Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЧИНЫ АРАБСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ





 

Бурные сдвиги на Ближнем и Среднем Востоке начались с событий в Тунисе, которые завершились изгнанием президента этой страны.

Тунисская «жасминовая революция» стала катализатором массовых выступлений в соседнем Египте против режима Мубарака, а также вылилась в возрастание политической напряженности в Йемене, Иордании, Алжире, Марокко и ряде других стран. В начале февраля 2011 один арабский интернет-сайт провел опрос среди своих подписчиков – и 86 процентов подписчиков высказались за то, чтобы народное движение в Тунисе вышло за пределы этой страны. Таким образом, Тунис воспринимается в арабском мире как начало процесса освобождения от семейных кланов и коррумпированной верхушки, которая управляет большей частью арабских стран.

За 20 лет власть успевает окончательно разложиться

Из тунисских и египетских событий можно сделать несколько выводов.

Вывод первый: правление коррумпированного семейного клана, который прибегает к авторитарным, диктаторским методам для того, чтобы в течение длительного времени оставаться у власти и отказываться уходить, всегда будет заканчиваться народной революцией. Обратите внимание: народные выступления сегодня происходят в тех странах, где президенты находятся у власти на протяжении 20 и больше лет. По всей вероятности, это – тот срок, за который власть успевает окончательно разложиться, а население успевает окончательно устать от этой власти. Причем в Тунисе речь шла именно о семейном клане президента Бен Али. Здесь говорили о т. н. «семье», как и в России в 1990-е гг., когда у власти находилась «семья» Ельцина. Когда в Тунисе произносилось слово «семья», все, как и в России, прекрасно понимали, о чем идет речь.

Ельцинская «семья», в отличие от «семьи» тунисского президента, вовремя поняла, что ей нужно отойти от власти. Беспокоясь о собственной безопасности и безопасности своего семейного клана, Борис Ельцин и ушел в отставку в декабре 1999 года. Это был правильный ход, поскольку он открыл дорогу к некоторому обновлению власти. В Тунисе этот ход не был сделан, в результате чего мы увидели абсолютно предсказуемый исход.

Итак, первый вывод заключается в том, что власть семейных кланов, правящих страной, не бесконечна. Это же ощутил на себе Муаммар Каддафи, правивший Ливией более 40 лет, и Башир Асад в Сирии, хотя в этих двух странах народные выступления были не только стихийными, но и вероятно направлялись из-за рубежа.

Один на один со своим народом

Как известно, президент Бен Али подстраховался абсолютно на всех направлениях. В 80-е годы прошлого века он возглавлял разведслужбу Туниса и в то время установил тесные связи с американским ЦРУ. Во многом этим объясняются его хорошие отношения с США, которые его всегда поддерживали. Когда он в 1987 году организовал бескровный госпереворот и отправил в отставку своего предшественника Хабиба Бургибу, Вашингтон воспринял это спокойно, поскольку считал его «своим человеком». Бен Али показал себя и непримиримым сторонником борьбы против воинствующего ислама. После 11 сентября 2001 года он стал одним из наиболее надежных союзников Буша в его «глобальной войне с террором». Более того, Бен Али был любимцем МВФ. Он горячо поддерживал фонд, чьи рекомендации всегда выполнял, в силу чего получал со стороны Запада комплименты за свою «прогрессивную» политику.

Еще за год-два до революции западные дипломаты в один голос говорили о том, что Тунис – это арабская страна, которая «хорошо работает». А то, что у власти была явная (хотя и не кровавая) диктатура, Запад особенно не смущало. Заручившийся поддержкой и США, и Франции, Бен Али получил мощную международную опору. Но в условиях, когда возникает острый конфликт между населением и правителем, эта международная опора перестает иметь значение. Таков второй урок этих событий. Более того, как показывает реакция США на события в Египте, несмотря на то, что администрация Обамы считала президента Мубарака своим близким союзником и опорной фигурой на Ближнем Востоке, она отвернулась от него, как только увидела, что ситуация складывается не в его пользу. Так случилось и с Бен Али: ни одно западное государство не выступило в его поддержку, когда увидело, что накал ненависти и социального протеста таков, что он не удержится у власти. Таким образом, международная поддержка оказывается несущественной, когда правитель оказывается один на один со своим народом.

Когда незначительный эпизод приводит к взрыву

Третий вывод: в условиях разрыва между властью и населением, оно склонно верить любой, даже непроверенной и сильно преувеличенной информации относительно действий власти. Если власть считают коррумпированной, то все, что бы ни говорили о ней, находит благодарных слушателей. Когда Лейла Трабелзи, жена Бен Али, (бывшая парикмахерша, ставшая супругой главы государства) покидала Тунис, то, по слухам, она забрала с собой полторы тонны золота из национального банка страны. Эта информация облетела весь Тунис. И хотя уже на следующий день представители банка заявили, что полторы тонны золота из его резервов никто не забирал, это уже не имело никакого значения. Улица решила, что поскольку семья Бен Али была известна своей коррумпированностью и стремлением к непомерной роскоши, то эта информация верна. Таким образом, если у режима плохая репутация, то любая, даже заведомо ложная информация будет вызывать доверие у населения. Это, в свою очередь, играет дополнительную роль в разжигании народного гнева.

И вывод четвертый. Массовые выступления в Тунисе начались после малозначительного эпизода: женщина-полицейский ударила по лицу продавца фруктов на одной из улиц столицы Туниса и отобрала у него лицензию на торговлю. Находясь в отчаянии, молодой человек (который являлся специалистом в области компьютерной техники, но не мог найти работу по специальности и, чтобы прокормить своих семерых детей, пошел торговать фруктами на улице) попытался обратиться в местную префектуру. Он просил вернуть ему изъятое разрешение на торговлю. А когда его не приняли, то он демонстративно сжег себя. Этот акт самосожжения и стал началом народных волнений.

Можно напомнить, что началом и главной причиной событий на Манежной площади стали действия правоохранительных органов, которые отпустили предполагаемых участников убийства болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. В результате 10000 человек вышли на центральную площадь столицы. Таким образом, в условиях, когда творится явная несправедливость, а население не доверяет правоохранительным органам и власти в целом, даже самый незначительный эпизод может привести к катастрофическим последствиям.

«НОВАЯ ЭКОНОМИКА» И ТРУПЫ НА ВОЛГЕ»

 

Страшная трагедия на Волге, унесшая жизни 120 человек (и из них 28 детей) не была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или роковой случайностью. Это была, увы, запланированная трагедия. Она стала следствием разложения системы государственного управления и контроля, с одной стороны, а с другой стороны – запредельной алчности нашего бизнеса. Большая часть нашего бизнеса продолжает вести себя так, как будто с 1990-х гг. ничего не изменилось: он по-прежнему стремится извлекать прибыль из всего чего угодно и любыми способами, не считаясь даже с тем, что это может привести и ведет к гибели людей.

Система тотальной коррупции и всеобщей безответственности

Когда несколько лет назад в Перми произошел пожар в клубе «Хромая лошадь», который унес 150 людских жизней, я написал, что из-за системы тотальной коррупции и всеобщей безответственности нам уже приходится и еще придется платить нашими жизнями, и чем дальше, тем больше. В то время, когда я писал об этом, мне очень хотелось ошибиться. Но, несмотря на все большее число сигналов, система тотальной коррупции и всеобщей безответственности не только не ослабевает, но и укрепляется.

Кто-то может сказать: везде происходят такого рода трагедии. Где-то тонут паромы, где-то уходят под воду суда, а где-то падают самолеты. Но нигде такие масштабные трагедии не происходят с такой регулярностью, как у нас и нигде нет такой совокупности глубоких причин, по которым они происходят.

На самом деле мы вступили в этап острого технологического кризиса. Судите сами: за 12 месяцев, с августа 2010 года, произошло 12 катастроф с воздушным транспортом: два раза падали самолеты Ан-24, 7 раз – вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ка-2, и потерпели крушение три самолета Ту-154 и Ту-134. Причем обратите внимание: все эти самолеты были изготовлены в период от 1974 по 1983 год, а вертолеты и вовсе работали с 1965 года! Эти цифры говорят сами за себя. А через неделю после гибели «Булгарии» произошел еще один инцидент: самолет Ту-154, следовавший рейсом Барнаул – Абакан – Норильск, совершил аварийную посадку в аэропорту Абакана. Причина – отказ одного из трех двигателей. Самолет приземлился благополучно. Но надо ли говорить, что если у нас не произойдет срочная замена устаревших самолетов – и прежде всего Ту-134, Ту-154 и Ан-24, то нас с роковой неизбежностью ждут новые катастрофы.

«Булгария» была обречена на то, чтобы рано или поздно погибнуть. Это судно регулярно отправлялось в рейсы без соответствующей лицензии – оно не имело право осуществлять туристические рейсы. На борту было гораздо больше людей, чем положено. И так, видимо, происходило уже не раз. Из порта в день рокового рейса корабль вышел с креном на один борт, корабль находился в неисправном состоянии, несмотря на лживые заверения арендаторов, что он был исправен. Известно, что у «Булгарии» не работал один из двигателей, эта посудина 1955 (!) года выпуска, выработавшая свой ресурс еще в 70-е годы, находилась в жутком состоянии. Тем не менее, никого – ни речные власти, ни владельца, ни арендаторов, ни туристическое агентство, которое продавало путевки, – это не смущало. Фактически все эти люди так или иначе приняли участие в том преступлении, которое стало причиной трагедии. А преступление в случае с «Булгарией» состояло в нарушении всех и всевозможных условий эксплуатации судна.

И обратите внимание: и в день, когда утонула «Булгария», и на следующий день произошли еще два показательных события. Первое закончилось также трагедией. Неисправный самолет Ан-24 попытался приводниться на Оби. Итог – гибель пяти человек. Во втором случае трагедии удалось избежать лишь потому, что взбунтовались пассажиры неисправного самолета Ту-154, который должен был вылетать из Анталии. Если бы они не отказались лететь, то могла произойти еще одна ужасающая катастрофа. Причем после того, как их высадили из самолета и повезли в здание аэропорта, люди увидели, как пожарные поливают водой один из двигателей самолета. По свидетельству авиапассажиров, он загорелся. Совпадение этих трех событий никак не могло быть случайным. Здесь уже нельзя было сказать: да в Австрии или Канаде недавно произошло то же самое! Нет, у нас – совсем другая ситуация.

У нас, в России речь идет не об отдельных, а серийных катастрофах, которые имеют три основные причины. Первое – это высокая степень разложения системы государственного управления. Второе – это характер нашего бизнеса, который мало создает нового, а в основном нещадно эксплуатирует то, что было создано в советские времена. Наконец, третье – это тот самый «авось», который вообще весьма характерен для России. Причем этот уже превратилось в систему. Складывается такое впечатление, что у нас отправляют самолеты в рейсы, а корабли в рейды с надеждой на то, что «авось пронесет». Однако, учитывая то, насколько стара эта техника, и то, в каком плохом состоянии она находится, с каждым годом становится все более ясно, что не пронесет.

Конечно, упасть может и самый современный авиалайнер. Риск есть всегда. Но в случае, когда самолет был в технической эксплуатации больше 25 лет (или если судно создано 50 лет тому назад), степень риска неизменно повышается. Если мы посмотрим на историю авиакатастроф в России за последние годы, то увидим, что «рекордсменами» по таким катастрофам являются безнадежно старые самолеты.

Нельзя эксплуатировать технику до бесконечности. Когда в 2008 году упал «Боинг» под Пермью (в той авиакатастрофе погиб боевой генерал Владимир Трошев, который прошел через всю Чечню, но не погиб в Чечне, а погиб в результате крушения гражданского самолета), то это был не самолет отечественного производства. Но этот «Боинг» уже 20 лет отслужил в Китае! Мы его взяли как б/у. Наши авиакомпании уже подбирают технику даже не у передовых держав, а у тех стран, которые совсем недавно были развивающимися государствами и смотрели на нас, как на передовую в технологическом отношении державу.

Жесткий приговор всем нашим реформам и приватизациям.

Теперь нам говорят, что нам нужен – просто необходим! – новый раунд приватизации. Но к чему он может привести? В условиях разложения системы государственного управления и контроля новая приватизация может привести к очень тяжелым последствиям. Ведь известно, на что ориентируется наш бизнес. Он будет опять эксплуатировать все те же устаревшие технические средства и мощности, не вкладывая в них денег. Неужели ради этого мы будем устраивать приватизацию?

Кроме того, даже в «лихие 1990-е» катастроф было меньше, чем сейчас, потому что тогда у нас еще был советский технологический запас прочности. Сам Медведев говорил в этом своем первом выступлении перед Федеральным Собранием в 2008 году: мы до сих пор живем на советском промышленном и технологическом фундаменте, практически не создав ничего нового.

И что изменилось с тех пор? Ничего. И вот президент уже предлагает Министерству обороны закупать западную военную технику вместо российском, потому что, как он выражается, «не надо закупать барахло». А ведь в советское время наш ВПК был одним из самых передовых в мире! Когда речь зашла о введении универсальной платежной карты, Дмитрий Медведев посетовал, что, пока мы будем разрабатывать наш собственный чип, пройдет около 15 лет. Так давайте выпускать эту карту на базе импортных чипов, сказал он. Выходит, мы не можем даже сделать собственный чип. А ведь этим уже занимаются практически везде: на Тайване, в Малайзии, в Бразилии, в Сингапуре, то есть тех странах, которые еще лет 20–30 лет назад с восхищением смотрели на нас, как на великую державу, которая первая отправила в космос человека, а сегодня считают нас загнивающей державой.

И когда мы слышим заявления наших реформаторов – того же Чубайса, как они вместе с Гайдаром «спасали» Россию и «создавали новую экономику», то пусть они сначала посмотрят, к чему приводит их «новая экономика». Трупы на Волге – вот та «новая экономика», которая была создана нашими реформаторами. И когда у нас ставят памятники Ельцину и называют его именем библиотеки, то пусть сначала посмотрят, каковы последствия того, что происходило в стране в 1990-е гг. Участившиеся трагедии – это самый жесткий приговор всем нашим реформам и приватизациям. Это приговор всему тому, что проделали с нашей экономикой те, кто в очередной раз обещал нам лучшее будущее.

Date: 2015-09-18; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию