Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предназначение основных операций и инструментов БОУ





№ п/п   Исследовательские операции   «Корзина» инструментов   , Предназначение для:
сбор информации Итогового анализа всей информации
вторичной первичной
  Анализ исходной документации Таблицы, схемы, диаграммы, графики, концепции, господствующие одиночные идеи и т.п. +   +
  Наблюдение за объектом до групповой дискуссии Дневники наблюдения, ранжирование наблюдаемых, выводы наблюдателей   +  
  Прямое наблюдение за участниками дискуссии Карточки наблюдений, видеокассеты, фотографии и др.   + +
  Полу структурированное интервьюирование Стандартное интервью, формулировки дополнений к нему, кодировочные листы ответов   + +
  Тестирование Образцы тестов, оценки их выполнения   + +
  Фокус-групповое обсуждение Сценарий фокус -группы, концептуально-логические   + +
  Иные способы проведения групповой дискуссии Схемы дискуссии, замеры активности и искренности выступавших   + +
  Ранжирование мнений и оценок Система кодировочных карточек, графиков и других инструментов   + +
  Фиксация хода групповой дискуссии Карточки наблюдения, стенограмма, видеозапись   + +
  Анализ итогов дискуссии Итоговый протокол   + +
  Паспортизирование и картографирование обследованного объекта Паспорт и карта микросоциума +   +

Практически все исследовательские операции БОУ, как видим, имеют двойное назначение, используются как для сбора информации об изучаемом микросоциуме, так и для ее итогового анализа. Все они взаимно дополняют друг друга и наибольший эффект дают при их комплексном применении. В определенных случаях можно, конечно, обходиться меньшим, чем указано в таблице, числом операций. Но всякое усечение их означенного комплекса ведет к уменьшению коэффициента полезного действия методики БОУ.

Инструментальная «корзина» БОУ наполнена весьма разнообразными исследовательскими документами. Большая часть их, естественно, в незаполненном виде, заготавливается до начала полевого этапа. Необходимость их оперативного дополнения в ходе проведения БОУ осложняет технику данного метода. Инструментарий по первому пункту таблицы 5 должен быть полностью разработан до начала полевого этапа, а по 9, 10 и 11 позициям заполняется, как правило, после завершения групповой дискуссии,

Наблюдение за исследуемым микросоциумом, точнее поведением его представителей, проводимое до полевого этапа БОУ (см. пункт 2 таблицы), как правило, бывает исключенным. Его основные задачи заключаются в выяснении следующих вопросов:

1. Какие внешние признаки изучаемого объекта поддаются наблюдению?

2. Насколько позволительно по этим признакам судить о качественных характеристиках микросоциума?

3. Чего нельзя узнать о нем с помощью наблюдения?

4. Какие гипотезы можно сформулировать на основе предварительного наблюдения?

5. Каким должно быть конкретное содержание инструментария последующего наблюдения?

Прямое наблюдение на полевом этапе БОУ (см. пункт 3) проводится для другой цели - фиксации невербальных и вербальных реакций репрезентирующих микросоциум людей на вопросы, поставленные перед ними исследовательской группой, и на ход их обсуждения. Инструментарий прямого наблюдения должен быть таким, чтобы отраженная в нем информация позволяла сделать однозначные выводы о том, насколько:

• обсуждаемый вопрос задел участников БОУ за живое, интересен и важен для них;

• их ответы продуманны, прочувствованны и искренни;

• поставленный вопрос отражает суть реальной актуальной проблемы микросоциума.

Полуструктурированное интервьюирование (ПСИ) отличается от прочих видов собеседований исследователей с респондентами прежде всего тем, что первые имеют жесткую «домашнюю заготовку» лишь по части вопросов, предполагают, что в ходе интервью возникнут другие темы и необходимость их обсуждения. При этом может получиться так, что заранее продуманные вопросы отодвинутся на второй (или даже третий) план. Если ПСИ используется в качестве чисто количественного метода, то нарушение запланированной логики беседы не допускается. Но когда ПСИ выступает в роли составляющей комплекс операций методики БОУ, то лучше не прерывать непредвиденный ход разговора, ибо в нем может обнаружиться какое-то важное качество обследуемого объекта. В таком случае запрограммированные вопросы следует задать в конце интервью.

ПСИ как составная часть метода БОУ может проводиться как беседа:

а) интервьюера с одним респондентом;

б) интервьюера с группой респондентов;

в) группы интервьюеров с группой респондентов;

г) группы интервьюеров с одним респондентом.

Выбор той или иной формы ПСИ зависит от многих обстоятельств, прежде всего от предмета исследования, свойств объекта, особенностей респондентов. Чаше всего при БОУ-исследованиях используются три первых формы.

В процессе проведения ПСИ исследовательской группе необходимо соблюдать следующие правила:

• четко выполнять закрепленные за каждым исследователем функции;

• установить доверительные отношения между исследователями и опрашиваемыми ими людьми;

• задавать вопросы, обращаясь к тем участникам БОУ-группы, которые хорошо видны всем остальным;

• формулировать вопросы предельно четко и в такой форме, чтобы стимулировать дискуссию;

• продуманно и осторожно подводить респондентов к наиболее важным и сложным вопросам;

• давать возможность каждому респонденту сказать все, что он хочет, не прерывать его ответов даже в тех ситуациях, когда кажется, что они уводят обсуждение проблемы в сторону;

• чутко реагировать на поведение респондентов, особенно на их экспрессивные проявления;

• управлять ходом беседы, экспромтно корректировать постановки вопросов с учетом реакций респондентов;

• демонстрировать искреннюю заинтересованность в узнавании мнений каждого респондента по всем вопросам, внимательность и уважительность к ним;

• проводить индивидуальное интервью не дольше 35-40 минут, и не более полутора часов - групповое.

Какие встречаются наиболее распространенные ошибкипри проведении ПСИ в БОУ-исследованиях? Это:

• неумение внимательно слушать интервьюируемых и верно оценивать их ответы;

• повторение одних и тех же формулировок вопросов, неспособность переформулировать их;

• постановка нетактичных вопросов, обидных для респондентов;,

• недоучет значимости жестов, выражения лица, телодвижений, тона и тембра голоса респондентов, дающих ключ к верной интерпретации их ответов;

• выдвижение вопросов по несущественным проблемам;

• подсказки ответов со стороны исследователей;

• уделение повышенного внимания ответам отдельных лиц, недооценка мнений других;

• игнорирование ответов, не соответствующих идеям и концепциям интервьюера;

• неполнота записей интервью.

Особенность ПСИ как методики БОУ проявляется еще ив том, что здесь опрашиваемые лица играют роль не только и не столько традиционных респондентов, сколько экспертов. Они более других компетентны в тех проблемах, которые являются предметом БОУ. Поэтому при использовании ПСИ в БОУ-исследованиях возникает особая научно-исследовательская задача - как согласовать мнения экспертов, интегрировать их оценки? Поскольку эта задача стоит перед всеми исследователями-качественниками (т.е. при применении всех качественных методов), постольку мы посвятим ей специальный параграф.

Тестированию как операции метода БОУ присуще использование относительно простых, не требующих значительных временных и интеллектуальных затрат испытаний, позволяющих судить об адекватном понимании обследуемыми сути обсуждаемых проблем. Набор тестов зависит от сложности этих проблем, уровня образованности, возраста, пола и других характеристик аудитории.

Чаще всего в БОУ-исследованиях прибегают к помощи картографических тестов, т.е. заданий, предполагающих «очерчивание» испытуемыми пространственных границ изучаемого микросоциума (мест массового проживания его представителей, скажем, пенсионеров, инвалидов, безработных, «групп риска»). Такие тесты позволяют решать задачи не только определения уровня компетентности респондентов-экспертов, но и итогового картографирования объекта, осуществляемого исследователями (см. 11 позицию таблицы).

Групповая дискуссия как составная часть метода БОУ может проводиться в виде фокус-группы, «мозгового штурма», ИПИД (индуцирования психоинтеллектуальной деятельности) и в других формах. Выбор конкретного способа и проведения дискуссии в БОУ-группе определяется в зависимости от меры сложности обсуждаемой проблемы, степени компетентности участников и овладения исследователями техникой реализации этих методик.

Проведение групповых дискуссий в любой форме предполагает тщательную подготовку исследователей к ней, разработку ее концептуально-логической схемы, в которой предусмотрены разные модели ее возможного хода, выделены основные варианты детализирующих их вопросов, сформулированные с учетом ожидаемых реакций аудитории.

Специфика дискуссии, используемой в БОУ, заключена в том, что она должна стать органическим следствием ПСИ. Если полустандартизированное интервьюирование не привело к дискуссии, то это свидетельствует о существенном браке в работе исследовательской группы. Чтобы исключить такую возможность, необходимо выполнить не только вышеотмеченные рекомендации по проведению ПСИ, но и ряд дополнительных техник.

Особо важно:

1. Избегать такой постановки вопросов, которая наталкивает на однозначные ответы в форме «да» или «нет» и не стимулирует развитие дискуссии.

2. Не злоупотреблять вопросами, начинающимися на слово «почему», т.к. это может побудить отвечающего занять оборонительную позицию, замкнуться в себе, остановить приток нужной исследователям информации.

3. Исключить знаки недоверия к мнениям участников дискуссии (обмен скептическими улыбками между исследователями, критические замечания в адрес говорящего и т.п.).

4. Помогать выступающему высказываться до конца, поощрять его к этому соответствующими фразами и жестами.

5. Не подменять содержания высказываний участников дискуссии своими суждениями, не завершать начатых ими предложений своими словами, не перефразировать их мысли.

6. Исключить нравоучения в адрес любого дискутирующего, поддержку одного и осуждение другого, иные способы «одергивания» выступающих.

7. Использовать разнообразные приемы разрядки напряженности, как правило, возникающей в ходе острой дискуссии (умные анекдоты и притчи, пословицы и поговорки, «стоп-технику», насмешки над собой, но не над участниками дискуссии и т.п.).

Ранжирование мнений и оценок обследуемых лиц, используемое в БОУ (и иных качественных методах), осуществляется по другой технике, нежели в количественных исследованиях. В последнем случае оно делается на основе «жестких» критериев, сформулированных в текстах анкет, стандартизированных интервью, бланках (карточках) наблюдателя и т.п. инструментах.

При использовании качественных методов, сопряженных с проведением групповых дискуссий, в ходе которых мнения обследуемых лиц, как правило, в чем-то меняются, требуется особый инструментарий, дающий возможность зафиксировать:

а) исходные мнения, обнаруженные с помощью ПСИ;

б) сдвиги во мнениях, происходящие в ходе дискуссии;

в) итоговые оценки, сформировавшиеся к концу БОУ-исследования.

Разные исследователи разрабатывают свой (авторский) инструментарий решения трех вышеозначенных задач. Чаще всего в роли инструментов, позволяющих решать первую задачу, выступают индивидуальные кодировочные карточки, вторую - графики, отражающие перемены во мнениях (индивидуальные и групповые), третью - коллективная карта итоговых оценок. Первый инструмент используется в ходе ПСИ, второй - в процессе дискуссии, третий - по ее завершению.

Фиксация хода групповой дискуссии производится ассистентами модератора - наблюдателями, протоколистами, стенографистами и кинооператорами. Первые отражают ход дискуссии в специально подготовленных для этого карточках, вторые - в графиках динамики дискуссии, третьи - в записях наиболее важных идей, четвертые - на видеокассетах.

Анализ итогов дискуссии осуществляется, естественно, после ее окончания на основе сопоставления всей полученной информации, зафиксированной во всех ранее примененных исследовательских инструментах. Он завершается написанием и подписанием итогового протокола, в котором означены продискутированные вопросы и замеры разных вариантов их решения участниками дискуссии.

Паспортизирование и картографирование обследованного социального объекта - завершающий этап исследования по методу БОУ, самый трудоемкий и сложный в аналитическом отношении. Паспорт обследованного микросоциума - специальный научный документ, отражающий те его характеристики, которые важны как для теоретического осмысления его проблем, так и для практического их решения. В нем могут найти отражение следующие характеристики микросоциума:

• количественные (численность, скажем, пенсионеров микрорайона);

• демографические (соотношение между разнополыми и разновозрастными группами микросоциума);

• медико-социальные (показатели состояния здоровья и учреждений здравоохранения в микросоциуме);

• социально-экономические (дифференцированность микросоциума по имущественному положению и потребности в материальной помощи);

• социально-психологические (отражающее состояние и тенденции психического здоровья членов микросоциума, их нужду в психологической поддержке);

• конфликтологические (степень недовольства микросоциума своим положением, формы и массовость социального протеста, проявляемого его членами);

• духовно-культурные (господствующие в микросоциуме духовные ценности и культурные установки);

• идейно-политические (приверженность микросоциума (его частей) определенным идеологиям и политическим партиям);

• проблемно-когнитивные (степень осознанности проблем микросоциума его членами, господствующие в нем мнения о путях и способах их решения).

Нередко в паспорт микросоциума включают его территориально-географические признаки. Иногда эти признаки представляются главным и основным компонентом социального паспорта. В таких случаях реально речь идет о картографировании микросоциума как либо части паспортизирования, либо подмене паспортизирования картографированием.

Чем более информативен паспорт микросоциума, тем больше свидетельств успешности БОУ-исследования, его практической полезности и теоретической ценности.

§4. «Проблемное колесо»

 

Исследования с использованием данного метода чаще всего проводятся в пограничных областях обществознания и человекознания. «Проблемное колесо» активно применяется в комплексных социальных исследованиях, в которых участвуют социологи, психологи, специалисты в области социальной психологии, социальной работы, социальной педагогики, журналисты, экономисты.

В условиях реформ современного Казахстана оснащенность исследований данным методом приобретает особое значение. Это обусловлено, прежде всего, возрастанием остроты проблем, с которыми сталкиваются люди и которые становятся предметом научного анализа. «Проблемное колесо» позволяет выяснить реальные причины возникновения трудностей общественного и личностно-индивидуального развития, осмыслить возможности их решения, наметить меры профилактики социальных аномалий. С его помощью можно выявить средства общественного и личностного участия в решении социальных проблем, ранжировать проблемы по многим основаниям.

Технология характеризуемого метода существенным образом зависит от того, проблемы какого социального субъекта и в контексте какой научной дисциплины изучаются. Но в любом случае она характеризуется: во-первых, пятиэтапностью; во-вторых, многошаговостью, как минимум, трехшаговостью, т.е. выявлением трех кругов проблем изучаемого субъекта; в-третьих, комбинацией различных количественных и качественных методик сбора и анализа социальной информации; в-четвертых, вычеркиванием особых схем-картограмм проблем исследуемого социума.

Первый этап имеет предварительный (подготовительный) характер. Он предполагает изучение содержания, характера и остроты проблем, испытываемых изучаемой группой людей. Эти проблемы могут быть выявлены путем анкетирования, телефонного, прессового, экспертного или иного опроса, биографического, фокус-группового или другого качественного метода. Итогом первого этапа является определение наиболее важной и актуальной потребности изучаемого субъекта, удовлетворение которой явно затруднено.

Второй этап состоит из нескольких последовательно осуществляемых исследовательских шагов.

Суть первого шага - выяснение и ранжирование ответов людей, представляющих изучаемый субъект, на вопрос: «Почему возникла та проблема, которая предстает важной, актуальной и трудно решаемой?» Данная задача решается в одних случаях методом интервьюирования (как правило, полустандартизированного) или фокус-группового обсуждения. Результатом первого шага выступает определение первого круга проблем, от решения которых зависит удовлетворение ранее выявленной острой потребности.

Второй шаг делается для выявления второго круга проблем. Для этого вновь задается вопрос «почему», но уже в отношении каждой из выявленных в первом круге причин, осмысливаемых как отдельные проблемы. Таким образом выстраиваются ареалы причин — проблемы второго уровня.

Третий шаг устанавливает третий круг проблем исследуемого микросоциума, производных от каждой проблемы второго круга. Аналогично делаются четвертый, пятый и последующие шаги. При этом проблемы предыдущего уровня осмысливаются основой конструирования детализирующих их проблем последующего круга.

Важно заметить, что второй и все последующие шаги, составляющие второй этап методики «проблемное колесо», реализуются в виде групповой дискуссии, строящейся по принципу «фокус-группы» или других способов «мозгового штурма».

Третий этап исследования, осуществляемого по характеризуемой методике, - оценка выявленных проблем всех кругов в контексте реальности их решения. На нем необходимо определить те причины проблем каждого круга, которые:

• не подвластны субъекту, на которые он повлиять не может;

• поддаются контролю со стороны социального субъекта;

• в полной мере зависят от субъекта, который может повлиять на них решающим образом, меняя сложившуюся проблемную ситуацию.

Поскольку это картографирование делается в ходе групповой дискуссии, в нем могут оказаться разного рода ошибки и неточности. Они устраняются на следующей фазе исследования.

Четвертый этап призван решить две следующие задачи: во-первых, разработку согласованной всеми исследователями картограммы кругов проблем; во-вторых, определение в этой картограмме проблем, которые:

а) следует принять как данность, не зависящую от изучаемого субъекта; б) можно и должно контролировать;

в) на которые субъект может влиять.

Пятый этап - итоговая аналитическая работа исследовательской группы, разработка ею системы практических рекомендаций по решению проблем обследованного микросоциума.

Мы уже говорили, что разработке предложений по поводу решения изученных проблем на основе характеризуемого метода обязательно предшествует установление степени зависимости причин разных проблем (точнее, выявленных цепей проблем) от социального субъекта, имеющего эти проблемы.

Заметим еще раз, что характеризуемый метод имеет комплексный характер, включает в себя определенные количественные и качественные способы получения социальной информации. Основная его сложность заключена в трудности согласования и интегрирования экспертных оценок. Поэтому последующий параграф будет посвящен этой теме.

Date: 2015-09-18; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию