Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг загрязнения воздуха у школы





Институт естественных наук и биомедицины

Учебный проект по курсу «Экологический мониторинг»

Мониторинг загрязнения воздуха у школы

 

 

  Выполнила: Студентка III курса Нелаева Юлия Александровна  
   
  Рецензент:Поташева С.А.
   

 

 

Архангельск
2011

МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА У ШКОЛЫ

Актуальность работы

Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой. Уровень загрязнения атмосферного воздуха связан с воздействием на него веществ, поступающих от источников выбросов промышленных предприятий, выбросов автотранспорта, а также процессов жизнедеятельности человека.

Основными загрязняющими веществами, определяющими высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, являются взвешенные вещества, диоксиды серы и азота, оксид углерода, формальдегид, бензапирен, сероводород и метилмеркаптан. В нашей области высоким остается уровень загрязнения атмосферного воздуха городов Архангельск, Новодвинск, Коряжма и по сероводороду и метилмеркаптану.

Архангельск хотя и во многом зависим от природных условий, но в нем сформирован присущий только ему микроклимат и состав атмосферного воздуха. На эту особенность следует обращать внимание, потому что своеобразный микроклимат «диктует свои условия» процессам жизнедеятельности городских растений, животных и человека. Проблему высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха необходимо решать путем стабилизации и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, перехода на новые виды топлива, систематического контроля за влиянием выбросов загрязняющих веществ.

Мониторинг позволяет выявить состояние воздуха на данной территории около школы, поскольку, службы мониторинга дают общие сведения. Такой локальный мониторинг позволяет выявить насколько безопасна данная среда, привлечь внимание общественности к её состоянию, определить пути преодоления существующих проблем.

Необходимость мониторинга воздуха отмечается как одно из необходимых условий улучшения его качества.

 

Цели и задачи данного проекта.

 

Цель проекта: проанализировать и дать экологическую оценку воздуха на школьной территории.

Задачи:

· Освоить методику определения степени загрязнения воздуха по лишайникам;

· Закрепить навык по определению видов лишайников;

· Сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха на исследуемой территории, предложить рекомендации.

Объект нашего исследования – воздушное загрязнение территории.

Предмет – изучение загрязнения территории методом биоиндикации.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе биологического анализа лишайников обосновывается преимущество использования данного растения в мониторинге загрязнения воздушной среды.

 

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии в процессе изучения симбиотических организмов.

 

Сроки проведения работ: данный вид мониторинга лучше проводить в весенний или осенний период. Наблюдения, измерения, обработку данных и оформление результатов можно произвести за один учебный день.

Методы проведения мониторинга.

 

Оценку состояния воздушной среды можно проводить в условиях школы с использованием биоиндикационных, физических и химических методов исследования.

Из биоиндикационных методов программа школьного экомониторинга предусматривает определение степени чистоты воздуха по лишайникам.

Лишайники – широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью к климатическим факторам и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды.

Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:

1. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается в нем видов лишайников (вместо десятков может быть один-два вида).

2. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.

3. При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними – листоватые, последними – накипные.

На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона школы.

Кроме того, чистоту воздуха можно определить по химическому анализу снегового покрова, кислотности дождевых осадков, запыленности воздуха и автотранспортной нагрузке, также включенных в программу школьного экологического мониторинга.

 

 

Необходимое оборудование и материалы.

 

· деревянная рамка размером 10 х 10 см, которая разделена внутри тонкими проволочками на квадратики по 1 см²;

· блокнот для записей, ручка;

· определитель по лишайникам или гербарные материалы;

· рулетка.

Методика определения степени загрязнения воздуха по лишайникам.

В лихеноиндикационных исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья. Для оценки загрязнения воздуха выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Например, в качестве субстрата может быть использована липа мелколистная. Исследуемую территорию делят на квадраты размером 2 х 2 м, в каждом из которых подсчитывается общее число деревьев и деревьев, покрытых лишайниками. Далее на каждом дереве, покрытом лишайником, закладываются пробные площади. Пробная площадка ограничивается на стволе деревянной рамкой размером 10 х 10 см, которая разделена внутри тонкими проволочками на квадратики по 1 см². Отмечают, какие виды лишайников встретились на площадке, какой процент проективного покрытия занимает каждый растущий там вид. Кроме того, указывают жизнеспособность каждого образца: есть ли у него плодовые тела, здоровое или чахлое слоевище. На каждом дереве описывают минимум четыре пробные площадки: две у основания ствола (с разных его сторон) и две на высоте 1,4 – 1,6 м. Кроме выявления видового состава, определяют размеры розеток лишайников и степень покрытия в процентах. Оценка встречаемости и покрытия дается по 5-балльной шкале (табл.1).

 

Таблица 1.

 

Date: 2015-09-19; view: 843; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию