Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметный указатель





 

Агиасма 31 [49] см. также Вода святая, освященная

– великая (вода великого водосвятия) 32, 33

– малая (вода малого водосвятия) 32

Богослужение

– общественное 5, 39, 110

– частное 5, 39 см. также Требы

Богослужебный круг

– годовой 5, 47,102

– седмичный (недельный) 5

– суточный 5, 117, 156 Венчик 79, 89, 97

Вода святая, освященная 13, 14, 18–22, 24, 25, 30 ,31, 32,

36, 65, 78, 79 см. также Агиасма

Водоосвящение, водосвятие, освящение воды 7, 32–36,79

– великое 6,32‑36

– малое 24, 32, 36–38, 65

на реках, источниках и других водоемах 36 в храмах 36

под открытым небом или в домах христиан 36

– когда вода пускается с просфорной печати 32

– когда вода пускается с проскомидийного копия 32

Водружение креста на куполе новопостроенного храма 13, 28‑29

Время погребения 93

Гроб 76, 78–80, 83, 92, 94, 96–98, 116, 128, 145, 161

Цифра, выделенная курсивом, означает, что на данной странице дается объяснение термина.

Дни особого поминовения всех усопших см. Поминовение вселенское

Дни сугубого поминовения новопреставленного см. Поминовение сугубое

Записка об упокоении 112, 156–157

«Канон за единоумершего» (последование по исходе души от тела) 81–82, 84

Канон молебный на исход души см. Молебный канон, молебное пение на исход души

Канон молебный на разлучение души от тела см. Молебный канон на разлучение души от тела

Канонный столик см. Поминальный стол, канон

Канун см. Поминальный стол, канон

Кладбище 94, 95, 105, 107, 152, 157

Крематорий 95

Кремация 95–97, 162

Крест на могиле 89, 98

Крестный ход со святыми мощами 20‑22

Кутия 98, 99, 117, 155–156, 159

Лития (заупокойная) 38, 80, 86, 89, 92, 102, 111, 112, 145, 146, 150–156, 158, 159 см. также Литургия (заупокойная); Панихида; поминовение на проскомидии

– лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище 152‑155

Литургия (заупокойная) 86, 114, 115, 116 см. также Лития (заупокойная); Панихида; поминовение на проскомидии

Место погребения, захоронения 92–95, 98, 107

Могила 78, 89, 92, 93, 97, 98, 105, 107, 133, 146

Молебен, молебное пение 24, 36, 38–39, 40–64, 117, 118 см. также Чин молебна, молебного пения

– благодарственный («О получении прошения и о всяком благодеянии Божии») 40, 58‑62

благодарственный в день Рождества Христова 40, 63–64

о всяком благодеянии Божием 40 о получении прошения 40

– во время безведрия (когда долгое время идет дождь) 39, 63

– во время бездождия (когда долгое время нет дождя) 39, 63

– во время губительного поветрия 39, 62

– водосвятный 18, 32, 36, 116

– за воинов во время боевых действий 40

– на благословение военного судна 40, 64

– на благословение нового кладезя 40, 64

– на благословение нового корабля или лодки

АО, 64

– на копание кладезя (колодца) 40, 64

– на начало обучения 40, 50‑52

– на Новолетие (на Новый год) 40, 47‑50

– на освящение «колесницы» 64

– на освящение нового дома 65–67, 79

– о болящих 40, 52‑55

– общий 41‑47

– о путешествующих (отправляющимся в путешествие) 40, 55‑58

– от наводнения 64

– отправляющегося в путешествие по водам 40, 64

– при благословении пчел 40

– при возвышении панагии 40

– против супостатов 39, 62 Молебен

– без чтения Евангелия 39, 40

– без чтения канона 39, 40

– с чтением Апостола и последующим чтением Евангелия 39

– с чтением канона 39

Молебный канон, молебное пение на исход души 72–74 см. также Молебный канон на разлучение души от тела

Молебный канон на разлучение души от тела («Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет») 74–76 см. также Молебный канон, молебное пение на исход души

Молитва за некрещеных и иноверцев 159–160 Молитва, милостыня за усопших 80, 83, 87, 100, 101, 107, 110, 115, 116, 157‑161

Мытарства 73, 101, 118, 133

Облачение Престола и жертвенника 18, 20

Облачение при заупокойном богослужении 91–92

Обряд, обряды 6, 7, 8, 16, 18, 23, 25, 28, 32, 36, 65, 78, 80, 90, 159, 161

– богослужебные 6, 7

– освящающие житейские нужды людей 7

– символические 6, 7

Окропление святой водой и помазание Миром всего храма 20

Омовение и помазание Престола святым Миром 18, 19–20

Освящение

– воды см. Водоосвящение, водосвятие

– колоколов 8, 25‑27

– нового дома см. Молебен на освящение нового дома

– новопостроенного или перестроенного храма 8, 14, 15

архиереем одних антиминсов 22–23

великое (полное) 14, 15, 16–23

малое(неполное) 14, 15, 24–25

священником 23‑24

– церковных вещей и принадлежностей 8, 29–30

Основание храма, церкви (закладка церкви) 11–14 см.

также Чин на основание храма, церкви

Отпевание 78, 83, 86, 87–90, 92, 96, 97, 132–150 см. также Чин отпевания

– архиереев 87

– заочное 88–89, 97, 162

– мирян (погребение мирских человек, «последование мертвенное мирских тел») 87, 132‑145

в Пасху, в Светлую седмицу 145‑146

– младенцев 87, 149‑150

– монахов, игуменов и архимандритов 87, 148

– священников 87, 146‑148

Панихида 80, 81, 83, 98, 102, 107, 108, 110–112, 115–131, 132, 136, 150, 151, 157–160 см. также Лития (заупокойная); Литургия (заупокойная);

Поминовение на Литургии (на проскомидии)

– в Светлую (Пасхальную) седмицу 131–132

Парастас 86

Перенос тела в храм 82‑83

Погребение 7,76,83,86,88–89,92‑98,108,133,134,149,161

Подготовка к погребению

– облачение усопшего 76‑78

– омовение тела 76‑77

– положение тела в гроб 76, 78‑80

– чтение и пение погребальных молитв 76, 80

Положение святых мощей под Престол в антиминс 22

Поминальный стол, канонный столик, канун, канон 99‑100, 107

Поминки см. Трапеза (поминальная)

Поминовение 7, 91, 98, 100–117, 131, 155–158, 161

– вселенское (дни особого поминовения всех усопших) 102‑107

– сугубое (дни сугубого поминовения новопреставленного) 100‑102

– на литии (заупокойной) 38, 80, 86, 92, 102, 111, 112, 145, 146, 150–156, 158, 159

– на литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище 152‑155

– на заупокойной Литургии 86, 114, 115,116

– на Литургии (на проскомидии) 107, 108, ПО‑112, 158 см. также Сорокоуст

– на панихиде 80, 83, 98, 102, 107, 108, 110–112, 115–136, 150, 151, 157‑160

– в Светлую (Пасхальную) седмицу 145–146

Пострижение в монашество 7, 67‑68

Предание тела земле 88, 92–93, 146

Разрешительная, прощальная молитва 88,89, 97, 133, 142, 145, 146, 148, 149

Смерть 55, 71–72, 74–78, 81, 88, 90, 92, 93, 100, 102, 103, 109, 113, 118, 136, 139, 149, 161, 162

Сорокоуст 102, 113 см. также Поминовение на Литургии (на проскомидии)

Суеверия, связанные с похоронами 161–162

Трапеза (поминальная), поминки 105, 158–159

Требник 7, 8, 11, 14, 25, 62, 79, 81

– Большой в двух частях 7, 8, 12, 40, 134

– Дополнительный 7,8, 12

– Малый 7, 8, 134

– Малый в двух частях 7, 8

– Петра Могилы 8, 81

Требы 5, 7, 107, 110, 111, 113, 116, 134 см. также Богослужение частное

Установка (устройство) Престола 17, 19

Чин (чинопоследование, последование) обряда 6‑8

– водоосвящения, освящения воды 7

великого 33–36, 79

малого 36–38

на реках, источниках и других водоемах 36

в храмах 36

под открытым небом или в домах христиан 36

– великой панихиды сжЧин панихиды великой

– водружения креста на куполе новопостроенного храма 28‑29

– «канона за единоумершего» (последование по исходе души от тела) 81‑82

– литии (заупокойной) 150–152 см. также Лития (заупокойная)

литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище 152‑155

– молебна, молебного пения 38–40, 62–64 см. также Молебен, молебное пение

благодарственного («Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии») 58‑62

на начало обучения 50–52

на Новый год 47–50

о болящих 52–55

общего 41‑47

благословения в путешествие («молебен о путешествующих») 55–58

на освящение нового дома 65–67, 79

– молебного канона, молебного пения на исход души 72–74

см. также Чин молебного канона на разлучение души от тела

– молебного канона на разлучение души от тела («Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет») 74–76 см. также Чин молебного канона, молебного пения на исход души

– над кутией 117,155‑156

– на освящение новопостроенного или перестроенного храма

великого (полного) 14, 15, 16–23

малого (неполного)14, 15, 24–25

освящения архиереем одних антиминсов 22–23

освящения храма священником 23‑24

– на основание храма, церкви (закладка церкви) 11‑14

– освящения колоколов 8, 25‑27

– освящения церковных вещей и принадлежностей 8, 29‑30

– отпевания 86–89, 96, 136, 142 см. также Отпевание

архиереев 87 заочного 88‑89

мирян (погребения мирских человек, «последование мертвенное мирских тел») 81, 87, 132–145

в Светлую седмицу 145–146

младенцев, чин младенческого погребения (младенческий чин) 87, 149‑150

монахов, игуменов и архимандритов 87, 148

священников 87, 146‑148

– панихиды 81, 118–131, 158

в Светлую (Пасхальную) седмицу 131‑132

– погребения 7, 134

– пострижения в монашество 7, 67–68

Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим 80, 83‑86

 


[1]Евхологий (греч.) – собрание молитв.

 

[2]Отпуст – слова священника, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. Отпусты бывают малыми и великими. Выражения – отпуст «храма», «дня», «воскресный», «праздника», «святого» и т. д. означают, что на отпусте поминаются те события и лица, которым было посвящено богослужение.

 

[3]Термины «срачица», «индития», «илитон», «воздухи» – подробно объяснены в первом томе «Справочника православного человека».

 

[4]Кампан – колокол.

 

[5]Раздежение – разжение.

 

[6]Настольная книга священнослужителя. Свято‑Успенская Почаевская Лавра, 2005. С. 394.

 

[7]Вифезда – Дом Милосердия.

 

[8]Евангельский текст для лучшего понимания дан на русском языке.

 

[9]Супостат – враг, завоеватель.

 

[10]Губительное поветрие – эпидемические заболевания.

 

[11]В период от Пасхи до Вознесения Господня вместо «Царю Небесный…» поется «Христос Воскресе из мертвых…».

 

[12]Евангельский текст дается на русском языке.

 

[13]Разве – кроме.

 

[14]Трус – землетрясение.

 

[15]Приятию наказания – способности восприятия обучения.

 

[16]Хананеин – женщины‑хананеянки.

 

[17]Номоканон (греч. закон, правило) – собрание церковных законов или правил.

 

[18]Канон состоит обычно из девяти песней, но в связи с глубокой покаянной направленностью второй песни она читается только Великим постом.

 

[19]Текст тропарей канона дается здесь в русском переводе.

 

[20]Абие – тотчас, немедленно.

 

[21]«Святых Богоявлений» – то есть освящение воды на праздник Крещения Господня (Богоявления).

 

[22]При выносе из дома тела усопшего архиерея или священника поются ирмосы Великого (покаянного) канона: «Помощник и Покровитель…», а при выносе тела монаха – стихиры: «Кая житейская сладость…».

 

[23]Псалтирь состоит из 150 псалмов (к которым добавляется еще один «особь писанный»), поделенных для удобства на двадцать групп, называемых «кафизмами». Внутри кафизм есть свое деление на так называемые «Славы», когда несколько псалмов объединяются в особую группу. Выражение «по каждой “Славе’’» означает: после всех псалмов, входящих в эту «Славу».

 

[24]Епископ Афанасий (Сахаров) пишет по этому поводу: «В приложении к недавно скончавшимся у нас обычно употребляется эпитет “новопреставленный”. В богослужебных книгах он нигде не встречается, нет его и в настоящем последовании, совершаемом абие (то есть тотчас) по кончине, хотя имя усопшего произносится здесь пять раз. Нет этого термина и ни в одном из последований погребения… Если же этот термин и может бьггь употреблен, то разве только при совместном поминовении многих усопших для того, чтобы из общей массы имен несколько выделить тех, о ком совершается нарочитое сорокоустное “приношение’’, подобно тому, например, как на проскомидии имя дневного святого несколько выделяется добавлением к нему “его же и память совершаем ’». Тем не менее, современная практика употребления слова «новопреставленный» является всеобщей.

 

[25]Священник Александр Калинин следующим образом описывает возможное участие православного священнослужителя в погребении христианина, не принадлежащего к Православной Церкви: «Погребение иноверцев по обряду Православной Церкви запрещается, но если умрет инославный христианского исповедания и не будет священника или пастора того исповедания, к которому умерший принадлежал, то проводить тело до кладбища обязан священник православного исповедания. Участие священника в этом случае ограничивается следующими действиями: священник облекается в священные одежды, но не совершает заупокойной литии, а лишь с песнопением “Святый Боже” провожает тело усопшего до могилы, минуя православный храм. Тело опускается в могилу без возглашения вечной памяти. При совершении такого погребения не должны иметь место ни венчик, ни разрешительная молитва».

 

[26]Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. – М., 1981. Сборник 22. С. 161.

 

[27]В современной практике для изготовления кутии пшеница или рис смешивается с фруктами («сладкие овощи») или мармеладом. Но по уставу кутия должна представлять собой вареную пшеницу, смешанную только с медом и «различными сладкими овощами украшенная». Естественно, что украшение это должно представлять собой изображение креста (чаще восьмиконечного и с Голгофою), сложенного, например, из изюма. Иногда крест делают из нанизанных на тонкие палочки или проволочки ягод; таким образом, горка из вареной пшеницы с водруженным над ней крестом еще больше напоминает о могильном надгробии.

 

[28]Заупокойный «канун» – это кутия и мед. От этого слова образовалось название поминального столика: «канунница». В современном словоупотреблении «канунница» звучит как «канун» или «канон».

 

[29]Шандалы – держатели для свечей.

 

[30]Об этом ясно говорится уже в книге Постановлений Апостольских, в «Завещании» святого Ефрема Сирина, в «Слове об исходе души» святого Макария Александрийского, в «Слове на смерть императора Феодосия» святого Амвросия Медиоланского, у Палладия в «Лавсаике», в «Посланиях» святого Исидора Пелусиота, в новеллах императора Иустиниана, в «Слове об усопших в вере» святого Иоанна Дамаскина и у других церковных писателей.

 

[31]В это же время душа проходит мытарства, но четко выраженного и законченного учения Церкви о времени и обстоятельствах этих посмертных испытаний нет. Вот что говорит по этому поводу в своей «Православной эсхатологии» протоиерей Сергий Булгаков: «Душа проходит мытарства, в которых истязуется соответствующими демонами в разных грехах, однако охраняемая Ангелами, и если тяжесть греха в ней оказывается преодолевающей, она задерживается в том или ином мытарстве и вследствие этого остается в удалении от Бога, в состоянии адских мук. Души же, прошедшие чрез мытарства, приводятся на поклонение Богу и удостаиваются райского блаженства. Этот удел в различных образах раскрывается в церковной письменности, но доктринально оставляется Православием в мудрой неопределенности, как тайна, проникновение в которую совершается лишь в живом опыте Церкви. Однако является аксиомой церковного сознания, что хотя мир живых и умерших отделен один от другого, однако стена эта не непроницаема для церковной любви и силы молитвы. В Православии огромное место занимает молитва за усопших как совершаемая в связи с евхаристической жертвой, так и помимо ее, в связи с верой в действенность этой молитвы».

 

[32]Синаксарь (греч. «синаксис» – собрание, соединение) – чтение, выбранное из писаний святых отцов и Церковного Предания.

 

[33]27 октября (8 ноября по новому стилю) – день тезоименитства великого князя Димитрия, память святого покровителя которого – великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого – празднуется в этот день.

 

[34]Преполовение Пятидесятницы – праздник, разделяющим период со дня Пасхи до дня Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) на две равные части.

 

[35]Отдание Пасхи совершается накануне двунадесятого праздника Вознесения Господня, отмечаемого в сороковой день после Пасхи. Для Богослужения праздника Отдания Пасхи характерно, что по установившейся практике, все богослужение в этот день совершается по пасхальному чину. Все пасхальные песнопения поются, как в первый день Пасхи, а Литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!».

 

[36]Понедельник Святого Духа – праздник, совершаемый на следующий после Пятидесятницы день. Поскольку Пятидесятница всегда приходится на воскресенье, то день Святого Духа соответственно – на понедельник.

 

[37]Происходит это после Причащения мирян, когда хор споет «Видехом Свет Истинный…», а священник прочтет тайные молитвы: «Светися, светися, Новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

 

[38]Блаженны – третий антифон на Литургии – заповеди блаженства, которые возглашает канонарх и допевает хор. Между этими песнопениями и вставляются тропари канона.

 

[39]Рядовые чтения – чтения, положенные Уставом на данный день.

 

[40]Каждому христианину желательно знать этот псалом наизусть. В любых опасностях и жизненных обстояниях может и должен читаться этот вдохновенный гимн Милости Божией и Всесилию Его Величия.

 

[41]Большинство молитвословий чина даются в русском переводе для лучшего понимания их смысла.

 

[42]То есть в то место, где они находятся.

 

[43]Это слово находится в первом стихе псалма 118: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни».

 

[44]Седален – тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или поется на утрене после кафизм.

 

[45]Ипакой (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене, повечерии и полунощнице, на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др., а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

 

[46]Самогласными называются такие стихиры, которые размером, тоном пения и содержанием отличаются от других песней, то есть являются «без‑подражательными». Их «глас» не подобен другим распевам Октоиха и является самостоятельным по содержанию и по размеру. «Самогласными» в основном бывают стихиры «на Господи, воззвах» и «на стиховне».

 

[47]О значении епитимии смотрите во втором томе справочника – «Таинства Православной Церкви».

 

[48]Соответствия нецерковных имен их аналогам в святцах смотрите во втором томе справочника.

 

[49]Цифра, выделенная курсивом, означает, что на данной странице дается объяснение термина.

 

Date: 2015-09-17; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию