Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук





 

В 1566 г. епископ де Ланда писал: «Если бы Юка­тану суждено было завоевать себе славу благодаря числу, великолепию и красоте своих зданий, подоб­но тому как другие регионы Вест-Индии завоевали себе славу благодаря их золоту, серебру и прочему богатству, то слава Юкатана распространилась бы столь же широко, как и слава Перу и Новой Испа­нии». Ланда не преувеличивал — в этой области количество разрушенных «городов» исчисляется де­сятками. Сильванус Морли видел в этом подтверж­дение своей теории о существовании того, что он называл «новой империей», основанной, по его убеждению, беженцами из покинутых «городов» центральной области, которую он называл соответ­ственно «старой империей». Он утверждал, что в поздних хрониках майя имеются ссылки на две большие волны миграции с юга. Однако найденная при раскопках керамика и данные, полученные при изучении материалов, связанных с исторической этнографией, заставили Эрика Томпсона и Джорд­жа Брейнерда прийти к убеждению, что многие из поселений Юкатана существовали в одно время с «городами» Петена, которые Морли считал их пред­шественниками.

Здесь стоит напомнить, что название Пуук, кото­рое носит один из главных стилей архитектуры майя северной области, принадлежит цепи низких каме­нистых холмов, расположенных на юго-западе Юка­тана. Именно в поселениях этого региона и получил в классическую эпоху свое воплощение архитектур­ный стиль пуук. Скорее всего, это произошло в кон­це позднеклассического периода.

Очень остро стоит проблема датировки, посколь­ку в хрониках упоминается о том, что некоторые из этих поселений были основаны в более позднее вре­мя, но в самих поселениях, на плитах облицовки, имеются неполные календарные даты «длинного счета», которые относятся ко времени окончания Бактуна с коэффициентом 9 и началу Бактуна с коэффициентом 10; самая поздняя из этих дат про­читывается как 10.3.17.12.1, или 905 г. по нашему летоисчислению. Исследователи, например Томп­сон, имеют веские основания утверждать, что стиль пуук, скорее всего, продолжал существовать вплоть до календарной даты 10.8.0.0.0., — до 987 г. н. э., когда в во время постклассического периода про­изошло вторжение в этот регион завоевателей-тольтеков.

Для стиля пуук характерны следующие особенно­сти: облицовка зданий тонкими тесаными плитка­ми из известняка, как правило квадратной формы, которые закреплялись поверх каменной цементной кладки; использование для сооружения свода кам­ней особой формы; орнаментированные карнизы; круглые колонны, устанавливаемые возле дверных проемов; внешние декоративные колонны или по­луколонны, тянущиеся рядами вдоль фасадов зда­ний; широкое использование для украшения фасадов мозаики, основными сюжетами которой явля­лись либо изображения масок небесного змея, с длинным, причудливо изогнутым носом, либо гео­метрические узоры, составленные из прямоугольных элементов. С точки зрения технического совершен­ства архитектурные сооружения стиля пуук значи­тельно превосходят несколько небрежно построен­ные архитектурные памятники «городов» Петена.

Крупнейшим из поселений этапа «пуук» являет­ся Ушмаль — одна из жемчужин архитектуры циви­лизации майя. Согласно некоторым источникам, этот «город» традиционно считался удельным владе­нием семьи Ксиу. Но скорее всего, это была при­шлая династия мексиканского происхождения, ко­торая не имела никакого отношения к основанию этого поселения.

Самыми значительными архитектурными соору­жениями Ушмаля являются две огромные храмовые пирамиды — пирамида Гнома и пирамида Колдуна, названия которых дошли до нас благодаря сообще­ниям испанских монахов. В храм, расположенный на вершине пирамиды Колдуна, можно попасть, только пройдя через дверной проем, оформленный в виде маски огромного чудовища, очень похожий на оформленные аналогичным образом дверные проемы, характерные для стиля ченес.

Рядом с пирамидой Колдуна находится другая архитектурная достопримечательность города, со­вершенно безосновательно названная женским мо­настырем. Это сооружение представляет собой двор­цовый комплекс в виде замкнутого четырехугольни­ка, состоящий из четырех отдельных прямоугольных зданий, расположенных вокруг внутреннего двора. Внутрь этого четырехугольника можно попасть че­рез расположенные по углам входы, а главный вход в этот комплекс, сделанный в виде арки, перекрытой ступенчатым сводом, располагается с южной стороны.

Особенно интересной является мозаичная отдел­ка, украшающая сложенный из камней фасад жен­ского монастыря. На некоторых элементах этой мозаики изображены крытые тростником хижины, в которых жили рядовые общинники-майя той эпо­хи. В них можно заметить следы влияния культур древней Мексики, и особенно тотонакского посе­ления Тайнин, расположенного в штате Веракрус. О таком влиянии свидетельствует и находка, сде­ланная в храме колдуна. Там было обнаружено изображение бога Тлалока, вокруг которого нахо­дились знаки мексиканского календаря.

Храм гнома находится на плоской вершине ис­кусственной террасы, а рядом с ним, но чуть ниже, на той же самой террасе располагается одна из кра­сивейших построек Ушмаля — дворец губернаторов. Это сооружение является одним из высочайших достижений архитектурного стиля пуук. Верхняя часть фасада этого здания представляет собой фриз, состоящий из трех длинных взаимосвязанных эле­ментов, покрытых великолепной мозаикой, которая составлена из тысяч закрепленных на каменной кладке плиток. Мозаика складывается в невероятно сложный и гармоничный узор из переплетающихся геометрических, прямоугольных, решетчатых эле­ментов и изображений маски небесного змея.

Другим важным религиозно-культурным центром этапа «пуук» является Кабах — поселение, располо­женное среди холмов к юго-востоку от Ушмаля. Кабах является достаточно мрачным местом, в нем фасады всех построек покрыты мозаикой с изображениями масок небесного змея с сильно загнутым носом. К этому же этапу относятся и поселения Сайиль, в котором находится очень красивый мно­гоэтажный дворец и несколько совершенно чуждых по стилю культуре майя фаллических скульптур, и Лабна, достопримечательностью которой являются несколько очаровательных, отдельно стоящих арок, храмовая пирамида и дворец, соединенные между собой короткими дорожками.

Строго говоря, к архитектурному стилю пуук от­носят только поселения, находящиеся на террито­рии, где располагается цепь холмов Пуук. Но из «Сообщения», принадлежащего перу епископа Лан­ды, известно, что современная столица Юкатана, город Мерида, была возведена на развалинах древ­него поселения майя, Тихоо, главным архитектур­ным сооружением которого был дворец, который, судя по описанию, был очень похож на женский монастырь в Ушмале.

Свидетельства того, что стиль пуук распростра­нился со своей исходной территории на восток и на север, найдены в знаменитом «городе» Чичен-Ица, расположенном в восточной части Юкатана. Большинство зданий в этом тольтекском поселении име­ют сильное сходство с архитектурными сооружени­ями других тольтекских городов, расположенных на западе, с теми оговорками, что в нем иногда встре­чаются здания с облицовкой в стиле пуук. В Чичен-Ице находится трехэтажное сооружение, похожее на женский монастырь Ушмаля. Это здание называет­ся Акаб Циб — «Темные Письмена». Такое назва­ние ему было дано, поскольку среди рельефов, украшающих его внутренние дверные проемы, был обнаружен целый ряд иероглифических текстов. Имеется в Чичен-Ице и храм трех притолок. Воз­можно, что зданий, построенных в соответствии с архитектурными традициями стиля пуук в Чичен-Ице еще больше, но здесь встает проблема иденти­фикации, осложненная тем, что за тот период, в течение которого Юкатан находился под господ­ством тольтеков, здесь сложился синтетический стиль, переходный между архитектурой майя и тольтекской.

Date: 2015-09-05; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию