Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия делового общения, особенность и признаки
Общение [1] – это взаимодействие одного или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Деловое общение отличается от общения тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение[2] – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Основную часть делового общения составляет общение служебное[3] – определяет взаимодействие людей, осуществляемое в организациях в рабочее время. Кроме служебного, в понятие «деловое общение» входит взаимодействие людей во вне рабочее время – на деловых приемах, выставках, семинарах. Наиболее приметными для определения делового общения являются некоторые особенности[4]: – для эффективного общения характерно достижение взаимопонимания служащих; – лучшее понимание ситуации и предмета общения. Признаки делового общения: – в объективной реальности деловое общение существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую-либо совместную, социально-значимую, предметную деятельность людей (экономическую, политическую, правовую, и т.д.) и является формой организации этой деятельности; – содержание общения определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких - либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, рекламных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, политической, правовой, научной), составление плана работ, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиями; – наличие в деловом общении взаимного влияния между сотрудниками и руководителями. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения: коммуникативной, интерактивной, персептивной. К наиболее распространенным типам влияния относятся убеждение, внушение, расположение, игнорирование, прошение, побуждение, подражание; – деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, презентации, совещания, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств сотрудников и повышение профессиональной компетентности; – формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения, направленность и субординацию делового взаимодействия. Особую роль приобретают конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести: социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие в учреждениях. Таким образом, деловое общение определяется целью организации и оптимизацией того или иного вида предметной деятельности: организационной, научной и т.д. При общении учитываются особенности личности, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения. Прежде всего, подразумевается готовность или предосположенность человека к организации определенных межличностных отношений в трудовом коллективе.
1.2. Структура делового общения: виды,цели и формы.
В деловом общении принято различать такие структурные компоненты, как виды, цели и формы общения. Содержание делового общения детерминируется социально значимым предметом общения, в качестве которого может выступать любая социально-значимая проблема какой-либо сферы жизни общества (материальной, духовной, регулятивной). Она может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (информационных, образовательных, финансовых, менеджерских, маркетинговых). Вид общения оказывает влияние на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор вида общения в межличностных отношениях определяется многими факторами[5] : конкретные особенности личности человека, его положение в обществе и в трудовой среде. Основные виды общения рассмотрены подробно в Приложении №1. В процессе общения формируется устойчивая система целей. Анализируя мотивацию государственных служащих в рамках формальной структуры управления организации, французский социолог Б. Гурней выделил четыре типа личных целей[6]: – стремление к личной безопасности; – стремление к повышению жизненного уровня; – стремление к власти; – стремление повысить свой престиж. Рассмотрим основные формы делового общения, проявляющиеся в основном через механизм вербального общения: – публичное выступление; – деловая беседа; – деловое совещание; – деловые переговоры; – деловая полемика, спор; – дискуссия; – мозговой шум; – синектический штурм; – деловая переписка; – телефонный разговор. Подробно формы общения представлены ниже (см. Приложение № 2) [7]. К структурным компонентам делового общения относятся и средства общения – знаковые и символические системы деловой коммуникации, обеспечивающие передачу, обмен и переработку информации, поступающей от служащих. Различают невербальные и вербальные, паралингвистические и экстралингвистические средства деловой коммуникации. Рассмотрим их подробнее: К невербальным[8] относятся образные (неязыковые) системы деловой коммуникации, которые включают в себя сигналы кинесические (мимику, жесты, походку, позу, взгляд), такесические (телесные контакты: похлопывания, рукопожатия), проксемические (дистанция и угол ориентации по отношению друг к другу). Через систему невербальных сигналов транслируется информация об эмоциях и чувствах, эмоциональных реакциях и эмоциональных состояниях. Вербальные[9] – (речевые, словесные) средства делового общения отражают сущностную логико-смысловую канву деловой коммуникации. Они включают в себя различные речевые конструкции, фразеологические обороты, характерные для официального делового стиля языка. Кроме профессионального языка, который требует предельной точности речи, в деловой коммуникации может присутствовать и разговорная лексика, разного рода речевые шаблоны, эмоционально – окрашенные неологизмы, метафоры. Они выполняют в основном целевую коммуникативную функцию в спонтанно возникающих диалогах, беседах руководителя и подчиненного. Паралингвистические и экстралингвистические средства делового общения по существу служат дополнением вербальной коммуникации. Паравербальные сигналы, составляющие основу паралингвистической системы, характеризуют тональность голоса, его диапазон и тембр, логические и фразовые ударения. Экстралингвистическая система характеризует темп речи, включение в нее пауз, покашливания, смеха, элементов плача. Поэтому, речевые оттенки в высказываниях сигнализируют об их эмоциональных состояниях и в целом о самом эмоциональном фоне делового общения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимоотношения личностей в трудовой сфере очень важное явление в наше время. Без коммуникаций и делового общения не возможна доброкачественная деятельность служащих и руководителей. Без знания особенностей делового общения, быть хорошим руководителем очень не просто. Человеческое общение многообразно и зависит от целей, которые преследуют общающиеся личности. Следует, что связь общения с деятельностью является основополагающим. Одним из принципов раскрытия этой взаимосвязи является единство общения и деятельности. При отсутствии профессиональных качеств у руководителя или служащего ведет к управленческим ошибкам. РАЗДЕЛ 2 СТАТУСНО – РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.
|