Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






География, этносы, государствообразование (политогенез)





География, этносы, государствообразование (политогенез).

Географический фактор и экономика Древней Руси.

3. Геополитическая ситуация в Восточной Европе в XIII – XV

Веках.

4. Московская Русь: этнотерриториальное расширение

в XVI – XVII веках.

5. Императорская Россия: рост имперского пространства в

XVIII – XIX столетиях.

Литература:

1. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: в двух томах. – Т.1. / Под руководством С.В.Кулешова, О.В.Волобуева, В.В.Журавлева, В.В.Шелохаева. – М.: ТЕРРА - ТЕRRА, 1996. – Гл. 1.

2. Политическая история России: Учебное пособие / Отв.ред. проф. В.В.Журавлев. – М.: Юристъ, 1998. – Гл.1.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА – НОРМА, 1997. – 592 С.

 

Введение в курс. Необходимость постановки и изучения политической истории высказал еще в конце XIX века видный отечественный историк Василий Осипович Ключевский, который писал, что “политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение”. Ключевский сформулировал перед учеными задачу превращения политики в предмет прикладной истории еще столетие назад, хотя и сегодня эта задача является актуальной, перспективной проблемой, требующей своего решения.

Ярким примером искажения, отрицания подлинной истории как со стороны государственной политической идеологии, так и в отношении интерпретации официальной исторической науки, стал период 1917 – 1990-х годов. История изображалась как совокупность идеализированных ситуаций и персоналий, как официальная партийная история, история партийных съездов, вождей и лидеров. Долгое время в обращении ходила фраза “История – это политика, опрокинутая в прошлое” и она достаточно точно объясняла направленность и предопределенность историко-политического материала. История России многократно корректировалась, переписывалась, недаром на Западе получила распространение злая и горькая шутка: “Россия – единственная страна с непредсказуемым прошлым”. Российская история всегда и во все времена включала в себя непредсказуемое прошлое, фальсифицированное настоящее и иллюзорное будущее.

Современная эпоха – это эпоха, наполненная драматизмом и страшной перспективой “остаться вообще без истории”, поэтому, современные молодые историки-исследователи часто пишут по методу “от противного”, по принципу “маятника”. В этом случае и молодое поколение не избежит ошибок, искажению и фальсификаций событий прошлого (но со знаком “минус”). Плюрализм на поле исторического познания привел к появлению множества исторических концепций и течений, от официальных, исходящих “сверху” до провинциальных и национальных политических взглядов и направлений. В современной России чрезвычайно расширился круг политиков-профессионалов всех уровней (от республиканского до местного), которые на поверку оказываются “случайными” и вовсе не годятся для профессионального освоения политики.

Определение предмета политической истории несложно: под политической историей понимается совокупность исторических фактов, событий, которые составляют политическую основу, политическую сферу жизни. Политическая история неотделима от иных сфер общественной жизни: от экономики, социальных отношений, нравственной и культурной жизни. Тем не менее, взгляд на историю сквозь “политику” также правомерен, как и через призму экономики, материальной и духовной культуры и даже частной, повседневной жизни человека. Каждый из подходов к анализу исторического прошлого – будь то историко-экономический, политологический или культурологический – имеет самостоятельный предмет изучения. По этой причине предмет политической истории не растворяется в смежных областях исторического или социально-гуманитарного знания, а имеет строго очерченный, четкий, вполне определенный контур. Важнейшими составляющими предмета политической истории являются эволюция форм государственного управления и устройства, политических институтов, структур власти; социальные движения и революции; реформы и контрреформы; деятельность правительств, политических партий, общественных организаций и масс, наконец, самые выдающиеся события мирового и отечественного характера. Политическая история изучает не только свершившиеся политические действия и перемены в материальной области (материальную ткань политического бытия общества), но и эволюцию общественно-политической жизни, идеологические доктрины, идеи, политические учения, теории политической идеологии.

Политическая история неотделима от истории личностей, она всегда персонифицирована, личностно обозначена и предстает в именах выдающихся политиков, государственных деятелей, политических лидеров и идеологов. Но они действую не сами по себе, они тесно связаны корнями с определенными политическими сословиями, стратами, чьи интересы и цели улавливает и выражает та или иная историческая личность.

Политическая история Руси–России–Российской Федерации прошло несколько больших и продолжительных этапов. Ранний этап связан с историей становления и эволюции раннефеодального государства – монархии, возникшей в бассейне Поднепровья с центром в Киеве (Киевской Руси). После ее распада в 1130-х годах древнерусская история вступила в период феодальной раздробленности, частично совпавший с установлением на Руси монгольского ига и вхождения русских земель в состав государства монголов – Золотой Орды. Далее, произошло постепенное объединение, консолидация русских земель вокруг нескольких центров (Твери, Москвы, Ярославля, Ростова, Владимира-на-Клязьме). Объединение русских земель совпало с ослаблением Золотой Орды и ее распадом на ряд самостоятельных княжеств (уделов или улусов, по-монгольски). Государственность с берегов Днепра была перенесена в бассейн рек Оки, Волги, Москва-реки. В борьбе за гегемонию в Северо-Восточной Руси победило сначала Ростово-Суздальское (позже – Владимиро-Суздальское) княжество, позже после его распада, оттесненное на задний план молодыми самостоятельными княжествами – в первую очередь, Московским княжеством.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы в основном, был завершен к середине XVI столетия. Великий князь всея Руси Иван III Васильевич (1462–1505 гг.) уже рассматривался как государь единой Руси. При нем родилось российское самодержавие под бывшим тверским гербом – двуглавым орлом, пришедшим на Русь из Византии (Восточно-Римской империи, ныне это Турецкая республика). Унаследовав бывший византийский символ государственности, великие князья и московские цари стали возводить здание российской государственности. Дальнейшее укрепление самодержавия связано с приходом к власти его внука – Ивана IV Васильевича (Грозного), принявшего в 1547 году титул царя всея Руси. Так Московская Русь вступила в царский период (1547–1721 годы). На смену удельной Руси пришло централизованное государство с элементами сословного представительства в виде Боярской Думы (орган сословного представительства боярства), Земских Соборов (орган сословного представительства дворянства и верхушки посадского населения – купечества).

Становление основ российской государственности было также тесно связано с многочисленными соседями Руси – кочевыми народами тюркского происхождения на юге, Великим княжеством Литовским на северо-западе. Русь оказалась “между молотом и наковальней” – между Ордой и Литвой. Будучи сначала Русским государством, за счет включения в свой состав многочисленных нерусских этносов, Московская Русь к началу XVII века превратилась в многонациональное Российское государство. Завершение формирования России как многонациональной державы произошло уже в первой половине XIX века, после включения Закавказья, Средней Азии, колонизации Восточной Сибири и Дальнего Востока. Расцвет императорской России пришелся на вторую половину XVIII–первую половину XIX веков. Российская империя включила в свой состав Финляндию, бывшую Речь Посполитую (Польшу), Аляску на Северо-Американском континенте (общая площадь в восемнадцать миллионов километров). Занятая расширением своего геополитического пространства, российская политическая элита так и не научилась управлять этим разноязыким, разноплеменным конгломератом народов, территорий, религий. Российская империя распалась после двух буржуазных революций (1905–1906 годов) и Февральской революции 1917 года. Республикой Россия побыла менее трех месяцев – с 1 августа по 25 октября 1917 года. Кроме павшей Российской империи Романовых, в начале ХХ столетия, в результате Первой мировой войны ушли с исторической арены еще три империи – Австро-Венгерская (Габсбургская), Германская (правила династии Гогенцоллернов), Османская (Турецкая).

Нынешний этап постсоветской России тесно связан с кардинальными общественно-экономическими и государственно-политическими преобразованиями. Россия вновь вернулась к таким базовым, основополагающим понятиям, как демократия, либерализм, конституционализм, разделение ветвей власти, правового государства, гражданских свобод. Российской отечественной историографии придется заново написать политическую историю, снова поднять целые исторические пласты прошлого. По сути, надо заново воссоздать отечественную историю в политическом измерении от возникновения российской государственности до периода постсоветской современности.

 

1. Особенности формирования российского государства:

география, этносы, государствообразование (политогенез).

Народы и государства возникают и существуют в определенные исторические периоды и в определенном географическом пространстве, включают в себя определенные этносы и занимают определенные геополитические ареалы. Новые этносы и государства в истории возникают не на пустом месте, им предшествуют более ранние исторические общности (прагосударства, протогосударства). На основе восточнославянских княжеств возникли три протогосударства – Куяба (Куявия), Славия, Артания. Куяба, находившаяся в Поднепровье и контролировавшая два великих торговых пути (“из варяг в греки”, в Южную Европу, Византию и на Средиземное море; и “из варяг в арабы”, на Ближний Восток) стала основой образования Древнерусского государства – Киевской Руси. Распавшаяся Киевская Русь породила Ростово-Суздальскую Русь (сын Киевского князя Владимира Мономаха – князь Юрий Владимирович Долгорукий стал основателем Москвы). Ростово-Суздальская Русь контролировала Волжско-Камский торговый путь. После распада Владимиро-Суздальской Руси (после переноса столицы из Ростова в Суздаль в 1157 году при Андрее Юрьевиче Боголюбском) образовались Московское и Тверское княжества. В итоге борьбы Москвы и Твери за гегемонию победила Москва. Именно она стала ядром Московского княжества, а позже – Московского царства, Московской Руси.

Становление этносов (наций и народов) – этногенез и формирование первых государств всегда имеют под собой определенную экономическую основу. Государства создают не военно-политические круги, а торгово-предпринимательская элита, люди бизнеса, занятые в хозяйственной жизни. Нет двух одинаковых народов, которые бы в совершенно одинаковых, равных условиях смогли бы создать аналогичные, полностью совпадающие культуры. Тем не менее, они будут иметь много общего, несмотря на разность их языков и разность их происхождения. Другим фактором исторического процесса является фактор геополитический. История народов напрямую связана с их геополитическим положением, со взаимодействием с соседними этносами и государствами. Геополитический фактор связан с возможностью выхода к морским или речным торговым путям. Итак, оба фактора – географический и геополитический – в их тесной взаимосвязи влияли на развитие социальных отношений в древнерусском обществе и становление древнерусской государственности. Уже к началу второго тысячелетия нашей эры наметилось отставание в развитии Восточной Европы от Западной Европы.

Славяне как этнос сформировались на огромной территории от Вислы до южных рубежей Византийской и Римской империи. Античные авторы (Прокопий Кесарийский, готский историк Иордан, римский историк Публий Корнелий Тацит выделяют у славян два военно-политических объединения – антов (к востоку от реки Днестр) и склавинов (славинов) – западнее и южнее антов. В V–VI веках в Западной Европе наступила эпоха так называемого Великого переселения народов. В эти столетия славянская масса разделилась на три группы: 1). Западных славян, живших по берегам Лабы (совр.: Эльба) и к западу от Эльбы. Западные славяне в свою очередь, включали в себя польскую этническую группу, жившую по берегам Вислы, Варты, Одры (Одера) и Нейсе. По Верхней Лабе жили чешско-моравские племена. Севернее их расселялись сербо-лужицкие племена (по реке Лужице). На Нижней Лабе до берегов Янтарного или Варяжского моря (совр.: Балтийского моря) проживали многочисленные племена лютичей (вильцев) и ободритов (бодричей). По берегам Балтики жили племена балтийской группы. 2). Южные славяне занимали весь север Балканского полуострова, Мисию, Македонию, Иллирик, Северную Фракию. Южнославянские племена обнаруживаются и в Греции, на полуострове Пелопоннес и островах Эгейского моря. Особенно густо славянами был заселен север Балканского полуострова и плотность заселения уменьшалась к югу. К южным славянам относились болгары, сербы, хорваты и словенцы. 3). Восточные славяне, о которых нам повествует древнейшая летопись (аналогичная европейской хронике) киевского монаха-летописца Нестора (жил в первой четверти XII века и написал свою знаменитую летопись “Повесть временн ы х лет” в Киево-Печерском монастыре, ныне – Киево–Печерской Лавре).

Роль географического фактора в исторических судьбах России и Европы был поставлен в русской дореволюционной историографии второй половины XIX века Сергеем Михайловичем Соловьевым и его учеником Василием Осиповичем Ключевским. С 1860-х годов роль географического фактора в истории России изучал Лев Николаевич Гумилев. Общеизвестным стало высказывание С.М.Соловьева о том, что для народов Западной Европы природа была матерью, а для народов Восточной Руси – мачехой. Скудость природных условий, тяжелые климатические условия, суровые условия жизни приводили к частым миграциям населения, к слабости общественной организации и системы общественного управления. В.О.Ключевский заметил, что “история России есть история страны, которая колонизируется”.

Лев Гумилев подчеркнул взаимосвязь природно-географических, демографо-этнических и внешнеполитических факторов в историческом развитии России. Л.Н.Гумилев расширил масштабы историко-географического фактора до евразийского масштаба. Л.Н.Гумилев писал, что “этнос является, с одной стороны, производным от исторического процесса, а с другой – через добывание пищи (хозяйство) связан с биоценозом того ландшафта, в котором он образовался”.

К середине первого тысячелетия (V веку новой эры) в лесной, лесостепной и степной зонах Евразии шел процесс этногенеза – выделения восточных славян из общего праславянского единства. Занимая рубежи от Ладожского озера до среднего Поднепровья (Приднепровья) восточные славяне на севере соприкасались с финно-угорским населением, а на юге – с кочевым ираноязычным населением. В Северном Причерноморье сложился скифский этнос, в Поволжье и Приуралье, Южной Сибири – сарматы (савроматы); в Средней Азии кочевали саки. Все они относились к ираноязычным племенам. Постепенно, к VI веку новой эры ираноязычные племена (скифов, саков, сарматов) ушли с исторической арены На смену ираноязычным племенам пришли тюркоязычные. Образование Тюркского каганата (просуществовал с VI-го по VIII-й в е ка) сыграло большую роль в этногенезе народов будущей Руси. Центром Тюркского каганата был союз алтайских племен, он и принял самоназвание “тюрк”, ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных (“тюркских”) языках. Преемником Тюркского каганата после его распада стал Хазарский каганат с центром в низовьях Волги.

В основе хозяйственного и общественного строя восточных славян лежала обширная трипольская археологическая культура (от села Триполье в Киевской области). Трипольская земледельческая культура Поднепровья и Приднестровья проникла в зону лиственных и смешанных лесов с относительно умеренным континентальным климатом. Трипольцы (носители трипольской культуры) были оседлыми земледельцами и скотоводами. В этнолингвистическом отношении в середине первого тысячелетия нашей эры население лесной и лесостепной полосы Восточной Европы делилось на три группы: славянские, летто-литовские, финно-угорские племена.

Древнейшими очагами славянского расселения на территории Восточной Европы были на юге районы верховьев Днестра и Прута и Припятское Полесье с выходом на Днепр и среднего течения рек Днестра, Южного Буга и Днепра с выходом по рекам Суле и Пселу до притока Десны и Сейма, а на Северо-западе – до районов современной Псковщины и Приильменья. По данным ПВЛ киево-печерского монаха Нестора восточно-славянские племена – поляне, древляне, волыняне, дреговичи занимали лесостепь и лесную часть днепровского правобережья; белые хорваты, тиверцы, уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра и Южного Буга.

Северяне и радимичи занимали днепровское левобережье; вятичи – бассейн верхнего течения Оки; кривичи – территорию по верхним течениям Днепра, волги, Западной Двины и Псковщину; ильменские словене – территорию к северу до Ладожского озера, к западу до Чудского и на восток – почти до Белого озера.

Возникновение Киевской Руси (ее можно сравнить с империей франкского императора Карла Великого, существовавшей в 800 – 843 годах) хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX-X веках на обширных территориях Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX века после распада Великоморавской державы (существовала в 818 – 906 годах и была завоевана венграми) образовалось Чешское государство при князе В а цлаве I (правил в 921–929 годах) из династии Пржем ы словичей. Оно постоянно вело борьбу с соседней Германской империей. Окончательно Чешское государство оформилось в правление короля Болеслава I (правил в 929–967 годах). В Чехии было основано епископство, была подчинена династия Славниковичей (Славников). Чехия стала самостоятельным государством.

В середине IX века произошло объединение польских племен вокруг княжеств полян и вислян. Объединителем польских земель стала династия Пястов, а первым достоверно известным польским князем стал Мешко I (правил в 960 – 992 годах). К началу XI века Польша превратилась в одно из крупных раннефеодальных государств Восточной Европы. Польский король Бол е слав I Храбрый (правил в 992–1025 годах) присоединил в 999 году Краковские земли и Краков, учредил в 1000 году в Гнезно польское епископство, независимое от немецкой церкви. Процесс объединения польских земель был завершен, перед смертью Болеслав I принял в 1025году королевский титул. Против Польши выступили Германская империя, Чехия и Русь. Польское государство было вынуждено признать вассальную зависимость от Германской империи. Под немецкое владычество попали и полабско-прибалтийские славяне – племена поморян, ободритов, лужичан (лужицких славян). Немецкая правящая Саксонская династия (919 – 1024 годы правления) захватила земли лужицких славян, лютичей, ободритов и основала там германские марки (пограничные княжества во главе с маркграфами) и распространила католицизм.

В IX веке завершился процесс складывания государственности в Хорватии и сербских землях, а к 829 году завершилось объединение семи англо-саксонских княжеств (гептархии) в единое государство – Англию. В Х веке оформилось Датское королевство, объединившее Данию, Норвегию и Англию при Кануте (Кнуте) Великом (правил в 1017–1035 годах).

Киевская Русь стала доминирующей силой в Восточной Европе. От варяжской династии Рюриковичей осталось только название, варяги растворились, ассимилировались в среде местного славянского населения. Колонизационные потоки славян были привязаны к рекам – важнейшим транспортным путям сообщения в непроходимой лесной зоне. В.О.Ключевский заметил, что первоначальное племенное деление Древней Руси сменилось земско-княжеским делением, основанным на гидрографии. Большинство названий славянских племен также связаны с гидронимами (бужане – от реки Буг, у личи – от реки У лита, т и верцы – от реки Т и верца, ильменские словене – от озера Ильмень).

Ускорителем превращения восточно-славянской культурно-этнической общности в самостоятельную цивилизацию стало принятие Владимиром-Крестителем (Святым, Красное Солнышко) православия в 988 году. Ко времени христианизации Руси оно уже утвердилось в южнославянских землях, Чехии, Польше. Вместе с Русью христианство приняли Венгрия, Дания, Норвегия, Швеция. Для великого князя киевского Владимира не стоял вопрос о принятии христианства, а особое значение имел вопрос о “выборе веры” – православия (восточноримского или византийского образца) или католицизма (западноримского). Восточная Европа всегда была полем битвы между православием, католицизмом, иудаизмом и мусульманством (исламом). Ислам и иудаизм уже были приняты как государственные религии в Волжской Булгарии в 922 году и Хазарском каганате. Борьбу вокруг принятия государственной религии отразила летописная легенда об отправке князем Владимиром гонцов, посланцев в разные страны для выяснения характера различных конфессий. Принятие православия укрепило союз великокняжеской власти с Византией, способствовало укреплению торговых и культурных связей с южнославянскими народами (Болгарией). Киев превратился в политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства.

Киевская Русь, подобно другим раннефеодальным монархиям переходного типа, была непрочным государством. Уже после короткого взлета – княжения великого князя Ярослава Владимировича Мудрого (1019 – 1054 годы княжения) начался процесс ее ослабления и постепенного распада, обособления отдельных самоуправляющихся территорий (уделов). После распада Киевской Руси на ее обширной территории образовалось сразу несколько крупных самостоятельных уделов: Ростово-Суздальское княжество в междуречье Оки и Волги (там правили Мономаховичи, иногда их называют Мономашичами); Черниговское княжество, где правили потомки Олега Святославича Черниговского, отца героя эпоса “Слово о полку Игореве”; Смоленское, где правили Ростиславичи; Галицко-Волынское (там правила одна из ветвей Мономаховичей); Полоцко-Минское; Рязанское (также принадлежало одной из ветвей черниговских князей. На севере обособились (первыми) Новгородская и Псковская боярские республики. Господин Великий Новгород владел громадными и богатыми угодьями вплоть до Белого моря и Северного Урала. Новгороду подчинялись многочисленные угро-финские (финно-угорские) племена, платившие дань мехами, лесом, соленой рыбой.

На фоне распада единой Киевской Руси резко упало значение Киева как “матери городов русских”. Он превратился в рядовой, ничем не выдававшийся удельный город. Ростово-Суздальские князья Юрий Владимирович Долгорукий – сын Владимира Мономаха, Андрей Юрьевич Боголюбский (правил в 1157–1174 годах), Всеволод Юрьевич Большое гнездо неоднократно, но безуспешно, пытались восстановить свою власть над Киевом. Андрей Боголюбский неоднократно ходил походами на Киев в 1149–1152 годах, 1155–1157 годах, 1170, 1173 годах; в 1169 году он подверг Киев трехдневному страшному погрому, но склонить киевских бояр к повиновению так и не смог. С этого же времени Киев перестал быть и номинальным центром Руси. Удельный сепаратизм восторжествовал. При князе Андрее столицей земли стал вместо Ростова Владимир-на-Клязьме, а княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским. Но и оно не смогло стать гегемоном в Северо-Восточной Руси. Процесс инфеодации, “размельчения”, дальнейшего раздробления крупных уделов на более мелкие привел к распаду Владимиро-Суздальского княжества: уже при нашествии монголов в 1238 году, когда последний князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий II Всеволодович пал в сражении с монголами на реке Сить, в костромских землях. Из состава централизованного Владимиро-Суздальского княжества выделились Московское, Тверское, Ростовское, Ярославское, Костромское княжества. Великим князем Владимирским и обладателем первого ярлыка на великое княжение Владимирское, полученного им из рук монголов, стал Ярослав Всеволодович (княжил в 1238–1246 годах). После поездки в Орду и скоропостижной смерти в столице Орды – Каракоруме – ярлык получил его сын Александр Ярославич Невский (княжил в 1252–1263 годах). Сыном победителя датско-шведских и немецких крестоносцев на берегах Невы и Чудского озера стал Даниил Александрович Московский (1276–1303 годы княжения), основатель и первый князь самостоятельного Московского княжества. Его сменили на княжеском столе сыновья Юрий Данилович (1303–1325 годы княжения) и Иван Данилович Калита (1325–1340 годы княжения). В правление этих московских князей начался процесс преодоления феодальной раздробленности и постепенной консолидации русских земель вокруг Москвы.

 

Date: 2015-09-05; view: 671; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию