Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Менталитет личности в России и на ЗападеПод влиянием названных факторов в пределах христианской цивилизации в России и на Западе сформировались различные национальные менталитеты. Идеям внутреннего преобразования личности в России соответствует культура интравертной личности, а идеям правового устроения социальной жизни в Западной Европе - экстравертной. Ценностное ядро русской культуры - внутреннее преобразование личности - обусловило формирование таких качеств, как необходимость целостного восприятия мира (органичного слияния истины и добра, знания и веры), нравственный максимализм, совестливость и самоуглубленность. Идея правового устроения социальной жизни на Западе воспитала в человеке рационализм, прагматизм, направленный на моральное совершенствование, социализированное. Американский ученый М. Маккибен, президент консультативной фирмы «Плэннинг уоркс интернэшнл, Инк» назвал свойства русского менталитета парадоксом, мировосприятием «и то, и это», резко контрастирующим с западным, для которого характерен подход с позиций «или - или». Он высказывает мысль, что это свойство свидетельствует о фундаментальном различии в экономическом поведении личности и представляется важным фактором организации хозяйства в России, который интересен и для Запада[7]. Хотелось бы отметить также два существенных различия в сравниваемых менталитетах, связанных с формированием такого качества, как индивидуальность, через которую реализуется индивидуализм, в том числе и экономический. Это отношение к свободе и альтернативе «индивидуализм - корпоративизм», историческое разрешение которой существенно повлияло на стиль социального и экономического мышления и жизни. В Европе свобода понимается прежде всего как индивидуальная. Она обеспечивается формализованными правами, выражающими (начиная с XVIII в.) естественные. Российскому человеку свойственна склонность к свободе духа, глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу. Что касается альтернативы «индивидуализм - корпоративизм», то для нее характерна инверсия церковных и мирских отношений. Если в мирской жизни русским свойственна большая общинность[8], соборное начало, а для европейца — индивидуализм, то в отношении к вере русский менталитет более индивидуализирован. В православии спасение человека в индивидуальной молитве и через ее посредство - в слиянии с Богом[9]. Этической нормой православия, по словам прот. о. Сергия Булгакова, является «хождение перед Богом, прохождение своего пути с мыслью о Боге, с ответственностью перед Ним»[10]. Для европейца спасение человека зависит от деятельности корпорации - церкви, во власти которой отпущение грехов и оценка заслуг верующего (индульгенции существуют до сих пор). В протестантизме велико влияние религиозной общины. Каждый менталитет подразумевает существование исторически сложившихся государственных и правовых институтов, своей культуры хозяйства - производства, потребления, своего отношения к собственности. Их определяет живая человеческая личность, ее понимание идеи личной ответственности и творческой воли Отношение к основным государственным, правовым и хозяйственным институтам На Западе государственная организация общества постепенно формировалась снизу на основе учета взаимных привилегий и обязанностей, которые послужили основой государственно-демократических форм правления. В России государственная организация общества происходи ла сверху. До середины XVIII в. сословия различались не правами, а повинностями. Сильная государственная власть сосуществовала с развитым институтом местного самоуправления, который еще недостаточно изучен, но высокую оценку которому давал известный русский правовед И. Ильин[11], называя его корпоративным самоуправлением. Для правовой культуры России и Запада характерно разное соотношение естественного и писанного права. В России большая роль принадлежала естественному праву. Русский человек менее «законник», для него содержание важнее формы. Для него нет места культу холодной справедливости. «Суди по совести, а не по закону» - эта теза органически воспринимается русской национальной психологией. В Европе был выработан всеобщий регулятивный принцип, подкрепленный со времен Просвещения идеей соответствия закона естественным потребностям человека. «Идея естественного права стоит выше закона и политической власти». В русском менталитете «идею естественного права заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды - нравственное, но не правовое отношение к закону и праву»[12], Хозяйственное развитие России не может быть описано известной «пятичленкой». Ощутимые масштабы развитие рыночных капиталистических отношений в России приобрело значительно позже. Хозяйство выступает как самостоятельное жизненное начало лишь с XIX в. Основная производительная сила населения - крестьяне - только в конце XIX в. созрела для самостоятельного ведения капиталистического хозяйства. Экономические особенности России в большей степени были определены сложившимся институтом собственности. Известно, что Запад унаследовал от Римской империи понятие частной собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Собственность имела самостоятельное значение и не обязательно идентифицировалась с властью. Многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм, до экономического рационализма, важного не только для отдельной личности, но и для всего народного хозяйства в целом. В России в отличие от Запада не получило юридического закрепления римское понятие о собственности. Начавший развиваться в Киевской Руси институт частной собственности был заменен в дальнейшем нерасчлененностью собственности, слиянием власти и собственности, что оказало существенное влияние на отношение к этому институту вообще и наложило и на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что «человек выше принципа собственности». Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. Знакомое явление кающегося дворянства - особенность чисто русская. Отношение к собственности нашло отражение в самом чувствительном и независимом индикаторе человеческих взаимоотношений - языке. На европейских языках говорят: «I have», «Ich habe» - «я имею», а по-русски - «у меня есть». Какая разная модальность, эмоциональная и смысловая нагрузка значения «иметь». Вот почему частной собственностью в начале XX в. после реформ Столыпина было охвачено лишь около 20% крестьянских хозяйств. Подобная форма имела для экономики России гораздо меньшее значение, чем кооперативное сельскохозяйственное движение, равного которому не было нигде в мире. Однако увеличение доли частной собственности в сельскохозяйственном производстве имело колоссальное моральное значение, поскольку появилась возможность свободы выбора, что придавало силу и уверенность хозяину. Это был важный этап экономической либерализации личности. Для России характерен иной способ потребления. Нам близко выражение русского энциклопедиста XVIII в. Татищева: «Истинное благополучие - спокойность души и совести»[13]. Бытовое преуспевание - стандарт западной повседневности. Распространенное в наше время стремление к западным стандартам потребления скорее связано с желанием покончить с нищенским образом жизни, порожденным советскими методами управления хозяйством. Таковы в общих чертах различия в менталитетах личности в России и на Западе, обусловленные разными историческими, государственными, правовыми, экономическими традициями. В России получили развитие другой субъект хозяйствования и другой тип воспроизводства жизни нации. Как представляется, мы мало считаемся с собой, мучительно «отрицаем себя», не действуем с самопониманием и самоуважением. А между тем по «качеству личности» мы не отстаем от Западной Европы. Недооценка собственной самобытности вызывает комплекс неполноценности, желание перепрыгнуть необходимые ступени развития. Это также побуждает не к творчеству, а к подражанию, ведет к атрофии конструктивного потенциала, деградации культуры и всплеску утопических настроений. Но возникает вопрос: противоречат ли такие отличия экономическому благосостоянию и каковы пути реализации творческого потенциала российского человека?
|