Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






по комментарию Бхактиведанты





Здесь мы узнаем, что Махараджа Амбариша всегда, днем и ночью, двадцать четыре часа в сутки был занят любовным служением Господу. Ачйута-сат-катходайе, хршикеша-падабхивандане. Хршикена хршикеша-севанам бхактир униате: бхакти означает вовлекать чувства в служение повелителю чувств, Кришне, которого называют также Хриши-кешей и Ачьютой.

Во-первых, преданное служение нужно выполнять под руководством преданного — или непосредственно Верховной Божественной Личности. Но возможно ли заниматься преданным служением под личным руководством Господа? Арджуна получил наставления от Самого Кришны, потому что он очень дорог Господу и является Его вечным спутником. Но мы не можем получить наставления таким же образом, потому что мы не находимся на уровне Арджуны, — и, следовательно, не должны подражать, ему. Нам необходимо принять прибежище гуру, того, кто очень дорог Кришне и Гауранге Махапрабху, того, кто день и ночь, двадцать четыре часа в сутки с любовью выполняет служение Господу. Он авторитетный представитель Кришны, пришедший, чтобы дать Его нам. Это единственная цель пребывания таких садху-гуру в материальном мире. Они не принадлежат этому миру— они принадлежат обители Кришны.

 

 

Объект любви

 

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи

йа йалибхир йуктир апекшанийа

татрати-дакшйад ати-валлабхасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

(Шри Шри Гурваштака, 6)

 

Это гуру-таттва. Гуру является према-бхактой, достигшим кришна-премы, он — близкий спутник Кришны. Он — радха-прийа-сакхй, близкая подруга Шримати Радхарани, искусно устраивающая встречи Радхи и Кришны в кунджах Враджа. Никунджа-йунорати-кели-сиддхйаи — он очень искусен, сиддха. Сиддха означает, что он знает это искусство в совершенстве. Радха-прийа-сакхи — вот гуру-таттва. Иначе никто не сможет научить вас с любовью служить Кришне, према-майа-сева. Кришна—объект любви, притир-вишайя, и не обладая прити, или любовью, невозможно получить Кришну.

Только тот, кто развил такую любовь, постоянно удерживает Кришну в своем сердце, и кто всегда с любовью служит Ему, может дать вам Кришну.

 

кршна ее томара, кршна дите паро,

томара шакати ачхе

ами то' кангала, 'кршна' 'кршна' боли'

дхаи тава паче паче

(«Шаранагати», Бхаджана-лаласа, 7, Бхактивинода Тхакур)

 

«О Вайшнава Тхакура, Кришна принадлежит тебе, потому что ты связал Его в своем сердце веревкой любви».

Кришну можно связать только веревкой любви, и никаким иным способом. Ты — преми-бхакта и

 

томара хрдое сада говинда-вишрам говинда кохена-мора вайшнава паран

(«Прартхана», Вайшнаве Вигьяпти, Нароттама даса Тхакур)

 

Нароттама даса Тхакур поет: «О Вайшнава Тхакура, Кришна обитает в твоем сердце и испытывает блаженство, отдыхая в нем, потому что твое сердце — Вриндаван, хрдойа-врндавана. Твое сердце наполнено любовью к Кришне, и оно—лучшее место, где Кришна отдыхает с таким блаженством».

И это взаимное чувство. И вновь, в Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (9.4.63) Кришна говорит: садхаво хрдайам махйам садху нам хрдайам те ахам.

«Такие садху, преми-бхакты, также всегда пребывают в Моем сердце, как и Я — в их сердцах». Это взаимно. Подобно тому, как Кришна в блаженстве пребывает в сердце такого садху, так же и садху — в сердце Кришны. Говинда кохена-мора вайшнава паран. Кришна говорит: «Такие садху-вайшнавы—Мое сердце и Моя душа». И садху говорят: «Кришна — мое сердце и моя душа».

Это взаимное чувство, но в этом материальном мире обусловленные души забыли Кришну. Они утратили кришна-таттва-гьяну, и поэтому не знают о Нем.

 

 

Осознайте и узрите Абсолютную Истину, Кришну

 

Цель этой, столь редкой человеческой формы жизни - осознать Кришну.

 

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти со 'рджуна

 

Это сказано в «Бхагавад-гите», сошедшей непосредственно с уст Кришны. Это кришна-катха, и ей надо внимать. «Мое рождение и Моя деятельность не материальны, а имеют трансцендентную природу, и для того, кто осознал данную таттву, воистину, это его рождение в материальном мире — последнее. Оставив это тело, такая личность, несомненно, придет ко Мне. Он никогда не упадет и не родится вновь в материальном мире» («Бха-гавад-гита», 4.9)

Осознать Кришну в таттве — цель человеческой жизни. Но как может обусловленная душа сделать это, не приняв прибежища и не слушая наставлений истинного гуру, таттва-ветты, того, кто воистину осознал Кришну?

 

тад виддхи пранипатена

парипрашнена севайа

упадекшйанти те гйанам

гйанинас таттва-даршинах

(«Бхагавад-гита», 4.34)

 

И еще: тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет, самит-паних шротрийам брахма-ништхам («Мундака Упанишад», 1.2.12). Тот, кто серьезно думает: «Я должен осознать Кришну — цель моей жизни, иначе я никогда не достигну совершенства в человеческой форме жизни», — должен обратиться к гуру, который осознал Кришну в таттве. Тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет — он должен. Такой гуру, таттвачарья, знающий истину и видящий ее, таттва-гьята и таттва-драшта. В этом стихе, тад виддхи пранипатена, очень важно слово таттва-дарши, «видящий истину». Таттва-джната и таттва-драшта.

Адвайа-таттва сей враджа враджендра-кумара. Враджендра-кумара, сын Нанды Махараджи — Абсолютная Истина. Таким образом, видящий Абсолютную Истину, видит Враджендра-кумару, сына Нанды Махараджи, и осознал Его воистину, в таттве.

Такой таттвачаръя является преми-бхактой, он очень дорог Кришне. Он — самый близкий спутник Кришны. И если человек не обратится к такому гуру и не будет слушать его наставлений, разве сможет он понять Кришну? Истинные гуру нисходят в этот материальный мир, чтобы поделиться этой таттва-гьяной, бхагават-гьяной с обусловленными душами, забывшими о Кришне.

И это шрути, трансцендентное знание, и есть Веды, ведь Кришна говорит: ведаши ча сарваир ахам эва ведйо — «Цель всех Вед - познать Меня». («Бхагавад-гита», 15.15).

И эта веда-гьяна спускается в мир с истинными гуру. Кришна, Верховный Господь, делится Своим трансцендентным знанием с преданными, которые очень дороги ему. И Гурудева — воплощение милости Кришны, кришна-крипа-шри-мурти.

 

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

йуктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

(«Шри Шри Гурваштака», 7)

 

Такой гуру подобен Господу Хари, потому что он все время с любовью служит Ему.

 

 

Два Бхагавана

 

Есть два бхагавана: севья-бхагаван и севака-бхагаван. Сакшад-дхари означает, что истинный гуру — бхагаван-слуга. Абсолютная Истина, адвайя-таттва, которой надо служить, севья-бхагаван, — это Кришна. Близкий слуга Господа Кришны — бхагаван-слуга, севака-бхагаван, и это гуру. Он всегда, днем и ночью, с любовью служит Господу. И если человек не обратится к такому гуру, он никогда не сможет познать Кришну и получить это трансцендентное знание, кришна-тат-тва-гьяну, и глаза такого человека никогда не раскроются.

Поэтому мы молимся:

 

аджнана -тимирандхасйа

джнананджана -шалакайа

чакшур унмилитам иена

тасмаи шри-гураве намах

(«Гаутамия Тантра»)

 

С этой молитвой мы обращаемся к гуру. «Тот, кто даровал моим глазам свет знания, таттва-гьяну, и есть истинный гуру».

Каким же образом ваши глаза раскроются, если вы не будете слушать наставления такого гуру! Человек должен внимать гуру, который дает таттва-гьяну.

 

 

Чтобы увидеть, необходимо услышать

 

В «Шримад-Бхагаватам» (3.9.11) говорится: шрутекшита-патхо. Шрута-икшита, сначала надо слушать, и потом вы сможете увидеть. Если вы будете очень внимательно, с твердой верой внимать словам истинного гуру, откроется ваше трансцендентное нематериальное зрение. Материальное зрение затемнено, майя андхака-ра; но откроется трансцендентное зрение, с помощью которого можно увидеть Кришну. Шрутекшита-патхам, слушайте — и тогда сможете увидеть.

Первое, что необходимо сделать, — принять истинного духовного учителя и слушать его наставления. Если человек не внимает словам истинного гуру, кришна-таттва-ветты, того, кто обладает знанием кришна-таттвы, как сможет он осознать Кришну?

И наиболее важна твердая вера. Необходимо слушать с твердой непоколебимой верой в слова такого садху-гуру. Нет иного способа осознать Кришну. Это первое, что необходимо сделать, и те, кто не принимают прибежища у истинного духовного учителя, не могут осознать Верховного Господа, Кришну, потому что их духовное видение не откроется.

Пять тысяч лет назад Верховный Господь, Кришна, пришел в материальный мир в Своей изначальной сварупе и дал это трансцендентное знание в форме «Бхагавад-гиты». Господь Сам дает это трансцендентное знание, дивья-гьяну, и в то же время, Он делится этим знанием только с преданными, которые очень дороги Ему. Поэтому даже полубоги молятся Верховному Господу: «О, Господь, садануграхайа бхаван. Если живое существо не обретет милости садху, оно не сможет постичь Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 3.9.11). Ануграха означает «милость» или «благосклонность». Человек должен обрести благосклонность садху, который очень дорог Кришне, потому что Кришна делится Своим трансцендентным знанием только с теми, кто развил в себе любовь к Нему, единственному объекту любви, — с преми-бхактами, садху. Он никогда не дает это знание карми, гьяни и йогам. Кришна делится им со Своими великими преданными, маха-бхагаватами. И все это трансцендентное знание приходит к нам благодаря двенадцати махаджанам.

 

 

Чистая любовь — высшее счастье

 

Но есть и еще кое-что. Медитирующие на Брахман, брахма-нанди, обретают мукти. Как же переводится с санскрита слово мукти7 Вы говорите: «Освобождение», — но что же на самом деле означает мукти?

Мукти — это атьянтика духкха даджата, свобода от страданий. И брахмананди, и те, кто сосредоточен на Параматме, обретают мукти. Но в этом освобожденном состоянии, мукти, нет и намека на счастье, которое дарует према, чистая любовь, — на высшее счастье, према-сукха.

Кришна — сач-чид-ананда, ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах («Брахма-самхита», 5.1). Он исполнен вечности, знания и блаженства. И если человек не разовьет в себе любовь к Кришне, он не сможет обрести подлинное счастье, према-сукха, которое дарует любовь к Господу.

Ананда, блаженство, бывает двух видов: сва-сукха, собственное, и према-сукха, блаженство, которое дает любовь к Богу.

 

 

Према-лила-таттва

 

Когда Кришна являет здесь Свои трансцендентные лилы, Он делает это посредством Своей внутренней энергии, сварупа-шакти. Но кто обладает знанием об этой лила-таттве? Только преми-бхакты, преданные, развившие в себе кришна-прему.

 

рупа-рагхунатха-паде раху мора аша

прартхана коройе сада нароттама-даса

(«Лаласамайи Прартхана», Нароттама даса Тхакур)

 

Нароттама даса Тхакур поет: «Супружеские любовные игры Радхи и Кришны исполнены столь глубокого смысла и столь сокровенны. Разве смогу я понять столь глубокую и сокровенную таттву, если Рупа и Рагунатха не прольют на меня свою милость?»

Они — преми-бхакты, и потому обладают этим знанием, которое никто не может понять без милости столь близких и дорогих Кришне преданных. Кришна делится этой таттвой только со Своими преданными, с гуру. И если человек не встретит такого гуру и не обратится к нему, он не сможет обрести таттва-гьяну и никогда не поймет сокровенную лила-таттву Радхи и Кришны. Такие дживы не могут даже развить в себе вкус к слушанию бхагавата-катхи и, тем более, обрести према-дхану, бесценное сокровище любви к Богу.

 

према-дхана вина вйартха даридра дживана

'даса' кари' ветана море деха према-дхана

(«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 20.37)

 

Это «Шикшаштака». «Я действительно беден, потому что не обладаю према-дханой. О, Господь, я Твой вечный слуга, поэтому, пожалуйста, сделай меня Своим слугой, пожалуйста, дай мне возможность с любовью служить Тебе днем и ночью. Я прошу только об одном: дай мне према-дхану, —мне не надо ничего материального».

Тот, кто ищет собственного блаженства, кто не освободился от этого полностью, не может обрести према-дхану.

 

анйабхилашита-шунйам

джнана-кармадй-анавртам

анукулйена-кршнану-

шиланам бхактир уттама

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11)

 

Рупа Госвами говорит: «Не должно остаться ни желания материального удовольствия, ни желания освобождения».

Только свободные от этих двух видов желаний могут обрести према-дхану. Такой преми-бхакта не желает для себя ни материальных удовольствий, ни освобождения. Все его действия предназначены только для наслаждения Кришны, поэтому он всегда с любовью служит Ему.

 

 

Према-раджера-катха

 

Кришна, Верховная Личность Бога, исполнен любви, трансцендентного блаженства и любовного нектара, расамайи. Тот, кто всегда привязан к этой форме Кришны, сач-чид-ананда-виграхе, и есть премика-гуру, преми-бхакта, и он может дать вам прему. Нет иного пути обрести прему — только по милости такого бхакты и в общении с ним можно почувствовать и осознать, что это такое. Премика-бхакта, гуру — воплощение милости Кришны, кршна-крпа-шри мурти. Без милости такого гуру никто не войдет в царство Господа. Как вы сможете получить доступ туда?

По милости таких возвышенных преданных Господа, как Брахма, Нарада, Вьяса и Шука, мы получили эту бхагавата-катху, кришна-катху. И такие великие преданные Гауранги Махапрабху, как Рула Госвами, Санатана Госвами, Сварупа Дамодара Госвами, — все они дали нам кришна-катху, бхагавата-катху и рассказали о том, что связано с царством любви к Кришне, према-раджера-катха. Они очень милостивы. Без милости таких возвышенных преданных, маха-бхагават, преми-бхакт, невозможно обрести эту трансцендентную кришна-катху в материальном мире.

Вьясадева написал «Шримад-Бхагаватам», это кришна-катха. Здесь, в комментарии, Шрила Прабхупада пишет:

«Бхагавад-гита» — это кршна-катха, исходящая непосредственно от Кришны, и «Шримад-Бхагаватам» -- тоже кршна-катха, потому что все, о чем говорится в «Бхагаватам», связано с Кришной».

Вьясадева написал «Шримад-Бхагаватам» по милости своего духовного учителя, Парады Муни, преми-бхакты. И когда он сидел, погрузившись в духовный транс, бхакти-самадхи, он увидел Кришну. В «Шримад-Бхагаватам» (1.7.4) говорится: апашйат пурушам пурнам. Вьясадева увидел Верховную Божественную Личность, пурушам пурнам, абсолютного пурушу, Кришну, а так же майю, пребывая в бхакти-самадхи. И он написал «Шримад-Бхагаватам», и, таким образом, «Бхагавата» пришла к нам по милости Вьясадевы, а затем — Шукадевы Госвами, пересказавшего ее. Сута Госвами, пересказал ее вновь в лесу Наимишараньи в собрании риши, возглавляемых Шаунакой. По милости столь возвышенных преданных мы получили эту бхагавата-катху, кришна-катху, исполненую нектара любви.

 

 

Господь Баладева, повелитель сандхини-шакти

 

Сварупа-шакти, внутренняя энергия Господа, состоит из трех частей. Сварупа-шакти, или антаранга-шакти, исходит от сварупы и неотлична от сварупы. Эта шакти делится на три части: сандхини, самвит и хладини. Сач-чид-ананда-майа—три составляющих.

 

анандамше хладини, сад-амше сандхини

чид-амше самвит-йаре джнана кари' мани

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 4.62)

 

От caт исходит сандхини, от чит — самвит и от ананда - хладини. Сандхини означает «вечность», но здесь требуется более подробное объяснение, сандхинйа кртависава тад-дхама ничайе. Какова роль сандхини-шакти? Она проявляется, когда мы говорим о Господе Баладеве. Господь Баладева — повелитель сандхини-шакти, и проявление Баладевы — гурупада-падма; Он — гуру.

Слово сандхини очень важно. Того, кто дает нам сандхану Кришны, способ осознать Его, называют сандхини. Господь Баладева, повелитель сандхини-шакти, дает нам этот способ осознать Кришну. Таков Господь Баладева, повелитель сандхини, шакти-матвиграха. Без милости такого гуру — разве возможно осознать Кришну? Поэтому говорится: сандхинйа кртависава тад-дхама. Сандхини-шакти проявляет себя в материальном мире как дхама, обитель Господа, и состоит из вишуддха-саттвы, чистой благости, без примеси раджаса и тамаса. Вся благость в материальном мире смешана с более низкими гунами, но в дхаме Господа — нет. И мы должны понять, что в дхаме все — вишуддха-саттва, чистая беспримесная благость.

Самвит — это знание, самбандха-гьяна — то, как все и всё связаны с Кришной. И гуру передает это знание, самбандха-гьяну, во время инициации.

 

дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам

(«Вишну Ямала», цитируется в «Хари-бхакти-виласе», 2.7)

 

Дикша-гуру передает ученику самбандха-джнану, и это — самвит-шакти. Таким образом, гуру — проявление сварупа-шакти, состоящей из сандхини, самвит и хладини, а значит, все есть в гуру. И дикша-гуру передает ученику самбханда-гьяну, а затем—хладини-шакти, энергию наслаждения Господа, питающую две другие, сандхини к самвит. Иными словами, если их не питает хладини-шакти, то нельзя говорить о наслаждении и прити, чистой любви.

 

 

Вечные любовные отношения

 

Самвит шакти пракатита 'рахабхава расита'рахабхава. Рахабхава означает «любовные отношения». Наши отношения с Кришной совершенны, вечны, и в основе их лежит чистая любовь. Это сварупа-самбандха, истинные взаимоотношения. Естественное положение дживы — служить Кришне, и такие отношения с Ним совершенны, вечны и основаны на любви, притир-самбандха.

Поэтому мы говорим, что Господь Хари, Кришна — объект любви, прити-вишайя. Надо попытаться понять это. Кришна - объект любви, прити-вишайя, и Он исполнен нектара лю6ви,раса-майи. Если вы не установите истинные отношения с Господом Хари, с Кришной, то как вам удастся обрести высшее блаженство, парамананду! Кто и каким образом поможет вам установить такие отношения? Это может сделать только гуру. Если вы не примете прибежище у истинного гуру, разве вы сможете сами установить вечные отношения с Господом и обрести парамананду?

 

Источник всего преданного служения

 

Обратимся еще раз к гуру-таттве. Гуру — это тот, кто всегда, днем и ночью, с любовью служит Кришне. Кто является источником всех видов преданного служения Кришне? —- Шримати Радхарани. Радха вина аре каха найа. Кришна целиком и полностью принадлежит Шримати Радхарани — и никому больше. Поэтому Она — источник всех видов преданного служения Кришне, изначальная гуру-таттва, и только Радхарани может дать вам возможность этого служения. Без Ее милости служение обрести невозможно.

Кришна полностью подчиняется Радхе и принадлежит только Ей. Как же вы сможете служить Ему без милости Радхарани?

Без покровительства Радхарани никто не может стать гуру.

Радхарани — это верховный Гуру. Радха и Ее экспансии: кайяграха, сакхи и манджари, — все они гуру. Они очень близки и дороги Кришне. Они ниджа-джана — принадлежат Кришне. Разве может человек, не установивший отношения с Варшабханави Радхой, стать гуру! Он может быть гуру, но не может быть гуру кришна-таттвы. Всякий может стать гуру других таттв, таких как майа-таттва, итара-таттва. Но никто не может стать кришна-таттва-вит гуру, если он не развил взаимоотношения с Радхарани, потому что Кришна полностью принадлежит Ей. Радха вина аре каха найа. Кришна всецело принадлежит Радхе — это и есть гуру-таттва.

Кришна — пурна таттва, Абсолютная Истина. А Радхарани дает сева-адхикару, возможность служить Абсолютной Истине. Никто иной, кроме Радхарани и Ее экспансий, сакхи-манджари, не может дать нам такую возможность. Не приняв прибежища Радхарани и не обретя Ее милости, мы не сможем с любовью и преданностью служить Кришне.

Те, кто приняли Кришну как севья-таттву, единственный объект служения, приняли Радху как своего гуру. Снова появляются эти два слова, севья и севака. Севья означает «тот, кому служат», а севака — «тот, кто служит». Это очень глубокий философский момент. Необходимо принять Радхарани как гуру, чтобы осознать Кришну как севья-таттву, единственный объект служения.

Во всех расах: дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья, — Кришна — вишайя, а те, кто служит Ему, севаки-ашрайя. Вишайя и ашрайя. И для всех, кто принимает Кришну как вишайю во всех расах, Варшабханави Радхарани — духовный учитель.

Никто не может служить Кришне без милости и наставлений Шримати Радхарани. Те, кто исполнены вожделения и жаждут только собственного наслаждения и удовлетворения, не способны служить Кришне, потому что они не могут обрести милости Радхарани и получить от Нее наставления. Но тем, кто живет во Вриндаване, известно, что без милости Радхи никто не сможет служить Кришне. Они прекрасно это знают.

 

 

Лакшмидеви

 

Даже Лакшмидеви не может служить Кришне. Он самый красивый: кандарпа-коти-каманийа вишеша-шобхйам («Брахма-самхита», 5.30), — Его красота во много раз превосходит чары Купидона. Он всепривлекающий, и красота Кришны привлекает Лакшмидеви, но она не может служить Ему. Почему?

Причина в том, что она не может обрести милость Радхарани. Лакшми служит Нарайане, виласа-мурти Кришны, Его четырехрукой форме, поэтому и у Лакшми четыре руки.

У Радхарани же две руки, как и у Кришны. Кришна — мадхурйа-лила-майа-виграха, в то время, как Нарайана — айшваръя-лила-майя-виграха. И Радха — мадхурья-майи, а Лакшми — айшварья-майи. Без милости Радхарани невозможно служить Кришне. Если человек не утвердился в своих отношениях с Радхарани, как он сможет служить Радханатхе, Шри Кришне? Радхарани и Ее экспансии, сакха-манджари, являются гуру.

Никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи — это таттва, это Гурудева. Он дает вам право служить Кришне, и без его милости вы это право никогда не получите. Кто сможет дать его вам, если не будет гуру? Варшабханави Радхарани и есть гуру-таттва. Никто не сможет служить Кришне с любовью, если не примет прибежища такого гуру. Это необходимо осознать.

 

 

Направление пути

 

В Ведах упоминается три таттвы, веде-три-таттва-кая: самбандха, абхидейя и прайоджана. Самбандха-таттва основана на взаимоотношениях, абхидея — это бхакти, а прайоджана — према.

Когда мы говорим о прайоджана-таттве, проявляется кришна-према, которую возможно обрести лишь по милости столь дорогого Радхе премика-бхакты. Без этой милости невозможно постичь прай-оджана-таттву, према-таттву. Никто не сможет осознать ее.

Если садхака не способен понять гуру-таттву и увидеть сварупу духовного учителя, он не сможет понять, в каком направлении идти по пути преданного служения, бхаджана-патхе. Кто укажет ему нужное направление? И он не может понять садхья-таттву и цель — кришна-прему. Садхья-таттва — средство достижения цели, а сама цель — это према-таттва. Средство — это бхакти, а цель — према, чистая любовь, потому что Кришну можно связать только одной веревкой, веревкой любви.

Итак, в гуру-таттве должны быть отношения с Радхарани и Ее экспансиями, сакхи-манджари, или гуру. А садхья-таттва -это Радханатха, Шри Кришна.

Кто может дать нам право служить Радханатхе? Гурудева, который очень дорог Радхарани.

 

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи

йа йалибхир йуктир апешанийа

татрати-дакшйад ати-валлабхасйа

ванде гурох шри чаранаравиндам

(«Шри Шри Гурваштака», 6)

 

Гурудева — это гопи, близкая спутница Радхарани, радха-прийа-сакхи. Таким образом, гуру-сева — это шриматир-сева. Служить гуру — значит служить Радхарани, так как он очень дорог Радхе, радха-прия-сакхи. А служить Радхарани — значит служить гуру, и это таттва. Стать слугой гуру -— значит стать слугой Радхарани и, таким образом, — слугой Кришны. Это — таттва. И мы утверждаем, что если человек не обладает знанием всех этих таттв, он не может продвигаться по пути преданного служения, или бхаджана-патхе. Патха означает «путь». Но тот, кто осознал гуру-таттву, прекрасно знает, что гуру дорог Радхарани и неотличен от Нее: он — Ее экспансия. Тот, кто всегда полностью погружен в любовное преданное служение Кришне, является гуру. И Гурудева очень близок и дорог Шримати Радхарани, прия-джана.

 

 

Радхарани — мой гуру

 

В цепи ученической преемственности, в нашей гуру-парампаре, Кришна —- в самом начале, но Он Сам говорит:

 

радхикара према-гуру, ами-шишйа ната

сада ама нана нртйе начайа удбхата

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4 Л 24)

 

«Мой гуру — Радхарани, — говорит Кришна, — В любовных лилах Она — Мой гуру, и Я всегда танцую под ту мелодию, которая Ей по душе».

Кто же является верховным Гуру? Конечно же, Радхарани. Первый в нашей гуру-парампаре — Кришна — говорит: «Радхарани — Мой Гуру в любовных лилах, и Я танцую под ту мелодию, которая Ей по душе. Я буду танцевать. Ами-шишйа ната, Я Ее ученик, и Я танцую с ней». Гуру заставляет ученика танцевать: «Иди туда, иди сюда, туда-сюда, туца-сюда». Гуру может заставить ученика танцевать, и Кришна говорит: «В любовных лилах Радхарани — Мой Гуру, и Она всегда заставляет Меня танцевать под Свою мелодию. И Я танцую под Ее мелодию. Она — Мой Гуру».

Таким образом, первая в гуру-парампаре — Радхарани. Это гуру-таттва.

Все, кто обрел возможность служить Кришне во Враджабхуми, враджа-сева-адхикара, — слуги Радханатхи. Все, кто обрел такую возможность, служат Ему.

И Гаурасундара — радха-бхава-дйути-сувалитам. В Нем преобладает радха-бхава.

 

гаура анга нахе мора-радханга-спаршана

враджендра-сута вина тенхо на спарше анйа-джана

(«Чайтанья-чарнтамрита», Мадхья, 8.287)

 

«Это не тело Гауры — это тело Радхарани», — вот что говорит Гаура. «Только Враджендра-сута, сын Нанды Махараджи, может прикоснуться к этому телу — и никто, кроме Него».

Радха-бхава преобладает в Гауре. В нашей гуру-парампаре, когда является Гаура — является и Шримати Радхарани. Та гуру-парампара, в которой является Гаура, идет от Радхи. Это гуру-таттва, потому что в Гаурасундаре преобладает радха-бхава. И гаурануги, последователи Гауры, являются также и радханугами, так как в Гауранге преобладает радха-бхава. Такова гаудия-гуру-дхара.

 

 

Гуру-даршана

 

Существуютанартха-юкта и анартха-мукта-васта. Вы покрыты анартхами — вы не свободны от них. Есть два состояния души человека: когда она покрыта анартхами или свободна от них. Разве может человек, погрязший в анартхах, видеть гуру? Он не способен узреть истинную сварупу духовного учителя. Он может видеть гуру, но не его истинную сварупу. Его сердце покрыто анартхами. Но гуру-даршана, видение гуру освобожденным человеком, совсем иное. Так происходит оттого, что есть эти два состояния, анартха-юкта-васта и анартха-мукта-васта. Гуру-даршана того, чье сердце полностью покрыто анартхами, очень отличается от видения человека, свободного от них. Как погруженный в анартхи человек видит духовного учителя? Он видит гуру как бхога-ватья: «Гурудева даст мне множество наслаждений. Если я приму у него прибежище, то получу массу всевозможных удовольствий». Это бхогъя-даршана, присущая большинству из нас: «Гурудева даст мне множество наслаждений: вкусный прасад, уютное жилье, хорошую машину, — все самое лучшее». Это бхогья-даршана. «Гурудева, я хочу жениться на красивой девушке». «Конечно, женись», — ответит Гурудева. Гуру устроит так, чтобы все это у нас было. Такое видение называется бхогья-даршана.

Но когда человек пребывает в состоянии анартха-мукта-васта, то есть полностью освобожден от анартх, его видение духовного учителя совершенно иное — севья-даршана. Бхогья-даршана и севья-даршана. Севья-даршана означает, что ученик видит гуру как объект служения. «Я доставлю ему удовольствие своим служением и никогда не буду ничего ожидать для себя». Вот его даршана. Человек должен осознать и различать бхогья-даршану и севья-даршану. Необходимо в совершенстве понять гуру-таттву, и только тот, кто действительно осознал ее, может сказать: «Если я не приму прибежище у истинного гуру, я не смогу освободиться от всех беспокойств, материальных страхов и иллюзии».

 

ашока-абхойа, амрта-адхара

томара чарана-двайа

тахате экхона, бишрама лабхийа

чарину бхавера бхойа

(«Шаранагати», Атма-ниведана, 8, Бхактивинода Тхакур)

 

Кто может показать вам лотосные стопы Кришны? Кто может привести вас к Ним? Кто может указать вам способ увидеть лотосные стопы Кришны или приблизиться к ним? Только премика-бхакта, преми-гуру, чьи отношения с Кришной основаны на любви. Он всегда, днем и ночью, с любовью служит Кришне. Он связал Кришну в своем сердце веревками любви. Только такой гуру может показать вам лотосные стопы Кришны и привести вас к ним, потому что он близкий и дорогой спутник Кришны. Такая личность — радха-прийя-сакхи, близкая подруга Шримати Радхарани.

Только тот, кто в совершенстве понял гуру-таттву, может сказать: «Если я не приму прибежища у лотосных стоп истинного гуру, Я не смогу освободиться от беспокойств, материальных страхов и иллюзий». Иными словами: «Я не смогу принять прибежище у лотосных стоп Кришны, а это единственное место, где нет ни страха, ни беспокойств, ни иллюзий, ни смерти».

Если человек сможет освободиться от двойственности, разовьет простоту в своем сердце, примет прибежище у лотосных стоп духовного учителя и будет безраздельно служить ему, тогда он обретет милость этого гуру и прибежище у лотосных стоп Кришны. Иного способа не существует. Служите гурупада-падме без двойственности, нишкапата-сева, всей душой, всем сердцем, тогда вы обретете милость гуру и вернетесь к лотосным стопам Кришны. Он приведет вас.

 

 

Главный итог — Кришна-према

 

Существует восемь принципов, которым должны следовать те, кто принял прибежище хари-намы, нам-бхаджана-кари. Во-первых, человек должен твердо верить в слова садху, шастр и гуру. Во-вторых, необходимо развить в себе сильное желание обрести возможность общения с нам-таттва-вит-гуру. В-третьих, необходимо также развить сильное желание слушать кришна-катху, хари-катху из уст таких садху-вайшнавов. Это бхаджана-крийя. Шраванам киртанам, слушание и воспевание под руководством гуру-садху. В-четвертых, если человек следует всем этим принципам и посвятил себя бхаджане, преданному служению под руководством истинного гуру, все его анартхи полностью уничтожаются, анартха-нивртти. Бхаджана-крийа тато'нартха-ниврттих, эти четыре элемента есть в садхана-бхакти, они — предварительные. За анартха-нивртти следует ништха, пятый этап.

Ништха означает, что прекратились колебания и беспокойство ума — он тверд и постоянен. Пока в нашем сердце есть анартхи, ум не может сосредоточиться на лотосных стопах Кришны или на воспевании святых имен, нам-бхаджане. Для этого необходимо достичь ништхи. Шестой этап —ручи, вкус. Вкус приходит в соответствии с нашей духовной зрелостью. Сва-расики-ручи, у каждого живого существа свой уровень духовной зрелости. На пути, указанном Господом Гаурангой, есть четыре уровня. Шанта-раса не принимается в расчет. В соответствии со своей принадлежностью красе: дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья, — человек развивает вкус и получает наслаждение от воспевания святых имен. Развив в себе этот вкус, преданный всегда будет воспевать имена Господа, так как вкус этот настолько сладок, что, наслаждаясь им, вы никогда не захотите от него отказаться.

 

Сакхи о,

шйама наме катху- мадху ачхе го

вадане чарите нахи паре

(Чхандидас)

 

Тогда вы скажете: «Сладчайший мед содержит в себе имя Шьям, язык мой не хочет оставить это имя ни на мгновение».

Это состояние придет, но в настоящее время у нас нет этого вкуса. На седьмом этапе человек развивает истинную привязанность к святому имени. Он ни на секунду не перестает повторять имена Господа и чувствует, какой нектар исходит от них. Это асакти. И восьмая ступень — это бхава. Нам-бхаджана-кари, тот, кто принял прибежище святого имени, должен осознать эти восемь принципов. Первые четыре — предварительные, а оставшиеся четыре — более высокие. Последняя из них — бхава, а созрев, бхава переходит в прему.

Мукхйа патхе джива пайа кршна-према дхана («Харинама-чинтамани»). Основной результат воспевания святых имен—кришна-према. Нет иного способа обрести любовь к Богу. Махараджа Амбариша всегда, днем и ночью, служил Кришне. Все его чувства были заняты в служении. Пять грубых чувств, пять познающих чувств и ум. Са ваи манах кршна-падаравиндайор, ман-мана бхава -«Всегда думай обо Мне», — говорит Кришна. Махараджа Амбариша и есть такой преми-бхакта, он очень дорог Господу.


 

НЕКТАР, СМЕШАННЫЙ С ЯДОМ

 

(Утренняя лекция по «Чайтанъя-чаритамрите»

Ади-лила, 12.80-83, Кришна-Баларам Мандир, Бхуванешвар, Индия,

10 сентября 1993 г.)

 

 

Мы часто говорим, что «Чайтанья-чаритамрита» предназначена для преданных высшего уровня, потому что она содержит наиболее сокровенное знание—према-таттву. Точнее, гопи-према-таттву и радха-према-таттву. Это глубочайшее и сокровеннейшее знание. Его не дают кому угодно, потому что оно предназначено для парамахамс, наиболее возвышенных вайшнавов, которые достигли, по меньшей мере, уровня бхавы. Так или иначе, у нас сейчас лекция для «аспирантов», хотя я не знаю, сколько здесь слушателей соответствующего уровня.

Я глупец, потому что не знаю, сколько среди вас «аспирантов». Но я прошу о милости, припав к лотосным стопам Шри Чай-таньи Махапрабху, обладающего полным знанием, так как Он безгранично милостив и может превратить ворону в Гаруду, какера гаруда каре.

Махапрабху столь необычайно милостив, и Его милость обладает такими непостижимыми могуществом и силой, что, благодаря ей, даже ворона может стать Гарудой, какера гаруда каре.

И поэтому я молю о милости, припав к лотосным стопам Шримана Чайтаньи Махапрабху, исполненного знания об этой таттве:

«Мои слушатели — вороны, о Махапрабху. Пожалуйста, пролей на них Свою милость, чтобы они превратились в Гаруд и постигли эту таттву. Иначе им никогда не понять ее».

Я глупец: даю эту лекцию, не зная, сколько среди вас «ворон» и «Гаруд». Когда дело касается этой темы, я не могу не говорить о ней, потому что эта таттва содержится в «Чайтанья-чаритамрите». В этом стихе говорится: кршна-према майа, — речь идет о према-таттве, и мне ничего не остается, как только рассказывать о ней. Как же мне быть? Видимо на мне лежит такое проклятье: если я не буду говорить о према-таттве, то умру, - что же мне остается делать?

Хотя вороны и не способны ничего понять, проклятье лежит на мне: если я не буду рассказывать об этом, то умру. И поэтому я молю Господа Чайтанью: «Пожалуйста, пролей на этих ворон Свою милость, чтобы они превратились в Гаруд и смогли понять эту таттву».

 

 

Дарующий прему

 

Махапрабху -- это Кришна. Он неотличен от Кришны, но пребывает в другом умонастроении. Кришна пришел в форме Махапрабху, чтобы научить нас, как предаться Кришне.

шри-кршна-чайтанйа прабху джибе дойа кори'

сва-парашада свийа дхама саха абатори'

атйанта дурлабха према корибаре дана

шикхайа шаранагати бхакатера прана

(«Шаранагати», 1, Бхактивинода Тхакур)

 

Бхактивинода Тхакур, махаджана-ачарья, написал этот бхаджан. Так милостив, так безгранично милостив. Адбхута карунйа, адбхута ваданйа, адбхута аударйа виграха - таков Чайтанья Махапрабху. Он безгранично милостив, удивительно милостив, бесконечно великодушен. Он дарует кршна-прему всем.

 

намо маха-ваданйайа

кршна-према-прадайа те

кршнайа кршна-чайтанйа

намне гаура-твише намах

 

Рупа Госвами обращается с этой пранама-мантрой к Гауранге. Маха-ваданйа, самое щедрое воплощение, Шри Кришна Чайтанья. Почему? Кршна-према-прадайа те — Он дарует кришна-прему. Когда Кришна является в Своей изначальной форме, Он не раздает кришна-прему, Он оставляет ее скрытой, запертой на прочный замок. Один ящик в другом, тот — в третьем, третий — в четвертом и так далее. Према заперта. Кришна не раздает прему, Он надежно прячет ее во множестве ящиков под прочным замком.

Но когда Он является в форме Махапрабху, Он срывает все замки и раздает прему всем.

 

атйанта дурлабха према корибаре дана

шикхайа шаранагати бхакатера прана

 

Кришна-према — это душа и сердце бхакты, чистого преданного, преми-бхакты. Кришна приходит в форме Чайтаньи Махапрабху, чтобы раздать ее. Он приходит в материальный мир со Своей обителью, дхамой, и спутниками.

В двенадцатой главе «Чайтанья-чаритамриты» Кавираджа Госвами описывает множество спутников Господа Чайтаньи. Он говорит: «Я не могу перечислить всех спутников Махапрабху, но опишу некоторых из них».

Махапрабху пришел со Своей дхамой и спутниками, чтобы дать нам прему и научить предаваться Кришне. Без премы невозможно вручить себя Господу. Абсолютно невозможно, потому что истинное предание основано на чистой преме, на любви. И без нее, без премы ваше так называемое предание либо искусственно, условно, либо неполно. Оно не может быть истинным и полным. И это относится ко всем нам.

 

 

Пусть Гауранга всегда будет в вашем сердце

 

Махапрабху очень милостив.

 

угптама адхама кинчу на бачхила джачхие дилака кола

кахе премананда эмана гауранга хрдайа дхарийа бола

 

Мы поем эти строки перед чтением «Чайтанья-чаритамриты». Махапрабху не делает различий, уттама ли человек или адхама — самый возвышенный или самый падший. Он зовет всех: «Пожалуйста, вернитесь ко Мне, пожалуйста, вернитесь ко Мне». Таков Господь Гауранга. Премананда даса Тхакур говорит: «Пусть Гауранга всегда будет в вашем сердце, хрдайету шачйнандана».

Далее также сказано:

 

бхаджа гауранга каха гоуранга лаха гауранга нама ре

дже джана гауранга бхадже сей хой амара пранаре

 

Премананда даса Тхакур поет: «Повторяйте имя Гауранги, воспевайте Его имя, говорите о Нем. Тот, кто посвятил себя Гауранга-бхаджане, очень дорог мне».

Гауранга — это Кришна, но Кришна, жаждущий постичь радха-прему, любовь, которую испытывает Радхарани, и насладиться этой любовью. Шачи-гарбха-синдхау, поэтому Он появился из лона матери Шачи, чтобы исполнить эти три желания. Таков Шачйнандана Гауранга.

Радхайах пранаыа-махима-кидршо — «Какова же любовь Радхарани?»

Свадйо йенадбхута-мадхурима кйдршо ва — «Радхарани любуется Моей красотой». Красота Кришны — это мадхурья.

«Что такого в Моей красоте?»

Разве возможно наслаждаться собственной красотой? Вы сами можете увидеть свое лицо? Как же тогда любоваться его красотой?

Кришна думает: «Как же понять это?» Для Кришны это невозможно.

И третье, саукйам часйа мад-анубхаватам кидршам вети лобхат. «Каково счастье, сукха, которое испытывает Радхарани, любуясь Моей красотой, и как Мне почувствовать его?»

Это страстное желание Кришны осталось неудовлетворенным в кришна-лиле.

Кавираджа Госвами приводит слова Самого Кришны в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.126):

 

ниджа-премасваде мора хайа йе ахлада

шаха ха'те коти-гуна радха-премасвада

 

«Как велико удовольствие, ахлада, которое Я получаю от Своей премы, но наслаждение радха-премой в тысячи и миллионы раз слаще».

Кришна — расервишайя, вишайя-виграха. Это необходимо осознать. Это особый язык, вайшнава-бхаса. И мы еще раз повторяем, что необходимо знать этот язык, язык вайшнавской философии, пари-бхаса.

Вы называете себя учениками, но как вы можете стать учениками? Уходите отсюда! Я вас прогоню с этой лекции. Ваш уровень недостаточен для таких лекций. Уходите, убирайтесь! Никто не может допустить вас к «аспирантским» занятиям. Надо сначала выучить язык.

Расервишая и расерашрая, вишая-виграха и ашрая-виграха. Вы говорите «наслаждающийся» и «тот, кем наслаждаются», но это не то. В других языках нет таких слов. Саукйам часйа мад-анубхаватам кидршам вети лобхат. Таково счастье, которое испытывает ашрая, а Радхарани — верховный ашрайя. Кришна-вишая-виграха, а все преданные — ашрая-виграха. Радхарани занимает высшее положение среди преданных, а значит, Она — первая среди ашрая. И радха-премасвада, према Радхарани, в тысячи и милионы раз слаще, чем вишая джатайя-сукха.

Так думает Кришна, и в Нем пробуждается сильное желание, которое невозможно подавить: «Как же и Мне испытать то же наслаждение и постичь его? Оно недоступно Мне. Я попытался обрести его, но потерпел поражение. Что же Мне делать?» Кришна поглощен этими мыслями, Он думает: «Я — вишая-виграха, но если Я стану ашрая-виграха, то Мне будет доступно это наслаждение, ашрая джатия-сукха». Погруженный в эти мысли, Кришна постоянно думал: «Что же Мне делать?» Он был полностью поглощен этой мыслью, хрдайе бадайе према-лобха. Слово лобха подчеркивает, насколько сильно Его желание обрести прему. В сердце Кришны возникло непобедимое страстное желание испытать радха-прему, поэтому сказано: према-лобха.

Кавираджа Госвами использует особенное слово: дхак-дхаки, дхак-дхак.

Когда вы готовите сладкий рис: наливаете в кастрюлю молоко, насыпаете сахар и рис, ставите на огонь, — и он становится все гуще и гуще, тогда начинается это дхак дхак, дхак дхак. Это дхак-дхаки — в сердце, и в сердце Кришны — према-лобха, дхак-дхаки. Это невозможно передать другими словами. «Сердцебиение»? Но это не полный эквивалент дхак-дхаки. Что же делать, если нет подходящего слова в другом языке? Есть такая пословица: «Лучше слепой дядя, чем никакого», — поэтому пусть будет «сердцебиение».

Таковы чувства Кришны, так сильно Его желание обрести радха-прему.

 

 

Смесь двух противоположностей

 

Теперь сосредоточимся на том, что же такое радха-према и каковы ее свойства. Существует множество свойств, но мы будем говорить об одном основном: в радха-преме соединены две противоположности. Когда Кришна обрел радха-бхаву, явившись как Чайтанья Махапрабху, Он испытывал эти два противоположных чувства —милана и вираха, близость и разлуку. Махапрабху -одновременно Радха и Кришна, поэтому Он испытывает и чувство единения, и вираху, тоску по Кришне, острейшую боль от разлуки с Ним. Если вы проанализируете радха-прему, то увидите, что оба этих противоположных чувства сочетаются в ней. Вируддха-дхарма, сочетание двух противоположностей, бывает трех видов: брахма-гхата, кришна-гхата и радха-према-гхата. Это знание очень высокого уровня, и его необходимо изучать.

Брахма-гхата связана с Брахманом. Какие бы две противоположности она ни заключала в себе, она связана с таттвой, таттва-багайхи. Две противоположности в кришна-гхате — айшварья-мадхурья-багайхи: величие и сладостность. Это язык вайшнавской философии, вайшнава-пари-бхаса. Итак, кришна-гхата бывает двух видов: айшварья- и мадхурья-багайхи. Вируддха-дхарма радха-премы заключает в себе две противоположности:уджджвала-раса-багайхи. Уджджвала означает «обжигающий», а раса — «нектар». Вот с чем связана раса-багайхи.

Сначала рассмотрим Брахман. Брахман обладает таттва-багайхи, и две противоположности в нем — это брахма-ниргуна и брахма-сагуна: наделенный качествами и лишенный качеств. Существует также брахма-упанипада: Брахман не имеет ни рук, ни ног. У него нет ног, но он очень быстро перемещается. У него нет рук, но он принимает подношения. Такие противоположности сочетаются в Брахмане, и это все — таттва-багайхи.

Теперь — о Кришне. Он обладает айшварья- и мадхурья-багайхи. Ему присущи и величие, и сладостность. Таким образом, это две противоположные дхармы. В айшварье Кришна—вибху. Вибху означает «Верховная Божественная Личность». Вибху присуще величие. Но в мадхурье, в Своей нара-лиле, Он подобен обычному человеку. Являя Свои лилы, Он играет как мальчик-пастушок, Он гуляет по лесам Вриндавана, ухаживает за коровами и телятами Нанды Махараджи. Он играет с мальчиками-пастушками, катает их на закорках. Разве есть в этом хоть капля величия? Таковы эти две противоположности.

В мадхурье, нара-лиле, Он занят деятельностью обычного человека в Своей двурукой форме. Он — Мурали-дхара, Он — мальчик-пастушок в гопавеше. Он — Питамбхара, потому что облачен в желтые одежды, и Он—паримитанга, одиннадцатилетний мальчик. Попытайтесь осознать эти две противоположности.

А в айшварье Кришна — сарватантра-сватантра. Он обладает высшей независимостью в айшварйе, но в мадхурье Он — бхакта-паратантра: целиком и полностью зависит от Своих преданных.

Попытайтесь понять это. Это знание высшего уровня. Не оставайтесь глухи — раскройте свой слух. Это очень глубокая философия. В айшварье Кришна обладает высшей независимостью и не подчиняется никому. Но в мадхурье Он бхакта-паратантра, то есть не обладает независимостью и подчиняется своим преданным. Необходимо понять, как сочетаются эти две противоположности.

Бхакта-према-ваша, под властью любви. Преданный связывает Кришну своей любовью.

А в айшварье Он — атмарама, аптакама, у Него есть все. Но в мадхурье Он жаждет — жаждет насладиться этой расой, нектаром радха-премы. В айшварье Он самодостаточен, и этого желания нет. Према-бхикари, Он просит премы. Он просит Радхарани: дехи пада паллабха мудхарам дехи, «О Радхарани, покажи Мне Твои лотосные стопы. Я прошу Тебя, Я молю, Я умоляю».

Он приходит к порогу Радхарани в образе нищенки или поденщицы и просит:

«Пожалуйста, дай Мне Свои одежды, Я их хорошенько выстираю. Радхарани, пожалуйста, позволь Мне постирать Твои одежды».

Он приходит к Радхарани в образе жены цирюльника, чтобы нанести Ей алту (это такое красное вещество).

«Радхарани, Я принесла Тебе замечательную красную алту. Пожалуйста, выйди и покажи Мне Свои стопы, и Я нанесу на них алту. Это очень красиво. Покажи Мне.Свои лотосные стопы, Радхарани».

Он просит, как нищий, према-бхикари. Вы понимаете, насколько глубока эта философия: према-бхикари, молящий о преме? В айшварье Он — вишуддха-саттва-сварупа. Он — олицетворение чистой саттвы, вишуддха-саттва. Но в мадхурье Он испытывает вожделение и гнев, Он ками и кродхи. Он воришка и даже главарь воришек, чора-граганья. Он похищает одежды гопи и сердца преданных. А ваши сердца Он тоже похитил? Попросите врача посмотреть, на месте ли ваше сердце. Или его украл Кришна? Нет, Кришну не прельстит ваше сердце: в нем нет премы, и Он никогда его не похитит. Кришну привлекают только сердца преми-бхакт. Он — чора, Верховный Воришка, и Он — капати. В мадхурье Он в высшей мере двуличен. Быть двуличным - Его полное право, капатья. Это вируддха, противоположности. Кришна, Верховная Божественная Личность, теряет голову - так Он жаждет обрести радха-прему. Как вы иногда теряете голову из-за девушки, так же и Кришна, Верховная Божественная Личность, теряет голову из-зарадха-премы.

В айшварье Он — гьяна-хана-мурти, воплощение трансцендентного знания, а в мадхурье Он — несведущий ребенок, агья-сишу. Две противоположности.

 

 

Pagxa-према — Высший Гуру

 

Мы уже говорили о брахма-гхате и о кришна-гхате, и о противоположностях, сочетающихся в каждой из них. Теперь речь пойдет о радха-преме. Это лекция из «аспирантского» курса -для людей очень высокого уровня.

Радха-према - это вибху васту, гуру-васту. это Высший Гуру. Радха-према -- это Высший Гуру. Она не имеет начала и безгранична, анади. Ее невозможно ни с чем сравнить.

Как вы думаете, может ли увеличиваться то, что не имеет пределов и безгранично? Оно беспредельно — как же оно может возрастать? Если есть пределы, за которые оно может выйти, возрастая, значит, оно может увеличиваться. У радха-премы нет пределов: она безгранична, — но она увеличивается. Разве вы можете постичь это? Она все возрастает и возрастает, нитья-вардхана. Это часть уджджвала-ниламани, но мы пропустим ее, поскольку в данный момент нам важна другая тема. Есть четыре типа вирахи и четыре типамиланы, чатур-видха вираха чатур-видха милана. Это уджджвала-ниламани, но мы поговорим о ней в другой раз: в «аспирантской» программе так много тем для изучения. Вираха, разлука, — это высший уровень премы, потому что удовольствие, ананда, которое вы ощущаете в сердце, невозможно описать. Вираха означает, что внешне вы разлучены, но внутренне — вместе. В сердце вы едины. Внешне Кришны нет рядом, но внутренне — Он в вашем сердце. Это внутреннее единение, вираха.

С незапамятных времен, анади кала, радха-према непрестанно возрастает, хотя она беспредельна.

Так написал Рупапада, и его комментарий таков, что, хотя радха-према — вибху, высшая беспредельная, она непрестанно возрастает. Радха-према — это гуру, первый в цепи ученической преемственности. Радха-према — это высший уровень.

Мы говорим: кршна ванде джагат-гуру — «Кришна — Гуру всей вселенной». Но Сам джагат-гуру говорит: 'радхикара-према-гуру, ами-шишйа-ната («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.124). Кришна, Сам джагат-гуру, говорит: «Радхарани — Мой Духовный Учитель, а Я — Ее ученик». Сам Гуру всей вселенной говорит: «Радха-према — Мой Гуру. Я — Ее ученик». Таким образом, гуру-парампара идет oт радха-премы. Радха-према — Гуру Кришны. Во главе нашей цепи ученической преемственности — Кришна, но эта цепь према-таттвы начинается с радха-премы, потому что радха-према — Духовный Учитель Кришны. Так сказал Кришна. Кршна ванде джагат-гуру.

Она чиста и беспримесна, вишуддха сунирмала, но ее движение неровно. Радха-према — Гуру высшего уровня в гуру-парампаре. Гуру васту нахи сунишчита («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.129). Радха-према стала Духовным Учителем Кришны. Джагат-гуру, Кришна, — ученик радха-премы. Иначе желание Кришны не может исполниться. Он не сможет утолить Свое сильнейшее желание постичь радха-прему, если не станет ее учеником.

 

 

Лишенный гордости и исполненный смирения

 

Радха-према — это Гуру. Гуру означает «строгий», «суровый», но радха-према в то же время совершенно иная. Она сурова, но лишена всякой гордости и очень смиренна, даинья. Это удивительнейшее свойство радха-премы. Радхарани всегда говорит: «Я не обладаю и толикой кришна-премы». Как же такое может быть? Она, Гуру Кришны, говорит такое: дина хата багани — «Я самая падшая». Кавираджа Госвами пишет: дуре суддха према бандха, каната премера бандха, сехо мора нахи кршна пайо...

Так говорит Радхарани: «Я не обладаю и толикой кришна-премы. Я совсем не обладаю ей. Я так бедна, потому что лишена кришна-према дханы. Каков смысл Моей жизни? Если Я лишена према-дханы, Моя жизнь не имеет никакой ценности. Дживера вьяртха, Моя жизнь абсолютно бесполезна. Я не обладаю кришна-премой. Она недоступна для Меня». Посмотрите — сколько смирения. Таков истинный гуру: суровый, но начисто лишенный гордости. Он очень смиренен. «Каната премера бандха, Я не обладаю даже капата-премой, притворной премой, не говоря уже о чистой преме». Вот что говорит Радхарани: «Я не могу наслаждаться прекрасной формой Кришны, Его играми и качествами с помощью Своих чувств, поэтому все Мои чувства и Мое тело бесполезны. Мое тело подобно камню или засохшему бревну. Мне так тяжело оттого, что Я не могу наслаждаться кришна-премой, и поэтому все не имеет смысла». И это говорит Радхарани, Верховный Гуру кришна-премы. Она говорит это с глубокой печалью — ни тени высокомерия, ни капли гордости. Она безгранично смиренна.

 

 

Яд и нектар

 

Теперь — о двух противоположностях. В радха-преме соединены виша и амрита, яд и нектар. Вы можете представить смесь нектара с ядом? Радха-преме присуща виша-амритар-милана. Близость, милана, сладостна, милананда мадху. Но боль разлуки невыносима и сжигает, подобно яду. Здесь проявляются обе противоположности: и яд, и нектар. Такая невыносимая боль разлуки, которая сжигает, подобно яду. Но это только внешняя боль, внутри же — величайшее наслаждение, — вот две противоположности. Это адбхута, удивительное свойство кришна-премы. Наслаждаться ей -- это как жевать очень горячий сахарный тростник: весь рот обожжен, но тростник такой сладкий, что невозможно остановиться. Две противоположности: этот горячий сахарный тростник обжигает вам рот, но вы не хотите его выплюнуть, хотя он причиняет вам боль. Только тот, кто насладился этой премой, поймет, что это такое.

Необходимо изучать две пьесы, написанные Рупой Госвами, — «Видагдха-мадхава» и «Лалита-мадхава». Они очень возвышенные, и надо находиться на очень высоком уровне, чтобы читать их. Рупа Госвами записал слова Пурнамаси: «Ах, Сундари, према, направленная на Нанданандану, сына Нанды Махараджи, Кришну, такова, что если удачливая джива разовьет ее в своем сердце, значит, она постигла прему и знает, каково это чувство».

Необходимо просто осознать, как она сильна и могущественна и что движение ее не прямо, а зигзагообразно. Но нужно осознать это. Только тот, кто развил в себе прему, осознал и почувствовал ее, — знает, какова она.

Кришна изогнут в трех местах — Он вовсе не прямой. Подобно этому, Его према тоже «изогнутая», а не прямая. Она всегда такова, и движение ее не прямо, а зигзагообразно. Эта изогнутость, капатья, — неотъемлемое право Кришны. У дживы нет такого права, оно принадлежит только Кришне.

Кришна изогнут в трех местах, и Его према тоже изогнута. И ее движение не прямо. Вы не можете постичь это, потому что вы просто-напросто глухи. Но пусть эти слова проникнут в ваши уши, и придет тот день, когда вы обретете способность слышать.

 

 

Великое опьянение

 

Према проявляется по-разному в разлуке, випраламбхе, и в близости, самбхоге. В разлуке према подобна яду—и даже более ядовита, чем яд змеи. Мадмавидарака, она обжигает. Так према проявляется в разлуке, випраламбхе. Но в близости, самбхоге, она приносит высшее блаженство, парамананда праду. Итак, кришна-премамрита горше, чем змеиный яд, но это ощущается только в разлуке. В близости же она подобна нектару, парама, слаще нектара. Эти две противоположности, слитые воедино, и являются радха-премой, Кришна-премой. Это удивительное свойство кришна-премы.

В преме нет ничего одурманивающего, но она сама по себе — великое опьянение, потому что сводит с ума. Если вы употребляете наркотики, то сходите с ума, потому что это одурманивающие вещества. В кришна-преме нет ничего одурманивающего, но она пьянит. Если человек обретает кришна-прему, он теряет голову, сходит с ума. Гопи потеряли голову, Радхарани потеряла голову — и Сам Кришна тоже потерял голову.

Према не огонь, но обжигает. Две противоположности. Огонь разлуки обжигает, но это не огонь. Кришна-према не оружие, но пронзает сердце. Она не вода, но смывает все: вашу гордость, вашу дхарму, вашу застенчивость, лоджью. Према не вода, но она все смывает. Вы видите сочетание противоположностей? Она яд. Но она же погружает человека в океан трансцендентного блаженства. Каждое мгновение вы пьете нектар премы, и она заставляет вас танцевать. Она заставляет вас терять голову и танцевать.

У радха-премы нет предназначения — она свободна и абсолютно чиста. Нет никаких сомнений в том, что радха-према - изогнутая, и прекрасно, что ее движение не прямо, а так же изогнуто, вакра-вьявахара.

 

 

Чего нет ни у одной гопи

 

Это сочетание двух противоположностей. Удивительное сочетание — раса-багайхи. И только Радхарани обладает раса-багайхи. Этого нет ни в Матхуре, ни в Двараке, ни на Вайкунтхе. Там никто не обладает премой. Даже Кришна не обладает премой, поэтому в Нем появилось сильнейшее желание обрести ее. Тогда Он обрел радха-бхаву и явился как Гауранга, чтобы постичь ее и насладиться ею.

Даже гопи не обладают этой премой, что уж говорить об остальных. Она есть только у Радхарани, потому что Радха — маданакья махабхава-майи. Никто не может стать маданакья махабхава-майи, потому что только Радхарани обладает махабхавой - и больше никто из гопи. И у Кришны нет на нее права. Махабхава - безраздельная собственность Радхарани. Кришна — вишая, разве у Него есть какое-то право на махабхаву, собственность Радхарани? Радха - единственная ашрая этой дханы, парама ашрая. Кришна — вишая, и у Него нет такого права. Поэтому в Нем проснулось страстное желание обрести махабхаву. И Он обрел радхабхаву и пришел как Гауранга, чтобы достичь махабхавы. Кришна — Верховный Воришка. И Он искуснейшим образом похитил ее. Он похитил радхабхаву у Радхарани и стал Гаурангой. Такова према. Не знаю, смогли ли вы что-нибудь понять.

Шачинандана Гауранга ки — джайя!


 

ВЕРШИНА БХАКТИ

 

(Утренняя лекция по «Чайтанья-чаритамрите»,Ади-лила, 10.114,

Кришна-Баларам Мандир, Бхуванешвар, Индия,

7 января 1993 г.)

 

 

В Ади-лиле, в десятой главе «Шри Чайтанья-чаритамриты», Шрила Кавираджа Госвами описывает множество экспансий древа Чайтаньи, его ветви и веточки. Все эти преданные, которые так дороги Шри Чайтанье Махапрабху, осознали Его и осознали Кришну. В «Гаура-ганоддеша-дипике» говорится, что многие из них участвуют в Кришна-лиле, Враджа-лиле. Многие из них — сакхи и манджари, другие — в сакхья-расе, друзья Кришны, как, например Абхирама. Все они участвуют и в Кришна-лиле, и в Гаура-лиле. Они спутники Кришны и спутники Гауры, потому что Гаура неотличен от Кришны. Разве есть между Ними какая-то разница? Нет. Кришна — это Гаура, а Гаура — это Кришна, а значит, Кришна-лила — это Гаура-лила, а Гаура-лила — это Кришна-лила. В таттве Они не отличны друг от друга... Но есть одно-единственное различие: в Гауранге соединены тела Радхи и Кришны.

 

радха-пурна-шакти, кршна-пурна-шактиман

дуй васту бхеда паи, шастра-парамана

радха-кршна айчхе сада эка-и сварупа

лйла-раса асвадите дхаре дуи-рупа

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.96, 98)

 

Нет различий между энергией и ее источником, шакти-шактиман абхина. Поэтому Радха неотлична от Кришны. Радха - пурна-шакти, а Кришна — пурна-шактиман, а следовательно, они неотличны друг от друга. Но, лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа, чтобы насладиться трансцендентными играми, два тела - Радхи и Кришны — стали одним.

Во Враджа-лиле тела Радхи и Кришны отдельны, вишая и ашрая. Но в форме Гауранги Они слились. Кришна обретает умонастроение Радхарани и цвет Ее кожи, и это — Гауранга. Это очень глубокая и сокровенная таттва. Нарахари Шаркара сказал:

 

чайтанйа бхакти-наипунйа

кршнас ту бхагаван швайам

тайо пракаша декатра

кршна -чайтанйа учйате

 

Чайтанья — это Кришна, а Кришна — это Чайтанья, Они неотличны друг от друга. Но Чайтанья обладает еще и бхакти-наипуньей.

Когда Кришна приходит в материальный мир в умонастроении бхакты, Он - Чайтанья. Без этого умонастроения Он - Кришна. Таким образом, Чайтанья означает чайтанья бхакти-наипунья.

Кришна — Абсолютная Истина, адвайя-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайя-таттва, но Он обладает еще и бхакти-наипуньей, према-бхакти, - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти., это будет Господь Чайтанья. Вот почему Шачинандана Гауранга — Высшая Абсолютная Истина, парама таттва, Бхагаван, наделенный бхакти-наипунъей. Таков Гауранга, и в Его форме соединены випра-ламбха и самбхога. Соединение этих двух противоположностей и есть Гауранга, и это бхакти-наипунъя, высшее проявление бхакти.

 

 

Трансцендентный noтoк

 

Итак, садхья, итог, — это према, бхакти-наипунья, а значит — према-бхакти. Если к Кришне прибавить према-бхакти, это будет Гауранга — и только так. В форме Гауры соединены две противоположности, випраламбха и самбхога. Вируддхита, сочетание двух противоположностей. Такое возможно, только когда Радха и Кришна приходят в материальный мир в одном теле — теле Гауранги. Никогда и нигде больше невозможно найти это сочетание. Разве во Враджа-лиле эти противоположности смешаны? Нет, там это невозможно, потому что Радха и Кришна в разных телах. Поток этой лилы во Врадже подобен потоку реки. Подобно тому, как у реки два берега, и у потока Враджа-лилы два берега, випраламбха и самбхога. Берег единения, близости, и берег разлуки. Попытайтесь понять это. На берегу единения Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром близости. На берегу разлуки Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром разлуки. В «Уджджвала-ниламани» сказано, что наслаждение нектаром разлуки, вихара-раса, бывает четырех видов. Пурва-рага, мана, према-вайччхитья и праваса — это особенные слова. Вслушайтесь в них. Когда вы будете читать или слушать «Уджджвала-ниламани», вы увидите, как подробно Рупапада объясняет каждое из них. На берегу единения тоже существуют четыре типа наслаждения: самкшипа, санкирна, сампанъя и самриддхимана. «Чайтанья-чаритамрита» предназначена для высшего уровня, поэтому мы затронем многое: «Уджджвала-ниламани», «Видагдха-мадхава», «Бхакти-расам-рита-синдху», — мы коснемся всех этих книг.

Итак, самкшипа, санкирна, сампанья и самриддхимана - на берегу единения, и они связаны с другим берегом. Самкшипа - наслаждение, испытываемое после первого типа вираха-таттвы, пурва-раги. Сначала вираха, потом — милана, самбхога. Так же санкирна следует за мана-вирахой, сампанья — за према-вайччхита-вирахой, а самриддхимана --за праваса-вирахой. Я рассказываю это, чтобы вы имели представление о четырех видах наслаждения на каждом берегу. Это две противоположности, самбхога и випраламбха, единение и разлука. И обе они необходимы, иначе не будет потока этих трансцендентных сокровенных игр. Эти противоположности всегда существуют, и они необходимы, потому что если их не будет, не будет и потока — не будет движения.

 

 

Две противоположности, слитые воедино

 

Вы можете ходить, потому что у вас есть две ноги, правая и левая, так же и птица может летать, потому что у нее два крыла. Подобно этому, у потока Враджа-лилы два берега — самбхога и випраламбха.

На берегу самбхоги царит сукха, счастье. Единение подразумевает счастье. А на берегу випраламбхи, вирахи, — нестерпимая палящая боль разлуки и вилапа, слезы. И эти раздельные ощущения вечно существуют во Врадже. Они отделены друг от друга, они - два берега. Но в Навадвипа-лиле, в Гаура-лиле, эти два ощущения слиты воедино — единение и разлука, потому что Сам Гауранга — это Радха и Кришна вместе, в одном теле, но Он испытывает випраламбха-бхаву, острую боль разлуки с Кришной. Две противоположности слиты воедино, такова таттва.

Ашрая и вишая. Кришна — вишайя, а Радхарани — ашрайя во Врадже. Они извечно вишая и ашрая, и поэтому поток этой лилы струится. Но в Гауранге вишая и ашрая слиты воедино. Две противоположности, единение и разлука, слиты воедино, и это таттва. В единой форме, экади карана, две противоположности вместе — это абичинтья, непостижимо. Мы не можем понять этого.

 

 

Враджа-виласа

 

Во Врадже разлука и единение всегда раздельны и никогда не сливаются воедино. Но в Гаура-лиле эти две противоположности всегда вместе. Это удивительная загадка. Но Рупапад

Date: 2015-09-05; view: 254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию