Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учет ожиданий и установок самих студентов — будущих молодых специалистовК молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды, проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса. Вместе с тем многие работодатели, как свидетельствуют результаты опросов, воспринимают выпускника вуза как «молодого, горячего, амбициозного, но недостаточно опытного в профессиональном отношении человека, обладающего в большей степени идеалистическими представлениями о будущей профессии, которого еще необходимо воспитывать и наставлять». В то же время достаточно большое количество выпускников к моменту окончания вуза осознают необходимость гибкого реагирования на запрос работодателя и, признавая недостаточно высокий уровень собственной профессиональной подготовки, готовы к дальнейшему обучению (а при необходимости — и к переобучению). По данным исследований, проведенных за последние три года, половина опрошен- Ожидания и карьерные установки студентов
Мониторинг изменений личности выпускника т Внутривузовское наставничество «студент—студент» Психологическое сопровождение адаптации Т I
168 Рис. ТО. Схема организационно-психологического сопровождения карьеры молодого специалиста 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
ных выпускников ведущих вузов Владивостока обладает ярко выраженными карьерными установками, а каждый десятый выпускник уже имеет значительный опыт профессиональной деятельности (2-3 года работы в различных проектах). Опрос 150 студентов старших курсов ведущих управленческих и экономических специальностей одного из наиболее динамично развивающихся университетов Владивостока — ВГУЭС показал, что будущие выпускники вполне адекватно воспринимают изменения, произошедшие за последние 5-10 лет в сфере управления карьерой. Респонденты отмечают, что существенно повысилась динамичность развития рынка труда: если раньше достаточно было освоить одну специальность и этого хватало практически на всю профессиональную жизнь, то теперь требуется быстрое перепрофилирование вслед за постоянно возникающими новыми потребностями рыночной экономики. За весь период активной профессиональной деятельности возможна неоднократная смена специализации, профессии, организаций-работодателей (и это норма, а не исключение). Образно респонденты выражают подобный взгляд на карьерные реалии емкими метафорами, своего рода фразами-слоганами: — «Вчера — подчиненный, сегодня — менеджер, завтра — глава компании!» — «Нельзя научиться танцевать, если танцуешь только с одной партнершей, то — «Больше свободы, но и больше ответственности!» Это относится к ситуации — «Вместо работы исключительно на государство — работа на свою органи Студенты характеризуют современную ситуацию на рынке труда как дающую гораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального развития и должностного продвижения. Опрошенные уверены, что сейчас для молодого специалиста возросли шансы проявить себя, в полной мере реализовать свой деловой и личностный потенциал («карьера в соответствии с реальными способностями»). В отличие от прежней эпохи, когда молодым «пробиться» было практически невозможно, так как важнейшими критериями выступали стаж и опыт работы (так называемая «оценка за выслугу лет»). >t i S Глава 3. Карьера молодого специалиста При этом будущие выпускники вполне реально оценивают возросшие сложности в планировании и развитии собственного управления карьерой. Они отмечают, что «карьера перестала быть чем-то устойчиво планомерным, ее невозможно спланировать и расписать на долгие годы вперед, как это было возможно в прежнее время, очень много ситуативных моментов, действует фактор неопределенности», резко усилилась конкурентная борьба: чтобы тебя заметили, ты должен быть на голову выше других. Для достижения карьерного успеха современным выпускникам, по их же оценкам, требуется обладать, несомненно, более широкими и глубокими знаниями, нежели теми, что определены программами обучения в рамках государственных стандартов высшей школы. Причем эти знания должны существовать не сами по себе, а сочетаться с профессиональной мобильностью, карьерной гибкостью и адаптивностью, готовностью «отдаваться работе, выбранному Делу на все 100%». Таким образом, традиционные взгляды на молодого специалиста как на неопытного, социально незрелого, недостаточно подготовленного, но обладающего завышенными притязаниями человека вступают в противоречие с актуальным самоопределением по меньшей мере половины выпускников. Эти начинающие специалисты вполне реально оценивают свое положение на рынке труда, обладают первоначальным профессиональным опытом, владеют современными технологиями, в том числе информационными, при поиске работы ориентированы не столько на уровень заработной платы, сколько на возможности самореализации, карьерного роста, условия трудовой деятельности (компенсационный пакет).
|