Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовые системы





политико-правовые системы разделяются по способам принятия властных решений и пределам вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По этим признакам можно выделить демократические и антидемократические политические системы.

Демократияэто политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим себя большинством граждан.

Этот режим известен в истории очень давно. Государственные формы демократии были распространены в античном мире. В средние века существовали демократические города-государства в Голландии, Венеции, Новгороде и других местах. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

По Платону демократия – это власть завистливых бедняков. Не особенно жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал её как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно этого большинства. Это – худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей демократия превращалась в охлократию, т.е. власть толпы. При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

С Великой Французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В 18-19 веках демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод (участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки). Этот режим означал гарантированность естественных прав человека (на жизнь, безопасность, жилище, труд и т.п.). Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Современными западными политологами демократия уже не рассматривается как власть непосредственно народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, согласно их взглядам, – это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает этот вопрос иначе.

Базовымипринципами демократии являются:

• Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им;

• Свободные выборы представителей в органы власти на ограниченный срок;

• Политический плюрализм,

• Гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

• Контроль представительных институтов за работой правительства;

• Устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную формы.

Прямая демократия – это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, предприятиях и т.п., при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия это вид прямой демократии,который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Её суть – опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Либеральная демократия – это форма функционирования политической системы, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Либеральное содержание проявляется в наличии системы «сдержек» давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах. Демократическое содержание проявляется в наличии системы регулярных и состязательных выборов, проводимых на основе политического равенства, политического плюрализма и т.д.

Современные западные политологи считают, что понятие «либеральной демократии» обозначает еще не осуществленный идеал. Поэтому режимы развитых в демократическом отношении стран предлагают обозначать понятием «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуется либерально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Противоположностью демократическим являются антидемократические политико-правовые режимы.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Авторитаризмполитическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях, но к реальным политическим конкурентам власть беспощадна.

От населения не требуется демонстрация преданности органам власти, однако его участие в принятии важнейших решений исключается. Режим потенциально опирается на силу, но она не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии и другие формы. Существенные черты авторитаризма:

• Монополия на государственную власть одной группы или партии;

• Полный или частичный запрет на действия оппозиции;

• Жестко централизованная структура власти;

• Наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления;

• Использование силовых органов для удержания власти;

• Для граждан исключается возможность участия в управлении обществом.

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления не всегда оказывается удачным. К причинам его воспроизводства относятся:

1) сохранение ориентации населения на традиционные формы социальной жизни и авторитеты;

2) сохранение патриархального типа политической культуры;

3) значительное влияние религиозных норм на политическую ориентацию населения;

4) экономическая отсталость;

5) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Таким образом, авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Исходя из структуры правящего блока и целей политики, в рамках авторитарных различают военные, олигархические, религиозные и бюрократическиережимы.

В современной западной политологии существует понятие «новая демократия» или «полудемократия». Так квалифицируется посткоммунистические режимы и переходные режимы от военных диктатур. Считается, что при таком режиме демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу.

Другой признак деления политических систем – пределы вмешательства органов власти в общественную и частную жизнь. По данному критерию противоположными видами выступают либеральные и тоталитарные разновидности демократии и авторитаризма.

Тоталитаризмэто политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Жизнь всех граждан государство включает в сферу своего принудительного регулирования, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия. Эту систему отличают следующие основные признаки:

• Официальная идеология (фашизм, национал-социализм, коммунизм), которую обязаны поддерживать все граждане; все стороны жизни общества подчинены идеологии. Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Идеология не подлежит критике, и малейшее отступление от нее строго карается государством;

• Монополия на государственную власть одной массовой партии; отношения в партии строятся по элитарному принципу, она возглавляется лидером, способности которого необходимо признавать выдающимися, партия выполняет функции государства;

• За всем обществом осуществляется тотальный полицейский контроль с целью выявить «врагов народа»; отношения в обществе основаны на принципе: «Разрешено только то, что признано органами власти, всё остальное запрещено»;

• Партийный контроль за СМИ; жёсткая цензура любой информации;

• Бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества;

• Участие граждан в управлении общественными процессами сводится к «одобрению» уже принятых правителями решений.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо всё находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка. Тоталитаризм – это явление ХХ века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считает, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и возникает стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти. От этой власти ждут установления жёсткого порядка и гарантию быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопия о построении нового прогрессивного общества.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность, резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Сам термин ввел в оборот лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, который взял за основу политических отношений принцип: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов.

Этот принцип реализации политической власти сочетается как с элементами демократизма, так и с авторитаризмом.

Тоталитарная демократия имела место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в компанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Во множестве проводились собрания общественности с осуждением «врагов народа», то есть этой форме общественных отношений придавался демократический характер. Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума.

Когда органы власти уже не хотят или не могут опираться на широкие массы при проведении тотального контроля, имеет место тоталитарный авторитаризм. Примерами таких политических систем могут выступать различные военные диктатуры.

Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

• переход власти в результате военного переворота к хунте;

• отмена конституции и замена ее актами военных властей;

• роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

• ограничение действия политических прав и свобод человека;

• создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.


Date: 2015-09-19; view: 909; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию