Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карельский мост

Справочный материал по некоторым зданиям и сооружениям

г. Сортавала (для волонтеров)

Подготовил Борисов И.В., зам. директора МКУК «Региональный музей Северного Приладожья»

Г.

Дом купца Красильникова (ул. Ленина/ул. Горького, быв. Ратушная/Кирккокату)

Является одной из самой старой постройкой города. Дом построен для сердобольского купца Красильникова в стиле ампир в 1838-1840 годах. В 1876 году это здание было выкуплено Элизабет Халлонблад (Сийтонен) и перестроено Леандером Бакманом. После смерти Элизабет, по завещанию, дом передали городской библиотеке и под краеведческий музей. В послевоенное время в нем размещался детский садик.

Элизабет Халлонблад и ее муж Герман Халлонблад были известными в Сердоболе благотворителями и меценатами, много полезного сделавшими для развития образования и культуры города.

В 1995 году дом Красильникова-Халлонбладов был капитально отреставрирован и приспособлен для отдыха пенсионеров. Позже в нем размещался реабиталиционный центр.

 

 

Церковь Св. Николая Чудотворца (ул. 40 лет ВЛКСМ, ул. Горького)

Церковь Св. Николая Чудотворца (до 1947 г. – Апостолов Петра и Павла) была построена в 1873 г. по проекту русского архитектора Николая Павловича Гребенко, на участке между улицами Кирккокату (Горького), Йоханесенкату (40 лет ВЛКСМ) и Николаевской (Карельская). Деньги на ее строительство дал известный санкт-петербургский предприниматель советник коммерции, купец первой гильдии Григорий Петрович Елисеев. Он узнал о том, что Сердобольский приход нуждается в строительстве нового каменного храма, и сделал пожертвование.

Церковь имела три престола: основной – во имя Святых Апостолов Петра и Павла, справа – во имя Успения Анны, слева – Преподобных Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев. Главный престол был освящен митрополитом Петербургским, Новгородским и Финляндским Исидором 15 июля 1873 года. Тогда настоятелем храма был протоиерей Федор Львов.

Церковь построена в «русском стиле» с элементами барокко и классицизма. В ее архитектурном решении выдержаны традиции православия: с запада к основному объему церкви примыкает высокая колокольня. Большой световой барабан с центральной главой венчает православный Крест, характерный для домонгольского периода. Четыре главки, поставленные между ветвями Креста, слабо выражены и играют декоративную роль, отвечая требованиям официального пятиглавия. Помещение церкви рассчитано на 270 человек.

Иконостас церкви спроектировал Николай Гребенко, а изготовлен он позолотных дел мастером К. Серебряковым. Иконы написал академик, художник Павел Саввич Шильцов, известный росписью Успенского кафедрального собора в Хельсинки.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла поставлена на высокий цоколь, выложенный из крупных блоков светло-серого сердобольского гранита, добытых в каменоломнях у деревни Нукутталахти, на острове Риеккалансаари. Из такого же камня выложены лестницы с трех сторон храма.

Территория вокруг церкви огорожена ажурной чугунной решеткой, закрепленной на каменном основании. Цоколь решетки выложен из кусков различных пород, связанных цементом и перекрытых плитами путиловского известняка, добытых под Санкт-Петербургом.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла раньше отапливалась пятью большими жестяными печами (сейчас – четырьмя). На колокольне находилось 7 колоколов весом: 1000 кг, 550 кг, 21 кг и четыре колокола по 17 кг.

В 1925 году церковь Святых Апостолов Петра и Павла была переведена в ранг кафедрального собора. В тот год город Сортавала стал местом нахождения главы Финской православной церкви, на тот момент – архиепископа Германа.

Во время «Зимней войны» 1939-1940 годов здание церкви не пострадало, колокола были эвакуированы в Финляндию. Весной 1940 года иконостас разобрали, и в оскверненной церкви советские власти устроили конюшню. Перед отступлением солдаты заминировали церковь у самого входа.

С осени 1941 года по июль 1943 года храм Святых Апостолов Петра и Павла был восстановлен финнами, и 14 августа 1943 года вновь освящен архиепископом Германом.

В 1947 г. здание церкви было передано Сортавальскому православному приходу. Церковь освятили во имя Св. Николая Чудотворца. На Троицу 1986года в ней вновь зазвонили колокола. В 2001 г. храм посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Он посадил на прихрамовой территории дуб. В 2014 г. рядом с окрепшим дубом Сортавальский приход при поддержке предпринимателей установил бюст почившего патриарха на постаменте их красного гранита. Настоятелем храма служит протоиерей отец Андрей (Бондаренко).

Ратуша (ул. Ленина)

По плану К. Энгеля 1837 г., на участке, занимаемом ратушей, планировалась Александровская площадь, обрамленная улицами Александровская (Школьная, Гагарина); Садовая (Ратушная, Ленина), Церковная (Горького), Рыночная (Германа, Антикайнена). Горожанам проект площади не понравился, и здесь долго был пустырь. В 1840-е годы вокруг площади стали строится частные дома в стиле ампир, которые практически не сохранились, кроме дома Красильникова.

В 1852 году руководство по озеленению пустыря взял на себя аптекарь Э.О. Реландер, дом которого находился рядом. Началось благоустройство территории – за каждое посаженное и прижившееся дерево жителям города в качестве вознаграждения Реландер выплачивал по 1 марке. В 1915 г. парк получил официальный статус.

Согласно новому плану К. Эдельфельдта 1860 г., несостоявшуюся Александровскую площадь разделили на две части, предназначавшиеся в основном для будущей ратуши. В 1880 году уже весь квартал между улицами Церковной, Садовой, Германа и Александровской был передан под здание ратуши, ратушную площадь и парк.

В 1882 году началось проектирование здания сортавальской ратуши. Автором проекта стал финский архитектор Франц Анатолиус Съестрем. Строительство Ратуши закончилось в 1885 г. В здании разместились помещения для бургомистра, городского совета, суда и краеведческого музея.

Здание ратуши выполнено в стиле «столярная эклектика» или «швейцарский стиль». В его основе была пила, с помощью которой можно было из доски выпиливать всевозможные орнаменты. Особенностью стиля были балконы и галереи (они внутри здания). Фундамент, цоколь и широкая лестница постройки выложены из крупных блоков серых сердобольских гранитов, добытых в каменоломнях у деревни Нукутталахти, на северо-западном берегу острова Риеккалансаари. За гранитными стенами цоколя находятся просторные подвальные помещения, в которых ранее хранились документы, книги.

Верхняя часть здания ратуши выполнена из дерева и насыщена разнообразными архитектурными украшениями. Особое впечатление производит четырехколонный портик. На верхней части фасада – мезонинное окно, далее арочный фронтон, в медальоне которого до 1940 года красовался герб Сортавала. С 2000 года он вновь украшает постройку. Завершает архитектурный облик ратуши башенка с остроконечным шпилем, венчает который флюгер с датой проекта: «1882 год». По задумке архитектора на башенке должен был быть установлен городской колокол. Со стороны парка к торцу здания пристроен пятигранный эркер. При входе в здание бывшей ратуши посетителей встречает холл, где размещалась «вахтерская». Слева находился кабинет бургомистра, справа – архив магистрата. В остальных комнатах проходили заседания уездного суда и городского совета. С 1886 по 1940 годы в одной из комнат ратуши размещалась небольшая экспозиция Сортавальского музея.

Впечатляет интерьер большого двусветного «Главного» зала с просторным эркером, миниатюрными балкончиками и изящными пилястрами. До 1939 г. это здание было центром общественной и культурной жизни Сортавала. В большом зале проводились все значительные городские культурные мероприятия – выставки, концерты и театральные представления, здесь устраивались приемы и праздничные вечера.

Первым бургомистром Сортавала был Карл Берг, последним – Эмиль Аутио. Председателями Сортавальского городского совета в свое время были: окружной врач Герман Хялстрем, городской судья Карл Берг, доктор Густав Йоханнес Винтер, редактор газеты «Ладога» Т. Ляхтинен и др.

В апреле 1940 г. здание ратуши было передано городскому парткабинету и библиотеке. Здесь проходили партийные собрания, организовывались различные выставки: сельскохозяйственные, самодеятельного и детского творчества. Улицу Ратушную переименовали в улицу Ленина.

После переезда Сортавальского партийного кабинета в другое здание, с 1973 года все помещения бывшей ратуши заняла районная библиотека. В 2013 г. библиотека переместилась в другое здание.

Дом Винтера (Набережная Ладожской флотилии, 5, МКУК «Региональный музей Северного Приладожья»

 

Здание построено в 1900 году в городе Сортавала на набережной залива Вакколахти выборгскими архитекторами Алланом Шульманом и Эмилем Густафссоном по заказу сортавальского доктора Густава Йоханнеса Винтера. Стиль - финский национального романтизма. Достопримечательностью дома Винтера являются: эркер, выходящий к центру города, богато оформленные резьбой оконные проемы, карниз, опирающийся на фигурные кронштейны, изящные фронтоны слуховых окошек, шпили по боками ризалита. Необычна форма оконных причелин со стилизованными силуэтами орлов. А над окнами эркера мы видим акротерий с упрощенными изображениями китов.

Дом Винтера рублен в «лапу» и обшит тесом. Обшивка здания профилирована, и делит его на три яруса, разделенные горизонтальными тягами. Цоколь дома выполнен из блоков голубовато-серого сердобольского гранита, добытых в каменоломнях у деревни Нукутталахти на острове Риеккалансаари.

В доме Винтера насчитывалось 15 комнат и несколько хозяйственных помещений общей площадью 417 квадратных метров. В эркерном зале находился рабочий кабинет доктора, где он занимался домашней врачебной практикой – принимал и осматривал больных.

В хозяйственном крыле дома располагались сервировочная, кухня, кладовая, помещение для прислуги. В доме Винтера были комнаты для пребывания и осмотра пациентов, для которых существовал отдельный вход. Сами же хозяева в холодное время года заходили в дом через парадный вход с набережной («Зимний холл»), а в летнее время - чаще всего, через изящное крытое крыльцо, ведущее в сад, украшенный клумбами с заморскими цветами. Густав Винтер часто работал в своем городском саду.

Густав Йоханнес Винтер, владелец дома, родился 13 февраля 1868 года. По окончании Финляндского императорского университета в Хельсинки, в 1894 году получил лицензию на право ведения медицинской практики по специальностям: внутренние болезни, общая хирургия, офтольмалогия, гинекология, анатомическая патология и медицинская юриспруденция.

В 1895 году доктор Г. Винтер вместе со своей молодой женой Айне Кедерберг приехал в Сортавала (Сердоболь), где стал работать окружным врачом. Густав Винтер был передовым хирургом, специализировавшимся на операциях по опухолям щитовидной железы, которые он проводил в Финляндии первым. Слава о нем распространялась по всей Финляндии. Имя Винтера широко было известно и в Петербурге.

Густав Винтер, находясь на должности окружного врача, успевал работать и в других больницах Сортавала – в психиатрической больницы в Лиикола, в Сортавальской учительской семинарии, в Сортавальской муниципальной больнице, в Сортавальском родильном доме.

Кроме основной врачебной деятельности Винтер вел огромную общественную работу. Например, он принимал активное участие в организации первого Всефинляндского праздника песни в Сортавала в 1896 году, в 1904-1906 годах представлял Сортавала в парламенте Финляндии, в 1910-1914 годах был членом городской управы, в 1895-1910 годах он являлся председателем Сортавальской комиссии по здравоохранению, членом объединения финно-угорских врачей.

В свободное от работы время не сидел сложа руки, а принимал пациентов в своем сортавальском доме, или же занимался на своей даче в Таруниеми. В летнее время доктор ухаживал за диковинными цветами в своем саду рядом с городским домом.

В 1918 г. доктор Винтер уехал в Хельсинки, где занялся частной врачебной практикой, оставив свой дом аптекарю Туркама. Умер в Хельсинки в 1924 году.

В 1920 году его дом выкупило Сортавальское торговое общество, и открыло в его стенах Торговую школу, просуществовавшую до конца 1930-х годов.

С 1944 года в бывшем доме Винтера работал Дом малютки, а с 1952 года – три комнаты отдали под Дом пионеров, а остальные под квартиры. В конце 1950-х годов здесь открыли детский садик. В 1988-1991 годах в здании работала станция юных техников.

В октябре 1992 года в бывшем доме Винтера открылся Республиканский (ныне-Региональный) Музей Северного Приладожья.

В настоящее время в фондах Регионального музея Северного Приладожья хранится более 13 тысяч предметов. Директор Музея – Носова В.А. В первых двух залах Музея работает экспозиция «Каменные ключи Сортавала», организованная по международному проекту и рассказывающая о природных и историко-культурных достопримечательностях Сортавала и всего Северного Приладожья. В двух других залах размещается экспозиция, посвященная переселенцам-первым жителям Сортавала, приехавшим в бывший финский город в 1944-1950-е годы.

 

 

Сортавальская окружная больница (быв. военный госпиталь)

Сортавальская окружная больница построена в 1901 г. по проекту архитектора Магнуса Съерфбека (Шьерфбек) и по инициативе доктора Г. Винтера на склоне горы Кухавуори в стиле эклектика и псевдоготики. Главный фасад больницы украшен ризалитами, завершенными фигурными ренессансными фронтонами с волютными кривыми. Основные поля фасадов белые, оштукатуренные, а архитектурные детали выполнены в красном керамическом кирпиче в виде поясков, карнизов, рустов, клинчатых камней. Цоколь постройки облицован блоками сердобольского гранита, добытого на о. Риеккалансаари. Больница отапливалась от своей котельной, имела собственную прачечную и баню. Изначально была рассчитана на 50 человек. В здании находились: два операционных зала, четыре перевязочных и столько же ванных комнат, десять общих и пять отдельных палат, семь комнат для медперсонала и множество хозяйственных помещений.

В 1908 году в Сортавальской окружной больнице, по инициативе Г. Винтера открыли первый в Финляндии рентгеновский кабинет.

С осени 1944 года до 1948 года в бывшей окружной больнице находился военный санаторий, а с 1948 года и до недавнего времени здесь действовал военный госпиталь.

 

Сортавальский лицей (учебный корпус Сортавальского колледжа)

Здание построено в 1901 г. на горе Кисямяки («гора игрищ») по проекту финского архитектора Якоба Аренберга, напротив лютеранской церкви, сгоревшей в 1940 г. (здесь сейчас – дом детства). Долгое время у Сортавальского лицея, появившегося еще в 1893 г., не было своего помещения, и лицей временно работал в других зданиях города. Сортавальский лицей считался высококлассной математической школой. В нем преподавали профессора и известные педагоги.

Стиль псевдоготика. Окна второго этажа сдвоенные, стрельчатого очертания, как в готических церквях. Такую же форму имеют окна третьего этажа, отличающиеся лишь большей шириной. Все декоративные элементы выполнены из красного кирпича, контрастирующего с белым цветом оштукатуренных стен. Горизонтальные тяги и пояски красиво выделяют этажи. Обращает на себя внимание изящный аркатурный фриз из красного кирпича. В основании здания – цоколь из блоков сердобольского гранита Из такого же гранита выложена часть подпорной стены вдоль ул. Школьной (Гагарина).

После 1944 г. в здании быв. Лицея обучались студенты Сортавальского совхоза-техникума, в н.в. – Сортавальского колледжа.

 

 

Магазин братьев Кивиненых (выставочный зал работ К. Гоголева)

Здание построено в 1904 г., после пожара, уничтожившего большую часть деревянных домов Сердоболя, на ул. Турункату (Комсомольской) по проекту архитектора Герхарда Сохлберга. В нем разместилось акционерное общество (магазин, офис, жилье) фирмы «Карьялан раута» (Карельское железо) братьев Кивиненых. Стиль эклектика.

С 1945 г. в здании находился склад Сортавалторга, где хранили одежду. В подвале было хранилище лука. На втором этаже, в маленьких комнатах, жили люди. С 1989 года в этом здании работает выставочный зал народного художника России Кронида Александровича Гоголева. Работы этого художника, выполненные в уникальной технике резьбы по дереву, с большим успехом выставлялись в 1980-2000-е годы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, в Финляндии, Германии и др. странах.

Народный банк/Дом Леандера (ул. Карельская)

Здание построено в 1905 году на углу улиц Карьяланкату (Карельская) и Коулункату (Гагарина) по проекту молодых архитекторов из Виттраска Готтлиба Элиэля Сааринена, Германа Эрнста Гезеллиуса и Армаса Элиэля Линдгрена, при участии сортавальского архитектора Йохана Оскара Леандера. Интерьер конторский помещений проектировал архитектор Ярл Эклунд. Здесь разместились: помещения Национального акционерного банка (Народного банка), Финский банк (до 1915 г.), квартира директора банка Оски Леандера, ставшего директором банка с 1914 г. Здание было частично перестроено (появилось окно большое на правом фланге первого этажа и т.д.) архитектором Ларсом Сонком в 1935 г.

В здании Народного банка (доме Леандера) отчетливо видны черты неоромантизма: активный силуэт, пластика, применение в декоре растительного орнамента. Оригинальность зданию придают ризалиты, декоративные щепцы, эркеры, фронтоны и другие архитектурные элементы. Природный камень применен в небольшом объеме. Так, невысокий цоколь здания выложен крупными блоками серого сердобольского гранита, лицевая поверхность которого обработана в точечной фактуре, отчего камень кажется светлее, чем в естественном сколе. Тем же гранитом и темно-красным гнейсо-гранитом из Кирьявалахти (фактура «скала») оформлен главный вход.

Особое внимание привлекает лепной растительный орнамент («древо жизни») на щипце здания, что было характерно для построек Финляндии того времени.

 

Сортавальская больница сестер милосердия (быв. городская больница, ул. Парковая)

В 1907 году в Сортавала, недалеко от окружной больницы, по проекту архитектора Виви Лённ (1872-1966), на средства Сортавальского Евангелического общества была построена больница «дьяконис» на 60 мест, где за больными ухаживали сестры милосердия – «дьяконисы». Здесь могли лечиться простые и небогатые люди. Больница сестер милосердия состояла из двух частей. В одной – непосредственно больница на 40 мест, в другой – были помещения для нужд миссионерского общества. В больнице лечили болезни внутренних органов, глаз, детские болезни, действовало туберкулезное отделение, отделение для инвалидов. Имелась своя лаборатория. Во дворе был скотный двор и конюшня. Два нижних этажа здания выполнены из камня и бетона, верхний этаж – из дерева. Стиль финский национальный романтизм. После 1944 г. здесь действовала Сортавальская городская больница.

 

 

Дом Сийтонена (ул. Кирова, ул. Вяйнямёйнена)

В 1907 году на углу улиц Карельской и Брахе (Вяйнямёйнена) появилось яркое сооружение в стиле северного модерна – дом купца Сиитонена, автором которого стал молодой архитектор Пааво Уоттила. На первом этаже располагались самые богатые магазины Сортавала, на втором и третьем – просторные квартиры. Мы видим только одну половину здания, так как на строительство второй просто не хватило денег. Здание должно было иметь форму замкнутого каре. Но даже в таком незаконченном варианте дом купца Сиитонена смотрится великолепно. Самой характерной частью этой постройки была угловая башня, завершенная шлемообразным куполом с покрытием из темно-красной меди. В 1940 г. здание сильно пострадало от бомбардировки. В ходе его реставрации в корне были уничтожены интерьеры комнат, и сильно изменился лепной декор фасада. В последние годы купол над башней был восстановлен, но не из меди, а из оцинкованного железа. Природный камень в украшении дома купца Сиитонена практически не применялся. В настоящее время здесь размещается районная и городская администрации, Сортавальский архив и другие учреждения.

Сортавальская женская гимназия (городская библиотека, ул. Гагарина, 14)

Здание построено на горе Кисамяки («гора игрищ»), на ул. Школьной (Гагарина) в 1911 г. по проекту финского архитектора Якоба Аренберга для организации в нем Сортавальской женской гимназии (бывшей женской школы, основанной в Сортавала в 1857 г.). Деньги выделило государство (Великое Княжество Финляндское). Здание построено в стиле псевдоготика, в котором хорошо видны приемы готического («церковного») стиля. Этот стиль был использован потому, что на той же улице стояла лютеранская кирха (сгорела 2 февраля 1940 г. во время бомбежки советской авиацией).

Здание стоит на мощном цоколе, собранном из блоков сердобольского гранита, добытого на о. Риеккалансаари. Из такого же гранита выполнена широкая лестница и цоколь крытого крыльца. Аркатурный фриз, пояски, обрамление стрельчатых и сводчатых окон выполнены из красного кирпича, контрастирующего на белом фоне стен. Эффектно смотрится заполнение фронтона четырехэтажного объема кирпичной кладкой, напоминающей скупой декор средневековых западноевропейских крепостей.

До 1940 г. в подвальном помещении размещались моечная, дровяной склад и склад продуктов, жилье истопника и сторожа. На 1-м этаже были физкультурный зал, гардеробная, столовая. На 2-м этаже находились: актовый зал, языковые классы, классы естествознания и Закона Божия. На верхнем этаже - классы пения и рисования.

Сортавальская гимназия была в числе лучших 20-ти школьных учреждений Финляндии, готовивших к поступлению в высшие учебные заведения. Основной упор в обучении делался на математику и языки, в числе которых были русский (до 1918 г.), шведский, немецкий и английский. Девушки изучали химию, экономику, домашнее хозяйство, основы бухгалтерии.

С 1945 по 1947 годы в здании работал Сортавальский спортивный техникум. Затем здесь разместилась школа-интернат. В 2000-2012 годы в быв. Гимназии работал филиал Петрозаводского госуниверситета. С 2014 г. в здании разместились Сортавальская межрайонная библиотека и Детская библиотека.

Здания Лицея, Гимназии и кирхи на ул. Школьной горы Кисямяки до 1940 г. образовывали единый архитектурный ансамбль.

 

 

Сортавальский объединенный банк Северных стран (Почтамт, ул. Карельская)

Здание Сортавальского филиала Объединенного банка Северных Стран (современный почтамт) построено летом 1913 года по проекту выборгского архитектора Уно Вернера Уллберга (Ульберга) на средства сортавальских филиалов Объединенного Финского Банка и Акционерного Банка Северных Стран. Строительными работами руководил сортавальский строитель, мастер К.Ф. Пуоламяки. С 1919 года здесь разместился Объединенный Банк Северных Стран. В здании находились: операционный зал, рабочие и жилые помещения, а также, мебельный магазин.

Здание банка выполнено в стиле финского национального романтизма со всеми присущими этому стилю чертами, но разбавленными элементами неоклассицизма. Со стороны «главного фасада», выходящего на улицу Карельскую, постройка напоминает средневековый замок. Это впечатление создается расположенными на флангах «замка» двумя четырехгранными эркерами в форме полубашенок, завершенными шатрами, и применением в облицовке цокольного серого гранита. Приподнятое настроение сооружению придают высокая крыша, покрытая рельефной красной черепицей, устремленные в небо шатры полубашенок, с выделенными специальной черепицей ребрами, и другие архитектурные элементы.

Нижняя часть «главного» фасада здания богато украшена светло-серым, с синеватым оттенком сердобольским гранитом, добытым в каменоломнях у деревни Нукутталахти, на острове Риеккалансаари. По самому низу здания тянется узкий цокольный поясок, собранный из гранитных блоков. Выше пояска цокольный этаж мозаично облицован небольшими квадрами гранита, обработанных в фактуре «финской ковки». Из того же гранита гладко вытесаны подоконные доски больших сводчатых окон, небольшого прямоугольного окна и совсем маленького «слухового» окошечка.

Главный вход в здание, расположенный на его левом фланге, напоминает арочные галереи средневековых ратуш. По бокам входа под арку установлены два больших четырехгранных столба с базами, вытесанных из сердобольского гранита.

В верхней части левого столба (колонны) укреплен картуш – своеобразный архитектурный элемент в виде полуразвернутого свитка с вензелями банка и «рогами изобилия», наполненными фруктами, и барельефами первых букв названия банка. Все элементы картуша вырезаны из зеленовато-серого мягкого талько-хлоритового сланца, добытого на месторождении Нуннанлахти (совр. Финляндия), разрабатываемого с 1893 года.

Стены здания выше гранитной кладки оштукатурены «под гранит». Для этого использован раствор с наполнителем из мелких зерен белого кварца и черного кааламского габбро.

Внутренние помещения бывшего банка частично сохранили свой изначальный облик. Поражают красотой изумрудно-зеленые и белые изразцовые печи. Особое романтическое настроение придают лепной растительный орнамент стен, пластичная лестница, ступени которой отлиты из раствора с заполнителем из крошки белого рускеальского мрамора, а площадки облицованы темно-голубыми и белыми фигурными керамическими плитками, ромбической формы окошки с цветной расстекловкой.

После 1944 г. в здании разместился Почтамт.

 

Торговый дом (банк «Онего», ул. Карельская)

Здание построено на ул. Карельской летом 1915 года по проекту У. В. Уллберга для Торгового дома фирмы «Юхтион Раутта» (ныне в нем размещается коммерческий банк «Онего», редакция газеты «Ладога»). Строительными работами руководили сортавальские мастера К. Ф. Пуоламяки и Юхо Хартикайнен. Заказчиком выступило Сортавальское акционерное общество по торговле железными и строительными материалами, основанное в городе в 1897 году. В здании разместились: магазин по торговле железными и строительными материалами, склады и двенадцать жилых помещений.

Здание выполнено в стиле неоклассицизм, но с неоромантическим оттенком. «Главный» фасад здания, выходящий на улицу Карельская, имеет асимметричную композицию со смещенным на левый фланг главным входом, что было характерно для неоромантизма. О приверженности архитектора к угасающим неоромантическим традициям также свидетельствуют два боковых эркера на втором этаже, богато украшенных лепным орнаментом «под гранит». Но три окна между эркерами оформлены лепными фронтонами, формы которых заимствованы из классической архитектуры.

Черты неоклассицизма наиболее сильно проявляются в силуэтах пилястр и полуколонн упрощенных форм ордерной архитектуры, украшающих цокольный этаж, в симметричном расположении окон «главного» фасада, широком лепном карнизе, венчающем здание.

Очень красиво выглядит цокольный этаж, декорированный темно-красными гранитами и гнейсо-гранитами, добытыми на северном берегу залива Кирьявалахти, в 15 км от города Сортавала. В простенках между сводчатыми окнами-витринами и по бокам дверных проемов установлены мощные прямоугольные пилястры и восьмигранные полуколонны, вытесанные из гранитных монолитов. Из того же «кирьявалахтинского» гранита выполнены базы и капители простых форм, ступени невысоких лестниц и цокольный поясок по периметру всего здания. Фактура лицевой поверхности камня во всех архитектурных элементах – «финская ковка». Примечательны фигурные фронтоны дверей, украшенные лепным орнаментом «под гранит» с изображениями символов (молоток, топор и др.), отражающих род деятельности владельцев здания.

Стены постройки выше цокольного этажа со стороны «главного» фасада и на всю высоту – с торцов и двора, по-видимому, были оштукатурены «под гранит» темно-розовой окраски, но сейчас потеряли свою первоначальную привлекательность.

Со стороны двора Торговый дом смотрится иначе. Особенностью этой части здания являются ризалиты, эркеры, асимметрично расположенные окна. Один из входов со двора выделен широкой лестницей, выложенной из плит «кирьявалахтинского» гранита.

Финляндский банк (ул. Вяйнямёйнена)

Здание построено летом 1915 года, напротив «Треугольной» площади, по проекту Уно Вернера Уллберга (Ульберга) мастером К. Ф. Пуоламяки. Здесь разместился Сортавальский филиал Государственного Центрального Банка Финляндии (Финляндский Банк). В настоящее время - филиал Центрального Банка Российской Федерации.

Финляндский Банк - наиболее значительная постройка Сортавала в стиле неоклассицизма с некоторым неоромантическим оттенком. Это здание поражает своей мощью, монументальностью, суровой красотой камня в облицовке. Оно словно вырублено в скале.

Финляндский Банк в Сортавала имеет много общего с банковскими зданиями Санкт-Петербурга начала XX века. Весь «главный» фасад этого монументального, словно скала, сооружения, облицован серым огнейсованным сердобольским гранитом, привезенным из каменоломен «Нукутталахти» с острова Риеккалансаари. При подборе фактур камня Уллберг, как и многие петербургские архитекторы начала XX века, придерживался принципа, что с высотой стен сооружения камень в облицовке должен становиться светлее. По низу здания из гранитных плит, обработанных в «мелкоточечной» фактуре, выложен узкий цокольный поясок. Выше его примерно на 2/3 высоты первого этажа стена облицована рустами – крупными гранитными блоками, обработанными в фактуре «скала». Такой способ обработки камня подчеркивает естественную красоту гранита, придает ему рельефность, живописность, выявляет игру светотени, отчего нижняя часть стены здания становится похожей на природную скалу. Остальная часть стены «главного» фасада облицована в шахматном порядке квадрами гранита, обработанными в фактуре «финской ковки».

Финляндский Банк украшен разнообразными декоративными элементами, выполненными из сердобольского гранита. Так, камнями клиновидной формы, расположенными радиально, выложены своды над окнами первого этажа и над главным входом в здание. Прямоугольные окна второго этажа оформлены наличниками, выполненными из небольших квадров и профилированных пластин. Замковые камни окон украшены диковинным растительным орнаментом. Все эти элементы привносят в композицию здания дыхание романтики. Впечатляют массивные гранитные подоконники на фигурных кронштейнах нижних окон.

Главный вход в банк выделен особо. К нему ведет высокая гранитная лестница, по краям которой установлены мощные гранитные тумбы с барельефами начальных букв названия Финляндского банка: «S», «P» (по-фински) и «F», «B» (по- шведски). На тумбах укреплены резные цветники. Еще более тонкая работа по камню видна в изящной короне замкового камня над входом в здание.

Интересны интерьеры внутренних помещений банка. Наибольшее впечатление производит двухцветный операционный зал, чертежи которого разработал архитектор К. Борг: его полы покрыты цветной керамической плиткой, стены облицованы панелями из красного дерева, двери украшены филенками, на потолке – причудливый орнамент. В некоторых комнатах сохранились цветные и белые изразцовые печи.

Здание Финляндского Банка с полным правом можно назвать «музеем камня», где запечатлены красота ладожского гранита, виртуозное мастерство каменотесов и высокий дух финской архитектуры начала XX века.

 

Народная школа (Набережная Ладожской Флотилии)

Здание, где разместилась Народная школа, построено в 1929 году по проекту архитектора Ю. А. Васкинена в южной части Сортавала, в пригороде Кюмёля. Стиль – функционализм с элементами классицизма. Цокольный этаж облицован крупными блоками серого сердобольского гранита, привезенных из каменоломен острова Риеккалансаари. Поверхность камня выполнена в фактуре «финской ковки». Горизонтальная тяга, устроенная по низу окон первого этажа, отделяет каменный цоколь от оштукатуренной белой части здания. Вход в школу со стороны набережной украшен двумя колоннами, составленными из гранитных цилиндров. Из того же камня выполнены кубы баз и восьмигранные доски капителей. Каменотесы изготовили цилиндры колонн таким образом, что их длинная ось направлена вдоль гнейсовидности породы, и в том же направлении наложили тонкую штриховку, тем самым, подчеркнув природный рисунок камня. Со стороны школьного двора высокая гранитная лестница ведет к входу в здание, оформленному двумя пилястрами из небольших гранитных кубов.

С 1944 г. в здании работает среднеобразовательная школа № 1. Напротив школы, через дорогу, несколько лет назад был разбит пришкольный участок. Здесь расположен памятник советскому солдату, называемый «Алеша», и парк камней – больших глыб гранитов и других пород, собранных с различных мест Северного Приладожья.

 

Управление финской православной церкви и церковь Иоанна Богослова (ул. Кирова)

В 1931-1932 годах на Валаамской (Кирова) улице, по проекту архитектора Юхани Виисте было построено удивительно красивое здание, в котором разместились Управление ФинскойПравославной Церкви и православная Духовная семинария. Архитектура здания отличается своеобразием объемно-пространственной композиции с преобладанием мотивов византийской архитектуры. Его четырехэтажные и пятиэтажные объемы, объединены массивной аркой, опирающейся на высокие колонны, оштукатуренные «под гранит». Один из пятиэтажных объемов завершен маленькой беседкой, на куполе которой в конце 1990-х годов был водружен православный крест. Цокольный этаж отделен от остальной части стен здания карнизом и был отделан штукатуркой «под гранит». Серой окраски сердобольский гранит использован лишь в облицовке узкого цокольного пояска по периметру постройки и кладке широкой и высокой лестницы, ведущей под арку с ажурной металлической оградой, за которой начинается открытая колоннада, соединяющая здание с церковью Апостола Иоанна Богослова, также построенной в 1931 г.

Во внутреннем убранстве здания поражает своей торжественной красотой просторный двухсветный «Зал Заседаний» (ныне здесь размещается Художественная школа), декорированный пилястрами из полированного темно-коричневого мрамора.

С 1923 г. Финская православная церковь стала автономной, под управлением константинопольского Патриарха. В Сортавала уже работала православная духовная семинария, которая размещалась в соседнем деревянном здании (здесь теперь кафе «Крона»). Первым ее ректором был Сергий Окулов, позже – Николай Валмо. Здание семинарии сгорело в 1940 г. До 1939 года Сортавальская духовная семинария выпустила 45 священников.

В здании Управления финской православной церкви размещалось церковное руководство, архиепископ Финской православной церкви Авв Герман (с 1925 г.), проходили церковные собрания, заседания и конференции, проводились занятия с семинаристами.

С 1944 года здание быв. Управления Финской православной церкви называлось «Фордовским домом», так как на его торце просматривалась надпись, рекламирующая продукцию компании «Форд», филиал которой располагался до 1940 г. в подвальном помещении. В настоящее время в этом здании размещаются городские квартиры, частные магазины и Художественная школа.

Церковь Иоанна Богослова была построена тоже в 1931 г. по проекту архитектора Ю. Виисте в комплексе со зданием УФПЦ. С 1785 г. на ее месте стояла деревянная православная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. Ее разобрали в 1877 г. и на месте старой церкви Валаамский монастырь построил по проекту архитектора Г. Карпова из красного кирпича часовню. В 1931 г. здесь появилась церковь Иоанна Богослова. Она была «домашней», «архиепископской», и в ней же проходили обучение семинаристы. В 1940 г. в бывшей церкви находилась мастерская жестянщика, с 1945 г. по 1990-е годы – кинодирекция. Тогда здание бывшей церкви было переделано. Церковь реставрировалась в 1990-2010-е годы, и в настоящее время приписана к главному православному храму Сортавала – Св. Николая Чудотворца.

Карельский мост

Долгое время в Сортавала не было моста через залив Вакколахти, разделившего город на две части. Первый деревянный мост для пешеходов – «Киркконсилта» («церковный мост») - связал два городских берега в 1880-е годы. Он начинался от улицы Киркконкату (Горького), и выходил на противоположный берег к улице Марьянкату (Ладожская). В 1930-е годы старый деревянный мост через Ваккосалми был переоборудован под лодочный пирс. Остатки этого моста в виде каменных опор видны на северном берегу залива.

Новый каменный мост через залив Вакколахти был построен в 1931-1932 годах по проекту Стокгольмской инженерной конторы «Кристиани и Ниельсен». Средства на строительство сортавальского моста выделил «Фонд А. Ниссинен», который возглавлял известный житель города Сортавала, член акционерного общества «Пароходство Северной Ладоги», муниципальный советник Калле Ниссинен. Новый мост назвали Карельским (Карьялансилта). Он стал доминантным элементом городского ландшафта, архитектурным объектом, с которого открывались виды на простор залива с нависающими над ним скалами острова Риеккалансаари, и на уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс Сортавала.

Шесть опор моста выложены из крупных блоков прочного сердобольского гранита, выломанных в карьерах у деревни Нукутталахти на острове Риеккалансаари.

Берега в районе Карельского моста были оформлены также в соответствии с общим замыслом архитектора. Северный берег залива Вакколахти облицован крупными блоками темно-красных гранитов, добытых в каменоломнях Кирьявалахти (Дом композиторов), и полосчатых серовато-красных мигматитов, выломанных на северной окраине города Сортавала. Доминирующий красный цвет камня северной набережной подчеркивал уникальный «белокаменный» комплекс «Старого города», создавал у путешественника приподнятое, романтическое настроение. Особенно «звучала» набережная в погожий день, когда южное солнце ласково и горячо освещало ее.

Южный берег Вакколахти также оформлен в гармонии с окружающим ландшафтом. Здесь вдоль берега тянутся черные скалы, сложенные продуктами древних вулканических извержений – амфиболитами и амфиболовыми сланцами. Поэтому логичным представляется то, что архитектор облицевал низкий берег вблизи моста, где нет скал, тем же самым черным камнем, используя для этого многоугольные плиты с естественной фактурой поверхности. Это - теневая сторона залива, и темный камень здесь прекрасно смотрится.

В июле 1941 года, при отступлении советских войск, Карельский мост заминировали саперы, но взорвана была лишь северная его часть, так что финны быстро восстановили мост к 1943 году. При отступлении они не пытались взорвать Карельский мост, ставший символом города.

В 1974 году постаревший Карельский мост ремонтировался мостостроителями бригады И.М. Котова из Ленинградского мостопоезда № 428, и студентами стройотряда «Гренадеры» из Петрозаводска. Тогда Карельский мост сохранил свой прежний вид, и был сдан в эксплуатацию в декабре 1974 года.

Последний ремонт моста прошел в 2011-2012 годы. От старого моста остались только гранитные опоры. Береговые устои моста облицевали светло-серым гранитом рапакиви из карьера «Возрождения» Ленинградской области.

 

Памятник «Рунопевец»

После 1935 года на треугольной площади между улицами Брахенкату (Вяйнямяйнена), Карьяланкату (Карельской) и Ратушной (Ленина), перед зданием Финляндского Банка по проекту У. В. Уллберга и паркового архитектора Бенг М. Шалина был разбит сквер. По его периметру проложили парапет из крупных тесаных плит «сердобольского гранита», в двух местах прерванного невысокими каменными лестницами.

В центре сквера в 1935 г. (29 июня), когда в Сортавала проходил последний, четвертый Праздник песни, приуроченный к 100-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала», по проекту скульптора Алпо Сайло на мощном гранитном постаменте была установлена бронзовая фигура старца-рунопевца, сидящего на медвежьей шкуре и играющего на кантеле. Проект гранитного постамента разработал У. Уллберг. Памятник создан на деньги, собранные городом после проведения Всефинляндского праздника песни 1926 года и завещанные городским судьей К. Бергом – всего 25 тысяч финских марок.

Внешне этот старец-рунопевец очень похож на мифического героя карело-финского эпоса «Калевала» - рунопевца Вяйнемёйнена, который так играл на кантеле и так пел руны, что рушились скалы, замирали птицы, со всех округ сходились люди. Он также похож на известного художника и мыслителя Леонардо да Винчи.

Прообразом сортавальского памятника «Рунопевец» стал простой карельский крестьянин, охотник и рунопевец Петри Шемейкка (1921-1915 годы). Петри вел свою родословную от известного в Карелии рода Шемейкка, представители которого на протяжении многих столетий жили к северу от Ладожского озера, между деревнями Суйстамо и Толвоярви. Одно время недалеко от озера Толвоярви была даже целая деревня Шемейкка, в которой почти все были рунопевцами. Петри Шемейкка со временем перебрался в другие места Финляндии, и последние годы жил в д. Ристиваара, близ с. Ёллёля, волости Туупуваара, на территории современной Финляндии.

Петри Шемейкка смолоду был крепким широкоплечим мужчиной с густой бородой и открытым честным взглядом. Занимался рыбной ловлей, земледелием, но прежде всего – охотой. За свою жизнь этот карельский охотник добыл около 400 оленей, 26 медведей, большое количество выдр, лис, соболей, росомах. На памятнике видно, что рунопевец сидит на медвежьей шкуре, что подчеркивает его занятие охотой.

Петри не был большим знатоком рун, но он хорошо играл на кантеле (этот щипковый инструмент мы видим на коленях рунопевца) и неплохо пел. Петри еще при жизни, с 1890 года, стал знаменит благодаря своей колоритной, мифической внешности певца-охотника, схожей с образом калевальского Вяйнямёйнена. Он был могучим, высокорослым старцем. Петри был символом приладожских рунопевцев. Петри Шемейкка неоднократно выступал на праздниках песни в Хельсинки и Сортавала. После этого к нему в деревню потянулись столичные гости – писатели, композиторы, художники, скульпторы. В 1908 года старого и слепого Петри Шемейкка, ожидавшего конца своей жизни в Ристиваара, посетил финский скульптор Алпо Сайло, и сделал с него зарисовки для своих скульптурных работ, посвященных рунопевцам. 11 апреля 1915 года, после продолжительной болезни, 94-летний Петри скончался. Он похоронен в с. Ёллёля.

После праздника песни 1926 года, состоявшегося в Сортавала, городской совет решил поставить в городе памятник рунопевцам. Рассмотрев различные варианты, пришли к единому мнению, что прообразом памятника должен стать колоритный Петри Шемейкка, внешность которого полностью соответствовала представлению народа о мифическом герое «Калевалы» рунопевце Вяйнямёйнене. Автором проекта памятника был назначен скульптор Алпо Сайло, у которого сохранились портреты и фотографии Петри.

В 1970-е годы недалеко от памятника «Рунопевец» установили гранитную плиту в память о знаменитом собирателе карельских рун, создателе эпоса «Калевала», финском враче, поэте и фольклористе, Элиасе Лённроте. С 1828 года Э. Лённрот пешком обошел почти всю Карелию в поисках древних рун. Был он и в Приладожье – в 1828, 1837 и 1841 годах. Э. Лённрот также был создателем песенника «Кантелетар», в основу которого вошли песни, собранные им в Северном Приладожье.

 

Гостиница «Сеурахуоне» (быв. Дом офицеров, Молодежно-культурный центр, ул. Ленина)

 

Здание построено в 1939 г. по проекту финского архитектора Эркки Хуттунена в стиле функционализм, особенностью которого являются упрощенные формы, отсутствие декора. Здесь разместилась гостиница «Сеурахуоне» с концертным залом, рестораном, кафе. До 1938 г. на этом месте стояло другое здание одноименной гостиницы, гораздо меньших размеров, с каменным низом и деревянной верхней частью, построенное архитектором Онни Тарьянне в стиле финского национального романтизма. Именно в той «старой» гостинице в декабре 1916 года останавливался известный художник и мыслитель Николай Константинович Рерих со своей семьей. Об этом говорит памятная доска, прикрепленная к стене здания по ул. Карельской.

При полном отсутствии декора архитектурная композиция здания выразительна благодаря продуманному сочетанию простых геометрических форм. По всей длине «южного» фасада, выходящего на берег залива Вакколахти, устроена терраса. С нее спускается изящная винтовая лестница. Стены здания оштукатурены и покрашены в белый цвет. Сердобольский гранит с острова Риеккалансаари пошел на облицовку невысокого цоколя и кладку широких и высоких лестниц со стороны «северного» фасада здания.

С 1945 г. в бывшей гостинице разместился Гарнизонный дом офицеров. Здесь часто проходили концерты с участием известных артистов страны, различные праздничные мероприятия, танцы для молодежи.

В последние годы в здании размещается Молодежно-культурный центр и гостиница «Сеурахуоне».

 


<== предыдущая | следующая ==>
Единственное, в чем можешь быть уверен: когда твой проводник - Доктор - у тебя будет незабываемое путешествие! | Почему глупые россияне «ИМПЕРСКИЙ флаг» называют «НЕМЕЦКИМ флагом»?

Date: 2015-09-05; view: 1345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию