Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Политическое развитие





Конституционный кризис 1993 г.

Время с конца авг. 1991 г. до дек. 1993 г. – особый период политической истории России, когда решался вопрос о модели гос. устройства новой России (президентская или парламентская республика).

Гос. строй России в 1991 г. определялся Конституцией РСФСР 1978 г., однако вследствие внесения многочисленных поправок (ок. 320) он претерпел большие изменения. В 1990 г. в РСФСР (вслед за СССР) был введен новый государственный институт – Съезд народных депутатов. С одной стороны, съезд стал вершиной системы советской власти. С другой стороны, именно съезд внес в Конституцию норму, провозглашавшую принцип разделения властей. В соответствии с этим был учрежден действующий на постоянной основе парламент, принято решение о создании Конституционного суда, введена должность президента России. Это коренным образом видоизменяло традиционную систему Советов, построенных на соединении нормотворчества, контроля и исполнительно-распорядительных функций.

Большинство народных депутатов (председатель ВС – Р.И. Хасбулатов) считали, что острой необходимости в принятии новой Конституции нет, следует продолжить постепенное внесение поправок в действующий Основной закон; новую Конституцию следует разрабатывать под их эгидой и принять на одном из съездов.

Позиция президента: принятие новой Конституции – неотложная и важнейшая задача современной России, без решения которой невозможно вести работу по ее глубокому реформированию.

Отношения между ВС и Президентом стали накаляться.

20 марта Ельцин подписал указ об особом порядке управления страной до преодоления кризиса. В соответствии с указом на 25 апр. назначалось голосование о доверии Президенту и вице-президенту, а также по проекту новой Конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент. В случае поддержки Президента и внесенных им проектов документов новые Конституция и закон вступают в силу, а съезд и Верховный Совет автоматически лишаются своих полномочий.

Конституционный суд 22 марта признал предпринятые Президентом действия не соответствующими девяти статьям Основного закона.

26 марта открылся IX (внеочередной) Съезд нар. депутатов, который оценил случившееся как попытку государственного переворота и принял решение о проведении процедуры импичмента. Однако отстранить президента от власти не удалось: оппозиция собрала 617 вместо необходимых 689 голосов.

25 апр. состоялся референдум. На референдум были вынесены четыре вопроса: 1. Доверяете ли вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину? 2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом и правительством с 1992 г.? 3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента? 4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Положительный ответ на первый вопрос дали 40 млн. человек (отрицательный – 27), на второй – 36 млн. (против – 31), на третий – 34 млн. (против – 32) и на четвертый – 47 млн. (против – 21).

Результаты голосования для Ельцина выглядели предпочтительнее, хотя и абсолютной победой их назвать было трудно. Они свидетельствовали, прежде всего, о глубоком расколе общества. Тем не менее, сторонники Президента говорили о своей победе.

Указом Ельцина от 12 мая 1993 г. создавалось Конституционное совещание, которое должно было окончательно доработать подготовленный сторонниками сильной президентской власти проект. Одновременно работала Конституционная комиссия съезда народных депутатов, которая разработала проект Конституции с более сбалансированным разделением власти между ее ветвями. В итоге к концу июня 1993 г. существовали три различных проекта Конституции: «президентский», «парламентский», а также проект коммунистов России.

И со стороны Президента, и со стороны спикера парламента звучали все более хлесткие и жесткие политические обвинения, которые дополнительно накаляли обстановку.

21 сент. 1993 г. в телевизионном обращении к гражданам России Президент Б. Ельцин сообщил, что подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ прекращал полномочия Съезда нар. депутатов и ВС и на период до избрания нового парламента – Государственной Думы – фактически вводил прямое президентское правление (т.е. управление гос-вом на основе президентских указов и постановлений правительства), что не было предусмотрено действовавшей Конституцией и означало изменение гос.-полит. строя.

При этом была установлена информационная блокада Белого дома, где заседал ВС: СМИ давали лишь президентскую версию развития событий. Уже 21 сент. в здании парламента были отключены телефоны правительственной, а затем и городской связи. Затем в нем были отключены электричество, лифты, перекрыто поступление горячей и холодной воды, отключена канализация. 25 сент. милиция заблокировала все подходы к зданию.

Собравшийся на экстренное заседание Верховный Совет, опираясь на решение Конституционного суда, который признал указ № 1400 незаконным, оценил поступок Президента как государственный переворот. В связи с этим полномочия Президента Ельцина прекращались с 20 часов 21 сент., а его обязанности надлежало исполнять вице-президенту А.В. Руцкому. В стране складывалось опасное положение двоевластия.

К 24 сент. действия президента были осуждены, а решения ВС и съезда – поддержаны 57 (из 89) областными и республиканскими Советами России. 7 облсоветов заняли нейтрально-выжидательную позицию.

Вооруженные сторонники Верховного Совета 3 окт. прорвали блокаду «Белого дома» и по призыву А. Руцкого и генерала А. Макашова штурмом взяли близлежащее здание московской мэрии. В ночь с 3 на 4 окт. сторонники ВС предприняли попытку штурма студий Центр. телевидения в Останкино, но взять под контроль СМИ им не удалось. Эти события послужили для Президента поводом для введения в Москве чрезвычайного положения и перехода в наступление. Рано утром 4 окт. начался штурм Белого дома, в 9 часов он был обстрелян из танков. К 17 часам здание было захвачено, а руководство парламента и его защитники были арестованы.

Согласно официальным данным, в ходе трагических событий погибли 145 человек (в печати приводились данные о 600 погибших и пропавших без вести).

В окт.-нояб. 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал ряд указов, прекративших полномочия Советов на территории РФ. Таким образом, советская власть через 76 лет после ее провозглашения в России завершила свое существование.

Претерпела изменение и государственная символика страны. Еще в 1990 г. Россия обрела свой гимн, созданный на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки. После событий августа 1991 г. в качестве государственного стал использоваться бело-сине-красный флаг. А 30 нояб. 1993 г. указом Президента был установлен новый государственный герб – двуглавый орел.

Выборы в Федеральное собрание и принятие новой Конституции.

На 12 дек. 1993 г. были назначены проведение общероссийского голосования по новому Основному закону и проведение выборов в нижнюю палату парламента.

Состоявшиеся выборы в Думу дали следующую картину. По партийным спискам из 225 мест ЛДПР получила 59, «Выбор России» (сторонники продолжения радикальных либеральных реформ; во главе – Е.Т. Гайдар) – 40, КПРФ – 32, Аграрная партия – 21, «Женщины России» – 21, Яблоко – 20, ПРЕС (Партия российского единства и согласия: партия регионов, за развитие федерализма и местного самоуправления; во главе - С.М. Шахрай) – 18, Демократическая партия России – 14 мест. При этом 7 % поданных бюллетеней были признаны недействительными, 17 % избирателей проголосовали против всех кандидатов. Всего же из 450 мест в Думе (с учетом избранных и по территориальным округам) «Выбор России» получил 96, ЛДПР – 70, КПРФ – 65, Аграрная партия – 47 депутатских мандатов. В сравнении с распущенным ВС Государственная дума не стала менее оппозиционной.

Новая конституция была одобрена на референдуме 58,4 % от принявших участие в голосовании (32,3% от общего числа избирателей страны). Конституция провозглашала, что Россия – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

По Конституции большинство реальных прерогатив законодательной власти передавалось президенту: он определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает Военную доктрину, назначает без согласия парламента всех членов правительства (за исключением его председателя), а также референдум и выборы Государственной думы. Президент представляет Думе и Совету Федерации кандидатуры на должность председателя Центробанка, судей Конст., Верх., Высш. арбитражного судов, Генпрокурора. Ранее инициатором таких назначений выступала законодательная власть.

По новой Конституции парламент утратил право приостановки или отмены президентского указа, президент же, напротив, приобрел возможность приостанавливать действие некоторых правовых актов. В общей форме была предусмотрена возможность отстранения президента от должности, однако его процедура делала такую возможность иллюзорной.

Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы 1996 г.

17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. Всего в кампании участвовали 43 партии и избирательных объединения, но в Думу прошли лишь четыре. КПРФ получила 157 мест (34,9 %), ЛДПР - 51 (11,4 %), «Яблоко» - 45 (10 %) и «Наш дом – Россия» – 55 (12,2 %). Результаты выборов выглядели крайне неблагоприятно для исполнительной власти. Во-1-х, более чем вдвое увеличили свое представительство коммунисты. Секретарь ЦК КПРФ Г.Н. Селезнев стал спикером, а его товарищи по партии возглавили важные думские комитеты. Во-2-х, прошедшие в Думу ЛДПР и «Яблоко» также демонстрировали оппозиционность правительству. В-3-х, «Демократический выбор России» (преемник «Выбора России») Гайдара в Думу не прошел вовсе, а проправительственный НДР набрал голосов намного меньше, чем прогнозировали его лидеры.

Однако основная политическая борьба должна была развернуться летом 1996 г. На июнь были намеченные президентские выборы. Кандидатами на этот пост были зарегистрированы Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский, А.И. Лебедь, С.Н. Федоров, М.С. Горбачев, М.Л. Шаккум, В.А. Брынцалов. Рейтинг действующего главы государства не превышал 7-8 %, в то время как его основной потенциальный соперник, Зюганов, опирался на поддержку 20 % населения.

В кон. 1995 г. – нач. 1996 г. президент отправил в отставку непопулярных лиц из своего окружения (А.В. Козырев, А.Б. Чубайс, С.М. Шахрай, С.А. Филатов), с именами которых связывались неудачи 1992-1995 гг. В янв.-апр. 1996 г. Президент подписывает серию указов, направленных на своевременную выдачу зарплат работникам бюджетной сферы, компенсационные выплаты пенсионерам, повышение стипендий студентам и аспирантам. Предпринимаются энергичные шаги по решению чеченской проблемы (от разработки плана мирного урегулирования до физического устранения Дудаева и прекращения военных операций). Президент совершил 52 поездки в регионы.

Эти и другие меры дали значительный, но все же ограниченный эффект. В первом туре Президент не был избран: Ельцин получил 35,2 %, Зюганов - 32 % голосов. Во втором туре Ельцину удалось быть избранным 53,8 % голосами. Вторая победа первого российского Президента знаменовала сохранение сложившейся к тому времени системы общественных отношений.

Выборы в Гос. думу третьего созыва

Выборы Гос. думу третьего созыва прошли 19 дек. 1999 г.

Результаты голосования в округах по общефедеральным (т.е. партийным) спискам таковы: 5 %-ый барьер из 28 партий преодолели лишь шесть. Коммунисты набрали 24 % голосов, «Единство» – 23 %, «Отечество – вся Россия» – 13 %, Союз правых сил – 8 %, ЛДПР – 6 %, «Яблоко» - 6 %.

Выборы 1999 г. весьма радикально изменили расстановку политических сил, позиции отдельных фракций в Государственной думе. С учетом голосов в одномандатных округах, коммунисты получили в Думе 88 мест, «Единство» – 83, ОВР – 47, СПС – 32, «Яблоко» – 21, Блок Жириновского – 16.

Отставка Б. Н. Ельцина. Президентство В.В. Путина

31 декабря1999 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В.В. Путину. С этого момента в соответствии с Конституцией Путин был назначен одновременно и.о. Президента.

26 марта 2000 г. состоялись выборы Президента. Голоса за кандидатов распределились следующим образом: за В.В. Путина – 52 % избирателей, Г.А. Зюганова – 29 %, Г.А. Явлинского –5 %, М.А. Тулеева – 3 %, В.В. Жириновского – 3 %.

В ходе предвыборной кампании В.В. Путин выступил с идеей «сильного государства, обеспечивающего свободу личности». Он объявил общенациональными приоратами: повышение жизненного уровня людей; борьбу с преступностью, обеспечение надежного «права собственности». Было заявлено, что никакого влияния на правительственные структуры со стороны т.н. олигархов не будет.

Одним из направлений политики В.В. Путина курс на «укрепление вертикали власти» (разделение территории страны на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента).

Парламентские выборы 7 декабря 2003 г. показали высокий уровень доверия населения страны к действующему президенту, одобрение проводимого им политического курса. Абсолютное большинство голосов избирателей получило пропрезидентское объединение «Единая Россия» (лидер – Б. Грызлов). Тем самым в Гос. Думе стала доминировать фракция, обеспечивающая президенту и правительству однозначную поддержку со стороны парламента. Преодолели 5 %-ый барьер и имеют свои фракции в Госдуме ЛДПР, КПРФ и новое, национально-патриотическое объединение «Родина». Потерпели поражение либеральные политические силы – СПС и блок «Яблоко».

Президентские выборы 14 марта 2004 г. подтвердили поддержку большинством населения страны проводимого В.В. Путиным политического курса. Набрав более 70 % голосов, он был переизбран на должность президента на последующие четыре года.

 

Date: 2015-09-05; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию