Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологическая часть программы





Вначале конструируется теоретико-методологический раздел программы, содержание которого определяет все последующее, а в конечном счете — результаты исследования, их валидность и качественность. Разработка этой важнейшей части исследовательской программы предполагает нахождение максимально четких формулировок:

1) темы исследования, фиксируемой в самом, названии исследовательского проекта;

2) характеристик исходных представлений о данной теме, степени ее изученности социологией;

3) цели исследования;

4) задач исследования;

5) объекта исследования;

6) предмета анализа;

7) исходных теоретических понятий (категорий) исследования;

8) операционализирующих эти понятия эмпирических категорий (индикаторов, категорий анализа, единиц анализа и единиц счета);

9) гипотез, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании.

Такова квинтэссенция концептуальной схемы эмпирического социологического исследования. Прокомментируем каждую составляющую этой схемы, исходя из того, что Вам лично придется выступать в роли либо заказчика, либо потребителя социологической информации.

Формулирование темы исследования. Как правило, заказчик определяет не тему, а проблему исследования. Например, в таком виде: «Выясните, в чем причины девиантного поведения подростков». Но такая постановка еще слишком обща и неопределенна. Она может быть выражена в различных вариантах исследовательских тем: а) «Степень вероятности аддиктивного поведения подростков», б) «Социальные факторы воспроизводства девиации в подростковой среде», в) «Беспризорность детей и подростков», г) «Динамика и тенденции девиантного поведения подростков в республике Казахстан», и т.п. Очевидно, что от того, как будет сформулирована тема исследования, зависит вся последующая работа социолога. Поэтому ему необходимо уточнить у заказчика, что же ему хочется узнать в наибольшей степени, подсказать ему возможные вариации проблемы, сообща выбрать подходящую тему и утвердить ее совместным решением.

Исходные представления о теме исследования. Речь идет о степени ее изученности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне социологии. Не следует думать, что социолог-эмпирик изучает совершенно непознанные вопросы. Даже в ситуациях, когда он сталкивается с проблемой, которой раньше не было в социальной жизни нашего общества (например, с той же детской беспризорностью), обнаруживается, что в теоретической социологии уже есть немало наработок, могущих дать ему общие ориентиры для его исследования (теории девиантного поведения (социального отклонения), методика диагностики социального конфликта, т.п.).

Естественно, что социолог обязан познать опыт коллег по изучению отклоняющегося поведения молодежи современного Казахстана (по соответствующим публикациям) и выяснить, какие аспекты данной проблемы эмпирически исследованы лучше, а какие хуже. Памятуя о том, что исследовать надо непознанные и/или противоречиво понимаемые грани проблемы, он, первоначально в своем сознании, а затем в программе своего исследования, характеризует (в сжатом виде) меру познанности социологией той проблемы, за изучение которой берется.

Цель исследования. Цель — конечный результат, которого социолог хочет достичь в исследовании. В нашем примере возможны следующие варианты цели исследования:

1) профилактика отклоняющегося поведения среди подростков;

2) жизненные ориентиры и позиции подростков;

3) социально-психологическое самочувствие подростков;

4) стратегии предупреждения девиантного поведения подростков;

5) другие целевые установки.

В эмпирических социологических проектах, реализуемых коллективами исследователей, могут ставиться и решаться несколько целей одновременно. Бывает и так, что по ходу исследования приходится менять его цель (и) в силу качественной перемены социальной ситуации. В таком случае изменение целевой установки согласуется с заказчиком и отражается в исследовательской программе.

Задачи исследования — система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизации и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в глубь проблемы.

Формулирование задач — ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы.

Объект исследования — конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. В нашем примере объектом изучения может быть макросреда и микросреда социализации подростков: а) семья с «трудным» подростком; б) неполная семья; в) подростки как социальная группа; г) определенные категории детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (ИДН); д) другие подсистемы и структуры.

Понятно, что во всех этих случаях исследование приобретет неоднозначный смысл, полученная в нем информация будет значимой в разных отношениях. От того или иного определения объекта исследования будет зависеть выбор методов сбора информации: в случаях а) и б) потребуется анкетирование, в случаях в) и г) целесообразнее применить интервьюирование, а в случае д) — метод экспертных оценок.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют: а) реальные свойства объекта, б) знания исследователя об этих свойствах, в) целевая установка, г) задачи исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов.

Поясним сказанное продолжением нашего примера. Если целью исследования будет, скажем, предупреждение девиантного поведения подростков, а основной задачей — выявление социальных факторов воспроизводства девиантного поведения в подростковой среде, то предметом исследования может стать:

а) рассмотрение всего набора социальных факторов, влияющих на проявление девиации среди подростков;

б) исследование глобальных факторов, обусловленных влиянием мировых тенденций и интеграцией нашего государства в мировую рыночную систему;

в) анализ факторов, связанных со снижением эффективности воздействия институтов социализации;

г) выявление тех или иных «групп риска» и их демографической структуры;

д) других факторов, обусловливающих вероятность воспроизводства девиантного поведения подростков.

Любое переформулирование объекта, цели и задач исследования ведет к видоизменению его предмета, т.е. той главной призмы, через которую исследователь будет рассматривать (анализировать) проблему. Но в любом случае определение предмета анализа нельзя сводить к одной-двум формулировкам. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ существенных свойств объекта.

Поэтому его описание должно иметь системно-структурную форму. Только при этом условии может быть обеспечен: а) должный выбор понятий исследования, б) их желательная операционализация, в) выдвижение адекватных исследовательских гипотез.

Исходные теоретические понятия. Любое эмпирическое исследование базируется на той или иной социологической теории, а потому оперирует соответствующими этой теории понятиями. Обязательным условием четкости и научности исследовательской программы выступает недвусмысленнее указание на то, в рамках какой парадигмы и в свете какой социологической концепции проводится исследование. При этом дефиниция исходного понятия должна соответствовать избранному парадигмальному и теоретическому подходам.

Продолжая наш пример, предположим, что мы будем строить свое исследование в ключе конфликтологической теории, в частности ее социально-психологический вариант (М.Гольд и А.Райс). В таком случае мы определим девиантность как результат внутриличностного конфликта между различными ценностями, усваиваемыми людьми в процессе коммуникации в различных социальных группах и отсутствия единой нравственной основы, способной разрешить данный конфликт, которая в свою очередь закладывается в детстве через внешний контроль и научение[7]

Операционализация понятий — это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация по сути дела означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез.

Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем девиации) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия) и т.д. и т.п.

Регистрация индикаторов может происходить на основе разных методов, техник и процедур, но при обязательном соблюдении общего правила — вычленения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.

Категории анализа — эмпирические понятия, установленные в итоге операционализации теоретической категории и выражающие смысловые признаки объекта, поддающиеся социологическому измерению.

Единицы анализа — элементы (части, структуры, подсистемы) изучаемого объекта, которые будут измеряться.

Единицы счета — количественное выражение единиц анализа (численности людей, их определенных поступков, высказываний, мнений и т.п.), позволяющее фиксировать частоту проявления изучаемого признака объекта.

Гипотезы исследования — априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация.

Последнее правило, однако, нуждается в существенном дополнении. Гипотез должно быть не просто больше задач. Их нужно конструировать:

1) исходя из логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным — гипотезы-следствия);

2) комплексно, т.е. так, чтобы в своей совокупности они давали прогнозные ответы на все задачи исследования (не должно быть ни одной задачи, не «прикрытой» соответствующей гипотезой);

3) логично, т.е. таким образом, чтобы подтверждение гипотезы-основания служило подтверждением гипотез-следствий, а опровержение первичной гипотезы выдвигало взамен вторичную;

4) системно, т.е. чтобы все гипотезы были взаимосвязаны друг с другом и выражали собой относительно автономную систему априорного знания1 о проблеме;

5) эвристично, иначе говоря, так, чтобы доказательство или опровержение тех или иных гипотез действительно давало новое знание об изучаемом объекте.

Различают описательные (или структурные) и объяснительные (детерминационные) гипотезы. Первые — научные предположения о структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу. Вторые - предположения о причинно-следственных взаимозависимостях (детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность формулирования конкретных рекомендаций.

Поясним сказанное на примере исследования по теме: «Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением». Описательная гипотеза в таком случае может выглядеть, примерно, так:

«Основными причинами сложности в работе с трудными подростками выступают:

1) недостаточное правовое обеспечение;

2) недостаточность условий, средств;

3) слабая психологическая подготовка специалистов;

4) отсутствие продуманной системы, направленной на улучшение ситуации,

5), 6), 7) и т.п.».

Объяснительные гипотезы будут выстраиваться по иному принципу — «Эффективность социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением повысится (или понизится), при условии...»

Рабочие гипотезы — своеобразный мостик, соединяющий теоретико-методологический и процедурно-методический разделы программы. Их содержание определяет то, какие методы, инструменты, процедуры и техники целесообразно применить для установления истинности или ложности априорных предположений.

 

Date: 2015-09-18; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию