Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ





1. Традиции и особенности русской философии. Западничество и славянофильство. Философия русского космизма.

2. Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л. Толстой.

3. Софиология и идея соборности в русской философии. В. Соловье­в.

4. Философия Н. Бердяева. Персонализм. Проблема свободы.

5. Практически-нравственная ориентация русской философии. Л. Толстой. Ф. Достоевский. Н. Бердяев. Теория парадоксальной этики Н. Бердяева.

Основные термины.

Контрольные вопросы к теме.

 

1. Традиции и особенности русской философии. Западничество и славянофильство. Философия русского космизма.

Важной вехой в становлении русской культуры является период с конца XVII в. по первую четверть XIX в., который открывается реформаторской деятельностью Петра I. направ­ленной на европеизацию России. Западноевропейское просве­щение XVIII в. во многом обусловило и российскую филосо­фию этого времени.

Можно сказать, что вплоть до конца XIX—начала XX ве­ков русская философия не сформировалась как органическое целое. В указанный же период русская философия предстает как многообразие философских школ и систем, из которых можно выделить, по крайней мере, две тенденции: "философию тотальности" (или общности) и "философию индивидуально­сти". И в этом особенность русской философии. Конечно, рус­ская философия была и частью мировой философии и вклю­чала в себя ее проблематику.

Особое влияние русская философия XIX в. испытывала на себе со стороны французской просветительской философии - Вольтера, Руссо, Дидро. И конечно, - немецкой классической философии: Канта, Гегеля, Фейербаха. Русская историческая традиция и западное влияние обус­ловили появление в России культурно-исторической альтер­нативы "славянофильство — западничество".Славянофилы-И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин - занимали позицию "философии тотальности". Они полагали фундаментом мировоззрения православие; идеальной формой правления — монархию; идеальной эконо­мической структурой — крестьянскую общину. Западники-М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен - зани­мали позицию "философии индивидуальности" и ориентиро­вались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие и церковь, симпатизировали идеям материализ­ма и атеизма Фейербаха, диалектики Гегеля.

Традиции двух философских тенденций нашли отражение в учениях великих русских мыслителей — Л.. Толстого и Ф.. Достоевского, Вл. Со­ловьева и С.. Франка, С.. Булгакова и Н.. Бердяева. Эти имена составляют классику рус­ской философии XIX—XX вв. Они интересны и тем, что стоят особняком по отношению друг к другу, каждое из этих имен являет собой оригинальное миропонимание.

Значительный философский интерес представляет такая тенденция русской философской мысли как космизм. Центральной проблемой русскогокосмизма стала идея единства человека и Вселенной. Она решалась по-разному, поэтому в русской философии сложились два направления этого учения: естественнонаучное, эволюционистское, с одной стороны, и – нравственно-религиозное, гуманитарно-художественное, с другой. К первому направлению принадлежали К.Циолковский, Н.Умов, В.. Вернадский, А.. Чижевский. Ко второму – Н.. Федоров, Н. Рерих, П.. Флоренский, Д.Андреев. Наиболее полно идея русского космизма отражена в учении В. Вернадского о ноосфере, т. е. о новой земной оболочке, которая могла бы возникнуть, по мысли Вернадского, за счет преобразования биосферы под воздействием интеллектуальной энергии человечества.

Современная цивилизация построена на рационализме и рационалистическом мировоззрении. Матрица нашей цивилизации, как считается, была заложена в период античной философской мысли и античной культуры, о которой Гегель и затем Ясперс писали как об "осевом времени".

Сегодня корни рационализма подвергаются сомнению из-за обилия глобальных проблем, поставивших человечество под угрозу войны и ядерного вооружения, экологии, голода, демографии. И уже с Х1Х - начала ХХ в. стало очевидно, что необходимо пересмотреть некоторые традиционные просветительские традиции. Русская философия, можно сказать, была своего рода ответом на традиционный западный рационализм.

 

2. Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л. Толстой.

Проблемычеловекаисмыслажизни имели для русской философской мысли первостепенную значимость. Почти у каждого русского мыслителя мы находим произведение с названием "Смысл жизни": у С..Франка, у М. Тареева, у Е.. Трубецкого и др.

С...Франкуподоблял человека бабочке, летящей на огонь. "Проклятый вопрос" нашей жизни, вопрос о ее смысле – писал он, - вовсе не теоретический, философский вопрос, но вопрос самой жизни. И "страусова политика" человека не избавит от необходимости его решать. Однако большинство людей за смысл жизни принимает умение "устраиваться". У русской же интеллигенции этот вопрос о смысле жизни приобрел значимость важнейшего мировоззренческого вопроса – "Что делать?" Но это уже преимущественно политический вопрос. Смысл жизни, размышлял Франк, это "антипод бессмысленности", а искание смысла жизни и есть ее "осмысление". Проникновение человека в смысл своей жизни, бытия вообще, зависит от его "духовной зоркости"[106].

Е. Трубецкой в работе с аналогичным названием "Смысл жизни" разбивал термин ""смысл" на две части: "с" и "мысль". "Смысл", писал он, есть "логически необходимое предположение и искомое всякой мысли". Искомой же является "общезначимая мысль о ценности"[107].

Еще большую значимость проблема человека и смысла жизни имела для творчество Л. Толстого (1828—1910), который оказал существенное влияние на мировую культуру именно тем, что в центр своей философской мысли поставил вопросы психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования.

Вопрососмыслежизни был для Толстого главным, определяющим судьбу и духовный рост личности. Наиболее яркие произведения посвящены именно этой проблеме: "Исповедь", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри вас" и др. Он снова и снова ставил и пытался решить вопрос: "Для чего живет человек?" Он обращается к художественным об­разам, сказкам и притчам, к научному знанию и мудрецам всех эпох с одним единственным вопросом: Есть ли смысл в жизни человеческой? А если есть, то в чем? И если нет, то по­чему люди живут? ... И так до бесконечности.

Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью (процессомжизни, как он говорил), и совсем не думают о главном в их жизни — зачем они живут? Вопрос о смысле жизни был связан для Толстого с проблемой жизни и смерти, был заост­рен до предела. Свидетельством тому явилась его повесть "Смерть Ивана Ильича".

Вопрос о смысле жизни переплетается у Толстого с проб­лемой нравственногосовершенствования и типологиилично­стей. Нравственное совершенствование и духовный рост он считал присущими человеку от природы. Здесь может быть разный выбор —- религиозный или светский – важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке "растительной" или "животной жизни" ("жизни в теле"), а жил духовной, нрав­ственной жизнью. Истинная религия для него та, которая ос­нована на правилах нравственной жизни.

Толстой полагал, что человек должен быть ответственным перед прошедшими и будущими поколениями, ибо все мысли и дела не остаются бесследными. Он писал: "Так же, как я ношу в себе все физические черты всех моих предков, так я ношу в себе всю ту работу мысли, (настоящую историю) всех моих предков"[108].

С проблемами смысла жизни и нравственности были связаны и со­циально-политические взгляды Толстого. Центральным прин­ципом в этом отношении являлся принципненасилия. Для Толстого не было политики вне морали. Он отвергал идеалы классовой борьбы, потому что они разделяли людей, а не объединяли, противопоставляли их и озлобляли. Но "злом нельзя пресечь зло", писал Толстой. Оно породит еще большее зло и насилие, нежели то, что есть теперь. Насилием не устранить насилия. Вся­кое насилие безнравственно. Что ему противопоставить? — Ненасилие, неучастие в насильственных актах, от кого бы они ни исходили.

Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устране­ния социального зла. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии. И эту про­грамму в значительной мере применил затем на практике вы­дающийся лидер индийского освободительного движения — М.. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.

Толстой называл свою социальную программу "религиоз­ныманархосоциализмом". Центральной идеей этой программы был отказ от всех форм насилия, государственных структур вообще на том основании, что они неизменно приводят насилию. Толстой в наибольшей степени был склонен к тому, чтобы принять крестьянскую общину за основу российского сообщества, ибо именно она построена на принципах коллективизма, товарищества, равенства труда, справедливого распределения продукта, добра и любви.

Идеи русских мыслителей С. Франка, Е. Трубецкого, Л. Толстого о человеке, смысле жизни и нравственном совершенствовании имеют, и по сей день, большое значение для развития общечеловеческой нравственности. Эти проблемы не изживаются со временем, а приобретают все большую остроту. Особенно актуальны они в кризисные времена, к которым относится и наше время. Требуя своего решения, эти "вечные" и "проклятые" вопросы личного бытия способны привести либо к глубокому пессимизму, либо к оптимизму. Несомненно, что идеи русской философской мысли позволяют сформулировать принципы "высокой" культуры, способствующие организации осмысленной жизни и на индивидуальном уровне, и на общественно-социальном.

 

3. Софиология и идеи соборности в русской философии. В.Соловьев.

На рубеже Х1Х- ХХ в.в. и в начале ХХ в. в русской философии получили особое развитие идеи софиологии, а также идеи "метафизики всеединства" и христианской нравственности, "мистической этики" и "этики осмысленной жизни". К числу их идеологов относятся В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Лосский, М., Тареев, С. Франк, Л. Толстой, Ф. Достоевский, С. и Е. Трубецкие, Л. Шестов и другие мыслители.

Философия В.Соловьева (1853—1900) принадлежит к наиболее ценным учениям в русской религиозной мысли. Соловьеву при­надлежит историософскаятеория христианского "богочеловеческого процесса", которая также получила название софиологии.

Софиология ( от греч. учение о премудрости) в русской философии понималось как учение о Премудрости Божьей. Софиология – учение об особом смысле мира. Понятие "софия" применялось в античной философии в противовес понятию "технэ" ("овеществленное художество"). София имела смысл "знания вечносущего".

Христианство пришло на Русь под знаком Софии, Премудрости Божьей. Суть религиозной духовности, вопринятой Русью, состояла не в рациональном логосе, ибо он абстрактен, но в идее соборности.

Софиология ии соборность по-разному толковались в русской философской мысли. П. Флоренский понимал Софию как "идеальную Личность мира" и как "психическое содержание разума Бога", поддерживающего целостность мира. С. Булгаков, Н. Лосский, С. Франк были сторонниками панентеизма, точки зрения, согласно которой "все едино". Паентеизм – религиозный вариант пантеизма и нередко назывался также "паненизмом". Эта концепция своими корнями уходит в неоплатонизм и раннюю христианскую философию Плотина и Прокла.

Идеи софиологии и соборности нашли отражение концепции В. Соловьева "метафизика всеединства". У В. Соловьева речь шла о единстве всего сущего. По существу, все концепции всеединства в русской философии основаны именно на идее В. Соловьева и его произведении "Чтение о Богочеловечестве".

Кратко смысл этого произведения можно выразить в двух положениях. Во-первых, абсолютное начало есть Бог. Во-вторых, Бог открывается нам в Триединстве. При этом Единое становится Всеединством. Главной загадкой для разума является "двухприродность мира", разгадка же – в "двухприродности человека". Идея Соловьева – не теологическая, а антропологическая. По Соловьеву, человеческое есть "всечеловеческое". Человек – символ всеединства, единства души и тела, единства Разума и Души, Логоса и Софии.

Идеалами софиологии и соборности Соловьева были "свободнаятеократия" или "вселенская церковь", построенная на единстве православия, католицизма и протестантизма. Конечный этап истории, по Соловьеву, это Богочеловечество. "Метафизика все­единства" построена на идее "оправдания добра" во имя Бога и христианского единения.

Соловьев, как и Толстой, занимался пробле­мой христианской нравственности и поиском пути едине­ния людей. Однако их учения в корне расходились, Толстой апеллировал к человеку и добру, Бог же для него был скорее средством, чем целью, Соловьев же добро "оправдывал” Богом" и целью для него было христианскоеединение.

У Соловьева есть две интереснейшие работы, полемизи­рующие с Толстым: "Смысл войны" и "Три разговора о вой­не, прогрессе и конце всемирной истории..." Толстой, отвер­гая насилие, считал войну аморальным и противоестествен­ным фактом. Соловьев же полагал, что война может быть оправдана, если она способствует грядущему добру и еди­нению. Соловьев считал, что временное торжество зла и при­шествие Антихриста могут быть оправданы. Христианская эсхатология Соловьева совершенно чужда была толстовскому принципу "Царства Божия на земле" как мира и добра для всех наро­дов.

В произведении "Русская идея" В. Соловьев объяснял, что, на его взгляд, отличает Россию от европей­ской цивилизации. Россия, писал он, при­няла цивилизацию лишь "по второстепенным вопросам", а не по главным. Главное состоит в том, что Россия – носительница "христианской нации". Когда мы говорим о цивилизации, считал Соловьев, то речь должна идти, прежде всего, о

"идее нации". Это идея единства человеческого рода. Именно эта идея есть важнейшая, религиозная истина. Речь идет о субстанциональном единстве человечества в целом как социального организма. Нации же являются его живыми членами. Эту идею осуществил Христос. "С тех пор великое человеческое единство, вселенское тело Богочеловека, реально су­ществует на земле... Человечество уже не абстрактное суще­ство, его субстанциальная форма реализуется в христианском мире, во Вселенской Церкви".

Русская идея состоит, писал Соловьев, в признании "социальной Троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, госу­дарство и общество, безусловно, свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восста­новить на Земле этот верный образ божественной Троицы — вот в чем русская идея"[109].

Русская идея, как и вся концепция софиологии и соборности, таким образом, заключается в идее всеединства, и отражает стремление мыслителя найти возможность национального единения многонациональной и многоконфессиональной России.

 

4. Философия Н. Бердяева. Персонализм. Проблема свободы.

Философские поиски русской мысли были продол­жены в учении Бердяева (1874—1948), который наследовал религиозный характер исканий. Крупнейшие произведения Н. Бердяева: "Смысл творче­ства", "Судьба России", "Философия неравенства", "Само­познание". Последнее произведение относится к уникальному жанру — фи­лософской автобиографии.

Произведение "Философия неравенства" (1918) весьма ин­тересно оценкой нового социалистического государства, данного автором задолго до того, как это стало ясно многим: "Социалистическое государство не есть секулярное государство, как государство демократическое. Это — сакральное государство. Оно в принципе не может быть веротерпимо и не может признать никаких свобод. Оно признает права за те­ми, кто исповедует правую веру, веру социалистическую. Оно походит на авторитарное теократическое государство. Социа­листическое государство есть "сатанократия". Социализм испо­ведует мессианскую веру. Пролетариат есть класс — мессия. Хранителем мессианской "идеи" пролетариата является осо­бенная иерархия — коммунистическая партия, крайне центра­лизованная и обладающая диктаторской властью. Никакое волеизъявление народа не допускается. Необходимо насиль­ственно подчинить народ "священной" воле пролетариата, а сам пролетариат подчинить "идее" пролетариата. Истину зна­ют и истине подчиняются немногие — какой-нибудь Централь­ный комитет коммунистической партии. Как не походит это на демократию!"[110].

Проблемыдемократииисвободы были центральными в его раз­мышлениях о судьбе России. В произведении "Судьба России" Бердяев обра­тился к дихотомии: общество—лич­ность. Революционные события в России, участником и на­блюдателем которых он был, тревожили его именно тем, что представляли собой опасность поглощения личности "наро­дом", нацией. Он хотел бы отделить личность от "массы", "класса" и с ее позиции вглядеться в исторические события.

Анализ демократии и социализма, настоящего и будущего, строился Н.. Бердяевым с позиций русского патриотизма и христианского персонализма, пронизан болью за Россию и опасениями по поводу становления итальянского фашизма, немецкого национал-социализма и советского сталинизма. В работах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "О рабстве и свободе человека" (1939) он писал о коренном отличии понятий: мораль личности и мораль нации .Мораль нации,—писал он,—есть национализм, когда "нации все дозволено, во имя ее можно совершать пре­ступления с человеческой точки зрения. Мораль нации не хочет знать человечности"[111]. Подобной морали Бердяев пред­почел мораль личности. Свою философию свободы и личности он называл персонализмом. Только с позиции персонализма, как он считал, только и возможно судить историю.

Таковы учения выдающихся мыслителей России XIX—нач. XX вв. Очевидно, что в противовес рациональным теоретическим учениям Запада для русской философии ха­рактерна гуманистическая направленность. Философское творчество здесь было высоко духовным творчеством. Эта мысль о гуманизме была центральной в произведениях Н. Бердяева "Смысл творчества", С. Франка "Живое знание", Л, Толстого "О жизни". Для русской философии была характерна ориен­тация на проблемы личности. Именно в русской философии развиваются такие направления, как персонализм (Бердяев), историософия (Соловьев); анархо-социализм (Толстой); ко­торые чаще всего предстают в виде религиозно-нравственныхконцепцийличности.

Русская философия отличалась и еще одной существенной особенностью, по сравнению с Западом — в ней почти не было пессимистических философских учений, а преобладал опти­мизм, основанный на вере в единство человечества и его ду­ховно-нравственное совершенствование.

 

5. Практически-нравственная ориентация русской философии. Л. Толстой. Ф. Достоевский, Н. Бердяев. Теория парадоксальной этики Бердяева.

Русская философия не абстрактна, она имеет вполне четкую практическуюнаправленность. При этом практицизм русской философии заключается в ее нравственном учении.

Так, Л.Толстой всегда высказывался достаточно резко против церкви, ее догматов и ее близости к официальной власти. В то же время Толстой высоко ценил евангельское христианство. В христианстве же для Толстого важной была не догматика и не аскеза. Он рассматривал христианство как науку о том, как жить, учение о добре. Иисус Христос был для него одним из мудрецов человечества. Мудрость Иисуса Христа, заключенная в Евангелии, представляла, по мысли Толстого, важную науку и для простого человека, и для правителя. Толстой написал свое Евангелие, в котором отразил идеи подлинной практической ценности Евангелия. Конечно, такая точка зрения не могла понравиться церкви, поэтому Толстой и был отлучен от нее, а произведения его не издавались.

В противовес Толстому, Ф..Достоевский рассматривал церковь как "дом", оберегающий религиозную нравственность. Он полагал, что не добро (как считал Толстой), а зло является врожденным у человека. По Достоевскому, в человеке есть деструктивное начало уже с самого его рождения. Об этом он размышлял в своих произведениях "Дьявол" и "Игрок". Достоевский использовал понятие "метафизическоесиротство", говоря о человеке. Он полагал, что спасет мир не личность, не отдельный человек (как полагали и Бердяев, и Толстой), а Мессия. В вопросах же государственности он придерживался монархической идеи (в отличие от Бердяева и Толстого, которые предпочитали демократическое устройство). "Русская идея" Достоевского – это "патриархальныймонархизм". Человек нестабилен и противоречив, полагал Достоевский, поэтому монархия и церковь ему необходимы. За свои идеи Достоевский на Западе признан "русским экзистенциалистом" из-за его концепции человеческой противоречивости и моральной нестабильности.

В аспекте практической этики в русской философии большой интерес представляет теория парадоксальной этики Н. Бердяева. Наиболее значительны в этом направлении его труды "О назначении человека: Опыт парадоксальной этики" и "Смысл творчества". Как говорилось, Бердяев называл свою философию персонализмом, его философия была обращена к личной нравственности. С этой точки зрения Бердяев рассматривал и христианскую нравственность. В своей работе "О достоинстве христианства и недостоинстве христиан" он писал, что "плохие христиане заслонили собой христианство". Христианство – религия любви, но о ней судят по злобе и ненависти христиан. Христианство – религия свободы, но о ней судят по насилию, которое христиане совершали в истории человечества. Неудачи христианства – это неудачи человеческие, а не Божьи. В этом Бердяев видел парадоксальность христианства. (Как и у Толстого, у Бердяева мораль, а не конфессиональность, стоит на первом месте).

Бердяев выделял три ступени в этической эволюции: этику Ветхого Завета, этику Нового Завета и этику творчества. Самая первая ступень в развитии этики была "этикой социальной обыденности", она не обращена к личности и основана на религиозном страхе. Вторая ступень этики – "мораль благодатной силы". Но здесь не мораль – главная цель, а вера. Идея христианства ставит веру выше добра. Наконец, третья ступень, по Бердяеву высшая ступень в развитии этики, она стоит вне этики Закона (Ветхого Завета) и этики искупления (Нового Завета). На самом деле, писал Бердяев, цель человечества "не спасение, а творчество". Только творчество может оправдать жизнь. Этика творчества есть этика творческой энергии.

Парадоксальность христианской этики Бердяев видел в утверждении: Бог есть Господь, а человек есть раб. Культ святости, полагал Бердяев, следует дополнить культом гениальности и творческой силы. На отношения между человеком и Богом, писал он, были перенесены отношения между господином и рабом, взятые из социальной жизни (произведение "О рабстве и свободе воли"). В этом Бердяев усматривал покушение христианства на свободу человека.

По Бердяеву, христианская концепция искупления мешает свободному творческому акту человека, "сдерживает его". В произведении "Смысл творчества" он писал о моральной двойственности христианства: с одной стороны христианство учит человека добру, с другой – требует от него послушания и препятствует свободе творчества. Более нравственно, по мнению мыслителя, не послушание, а творчество. Бердяев хотел бы заменить христианскую мораль моралью творчества. С этой точки зрения он рассматривал и значение деятельности на Земле Иисуса Христа как "этики творческого подвижничества".

Таковы основные концепции русской философии. В противовес рационализму Запада русская философия была обращена к проблемам смысла жизни, творчества, свободе и единению. Современное развитие русской духовной культуры характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая в настоящее время весьма созвучна переходному характеру национальной и мировой истории.

 

Основные термины.

Славянофильство и западничество, софиология и соборность, теософия и теократия, русский космизм и пантеизм, "метафизика всеединства", персонализм, "теория парадоксальной этики".

Контрольные вопросы и задания к теме.

1. Особенностью русской философии является:

- духовно-нравственная проблематика

- многообразие философских школ

- органичность и целостность

- научно-теоретические разработки

2. Основной чертой русской философии является:

- оптимизм

- пессимизм

- атеизм

- религиозность

3. Основная идея философской мысли Л. Толстого:

- идея нравственного совершенствования

- идея создания новой религии

- теория психоанализа

- идея теософии

4. Концепция религиозного анархо-социализма Л. Толстого опиралась на идею:

- ненасилия

- христианства

- политического анархизма

- индивидуальной свободы

5. Онтология русской философии может быть определена как:

- пантеизм

- идеализм

-материализм

- атеизм

6. Гносеология русской философии может быть определена как:

- сенсуализм

- рационализм

- нравственность

- агностицизм

7. Аксиология русской философии может быть определена как:

- космополитизм

- национализм

- панславянизм

- индивидуализм

8.Философия В. Соловьева – это:

- теософия

- материализм

- атеизм

- христианство

9. Метафизика В. Соловьева основана на идее:

- единения христиан

- национального единения

- единения славян

-единения всего человечества

10. Философия Н. Бердяева может быть названа как:

- персонализм

- софиология

- теократия

- теософия

11.К философии русского космизма можно отнести учения:

- В. Вернадского

- Л. Толстого

- С. Франка

- Н. Бердяева

 








Date: 2015-09-18; view: 271; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.027 sec.) - Пожаловаться на публикацию