Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стороны общения





· Коммуникативная

· Интерактивная

· Перцептивная

 

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

В процедуре общения выделяют следующие этапы

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

Установление контакта

Обмен мнениями, идеями, фактами

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

 

 

В мировой практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Искусство обще­ния — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства». Обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной за­дачей, так как именно так закладывается фундамент личностного и профессионального успеха.

Одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером — первое из важнейших условий эффективности про­даж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения го­раздо больше, чем за любой другой товар.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказыва­ется все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринима­ем информацию партнера по общению.

 

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потреб­ность, как вода и пища. В условиях полного одиночества и ограниченного пространства у че­ловека уже на шестой день могут начаться слу­ховые и зрительные галлюцинации. Человек начинает об­щаться с несуществующими образами (разговаривает сам с собой). Люди общаются между собой речевыми и неречевыми средствами.

Ре­чевое общение — это передача информации от одного человека к другому и ее осмысле­ние при помощи слов.

Неречевое обще­ние - это жесты, мимика, пантомимика, тембр голоса, громкость, быстрота речи, паузы, смех, контакт глазами, при­косновения.

Люди общаются... причем их должно быть не менее двух. Один из них направляет ин­формацию, его называют коммуникатором, а другой принимает, он — реципиент.

За­чем они это делают? Для того чтобы строить свои отношения друг с другом, понимать один другого, обмениваться информацией, совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, играть, приказывать, пе­редавать накопленный опыт. Общение — жизненно необходимая потребность челове­ка.

К сожалению, по данным социологического исследования, 52% населе­ния России испытывают психологичес­кие проблемы в общении. Причем одинаково часто встречается такая проблема и у мужчин и у женщин.

 

 

Невербальные средства общения дополняют речевое общение. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это была единственным - средством общения на экране. Каждый актер - классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Независимо от культурного уровня, человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что Бердвислл даже утверждает что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвислл научился определять каким голосом говорит человек наблюдая за его жестами в момент речи.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ЯВЛЯЮТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННЫМИ?

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательств получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций.

Выводы этих исследований указывают, что жесты - поддаются классификации. Например, большинство детенышей приматов рождены со способностью к сосанию, говорящей о том, что эта способность или врожденная или генетическая.

Немецкий ученый Айбль -Айбесфельдт установил, что способ­ность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Этан, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения ляпа у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава Большинство жестов невербального поведения являются -приобретенными, и значение многих движений и жестов, культурно -обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".

 

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Основные Коммуникационные Жесты и их Происхождение»

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

Кивание головой почти во всем мире обозначает "да" или ут­верждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также уни­версальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок насосался молока, он, отказываясь от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону. Когда маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем самым очень быстро он приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия и отрицательного отношения.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинногопрошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест "пожимание плечами" является хорошим пример уни­версального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения, или иметь совершенно противоположное значение. Например, рассмотрим разницу в интерпретации разными нациями таких трех типичных жестов, как кольцо из пальцев руки, поднятый вверх палец и V - образный жест пальцами.

Date: 2015-09-05; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию