Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Практический смысл изучения философии

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОКИ, ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Понятие мировоззрения.

Структура и состав мировоззрения.

Исторические типы мировоззрений.

Понятие философии.

Основные функции философии.

Особенности философского мировоззрения.

Время, место и причины возникновения философского мировоззрения.

Соотношение философии с другими сферами культуры.

Основные традиционные разделы философии.

10. ≪Основной вопрос≫ философии.

Практический смысл изучения философии.

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Под мировоззрением обычно понимают систему общих представлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизненные ориентиры и нормы поведения индивида. Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Вместе с тем имеет смысл рассматривать и социальное мировоззрение, которое формируется па основе индивидуальных мировоззрений. Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.

2. СТРУКТУРА И СОСТАВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Любое мировоззрение — многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания: чувства, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оценки, нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные составляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоизменениям и развитию.

Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение— чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание— рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:

1) знания— повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);

2) ценности и оценки— определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень);

3) идеалы и нормы— ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень);

4) убеждения— степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Мифологическое мировоззрениехарактерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений. Мифологическое сознание отличается сиикретичпостью, т.е. целостностью и перасчлепеппостыо. В мифах сложно переплетаются религиозные верования, зачатки научных знаний, философия, искусство, политические и социальные представления. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенанравленное совершенствование социальной действительности, сколько па традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира. Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, ≪детского≫, нолуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, по по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия. Наиболее известны следующие памятники древней мифологии:

— индийской: ≪Рамаяна≫, ≪Махабхарата≫, ≪Ригведа≫;

—египетской: ≪Тексты пирамид≫, ≪Пер-м-рху≫ (≪Книга мертвых ≫);

—шумеро-аккадийской: ≪Эики и Нипхурсаг≫, ≪Ипаппа-Думузи≫;

—греческой: ≪Илиада≫, ≪Одиссея≫, ≪Труды и дни≫, ≪Геитамихос≫;

—японской: ≪Кодзики≫, ≪Нихонги≫;

—тибетской: ≪Зермиг≫, ≪Лубум≫, ≪Маникабум≫;

—финской: ≪Калевала≫.

Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций, например в виде социальных мифов (о ≪вожде пародов≫, о ≪сильной руке≫, о превосходстве одной нации над другой, об ≪избранности нации≫ и т.д.).

Религиозное мировоззрение.В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией, так как связано преимущественно с эмоционально-чувственным восприятием бытия и основывается на мифологической идейной платформе. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, т.е. рационально-понятийную, основу. Термин ≪религия≫ имеет два основных значения. Первое, более широкое, связано с этимологией слова (соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения человеческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Абсолют, Атман, Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение определяет один из типов сознания (мировоззрения), а также конкретное социальное выражение этого типа сознания, т.е. указывает па конкретную религию как социальный феномен. Далее в тексте термин ≪религия≫ используется во втором своем значении. Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности:

1) ≪вера≫, возводимая в принцип, при подчиненном положении знания и разума;

2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричиппых и необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;

3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуалов и культа;

4) наличие ≪священного писания≫, а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного Откровения, а значит —абсолютной истины.

Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воздаяние, этические нормы, определенные представления о происхождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа (Абсолютной Личности) —творца мира и блюстителя его законов.

Выделяют несколько функций религии:

мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом);

компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера);

регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, нравом, моралью, предписаниями);

культуро ретранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений);

интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции.

Религии разделяют на религии первобытного общества (племенные религии национальные и мировые. Первобытные формы верований: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм. Наиболее значительные национальные религии: зороастризм (парсизм), индуизм (ранняя форма —брахманизм), иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто.

Мировые религии: буддизм (махаяпа, хинаяна, ваджраяпа, ламаизм, чапь-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм, суфизм). В современном мире выделяют и нетрадиционные, внеконфессиоиальные культы синкретического характера (пью эйдж, саентология и др.).

В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, так и регрессивную роль.

В современном мире различные формы религиозного мировоззрения распространены как среди отсталых, так и среди высокоразвитых в социально-экономическом смысле наций. Третьим, наиболее развитым историческим типом мировоззрения является философия.

 

4. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

Согласно распространенному определению, философия —это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, но и множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.

Представления о предмете философии весьма многочисленны и различны. Конструирование самого понятия ≪философия≫ приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII—I вв. до н.э.), у которого оно обозначало ≪любовь к мудрости ≫. Гераклит (VI в. до н.э.) называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой науки, направленной на познание вечного, непреходящего бытия, термин ≪философия≫ начинает использовать Платон (V—V вв. до н.э.).

Для Сократа (V—V вв. до н.э.) философия —средство познания добра и зла. У Аристотеля (V—V вв. до н.э.) философия — исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев — это путь достижения счастья через познание мира. У Ф. Бэкона и Р. Декарта философия —целостная наука, представленная в понятийной форме. Г. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме, постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.

 

5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

Мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, герменевтическая, гуманистическая, культуротрапелирующая, эстетическая, гуманистическая.

 

6. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Предметом философского анализа выступают, по сути, практически те же самые вечные вопросы, что в мифологии и религии: происхождение мира и человека, исходные принципы бытия, смысл и нормы человеческой жизни, будущее человека и общества и многие другие. Но метод их осмысления изменяется. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, вероисповедных и ритуально-догматических установок па первый план выдвигаются разуми объективное знание.Его достижению способствуют критичное размышление, наблюдения, сбор фактов, логический анализ, выводы и доказательства. Безусловно, в философии, кроме рациональной, присутствуют чувственная и иррациональная составляющая —в большей либо в меньшей степени, в зависимости от специфики конкретной философской системы.

 

7. ВРЕМЯ, МЕСТО И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Первые из известных оформленных философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы. Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозпого сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.

 

8. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ СФЕРАМИ КУЛЬТУРЫ

Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Ее невозможно полностью соотнести и отождествить пи с искусством, ни с наукой, ни с этикой, ни с мистическим метарациональным постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстает в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира. Философия имеет много общего с нравственностью.Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам. А учение о моральном законе занимало в их трудах видное и закономерное место. Соотношение философии с идеологиейвыглядит несколько иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной либо национальной группы, класса, партии и т.д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше национальных, классовых или корпоративных интересов. Нередко идеологические доктрины предстают в виде идеологической мифологии. В этом случае философия прямо противостоит идеологии и ее мифам. Многое связывает философию с наукой.Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Но есть и различия. Философия, в отличие от пауки, изучает наиболее общие, наиболее масштабные законы бытия. Это познание имеет мировоззренческое значение, т.е. формирует систему представлений и отношений к миру и человеку в целом. Существенное значение для философии имеют ее ценностный аспект и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды науки —от телескопа и телевизора до компьютера и лазера —это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество. Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо либо во зло) будут они применяться. А вот практический смысл философии—ориентировать поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенными целями бытия.

 

9. ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ:

—онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия);

—философская антропология (учение о человеке);

—социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества);

—гносеология, или эпистемология (учение о познании);

—этика (учение о морали);

—логика (учение о законах мышления);

—эстетика (учение о канонах и законах прекрасного);

—аксиология (учение о ценностях);

—герменевтика (учение о смыслах)

 

10. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Существуют различные взгляды на то, что же является так называемым основным вопросом философии (см. схему 7). Например, для классической индийской философии он связан с поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии), кармы (закона воздаяния) и от необходимости постоянных перерождений в земном мире —мире страданий. Философия для индийских мудрецов была средством достижения бессмертной жизни в высших духовных мирах. В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога. Немецкий философ И. Капт формулирует несколько важнейших вопросов философии: ≪Что я могу знать?≫, ≪Что я должен делать?≫, ≪На что я могу надеяться?≫ В марксистско-ленинской философии в качестве основного вопроса философии рассматривается соотношение духа и материи (сознания и бытия). В таком виде эта проблема была поставлена Ф. Энгельсом и позже прочно закрепилась в диалектическом материализме. В данном случае вопрос имеет два аспекта. Первый: что первично — дух или материя (онтологический аспект)? В зависимости от ответа философов разделяют на материалистов (Брихаспати, школа чарвака, Левкипп, Демокрит, Копдильяк, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.) и идеалистов (Будда, Платон, Аристотель, схоластический реализм, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Соловьев, Бердяев и др.).

В рамках идеализма выделяют объективных и субъективных идеалистов. В рамках материализма —стихийный древний материализм, механистический материализм Нового времени и диалектический материализм XIX—X веков.

Второй аспект вопроса: познаваем ли мир? (В более точной формулировке: способно ли сознание адекватно отражать бытие?) Философов, полностью или частично отрицающих познаваемость мира, именуют агностиками (школа софистов, Д. Юм, некоторые течения в позитивизме и неопозитивизме, Дж. Сантаяна и др.).

С точки зрения некоторых философских направлений, марксистская постановка основного вопроса философии является некорректной. Например, сторонники эзотерической философии (Мх. Мория, Мх. Кут Хуми, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих и др.) рассматривают дух и материю в качестве основных атрибутов единой космической субстанции. ≪Материя есть кристаллизованный дух≫, т.е. видоизмененное (уплотненное и дифференцированное) состояние космической субстанции, которая в своих онтологически утонченных и высокоорганизованных формах именуется духом. Материальность и духовность есть противоположные, диалектичные характеристики свойств субстанции. В онтологическом смысле они не могут быть разделены. Поэтому вопрос: ≪Что первично —дух или материя?≫ по своему характеру тождествен вопросу: ≪Что возникает раньше —курица или яйцо?≫

 

11. ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Часто студенты спрашивают: зачем менеджеру (банкиру, программисту, врачу, юристу, лингвисту, инженеру, учителю и т.д.) изучать философию? Насколько она необходима им в их будущей профессии? Ответить можно так: философия необходима прежде всего в жизни человека, которая вовсе не исчерпывается выполнением профессиональных обязанностей. Хотя вместе с тем достижение и профессиональных вершин предполагает овладение культурой и принципами мышления, особым отношением к действительности и деятельности, чему, собственно говоря, и учит философия.

Итак, что же она дает человеку?

—Познание общих законов и принципов мироздания.

—Осознание своего места в мире и целей своего бытия.

—Выявление истинных ценностей и ориентиров, т.е. осмысление того, как надо правильно (без иллюзий, без заблуждений, без страданий и т.д.) жить.

—Освоение синтетического диалектичного мышления, т.е. способности видеть любую проблему целиком, во всей противоречивости и многообразии ее сторон, что позволяет глубоко осмысливать и плодотворно решать эту проблему.

—Позволяет использовать достижения философской мудрости для самосовершенствования.

—Укрепляет внутренний духовный ≪стержень≫ личности и развивает способность стойко переносить и преодолевать жизненные трудности.

—Позволяет человеку возвышаться над ограниченностью современных ему познаний и заглядывать в будущее.

 

 

Тема. Философия: ее проблематика и назначение.

ПЛАН

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

2. Философия: предмет и основной вопрос.

3. Структура и функции философии. Философия и наука.

1. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, установок, убеждений, которые определяют понимание мира в целом, места в нем человека, систему ценностных ориентаций людей, стратегию их поведения и деятельности. Субъектом (носителем) мировоззрения может быть отдельный человек, социальная группа, общество на данном этапе своего развития и даже цивилизация. Мировоззренческие координаты выстраиваются на основании трех исходных элементов: знаний, ценностей, стратегий деятельности. В функционировании мировоззрения тесно переплетаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Можно выделить два уровни функционирования мировоззрения – обыденно-практический и ментально-теоретический. По уровню общности мировоззрение разделяется на индивидуальный, групповой, общечеловеческий.

Мировоззрение служит специфической «духовной призмой», сквозь которую человек воспринимает окружающий мир, духовным ориентиром поведения людей. Мировоззрение влияет на нормы поведения, на отношение людей к труду, к другим людям, на характер жизненных желаний, на вкусы и интересы людей.

Историческими типами мировоззрения принято считать мифологию, религию, философию. Мифология – исторически первый тип мировоззрения; это целостная, универсальная форма общественного сознания раннего общества. Мифологическое сознание отличается характерными чертами: символизмом, синкретизмом. Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются: • христианство; ислам;буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:синтоизм;индуизм;иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Третьим историческим типом мировоззрения есть философия. Это теоретическая часть, или теоретическое ядро мировоззрения. Исходной точкой такого типа мировоззрения есть рациональность, разумная аргументация.

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:•космоцентризм;• теоцентризм;• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

2. Философия как особенная форма духовного производства впервые возникла приблизительно 5-3 тис. лет тому назад в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Более систематизированного и наукообразного взгляда она приобрела в Греции 2,5 тис. лет. назад.

Философия имеет много определений. Для Гераклита она отождествляется с бескорыстное познание сущности вещей. По Аристотелю она изучает высшие, всеобщие причины и принципы бытия, сущностного. В период средневековья философия отождествлялась с мирской мудростью, которая излучает «природный свет разума». Гегель называл философию наукой о разуме, который постигает сам себя. По марксизму – философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Круг проблем, которые изучает философия. 1. Поиски «единства в многообразии, тоесть поиски первоосновы, субстанции миростроения, на которой базируется вся поверхностное, чувственное многообразие мира». 2. Поиск ответа на так называемые вечные вопросы, тоесть ключевые мировоззренческие проблемы. 3. Синтез данных конкретных наук в единую, универсальную картину мира. 4. Открытие и изучение универсальных законов развития природы, общества и мышления.

По своему содержанию философия плюралистична и диалогична, поэтому допускает конфронтацию логических аргументов в логическом поиске истины.

Издавна велись поиски оснований для систематизации философии. Еще в античные времена философы пришли к выводу о биполярности мира, тоесть его раздвоенности на дух и материю. Логическим стал вопрос о соотношении этих двух первоэлементов – духа и материи или человека и мира. Он называется основным вопросом философии и имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона определяется так: что есть первичным: дух или материя? В зависимости от ответа философы разделились на два лагеря – материализма и идеализма. Гносеологическая сторона основного вопроса философии формулируется так: можно ли познать мир? В зависимости от ответа философы опять разделились на два лагеря – агностицизм, который отрицает принципиальную познаваемость мира, и гностицизм (мир принципиально познаваем).

Есть также концепция, которая пытается примирить полярные позиции и идеализма. Она считает, что в основании мира лежат два равноправные, параллельные субстанции – материя и дух. Эта концепция называется дуализмом.

3. Античная философия имела такую композицию – логика (учение о познании), физика (учение о природе), этика (учение о человеке). Эти три части и сегодня составляют ядро философии. Структура современной философии имеет такой вид: онтология (учение об объективных первооснованиях мира), гносеология (теория познания), социальная философия, философская антропология (философское осмысление человека), праксеология (философское осмысление практики), аксиология (учение о ценностях), философия религии, философия истории, философия культуры.

Принято выделять следующие функции философии:мировоззренческую;• методологическую;• мыслительно-теоретическую;• гносеологическую;• критическую;• аксиологическую;• социальную;• воспитательно-гуманитарную;• прогностическую

Мировоззренческая функцияспособствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 




<== предыдущая | следующая ==>
 | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ





Date: 2015-09-18; view: 538; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.024 sec.) - Пожаловаться на публикацию