Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Селиненкова Е.ЯСтр 1 из 3Следующая ⇒ К.филос.наук,доцент кафедры этнокультурологии
История культурологической мысли (Бакалаврская подготовка) · Направление/специальность подготовки культурология история · Форма обучения - очная · · Общее количество часов, из них аудиторных: (всего -36 ч. лекции – 18 час., практические занятия 18час., экзамен · Цель дисциплины: сформировать научное представление о пути становления базовых знаний по культурологии, ее методологии и истории формирования терминов, концепций и парадигм, типологии, а так же ее современных проблемах. Задачи дисциплины: 1. освоить базовые знания по истории культурологической мысли 2. освоить интегративный подход исторически сложившийся в культурологической мысли для установления связей между различными компонентами социально-гуманитарного знания 3. получить практические навыки ориентации в в культурологических энциклопедических изданиях, подбора и изучения литературы по дисциплине, выделения культурологических аспектов специальных работ 4. освоить термины и профессиональные приемы выступлений на семинарских занятиях и дискуссиях 5. сформировать умения выделять круг проблем для самостоятельного исследования фактов культуры 6. применять систему культурологического знания и его категориальный аппарат в процессе анализа этнокультурных проблем. Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины: · Принцип культурно-исторического освещения проблематики на основе междисциплинарных научных подходов · Принцип целостности Подбор артефактов в комплексе знаний соответствует реальной наполняемости явления соответствующими атрибутами · Принцип новизны Содержание научных утверждений исходит из новейших научных концепций и реалий этнокультурных процессов, рассматриваемых как в синхроническом так и в диахроническом аспектах. Основное содержание дисциплины: Лекции 36ч Содержание лекционного курса раскрывает специфические особенности культурологии как самостоятельной науки, получившей фундаментальное обоснование в ХХ веке, дает анализ и сущность основных теорий лежащих в основе науки, раскрывает объяснительный принцип основных этапов развития науки. Основное внимание уделяется исторической и социокультурной детерминации сложения базовых культурологических знаний и методов применяемых в исследовании культуры
Лекции
Тема 1. Культурология как самостоятельная область знания. Предмет, объект, задачи. Сущность культуры и сферы проявления: материальная культура, духовная культура, культура повседневности. Становление понятия “культура” в исторической перспективе. Культура и цивилизация. Структура культурологического знания и основные подходы ценностный (аксиологический), деятельностный, семиотический (знаковый). Категории, определения. терминологический аппарат Культурогенез, картина мира, нормы и ценности культуры, знаки и символы, коды универсалии
Тема 2. Методы и методики освоения культурологических феноменов, процессов. явлений. Принципы классификации систематизации и типологизации и интерпретациии культурного текста. Связь методологии с культурно-историческим контекстом. Понятие метода как набора инструментальных и аналитических приемов и процедур фиксации и последовательного анализа и синтеза исследуемых реалий. Научные подходы и методы: включенного наблюдения и описания, сравнительно-исторический – синхронический и диахронический, семиотический, биографический, системный, структурно-функциональный, семиотический, моделирования., психологический (культура и личность). Тема 3. Историческое формирование научных направлений, школ и концепций изучения культуры. Концепции культуры символическая, игровая, ценностная, деятельностная, психологическая, локальных цивилизаций. Фундаментальные направления культурологии: эволюционизм - Л.Морган, Э. Тайлор, Д.Фрезер, Г.Спенсер, диффузионизм - Л.Фробениус Г.Гребнер, функционализм - Б.Малиновский, А. Радклифф-Браун, структурализм К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж. Деррида), психологическая антропология З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг, В.Вундт, М.Мид) игровая концепция (Й, Хейзинга,Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе), семиотическое(Э.Кассирер, Ю.Лотман), религиозная культурология (Ж.Маритен, Э.Жильсон, М. Бубер.) Те ма 4. Концепции культуры и цивилизации в 18-19вв.Природно-географические предпосылки и национальное своеобразие культур (Дж.Вико ЖЖ.Руссо,). Культура как идеал эпохи Просвещения(И.Гердер, И.Кант, Г.Лессинг Вольтер,А.Н. Радищев) Поступательное движение культурно-исторического процесса развития культуры. Основные идеи эволюционизма в трудах Э.Тейлора (1832-1917) - “Первобытная культура”, Дж.Фрезера “Золотая ветвь”.М.М. Ковалевского Понятие культурного пространства, культурных контактов и ареалов в диффузионизме. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. Труды представителей школы диффузионизма Ф.Ратцеля, Л,Фробениуса, Т.Хейрдала,Л.И.Мечникова. Рост значения культурных контактов взаимодействие цивилизаций в ХХв. Тема 5. Динамика жизни локальных цивилизаций в концепциях культурологии. Типология культур. Принципы выделения культурно-исторических типов. Н.Я. Данилевский (1822-1885) о законах развития к-и.типов, позиция Россия-Европа в его основном труде. Криизис культуры и фазы роста локальных цивилизаций О.Шпенглера(1880-1937) в “Закате Европы”. Вопросы прогресса и разрушения культуры в работах А.Тойнби (1889-1975) «Постижение истории”.Общественно –экономические формации как база марксистской концепции культуры. Ф,Энгельс “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Искусство – как высшая форма и сердцевина культуры. Соотношение аполлонического и дионисийского начала в культуре. Религиозное и светское начало в искусстве. (Ортега-и-Гассет.Ф.Ницше,А.Шопенгауэр). Функции искусства. Гуманистические концепции культуры Тема 6. Судьбы России и концепции культуры к.19-20вв. Западничество и славянофильство. Серебряный век русской культуры. Бердяев, Федотов, Лихачев о русском национальном характере, ментальности и духовных ценностях. Идеи евразийства. Тема 7. Теоретические проблемы культуры ХХ века.Понятия структуры и функции. Функциональная роль мифов, ритуалов правил этикета, искусства, моды и других форм культуры. Функция трансмиссии культуры. Основания для классификации ценностей. Социокультурная динамика и типология культуры П.Сорокина. культура как семиосфера. Культурные универсалии (Т.Парсонс, М.Мид,К.Клакхон). Новые понятия и термины постмодернизма: дискурс деконструкция,ризома, трансфер коллаж и др. Постиндустриальное общество и концепции синергетики. Проблемы трансформации цивилизации в культурологии
|