Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №3. Аграрное движение в Римской республике во II в. до н.э1. Социально-экономические и политические причины реформ братьев Гракхов. 2. Аграрная реформа Тиберия Гракха и борьба за проведение законопроекта в жизнь. 3. Реформы Гая Гракха, их социально-политическая направленность. 4. Причины поражения аграрного движения 30-20-х гг. II в. до н. и его значение. 5. Аграрное законодательство конца II в. до н.э.
Источники и литература: 1. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С.Свенцицкой.– М.: Просвещение, 1981.– Вып.2.– Тема 11. 2. Аппиан. Гражданские войны.– Л., 1935. 3. Плутарх. Тиберий Гракх // Плутарх. Сравнительные жизнеописания.– М., 1964. 4. Бокщанин А.Г. Попытка аграрных реформ и социальная борьба в Римской республике в конце II в. до н.э. // Преподавание истории в школе.– 1954.– №4. 5. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в.н.э.– М., 1973. 6. Сергеенко М.Е. Земельная реформа и рассказ Аппиана // ВДИ.– 1958.– №2. 7. Сергеенко М.Е. Три версии в плутарховой биографии Тиберия Гракха // ВДИ.– 1956.– №1. 8. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики.– М., 1965. 9. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития.– М., 1978. 10. Штаерман Е.М. История крестьянства в древнем Риме.– М., 1996. Методические рекомендации Прежде чем приступить к изучению реформ братьев Гракхов, необходимо раскрыть причины их проведения. Для этого нужно рассмотреть. что собой представляла Римская республика к началу политической деятельности Тиберия Гракха. При анализе ситуации следует обратить внимание на два аспекта вопроса. Во-первых, в чем причины широкого развития в Риме демократического движения под лозунгом проведения аграрной реформы. Во-вторых, почему отдельные представители нобилитета выступали за возрождение мелкого и среднего крестьянства. При изучении аграрного движения в Римской республике необходимо вспомнить, в чем заключаются особенности античной формы земельной собственности и каковы характерные черты полисной организации. Уяснив эти вопросы, следует обратиться к характеристике основных источников по истории гракханского движения: «Гражданским войнам» Аппиана и «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха. Следует проанализировать данные этих источников, сравнить их, показать, в чем они совпадают и чем различаются. Для удобства полезно разделить страницу тетради на две части и по каждому вопросу темы провести сравнение. Например: Сторонники и противники реформ По данным Аппиана! По данным Плутарха Разбирая второй вопрос, следует не только остановиться на содержании реформ Тиберия Гракха и борьбе за их проведение в жизнь, но и показать, на какие социальные группы опирался Тиберий, кто выступал против законопроекта и почему. В заключении следует проанализировать, почему реформы Тиберия Гракха закончились неудачей. Рассматривая реформаторскую деятельность Гая Гракха, студент должен обратить внимание как на качественные изменения содержания законодательства, так и на методы борьбы сторонников реформ с сенатской оппозицией. Надо показать, что нового внес Гай Гракх в решение аграрного вопроса. Какие цели преследовало проведение им хлебного, судебного, военного законов, внесение законопроектов о провинции Азия и о правах гражданства? Интересам каких социальных групп они отвечали? Важно проследить, изменилась ли социальная база сторонников проведения аграрных реформ по сравнению с реформами Тиберия Гракха. Показать, какую роль сыграло всадничество в политической деятельности Гая Гракха. В заключении необходимо раскрыть причины поражения аграрного движения 30-20-х гг. II в. до н.э., выяснить его значение. Студент должен определить характер аграрного закона 111 г. до н.э., направленного на отмену последних ограничений частной собственности на землю.
|