Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции интеллекта и различные представления о его структуре





1. Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2. Интеллект – система всех познавательных способностей индивида: ощущение, восприятие, памяти, представления, мышления, воображения.

3. Интеллект – способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

4. Интеллект – специальный аппарат живых систем для ориентирования во времени и пространстве.

Этапы развития:

1. Этап Фона. Субъект не способен действовать во внутреннем плане.

2. Этап репродукции. Субъект решает задачу во внешнем плане, во внутреннем может только повторить.

3. Этап манипуляций. Решение находится путем манипуляции с представлениями.

4. Этап транспонирования. Субъект находит решения путем манипуляции с представлениями, при повторной задачи составляется план действий, способы действия преобразуются в операции.

5. Этап регламентации (программирования). Субъект строит план действий, сознательно управляет своими действиями.

 

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

1. ситуации незавершенности или открытости.

2. разрешение и поощрение множества вопросов.

3. стимулирование ответственности и независимости.

4. акцент на самостоятельных обработках, наблюдениях, чувствах обобщениях.

Развитию креативности препятствуют:

ü избежание риска

ü жесткие стереотипы в мышлении

ü конформность

ü неодобрительные оценки воображения

ü преклонение перед авторитетами

ü стремление к успеху, во что бы то ни стало.

 

Интеллект - гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения (или это система наиболее жизненных и активных операций).

Теории структуры интеллекта:

1) Спирмен (фактор G). Исходя из поведения индивида, можно выделить генеральный фактор интеллекта. Некоторые люди более склонны к разным видам деятельности, хотя общий (General) уровень интеллекта может быть одинаковым и поэтому он выделил фактор S (спец. способностей).

2) Интеллект и первичные способности.

Терстоун. Предложил следующую структуру интеллекта:

1. Пространственный (способность оперировать пространственными отношениями в уме).

2. Восприятие (способность детализировать зрительные образы).

3. Вычислительный (способность выполнять арифметические действия).

4. Вербальное понимание (способность раскрывать значения слов).

5. Беглость речи (способность быстро подобрать слово по заданному критерию).

6. Память (способность запоминать).

7. Логические рассуждения (способность выявлять закономерность).

Гилфорд - 120 факторов интеллекта (куб: операции, содержание, результат).

Выделил способность к дивергентному (способность к пораждению множества оригинальных, нестандартных решений) и конвергентному (=шаблонному) мышлению

3) уровни интеллекта. Конкретный и абстрактный.

 

16. Интеллект и креативность.

Интеллект - выделяет нас из мира животных, позволяет человеку динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Основных модели и подходы трактовки природы интеллекта:

Ø Социокультурный подход - интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом.

Ø Генетический и психофизиологический подходы - интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром.

Ø Процессуально деятелъностный подход - интеллект как особая форма человеческой деятельности.

Ø Образовательный подход - интеллект как продукт целенаправленного обучения.

Ø Информационный подход - интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации.

Ø Феноменологический подход - интеллект как особая форма содержания сознания.

Ø Монометрический, функционально-уровневый и когнитивный подходы - интеллект как система разно уровневых познавательных процессов.

Ø Модель Спирмена - генеральный интеллект как единое снование самых разных способностей человека. Предложил двухфакторную теорию организации свойств. Эта теория утверждала, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности.

Ø Регуляционный подход - интеллект как фактор само регуляции психической активности.

Ø Факторный подход - интеллект как единая структура зависит от ряда факторов.

Ø Географическая модель - интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга (Р. Стернберг и Ф. Галль).

+

Т. Келли причислял:

- действия с пространственными соотношениями;

- действия с числами;

- действия с вербальным материалом;

- память;

- скорость.

Л. Терстоун:

- словесное понимание;

- беглость речи;

- числовой;

- пространственный;

- ассоциативную память;

- скорость восприятия;

- индукцию.

Р. Кеттелл попытался систематизировать когнитивные факторы

- Флюидный интеллект измерялся тестами классификации и аналогии, выполняемыми на образном материале; было признано, что он свободен от влияния культуры.

- Кристаллизованный интеллект измерялся вербальными тестами, диагностирующими школьные знания, обученность, например, такими, как словарный, обобщения понятий. Он зависит от культуры, от опыта решения проблем.

Дж. Гилфорд - существует 150 разных интеллектуальных способностей. Гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Одно измерение — вид умственных операций, включенных в способность. Дж. Гилфорд выделяет пять таких операций:

- познание;

- память;

- дивергентное мышление;

- конвергентное мышление;

- оценивание.

Другое измерение — содержание — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Дж. Гилфорд различает пять типов содержания:

- изобразительное;

- слуховое;

- символическое;

- семантическое;

- поведенческое.

Третье измерение — продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация обрабатывается испытуемыми. Дж. Гилфорд называет шесть типов продукта:

- элементы;

- классы;

- отношения;

- системы;

- типы преобразования;

- выводы.

*В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «кубообразной моделью структуры интеллекта».Однако экспериментальные данные Дж. Гилфорда не подтвердили его теорию.

Р. Джегер 6 главных факторов:

- наглядное мышление;

- языковое мышление;

- математическое мышление;

- способность к переработке информации — формально-логическое мышление;

- мотивация достижения.

Р. Мейли, проанализировав процесс мышления с позиций гештальт-теории, выдвинул гипотезу о том, что структуру интеллекта составляют четыре основных фактора:

1) сложность;

2)пластичность;

3)глобализация;

4) беглость.

*Эта гипотеза в целом подтвердилась.

Г. Гарднер, (теория множественных интеллектов). у человека имеется небольшое количество видов интеллектуального потенциала; разные индивиды из-за наследственности, ранней тренировки развивают у себя определенные виды интеллекта в большей степени, чем другие.

- лингвистический;

- музыкальный;

- логико-математический;

- пространственный;

- телесно-кинестетический;

- внутриличностный;

- межличностный.

 

Креативность (от латинского creatio - созидание, сотворение)- это творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креативность обладает свойством многосторонности. Люди могут быть креативными по-разному: кто то креативен в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Креативность связана с интеллектом и уровнем IQ, но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую.

В западной литературе различают большую и малую креативность. Малая, или личностная, креативность относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям, таким, как применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа. Большая, или историческая, креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.

Дж. Гилфорда указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений.

Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению. Креативность и интеллект являются ортогональными факторами, т.е. независимы друг от друга.

Основные параметры креативности по Дж. Гилфорду:

o оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

o семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

o образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

o семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

По данным исследований, креативность в большей степени, нежели интеллект, определена средовыми влияниями и выделены следующие факторы, способствующие развитию креативности:

- широкий круг общения,

- демократические отношения с матерью;

- неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.

 

 

17. Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.

 

IQ-тесты подразделены на части: вербальные задания (общая информация, словарный запас, серии цифр для запоминания, арифметические задания, задания на нахождение различий и т.д.) и активные задания (нахождение частей рисунка, расположение картонных фигурок в правильном порядке, решение головоломок и т.д.).

Сами тесты на проверку интеллекта в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности.

С помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания.

Сегодня в развитых странах исследование интеллекта проводится почти на всех самых важных этапах жизни и деятельности человека.

Date: 2015-09-05; view: 1882; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию