Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От эпохи Возрождения до марксизма





 

1. Эпоха Возрождения и Новое время.

2. Немецкая классическая философия:

а) теория познания и этика И. Канта;

б) абсолютно-идеалистическая направленность философии Г. В. Ф. Гегеля;

в) антропологический материализм Л. Фейербаха.

3. Философия марксизма, предпосылки ее зарождения и основные особенности.

Основные понятия: антропоцентризм, гносеоцентризм, эмпиризм, рационализм, объективный идеализм, антропологический материализм, диалектический материализм.

 

Термин «возрождение» появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя средневековью, где гос­подствовали теология и схоластическая философия, а с другой – возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-техничес­ких достижений, а также изменения в ценностях культуры бук­вально во всех сферах жизни людей в Западной Европе – все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи – эпохи Возрожде­ния. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретическо­го выражения в философии.

Данный исторический период можно разделить на следующие культурно-исторические пласты:

Европейский гуманизм, связанный с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идей возрождения человека из духа античности.

Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. «Тезису Фомы Аквинского «малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких» Галилей противопоставляет такой принцип: «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о вели­чайших вопросах, не достигая никакой истины». Для Кеплера и
Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить
числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.

Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой
переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне
обыденной жизни протестантизм становится религией, проникаю­щей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой
выражения перехода к правовому государству.

Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.

Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро
Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую,
гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной
культуры. Происходит «переоткрытие» Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют про­блему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты («страсти души»).

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, Космос, в средние века – Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

Основные принципы эпохи Возрождения:

1) антропоцентризм – внимание философов направлено, в основном, на человека;

2) постулирование творческой сущности человека; он никому не подражает (ни Богу, ни природе), он сам по себе деятелен, он творит;

3) эстетические понимание действительности доминирует над научными и моральными представлениями;

4) гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

В XVII–XVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть классической философией. Здесь рассматривается философия Нового времени и немецкая классическая философия. Можно выделить следующие конкретно-исторические пласты:

I. Философия Просвещения (нач. ХVII – кон. ХVIII в.):

1. Рационализм: Р. Декарт (1596–1650), Б. Спиноза (1632–1677), Г. В. Лейбниц (1646–1716).

2. Эмпиризм: Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Дж. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776).

3. Французское Прсвещение: Б. Паскаль (1623–1662), Ф. М. Вольтер (1694–1778), Ш. Монтескье (1689–1755), Ж.. Ж. Руссо (1712–1778), Ж. О. Ламетри (1709–1751), П. Гольбах (1723–1789), К. Гельвеций (1715–1771), Д. Дидро (1713–1784).

II. Немецкий идеализм (нач. ХVIII – сер. ХIХ в.): И. М. Хладениус (1710–1759); В. Гумбольт (1767–1835), И. Кант (1724–1804), Й.-Г. Фихте (1762–1814); Ф. Д. Е. Шлейермахер (1768–1834); Ф. В. Шеллинг (1775–1854); Г. В. Ф. Гегель (1770–1831).

Центральной и одновременно исходной точкой философии Нового времени является размышляющий субъект. Этот период в развитии философии получил название гносеоцентрического (от греч. gnosis – «знание, познание»).

В это время вследствие значительного продвижения науки вперед, поток информации резко возрос. Благодаря великим открытиям Н. Коперника (1473–1543), Г. Галилея (1564–1642) и И. Кеплера (1571–1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта – соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний – в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем новых философских направлений. Одно из таких направлений – рационализм (от лат. ratio – разум) – выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.

Другое философское направление – эмпиризм (греч. empiria – опыт) – утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679) и Д. Локк (1632–1704).

И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Рационалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Сторонники эмпиризма, в свою очередь, недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления.

Развитие науки и общественной жизни (в последней трети XVI –начале XVII в.) способствует изменению всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических установок.

Уже в период ранних буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики.

В конце XVI – начале XVII века в Англии возникло сильное материалистическое направление (которое развивалось и в XVII, и отчасти в XVIII в.). Английский материализм XVII в. представлен философскими теориями Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Д. Локка. Во Франции – Р. Декарт, в Голландии – Б. Спиноза. Материализм того времени опирался на достижения естествознания. Однако тогда наиболее активно развивались математика, физика, механика. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно – его механистический характер.

Главнейшим приобретением естествознания XVII–XVIII вв. явились экспериментальный метод и метод анализа. Однако метод анализа был несколько ограниченным, односторонним. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза, вне их всеобщей связи с природой и взаимодействия, т.е. диалектически, а не метафизически породило в философии метафизический метод мышления.

В конце XVII – начале XVIII века, после завершения ранних буржуазных революций, в странах Западной Европы поднялась волна религиозных реакций и идеализма. Наиболее яркий представитель – епископ Д. Беркли (1865–1753). Но остановить распространение материализма не удавалось.

В XVIII в. основным центром борьбы материализма и идеализма стала Франция. Наиболее яркими представителями здесь были Ж. Мелье, Ламетри, Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций.

XVIII в. в истории цивилизации называют эпохой Просвещения, так как в то время среди философов распространялось убеждение в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях. Обращение к теологии стало немодным и осуждалось в научном мире.

В Германии носителями идей Просвещения стали И. Гердер (1744–1803) и молодой И. Кант (1724–1804).

Иммануил Кант – родоначальник немецкого классического идеализма. В творчестве Канта было два основных периода – докритический (до нач. 70-х гг.) и критический (с нач. 70-х гг. и до конца жизни).

В докритическом периоде философия разрабатывается им как теоретическая умозрительная наука (т.е. без обращения к опытным данным) в области онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Выдвигает теорию происхождения Солнечной системы, намечает идеи классификации животных, естественной истории человеческих рас.

В критическом периоде обосновывает идею о том, что философское познание основывается на критическом исследовании познавательных способностей человека и границ, до которых простирается знание. Создает свои главные произведения: «Критика чистого разума» (1781). «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1798).

В «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что новое знание получается в результате комбинаций категорий (понимаемых им, выражаясь современным языком, как некие «оси координат», априорно присущих рассудку человека) и наблюдений.

Согласно Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т. е. носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей получаем содержание познания. Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором основывается наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления. Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени: время есть форма внутреннего чувства (но косвенным образом оно является условием и внешнего восприятия). Пространство и время как формы чувственности обладают трансцендентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях. Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12, т.е. 4 группы по 3 категории) и идеи чистого разума (их 3) [26].

Date: 2015-09-18; view: 662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию