инструментом была нанесена Ваша последняя травма?

□ Иглой шприца □ Инфузионной иглой

□ Иглой от системы для забора крови □Осколком стекла

□ Скальпелем

□ Другое (укажите чем)

10. В какой момент инъекции/процедуры была получена последняя травма?

□ В момент подготовки инъекции/процедуры

□ В момент выполнения инъекции/процедуры

□ В момент разборки шприца

□ В момент надевания колпачка на иглу после инъекции

□ В момент удаления отходов

□ В другой момент (укажите в какой)

11. Была ли последняя полученная Вами травма зарегистрирована в журнале?

□ Да □ Нет

12. Проходили ли Вы когда-либо обучение, тренинг или подробный инструктаж по безопасному обращению с острым медицинским инструментом и профилактике профессионального заражения после получения диплома?

□ Да □ Нет

13. Какое современное дооборудование/дооснащение рабочего места может снизить риск получения травм и заражения медперсонала?

14. Каков, по Вашему мнению, риск заражения медработника ВИЧ-инфекцией при случайном уколе иглой, которой только что была сделана инъекция пациенту со СПИДом?

□ 0,3% □ 10% □ 50% □ 90%

15. Укажите два наиболее эффективных мероприятия по защите медработников от профессионального заражения ВИЧ-инфекцией:

□ Скрининг пациентов на ВИЧ-инфекцию

□ Вакцинирование медработников

□ Использование индивидуальных средств защиты (т.е. перчаток, масок, очков)

□ Использование дезинфицирующих средств для обработки использованных шприцев и игл

□ Ультрафиолетовое облучение воздуха в медицинских кабинетах

□ Профилактический прием медработником специальных антиретровирусных препаратов после травм с высокой вероятностью заражения.

16. Любые другие ваши замечания и предложения по изучаемому вопросу

Благодарим за участие в исследовании!

 


Анкета для оценки риска травматизации медработников острым инструментарием
Уважаемый коллега!

В целях планирования программ по снижению риска травм острым медицинским инструментарием просим Вас ответить на следующие вопросы, используя 5-балльную оценочную шкалу

В каждом вопросе отметьте, пожалуйста, тот ответ, который наиболее соответствует Вашей позиции.

 

    1 Полностью не согласен 2 Скорее не согласен 3 Отношусь нейтрально/ Не знаю 4 Скорее согласен 5 Полностью согласен
1 Безопасность медперсонала являемся одним из приоритетов в нашем лечебном учреждении          
2 В нашем учреждении используются опасные практики обращения с медицинским инструментарием          
3 Травмы медперсонала случаются Довольно часто в нашем Л ПУ          
4 В нашем учреждении осознается Необходимость изменения поведения и внедрения безопасных практик медперсоналом          
5 Персональная ответственность за культуру безопасности медработниками достаточно осознана          
6 В нашем учреждении возможно внедрение новых безопасных методов, снижающих риск травматизации медперсонала          
7 Я лично готов(а) способствовать тому, чтобы в учреждении принимались эффективные меры по снижению риска производственных травм          
8 Я не боюсь критики и выговора при донесении о произошедшей производственной травме острым медицинским инструментарием          

 

 

Главная

 

 

Теория

сестринского дела

 

 

Сестринский

процесс

 

 

Документация

ЛПУ

 

 

Справочная

информация

 

 

Приказы и СанПины

СанПин 3.1.1.2341-08

Приложение к СП 3.1.1.2341-08

СанПин 2.1.3.2630 -10

СанПин 2.1.7.2790-10

СанПин 3.1.5.2826-10

СанПин 2.1.7.728-99

ФЗ №52-ФЗ

ФЗ №77-ФЗ

 

Должностные инструкции

Должностная инструкция

медсестры

Должностная инструкция

главной медсестры

Должностная инструкция

младшей медсестры

Должностная инструкция

палатной медсестры

Должностная инструкция

операционной медсестры

Должностная инструкция

акушерки

Должностная инструкция

фельдшера

Должностная инструкция

лаборанта (медицинского)

Должностная инструкция

медицинского технолога

Должностная инструкция

медицинского регистратора

Должностная инструкция

инструктора по ЛФК

 

 

Яндекс.Директ

 

 

Новый драматический театр. Билеты

Билеты на спектакли Нового драматического театра. Электронный билет. Выбор! 18+

 

Репертуар театра·Афиша на апрель·Афиша на май

 

ticketland.ru

 

 

Идем в театр «Ленком».

Все билеты театра«Ленком». Зайди в раздел скидки. Билеты по номиналу.

 

Скидки.·Контакты.·Репертуар.

 

Адрес и телефон idemvteatr.ru

 

Скидки на билеты в театр до 50%!

Получите бесплатный купон от Boombate.com и смотрите спектакли чаще! 18+

 

boombate.com

 

 

Новые спектакли! Билеты тут!

Новые спектакли! Полная Афиша! Билеты в наличии!

 

Оперная музыка·Концерты в Москве·Шоу и мюзиклы

 

Адрес и телефон bileti-tut.ru

 

Логин

Пароль

 

Pегистрация | Забыли пароль?

 

Даты и события

25 апреля Всемирный день борьбы против малярии

12 мая Международный день медицинской сестры

31 мая Всемирный день без табака

Смотреть все даты >>

 

Последние комментарии

 

марго >> очень обидно порой бывает. Такое хамское отношение, наверное во всех больницах можно вс...

 

 

alisa >> почему такое отношение к нам мед.сестрам. работу свалили на нас -платить не хотят а треб�...

 

 

Светлана >> Спасибо, много полезной информации...

 

на главную > Документация ЛПУ > Программа развития сестринского дела в России на 2010-2020гг

 

Программа развития сестринского дела в России на 2010-2020гг

 

 

Скачать Программу развития сестринского дела в России до 2020г

в формате.doc

 

Екатеринбург 2009

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ НА 2010–2020гг

 

Наименование Программы Развитие сестринского дела в Российской Федерации

Основание для разработки Программы Концепция развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года

Заказчик Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Основные разработчики Программы Профильная комиссия экспертного Совета в сфере здравоохранения по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации

Российская Ассоциация медицинских сестер

 

Цели Программы Создание правовых, организационных, экономических и методических условий развития сестринского дела в Российской Федерации как одного из звеньев системы здравоохранения, рациональное использование которого ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов здравоохранения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Задачи Программы определение общей среднесрочной стратегии развития сестринского дела в РФ;

определение и обоснование ресурсного обеспечения развития сестринского дела в РФ;

совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей роль и функции (характеристику правового статуса) специалистов сестринского дела в системе Российского здравоохранения;

развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения;

стандартизация и технологизация профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием через развитие и совершенствование системы непрерывного и многоуровневого профессионального образования;

формирование единой информационной среды отрасли, включая систему профессионального образования, путем применения информационных и телекоммуникационных систем и технологий;

обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения информационных продуктов для специалистов сестринского дела.

 

Направления реализации Программы определение общей стратегии развития сестринского дела в Российской Федерации;

повышение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой специалистами со средним медицинским образованием;

реформирование существующей нормативно-правовой базы, определяющей компетенции и ответственность специалистов сестринского дела;

развитие кадрового потенциала специалистов сестринского дела и решение кадровых проблем здравоохранения;

формирование порядка оказания доврачебной медицинской помощи и стандартов деятельности персонала со средним медицинским образованием в соответствии с едиными целями, задачами и принципами развития здравоохранения по переходу на современную систему организации медицинской помощи;

совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, подготовка предложений по ее совершенствованию;

обоснование и подготовка стандартов профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

создание достойных условий труда и социальной защищенности специалистов сестринского дела;

повышение престижа профессии специалистов сестринского дела;

обеспечение создания единой информационной среды путем применения информационных и телекоммуникационных систем и технологий;

формирование мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

совершенствование этических аспектов деятельности специалистов сестринского дела;

развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в сестринском деле, с последующим их использованием в практическом здравоохранении, системе профессиональной подготовки и переподготовки сестринского персонала;

развитие международных связей и сотрудничества с российскими общественными организациями.

 

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2020 гг

 

 

Первый этап: 2010-2015 гг.

 

Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, разработка и внедрение новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи.

 

Завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, подготовка к началу информатизации деятельности сестринского персонала и внедрению информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам.

 

Осуществление подготовительных мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике.

 

Подготовка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и патологических состояний специалистами со средним медицинским образованием.

 

Продолжение реализации национального проекта «Здоровье» по направлениям:

развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий;

повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование медицинской помощи матерям и детям;

совершенствование онкологической помощи, снижение заболеваемости и смертности;

обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных с туберкулезом, проведение профилактических мероприятий, снижение заболеваемости и смертности;

совершенствование медицинской помощи детям-инвалидам;

диспансеризация детей-подростков, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

перинатальная диагностика наследственных заболеваний;

формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации;

развитие службы крови и донорства;

снижение смертности от социально-значимых заболеваний.

 

Второй этап: 2016-2020 гг.

 

Предполагается создание в ЛПУ системы социальной защиты медицинского работника, осуществление путем стандартизации поэтапного перехода к саморегулируемойэ системе организации оказания медицинской помощи.

 

Планируется проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, создание федеральной базы данных по используемым сестринским технологиям в ЛПУ, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения.

 

Перечень основных разделов Программы Современное состояние сестринского дела в РФ.

Определение общей стратегии развития сестринского дела в РФ.

Развитие кадровой политики и профессионального образования сестринского персонала.

Определение и обоснование ресурсного обеспечения развития сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения.

Развитие современных технологий сестринской деятельности.

Развитие системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями, задачами и принципами развития здравоохранения РФ.

Обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела.

Обеспечение создания единой информационной среды.

 

Исполнители основных мероприятий Программы

Главные специалисты по сестринскому делу органов управления здравоохранением регионов Российской Федерации

 

Директора медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации

 

Региональные отделения профессиональных общественных организаций специалистов со средним медицинским образованием

 

Источники финансирования Программы Средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, средства профессиональных общественных организаций специалистов со средним медицинским образованием, средства из других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты Программы Обеспечение высокого престижа профессии специалистов сестринского дела, формирования их социальной защищенности, создание саморегулируемой системы сестринской помощи, позволяющей оказывать качественные медицинские услуги на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений здравоохранения и медицинской науки

Система организации и контроля за реализацией Программы

Управление и контроль над реализацией Программы осуществляется Профильной комиссией Экспертного Совета по здравоохранению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью, Советом директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации, профессиональные общественные организации специалистов со средним медицинским образованием.

 

Основные положения Программы ежегодно уточняются с учетом хода ее выполнения и эффективности использования средств

 

 

1. Общие положения

 

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года определила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности, особенно в трудоспособном возрасте, обеспечения доступа к медицинским услугам для неимущих и социально уязвимых групп, обеспечения безопасности и качества обслуживания пациентов, содействия реализации принципов здорового образа жизни.

 

В связи с этим, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

 

Как отмечено в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

•совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

•развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

•наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

 

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием.

 

В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

 

2. Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации

 

2.1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения

 

В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения.

 

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

 

В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 94,9. Соотношение врач – средний медицинский персонал составляет 1:2,2.

 

Данное соотношение в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении сестринских кадров, в частности, острая нехватка их в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

 

Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского образования, реализующих основные образовательные программы по 9 основным специальностям. В них обучается более 250 тыс. человек.

 

Среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением следует отметить невозможность удовлетворения потребности практического здравоохранения в притоке специалистов сестринского дела. Несмотря на ежегодную подготовку до 70 тыс. молодых специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала. В связи с этим отмечается ежегодное снижение показателя укомплектованности лечебно-профилактических учреждений специалистами сестринского дела, и обеспечить приток молодых специалистов в лечебные учреждения сегодня практически нереально.

 

Прежде всего, это связано с объективными причинами: низкая заработная плата средних медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкий уровень социальной защищенности и невысокий престиж профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего сестринского и среднего медицинского и фармацевтического образования современным потребностям здравоохранения, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.

 

Опыт реализации национального проекта «Здоровье» показал, что средний медицинский персонал (в частности, первичного звена) далеко не всегда соответствует требованиям времени и возросшему уровню зарплаты, и это касается не только качества предоставляемых услуг, но и взаимоотношений сестер и пациентов. А ведь мнение больного о лечебно-профилактическом учреждении складывается из множества факторов, среди которых далеко не последнее место занимает внешний облик медсестры, ее манера общаться, внимание к проблемам пациента, умение найти с каждым своим подопечным общий язык.

 

От сестринского персонала требуется не только высокий профессионализм, но и умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с коллегами и больными. Учитывая большое значение этического начала в медицине и здравоохранении на современном этапе, и то, что реформирование сестринского дела подтвердило возможность автономии профессии медицинской сестры, возникает необходимость пересмотра, дополнений и уточнений юридического статуса медицинской сестры России, законодательно закрепленного распределения полномочий между медицинской сестрой и врачом.

 

2.2. Ресурсное обеспечение деятельности специалистов со средним медицинским образованием

 

Здравоохранение как отрасль в последние годы получило мощные финансовые вливания именно для развития материально-технической базы. Не в малой мере это коснулось и сестринского персонала: сформирован фонд средств малой механизации, облегчающих труд медицинской сестры, усовершенствовано лабораторное оборудование, что также направлено как на оптимизацию и уменьшение трудозатрат специалистов со средним медицинским образованием, так и на повышение доступности медицинской помощи для пациентов.

 

Современное ресурсное обеспечение здравоохранения осуществляется в ситуации динамичного разграничения ответственности муниципальных и государственных структур. Следует отметить, что материально-техническая база учреждений здравоохранения значительно разнится в зависимости от их уровня. Сложно требовать исполнения технологий, если материально-техническое оснащение деятельности не соответствует нормативам.

 

Финансовые потоки, которые идут в ЛПУ, в самую последнюю очередь направляются на изменение условий работы сестринского персонала, приобретение средств малой механизации, создание эргономичных и научно обоснованных условий труда сестринского персонала, разные необязательные формы (конференции, семинары) повышения квалификации. Лишь отдельные руководители ЛПУ готовы дополнительно финансировать обучение среднего медицинского персонала в ведущих российских и зарубежных клиниках, делегировать их для участия в симпозиумах, научно-практических конференциях, семинарах.

 

2.3. Инновации в деятельности специалистов со средним медицинским образованием

 

Эффективность оказания медицинской помощи зависит от четкой и профессиональной сестринской деятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи, путем осуществления стандартизированных технологий сестринского ухода, профилактики, диагностики и лечения.

 

В регионах РФ накоплен определенный опыт работы сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи по использованию современных технологий профилактики, в том числе формированию медицинской активности населения.

 

Возросла роль (активность) сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения по таким важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.

 

На сестринский персонал возложена обязанность обеспечения обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.

 

С каждым годом увеличивается количество экспериментальных площадок по внедрению новых организационных сестринских технологий: сестринский процесс, периоперативный процесс, оккупациональная сестринская помощь и др. Накоплен опыт по внедрению организационных сестринских технологий, ведению сестринской документации.

 

Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделениях «хирургии одного дня», консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому.

 

Имеется положительный опыт профилактической работы медицинских сестер в медико-профилактических отделениях, акушерок в кабинетах планирования семьи. Активнее стал участвовать сестринский персонал в проведении занятий в «Школах пациентов», «Школах активного долголетия», школах «Здоровье для здоровых», «Астма-школы», «Школы диабета», «Артериальная гипертония» и др.

 

Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, использованием в деятельности технологий выполнения простых медицинских услуг и стандартов, постоянным профессиональным совершенствованием, минимально достаточным ресурсным обеспечением.

 

2.4. Система управления сестринской деятельностью

 

Сестринский персонал составляет самую значительную часть медицинских работников, поэтому качество реализации различных направлений по совершенствованию здравоохранения зависит от стройной работы системы управления сестринскими службами.

 

В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ в 2008 году введена должность главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью, который вошел в состав Экспертного совета по здравоохранению Минздравсоцразвития России.

 

В феврале 2009 года была создана Профильная комиссия Экспертного Совета по здравоохранению по управлению сестринской деятельностью, которая обеспечила как иерархическую связь подчинения, так и систему взаимосвязи министерства, главного внештатного специалиста Российской Федерации, главного специалиста региона, области и др., определила горизонтальные связи с учебными и научными заведениями, общественными организациями.

 

Профильная комиссия выполняет функции координирующего органа, она определяет современные стратегические направления развития сестринского дела, взаимодействует с главными специалистами и органами управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам перспектив развития и совершенствования сестринского дела.

 

В апреле 2009 года приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации был восстановлен институт главных внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью Федеральных округов, по сути, создана вертикаль управления сестринской деятельностью в стране.

 

При этом в номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. В штатных расписаниях больниц вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом.

 

В марте 2009 года создана Всероссийская общественная организация Совет директоров медицинских и фармацевтических учреждений среднего профессионального образования, основными задачами которого являются:

•экспертиза учебно-методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

•экспертиза профессиональных компетенций, согласования их с работодателями;

•нормотворческая (согласовательная, проектная) деятельность в сфере среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля.

 

Значительную роль в формировании и развитии сестринского дела вносит Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России». Сегодня она объединяет более 140 тыс. медицинских работников из 68 регионов.

 

Направления ее деятельности отражают запросы сестринской общественности по развитию и совершенствованию профессии. Большая работа проводится по разработке и изданию методической литературы, так необходимой специалистам по различным сестринским специальностям. Одним из ведущих направлений деятельности Ассоциации является деятельность по расширению информационного пространства в сестринском деле. Особых успехов организации удалось достичь по вопросам международного сотрудничества. Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.

 

Все это создает условия для четкой и целенаправленной деятельности в области подготовки и эффективного использования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

 

3. Определение общей стратегии развития сестринского дела в Российской Федерации

 

Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности.

 

Задачи развития сестринского дела:

1.Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами.

2.Совершенствование системы управления сестринской деятельностью за счет повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения.

3.Совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки путем формирования высококвалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции.

4.Совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений и навыков, а также по результатам труда.

5.Обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела.

6.Разработка технологий деятельности сестринского персонала по наиболее распространенным заболеваниям.

7.Разработка и внедрение в практику новых методов профилактики, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека.

8.Создание экспериментальных площадок на базе лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации по внедрению новых сестринских технологий.

9.Повышение уровня профессиональной ответственности и компетентности специалистов со средним медицинским образованием.

10.Стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием.

11.Формирование мотивации населения к ведению здорового образа жизни.

12.Увеличение доли прикладных исследований, направленных на совершенствование системы оказания сестринской помощи.

13.Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала, проведение комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения региона и страны, получение шифра научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе РФ.

14.Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.

 

4. Основные направления реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации

 

4.1. Развитие кадровой политики и профессионального образования сестринского персонала

 

Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом. Развитие кадровой политики заключается:

•в восполнении кадрового дефицита путем формирования механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов;

•в развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

•в определении субсидиарной ответственности региона (в т.ч. финансовой), муниципалитетов в последипломной подготовке специалистов сестринского дела;

•в улучшении качества подготовки в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела путем совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе, обеспечения соответствия государственного образовательного стандарта медицинских специальностей профессиональному стандарту и потребностям ЛПУ;

•в использовании сестринских кадров не только с учетом структуры потребностей учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и с учетом уровня образования специалистов;

•в восстановлении престижа профессии через материальную заинтересованность, достойную дифференцированную оплату труда, систему льготного кредитования жилья и т.п.

•в обеспечении интеллектуализации и развития творческих способностей сестринских кадров, рассматривая финансовые затраты на это как долгосрочные инвестиции в развитие здравоохранения.

 

Реализация Программы развития сестринского дела в Российской Федерации будет происходить поэтапно в рамках Концепции развития здравоохранения.

 

В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будет сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для сестринского дела.

 

В связи с этим необходимо осуществить

•совершенствование системы эффективного использования сестринских кадров в зависимости от уровня образования и базовой специальности, довести соотношение врач/ медицинская сестра до 1:3;

•завершение работы по формированию полного регистра всех медицинских работников со средним медицинским и высшим сестринским образованием с учетом их качественных признаков для адекватной оценки и распределения по необходимым для здравоохранения позициям;

•продолжение внедрения отраслевой системы оплаты труда;

•продолжение работы по созданию отраслевых нормативных правовых актов по охране труда сестринского персонала в учреждениях здравоохранения;

•разработка эффективных технологий оздоровления персонала непосредственно на рабочем месте;

•содействие правовой и экономической грамотности специалистов сестринского дела;

•создание возможности бесплатного доступа специалистов сестринского дела к профессиональной печати, нормативно-распорядительным документам и др. источникам профессиональной информации;

•содействие участию специалистов сестринского дела в проведении научных исследований, образовательных программах, инновационных проектах, корпоративных мероприятиях, научно-практических и др. конференциях.

 

Для обеспечения учреждений здравоохранения кадрами со средним медицинским образованием необходимо продолжить развитие многоуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, высшего сестринского образования.

 

Основные направления развития профессионального, в том числе последипломного образования:

•развитие накопительной системы последипломного образования сестринского персонала;

•определение полномочий и ответственности учреждений здравоохранения при практическом обучении студентов медицинских образовательных учреждений на до- и последипломном уровне;

•введение системы заочного (дистанционного, с использованием телекоммуникационных и информационных технологий) обучения при проведении дополнительного профессионального образования средних медицинских работников;

•формирование дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы;

•развитие контрактной системы трудоустройства, когда договор должен заключаться перед получением диплома, иметь продолжительность не менее 3-х лет и материальную заинтересованность молодого специалиста;

•максимальное приближение условий и содержания обучения к практической действительности, усвоение всего лучшего, что действует в практическом здравоохранении, проведение практического обучения в условиях ЛПУ, где реализуются передовые технологии сестринского ухода и организации сестринской деятельности, для чего ЛПУ должны иметь рейтинг «образовательной состоятельности»;

•формирование объемов последипломной подготовки кадров на основе соответствующих заказов органов управления учреждений здравоохранения;

•развитие системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах многоуровневого образования;

•адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы;

•повышение квалификации преподавательского состава, особенно преподавателей – совместителей из числа врачей и медицинских сестер практического здравоохранения.

 

На втором этапе реализации Программы (2016–2020 гг.) предполагается:

•поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданной инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения, развитие морального и материального стимулирования профессионального роста для содействия притоку молодых специалистов в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях, а также уровнях отдельного ЛПУ;

•разработка научно обоснованных, экономически эффективных и безопасных технологий сестринской деятельности для последующего мониторинга и внедрения в ЛПУ;

•совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала с минимизацией затрат из личных средств работника;

•восстановление престижа профессии посредством возможности гарантированного участия специалиста в социальных программах (система льготного кредитования жилья и т.п.);

•доведение соотношения врач/медицинская сестра в сфере профилактики и реабилитации до 1:8, по другим направлениям деятельности 1:5.

 

Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, их рационального размещения и эффективного использования должно соответствовать основным стратегическим направлениям развития здравоохранения.

 

4.2. Определение и обоснование ресурсного обеспечения развития сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения

 

Рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание материальных образовательных ресурсов приведет к улучшению показателей деятельности системы здравоохранения в целом и сестринских служб в частности.

 

Бюджетные ресурсы должны быть задействованы системой здравоохранения в первую очередь на формирование условий для повышения эффективности оказания медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, на совершенствование системы управления сестринской деятельностью и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, для их активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона. Средства субъектов федераций, отдельных ЛПУ должны быть направлены на приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала.

 

При планировании расходов на здравоохранение при введении унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо включать в расчетную стоимость сестринские услуги. Необходимо совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств.

 

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств необходим анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом. Система оплаты труда сестринского персонала должна регулироваться с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.

 

В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая проведение модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения. При этом необходимо провести совершенствование (планирование и реализацию) прогнозируемого притока ресурсов в систему и внедрение механизмов стимулирования качества и эффективности обслуживания.

 

В соответствии с этим планируется осуществить:

1.анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом для обеспечения целевого и эффективного использования средств;

2.совершенствование методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств;

3.приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала за счет средств субъектов федераций, отдельных ЛПУ;

4.переход на отраслевую систему оплаты труда сестринского персонала с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.

 

На втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) предполагается продолжить рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание физических ресурсов и углубление знаний, для чего необходимо решить ряд задач:

•обеспечение подготовки и распределения кадров в соответствии с выбранной схемой организации сестринских служб (по категориям, численности и размещению);

•поддержание необходимого уровня компетенции специалиста сестринского дела, а также качества и продуктивности работы с использованием системы последипломного обучения и практической подготовки;

•обеспечение необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры образования;

•развитие технологий, оптимально соответствующих имеющимся возможностям.

 

4.3. Развитие современных технологий сестринской деятельности

 

В соответствии с задачей по развитию сестринского дела в РФ по формированию условий для усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной помощи населению путем совершенствования нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих качество медицинской, медико-санитарной помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми меди

Date: 2015-09-18; view: 1976; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию