Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся





Глава III. Методическая часть

Процесс обучения является целенаправленным взаимодействием учителя и ученика. В результате этого взаимодействия ученик овладевает содержанием образования, т.е. системой знаний, умений и навыков, а также опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностных отношений.

Выполняя основную цель учебно-воспитательного процесса, развитие личности учащегося, учитель реализует в нем ведущие функции обучения. Существуют три функции обучения: образовательная, воспитывающая и развивающая. В основе образовательной функции обучения лежит передача научных знаний по предмету. Передача этих новых знаний способствует формированию умений и навыков по данному предмету, а это и есть основная задача образования. Процесс образования неотъемлемо связан с процессом воспитания, поэтому существует воспитывающая функция обучения, формирующая мировоззрение у детей. Функция воспитания отвечает за развитие личностных качеств учащихся. Развивающая функция обучения должна включать учащихся в различные виды деятельности, что способствует развитию эмоциональной, интеллектуальной, творческой, познавательной и других сфер личности. Все эти три функции не могут существовать отдельно друг от друга, и поэтому мы говорим о комплексном подходе к процессу обучения. Реализация этих функций осуществляется через разнообразие методов, принципов, форм и средств обучения.

Тем, как лучше организовать процесс обучения, т. е. реализовать комплекс функций обучения, занимается наука дидактика. Дидактика- это отрасль педагогики, предметом изучения которой является обучение как средство образования и воспитания человека, что подразумевает взаимодействие преподавания и учения в их единстве. Это взаимодействие обеспечивается лишь при организованном учителем усвоении учащимися содержания образования [14].

Дидактика изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения, и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определенные системы обучающих воздействий. Эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, которое раскрывается более подробно в учебных планах, учебных программах, учебниках; реализуется соответствующими методами и средствами обучения в определенных организационных формах.

Методика обучения учебного предмета- это отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику. Объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной дисциплине. Предметом исследования связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному предмету. Единство преподавания и учения является объективной характеристикой учебного процесса. Обучение- это процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на достижение учебно-воспитательных целей, в котором учитель осуществляет деятельность преподавания, а учащийся деятельность учения.

Преподавание- это деятельность учителя по организации и управлению учебной (познавательной и практической) деятельностью учащегося, включающей в себя: стимулирование учащихся к учению, формирование положительной мотивации учения, сообщение учебной информации, организацию учебной деятельности, контроль, оценку и коррекцию учебной деятельности учащихся [34].

Учение, это деятельность учащегося по решению задач, в результате которой происходит овладение знаниями, умениями и навыками, способами познавательной деятельности.

Все современные теории обучения единодушны в том, что человек может усвоить что- то только в результате собственной учебной деятельности, адекватной изучаемому материалу. Поэтому при подготовке к занятию учителю необходимо предусмотреть не только содержание, формы и методы своей деятельности, но и содержание, средства и методы познавательной и практической деятельности учащихся. То есть учителю необходимо разработать систему задач и заданий, направленных на организацию самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся.

Для того, чтобы осуществить учебно-воспитательные задачи, которые мы ставили перед собой, нами использовались различные методы обучения- системы последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы- это средства взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, указывает на способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Существует определенная классификация методов.

Первая, это современная классификация по характеру взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе и по степени самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Степень самостоятельности всегда возрастает и в этой связи, выделяют пять групп методов, которые и были использованы нами в учебном процессе.

Первая группа: объяснительно-иллюстративный метод. При использовании данного метода давалось объяснение, показывалась та информация, которая входит в план урока, а учащиеся наблюдали, воспринимали, запоминали и старались понять. В этом случае деятельность учителя была активна, но не способствовала активности познавательной деятельности учащихся. Данный метод использовался при объяснении лекционного материала.

Вторая группа: репродуктивный метод, когда сообщалась не только информация, но и организовывалась деятельность учащихся по- осознанному воспроизведению знаний и их применению. Этот метод активизировал деятельность учащихся.

Третья группа: проблемное изложение. В данном случае вопрос урока был представлен в виде проблемы, который в течение урока решался, в большинстве случаев самим учителем, но при этом активность учащихся была велика, так как они пытались это сделать самостоятельно, используя выводы и подсказки учителя.

Четвертая группа: частично-поисковый или эвристический метод. В этом случае создавалась проблемная ситуация и организовывалась деятельность учащихся, направленная на поиск решения этой проблемы. Этот метод требовал постепенного наращивания сложности проблемной ситуации с учетом уровня подготовки учащихся.

Пятая группа: исследовательский метод. Этот метод предполагал самостоятельную работу учеников, направленную на познание информации при помощи индивидуального разрешения проблемы.

Вторая классификация по источникам приобретения знаний и умений предполагает существование в себе методов обучения, классифицируемых по способу передачи и получения умений, знаний и опыта.

Первый метод - это словесный способ передачи знаний. Он включал в себя следующие формы проведения занятий:

- устное изложение;

- беседа;

- самостоятельная работа учащихся с литературой;

- устное или письменное инструктирование;

- прослушивание аудио- или просматривание видеозаписей.

Все выше упомянутые формы проведения занятий, кроме прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, присутствовали в процессе обучения.

Второй метод обучения - это наглядный метод, включающий в себя следующие педагогические приемы:

- демонстрация наглядных пособий;

- показ приемов деятельности;

- самостоятельные наблюдения учащихся.

К ним также относятся экскурсии, просмотр телепередач, но, к сожалению, эти приемы не было возможности применить на практике в работе учителя. Остальные же способы использовались успешно в практике.

Третий метод носит название- практического. Он подразделяется, на:

- упражнения по выполнению приемов операций, комплексных работ;

- упражнения на тренажерах;

- самостоятельные работы;

- выполнение лабораторно-практических работ;

- управление технологическим процессом.

На занятиях применялись упражнения по выполнению приемов операций, проводились самостоятельные работы.

Существует классификация методов, разработанная Ю. К. Бабанским, которая выделяет три группы методов обучения. Педагогический процесс можно рассматривать и с позиции этой классификации. В обучении использовался метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, относящийся к первой группе методов, когда применялись способы передачи и восприятия учебной информации посредством органов чувств. Сюда входили и методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся через выполнение логических операций. Организовывалась мыслительная, репродуктивная работа детей, включающая их в решение неких проблемно-поисковых задач. Также сюда входили методы самоуправления учебной деятельности ребят, организация их самостоятельной работы.

Вторая группа методов- это методы стимулирования и мотивирования. Они были направлены на создание и развитие положительной мотивации к учению учащихся. В этой группе выделяются две подгруппы методов: первая подгруппа- методы формирования интереса к учению. К ним относилось проведение познавательных игр, учебных дискуссий, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и другие приемы. Вторая подгруппа это методы формирования чувства долга ответственности в учении эти методы подразумевали поощрение, порицание, наказание и другое, т. е. предъявление требований и контроля к выполнению работ в учении.

Третья группа методы контроля и самоконтроля выполнялись в виде различных вариантов устных, письменных и машинных, и практических проверок знаний и умений.

Анализируя методы обучения, можно сделать вывод о том, что конкретно для преподавания раздела “Формообразования”, необходимо было применение всех методик и способов, которые описаны выше и которые были применены в эксперименте диплома. Описание и изучение различных методик проведения уроков позволяет вести организованный процесс обучения. Все методы значимы и важны, но они не являются едино определяющими в обучении. Есть много факторов, которые должны учитываться при передаче знаний и умений учителем учащимся.

Date: 2015-09-18; view: 977; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию