Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискреционная фискальная политика





 

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотре­нию) политика означает следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финан­совыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио­нальный продукт DВНП в результате увеличения этих расходов DG:

DВНП=DG ´ MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается объем ВНП.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство проводит политику сдер­живания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.


3.4. Недискреционная, фискальная политики

 

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор ­– экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах дело­вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало­говые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи­ческий рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьша­ются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спа­да экономики.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложе­ние в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства яв­ляется совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источни­ков. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вы­читать: а) производственные, транспортные, командировочные и рек­ламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый ми­нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

· твердые, которые устанавливаются на единицу объекта незави­симо от его стоимости (например, автомашину);

· пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов незави­симо от размеров доходов;

· прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках нало­гов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непо­мерное возрастание в 60—70-е годы в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало­говые бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред­ложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообло­жения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономичес­кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль­шие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Группа американских специалистов во главе с А. Лэффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лэффера (рис. 3.4.1).

 

Ставка налога (К), в процентах             (общая сумма налогов)

 

Рис. 3.4.1. Кривая Лэффера

 

Группа А. Лэффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре­гулируются едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты.


Глава 4

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В УКРАИНЕ

 

 

Остановимся на факторах, благоприятствующих экономическому росту.

1. Реально на сегодня Украина все еще не восстановила утерянный в кризисные 90-е годы. потенциал. Экономика реализует, как нам представляется, около 60% "мощности" имеющегося традиционного капитала и соответствующих ему ресурсов. Такую оценку можно дать по результатам анализа основных макроэкономических пропорций, в основном финансовых показателей, денежного рынка, уровней дохода на душу населения... На основании такого анализа мы предполагаем, что экономика все еще находится в состоянии перманентного кризиса, что выражается в высоком уровне бедности как своеобразной форме скрытой безработицы и будет в нем находиться, пока не реализует имеющийся в наличии потенциал. Отсюда мы делаем вывод, что для восстановления экономики все еще требуется несколько лет ускоренного роста, чтобы она вышла из кризисного состояния. Это позволило бы относительно безболезненно снять ограничения с денежного рынка, т.е. без опасения инфляционного давления, либерализировать все его основные сегменты.

И этот фактор неполной реализованности потенциала экономики все еще выполняет свою... положительную роль в разгоне темпов ее роста, который мы все еще наблюдаем на уровне 6%, несмотря на ошибки, время от времени совершаемые всеми действующими правительствами Украины - эффект подталкивания депрессией.

Одним из основных рисков, которому подвергается сегодняшняя экономика Украины, является слишком сильное угнетение внутреннего потребления.

Он диктуется низким уровнем доходов домашних хозяйств и возник из-за нарушения баланса доходов между фирмами и домашними хозяйствами. Причин этому много и почти все они на поверхности. Не в последнюю очередь это вызвано стремлением фирм сократить издержки в жестких условиях борьбы за выживаемость в кризисные 90-е годы, в том числе и за счет сокращения реальной стоимости труда. Как подтверждение - факт слишком затянувшейся дефляции 2002-2003 гг.

Теперь фирмы вынуждены компенсировать слабость внутреннего рынка внешним потреблением, что вызывает стремление направить товарные потоки за рубеж, а также желание поскорее снять всевозможные ограничения во внешней торговле. Этому в значительной степени способствовала и курсовая политика предыдущего состава правления Национального банка Украины. В итоге уровень экспорта уже превысил 50% от значения ВВП, поставив Украину в слишком большую зависимость от условий, которые не может контролировать отечественное правительство.

Для других стран такое положение вещей тоже несет угрозу рисков со стороны Украины. Но нам пока никто не предъявлял серьезных претензий, как думается, только по той причине, что в сопоставлении с внешнеэкономическими потоками других стран объемы наших потоков мизерные из-за нашей нынешней бедности, хотя и составляют более 50 % от ВВП.

Для справки:

ВВП Украины за 2004 год составил немногим более $ 62 млрд., а вот ВВП Франции, сопоставимой с Украиной численностью населения, площадью и иными показателями - более $1 трлн.400 млрд.

 

2. На прошлой неделе парламент Украины принял изменения к Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 г.", повысив доходы госбюджета по сравнению с предыдущей редакцией на 22% - до 20,5 млрд. долл., расходы на 18% - до 21,7 долл.

Еще одним результатом работы Верховной Рады Украины стало сокращения ряда льгот действующим предприятиям и отраслям экономики.

Эти две позиции также можно отнести к фактору, стимулирующему экономический рост в 2005 году.

 

Экономический рост, по определению, в первую очередь связан с категорией ВВП. А ВВП - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, потребленных в экономике за определенный период времени. Именно потребленных, а не произведенных, т.е. товаров (и услуг) купленных, что отражает категорию их полезности. Производить можно сколько угодно, однако не всегда произведенная продукция будет полезна, а значит и реализована. Если посмотреть на структуру и качество потребляемых товаров в начале и в конце 90-х годов, легко убедиться в изменении предпочтений населения, понятно, что за более длительный период эти изменения будут еще более значительными. Учитывая то, что предпочтения в потреблении меняются более гибко, нежели к ним адаптируется производство, поддерживать и развивать нужно рост реальных доходов населения или иными словами - потребление, рынки.

Однако очень часто, в свете устаревших понятий, сохранившихся еще с советских времен, не только политики, но и управленцы высшего звена, считают, что производство является для ВВП первичным. Отсюда и успешное давление лобби на политиков с целью получения всевозможных льгот для поддержания традиционного производства. А в итоге такая политика выливалась в потери ресурсов из-за их неправильного использования: уже должны появиться новые товары и услуги, а поддержка традиционного производства означает не что иное, как создание барьера на пути инновации. Общим результатом таких акцентов в политике является торможение развития инновационных секторов экономики, снижение доходов как производства, так и населения, а, соответственно, снижение и уровня потребления, так как потребление зависит от реальных доходов.

Таким образом, политика, направленная на увеличение расходной части бюджета на 18% будет обозначать рост доходов и населения и потому должна обязательно повысить уровень потребления, а значит и рост ВВП, при условии естественного уровня инфляции.

Инфляция же, как мы услышали из уст главы Нацбанка, ожидается в 2005 г. на уровне 9,8%. Таким образом, только за счет роста потребления сектора общегосударственного управления правительство планирует обеспечить экономический рост на уровне 8,2%. Если же учесть имеющиеся темпы экономического роста 6%, а также снижение потребления заграницы из-за запланированного роста курса гривны, которым пытаются компенсировать инфляционное давление (как утверждает Стельмах, 10% ревальвации гривны даст 2% снижения инфляции), то в итоге наш расчет выводит нас на цифру в 12% экономического роста.

Напомним, что этот прогноз первым озвучил нынешний Президент. Сопоставив экономические и политические расчеты, этот прогноз нетрудно было строить (мы лишь сопоставили цифры), что подтверждает высказанный нами недавно тезис о том, что в Украине и легко, и сложно делать прогнозы - нужно лишь угадать намерения правительства. В отличие от других стран, где достаточно знать законы экономики.

 

Экономический рост должны ощущать все граждане Украины.

Во-первых, в прошлом году цены выросли на 8,2 процента. Пенсии — на 12 процентов. Это данные правительственной статистики. Разделим одну величину на другую. Пенсии практически не выросли. Более того они уменьшились. 8,2 процента — это повышение цен в среднем, в том числе на одежду, квартиры… Пенсионер не покупает одежду, он покупает продукты питания. А цены на продукты питания выросли в большей мере по сравнению с другими товарами потребления. Как могут при возрастающей экономике падать пенсии?

Во-вторых, как при возрастающей экономике может уменьшаться бюджет? В этом году правительство подало на утверждение бюджет меньший, чем в прошлом. В прошлом году правительство получило в сводном бюджете 75 миллиардов, в этом году оно планирует получить 78 миллиардов. За нынешний год (по данным правительства) цены возрастут на 6,7 процента. Если 75 миллиардов умножить на 6,7 процента, то получим бюджет этого года в 80 миллиардов, который был бы равен прошлогоднему, составляющему 75 миллиардов. Рост экономики они запланировали на 4,8 процента. За первый месяц он составил 9 процентов. Скажите, как могут падать доходы бюджета при растущей экономике? Таким образом, я утверждаю, что правительство прячет от своих граждан больше 7 миллиардов гривен. И это делается не впервые. В прошлом году правительство подало государственный бюджет с цифрой 47,1 миллиарда гривен. Выполнен бюджет был на 55 миллиардов. Это официальные данные о выполнении бюджета. Налицо расхождение в восемь миллиардов. И правительство постоянно кричит, что у него нет денег, чтобы поднять престиж преподавателя, врача, работника культуры, науки, пенсионера. Эти 20 процентов отклонения — укрывание денег от граждан, поскольку они не прошли через процедуру утверждения законом. В прошлом году я тоже говорил, что доходы были занижены, что деньги следует отдать туда, где они нужны. Мне ответили: «У нас денег нет».

В-третьих, пенсионное издевательство. То, что правительство нарушило закон, назначая пенсии, подтвердило даже голосование в парламенте. Попытались подвести закон под незаконные действия правительства. По закону расчет пенсий должен был идти от средней зарплаты в 376 гривен, они взяли 306 — занизили базу начисления пенсий на 70 гривен. И то, что парламент сейчас подправляет под эту цифру, свидетельствует о том, что правительство плевало на законы. В пенсионном обеспечении усилены аморальные методы назначения пенсий. Пенсионеры Украины разделены на абсолютное большинство «негров» и небольшое количество «белых». Абсолютное большинство пенсионеров получают пенсию по правилу одного процента от зарплаты за год трудового стажа. Государственные служащие и приравненные к ним, включая народных депутатов Украины, получают 90 процентов от зарплаты. Вопрос: сколько нужно простому трудящемуся проработать, чтобы выйти на уровень 90 процентов? 90 лет трудового стажа. Таким образом, получается, что может быть пенсия 13 тысяч гривен (или 2,5 тысячи долларов) и пенсия 150 гривен. Это полный провал пенсионной реформы. В-четвертых, положение аграрного сектора. Странно не то, что в Украине цены на хлеб растут, а странно то, что у нас при этом хлеб сеют. Меня, как экономиста, именно это удивляет больше всего. В любом бизнесе сопоставляются доходы и расходы. Но в аграрном секторе получается так, что крестьяне не могут определить доходы, поскольку не определена цена за тонну зерна. Крестьяне сеют осенью. Денег у них нет. Главная проблема села — доступ к деньгам. Они идут в банк, а банк им говорит: «Ребята, я не могу дать вам кредит, я же не знаю, вы в убытке или в прибыли». Это же элементарная экономика. А правительство спокойно смотрит на то, что нет базисных вещей для развития аграрного сектора. Нет якоря, маяка для ведения этого сектора. Полтора года назад, когда цена на зерно начала стремительно падать, хлебного кризиса еще не было. Но уже тогда нужно было об этом кричать правительству и не допустить падения цены. Для этого же есть инструменты. Но ничего в той ситуации сделано не было. Может такое случиться, что случайно соберут урожай, но объективных причин для развития аграрного сектора нет.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченные исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер.

Экономический рост можно определить как рост реального ВВП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. Экономический рост измеряется темпами роста ВВП(ВНП) или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП(ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором – объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП(ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП(ВНП), приходящийся на душу населения. ВВП(ВНП) страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП(ВНП), приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).

Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как:

- повышение капиталовооруженности труда;

- совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники;

- улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов;

- повышение уровня образованности работников и т.п.

Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.

При экстенсивном типе развития многие работники не являются высококвалифицированными.

Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

Кейнсианская модель экономического роста использует эффекты мультипликации автономных инвестиций и акселерации индуцированных инвестиций. Кроме того, в ней применяется уравнение Харрода-Домара, которое в конечном счете устанавливает зависимость прироста национального дохода от нормы накопления в нем. При этом в данной модели важное значение придается равенству темпов прироста сбережений и ожидаемых инвестиций.

Экономический рост находиться в прямой зависимости от сложившейся структуры общественного производства, направлений и динамики ее изменения, так как они определяют уровень фондовооруженности и материалоемкости национального производства.

Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК. - 2008.

2. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.: - 2000.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ. М.: - 1978.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика – 2000. – 432 с.

5. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: Проспект – 2002. – 511 с.

6. Океанова З.К. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА – М. – 2002. – 272 с.

7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 2007. – 416 с.

8. Всё о бухгалтерском учёте. – 2009. - №9, №34. – 48 с., 90 с.

9. http:// www.BusinessInformationNetwork.com.ua/Аналитика

10. http://www.UFS.com.ua

11. Интернет-газета "Трибуна".

12. http://www.podrobnosti.ua

 


[1] Липсиц И.В. Экономика. Книга 2.- М.: Издательство «Вита-Пресс», 1996, с. 255

Date: 2015-09-18; view: 1323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию