Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные аспекты социальной политики





Социальная политика – это деятельность государства/общества с целью согласования интересов различных социальных групп через перераспределение ресурсов общества. Она являлась и является универсальной формой воздействия на социальную сферу и/или социальные отношения в обществе.

Под гендерными аспектам социальной политики чаще всего понимают подход, основанный на антидискриминационных политических практиках в отношении женщин, или же подход, анализирующий положение женщин в рамках семейной политики. Гендерный подход в социальной политике направлен на выявление, критику и устранение механизмов воздействия социальных программ и политических действий, усугубляющих или воспроизводящих гендерное неравенство.

Чаще всего социальное положение женщин, как и социальную политику в отношении женщин, рассматривают в рамках подхода, называемого в социологии - фамилизация. Фамилизация - подход, в рамках которого социальное положение женщины рассматривается через призму семейной политики и интересов семьи. При таком подходе государство снимает с себя ответственность за ряд проблем, возникающих в рамках семьи. В таких случаях проблемы домашнего насилия, разного рода зависимости членов семьи от фигуры "кормильца" и т.д. - не попадают в поле зрения государства и общества и не решаются.

Реакцией на идеологию фамилизации является феминистская идеология дефамилизации. Дефамилизация - подход, в рамках которого социальное положение женщины определяется как процесс создания таких условий, в которых они могут поддерживать свой статус и приемлемый стандарт жизни вне зависимости от наличия семьи и внутрисемейных отношений. Это такой статус, который гарантирует приемлемый стандарт жизни, поддерживающийся либо через оплачиваемую работу, либо через систему социального обеспечения.

Государства, проводящие подобную социальную политику, называют " государствами, дружественными женщинам ". Этот термин используется для характеристики государств, политика которых стремится к ликвидации всех форм и последствий гендерной дискриминации. В исследовательской литературе это понятие используется как своего рода индикатор, тестирующий социальную политику государств по двум направлениям:

1. наличие специальных социальных программ по дефамилизации (развитие сети дошкольных учреждений, системы пособий, индивидуальных пенсий и т.д.);

2. степень вовлечённости женщин в сферу принятия политических решений.

 

Исследования гендерных аспектов социальной политики и социальной работы имеют относительно недавнюю историю. А ведь субъектами и объектами социальной политики, получателями социальных услуг всегда выступали и выступают мужчины и женщины, находящиеся в различных статусных позициях в общественной и частной сферах. Важное значение для понимания социальных проблем женщин и мужчин имеют понятия гендерной системы и гендерного контракта.

Исследование гендерных систем помогает понять социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициям структурализма и структурного функционализма, привлекая внимание к изучению макромеханизмов воспроизводства отношений, возникающих в связи с приписыванием пола. Тем самым гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы. Для «классического капитализма» первой половины XX базовым гендерным соглашением для женщины был контракт «домохозяйки», для мужчины – контракт «кормильца», в то время как в постиндустриальном обществе классический базовый гендерный контракт вытесняется, по крайней мере для среднего класса, контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность) роли1.

Гендерная критика социальной политики направлена на выявление тех механизмов социального обеспечения, политики занятости, здравоохранения, которые влияют на ухудшение положения женщин, усугубляют или воспроизводят гендерное неравенство. Связь между социальной политикой и гендерными отношениями не является непосредственно данной и может восприниматься по-разному. Главный акцент гендерного анализа социальной политики делается на том, что существует неравенство в распределении экономических ресурсов между мужчинами и женщинами по причине гендерного разделения труда, которое поддерживается посредством социального конструирования «соответствующих» социальных мужских и женских ролей.

В классической концепции Т. Х. Маршалла, оказавшей сильное влияние на формулирование теории социальной политики и ее практическое воплощение, гражданство включает несколько элементов: а) принадлежность к государству / нации в формальном смысле; б) права и обязанности, которые вытекают из такого членства; в) равенство статуса. Маршаллом гражданства как статуса характерно для либеральной традиции, которая делает акцент на индивиде и его социальных правах. Именно этот аспект гражданства традиционно был основным фокусом социальной политики.

Однако идея расширения гражданских, политических и социальных прав, сформулированная Маршаллом, относилась к мужчинам, а не к женщинам. Постепенно, в разных странах мира с определенными трудностями женщины приобретали те же права, что и мужчины. Однако и по сей день женщины зачастую имеют неравный доступ к правам социального гражданства.

В классическом понимании гражданство фактически базировалось на исключении женщин, так как относилось только к публичной сфере, идентифицируемой с мужчинами. Поскольку женщины отождествлялись с домашней частной сферой, тем самым они выглядели неподходящим образом для гражданства, не способными для гражданства, а вот их работа в домашней сфере облегчала активное участие мужчин в публичной сфере. Такое положение вещей во многом воспроизводится сегодня, так как женщины по-прежнему берут на себя основную ответственность за заботу о близких, работая по дому.

Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное осуществление женщинами и девочками всех прав человека и основных свобод является приоритетным направлением деятельности правительств и Организации Объединенных Наций и имеет существенно важное значение для улучшения положения женщин. Все основные международные договоры по правам человека называют пол в числе признаков, дискриминация по которым со стороны государства запрещена. Правительства не только должны воздерживаться от нарушения прав всех женщин, но и предпринимать активные усилия с целью поощрения и защиты этих прав. О признании важного значения прав женщин свидетельствует то обстоятельство, что три четверти государств – членов Организации Объединенных Наций стали участниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Разрыв между декларированными правами и их эффективным осуществлением обусловлен отсутствием надлежащих механизмов правовой помощи на национальном и международном уровнях. Чрезмерно сложные административные процедуры, недостаточный контроль за нарушениями всех прав женщин, неэффективное информирование о существующих правах увековечивают фактическое неравенство женщин.


Date: 2015-09-17; view: 3364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию