Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности разных типов личности





(по Майерс — Бриггс)

Экстраверты и интроверты. Экстраверты и интроверты по-разно­му относятся к жизни. Экстраверты в значительно большей степени, чем интроверты, нуждаются в поощрении. Интроверты, наоборот, на­стораживаются при чрезмерных похвалах.

Интроверт задумается над тем, зачем нужна похвала, в то время как выражение «чрезмерная похвала» для экстраверта — логическая несо­образность. Вследствие этого начальники-экстраверты имеют тенден­цию перехваливать подчиненных; экстраверты-воспринимающие (ЕР) получают от этого удовольствие, а интроверты могут счесть такие похвалы необязательными и даже фальшивыми. В противоположность этому начальники-интровер­ты воздерживаются от похвалы (хотя и понимают, что подчиненным было бы приятно услышать о признании их заслуг), потому что боятся показаться неискренними. Это, в свою очередь, дает основание экст­раверту-подчиненному чувствовать себя отвергнутым или, в лучшем случае, недооцененным. В соответствии со своими типами оба правы, хотя они и посылают друг другу неправильные сигналы.

Поучительно наблюдать на работе за настоящим экстравертом. Если он считает, что возникшую проблему необходимо решать совме­стными усилиями, он войдет в комнату к своим коллегам, опишет си­туацию, попросит всех высказать свое мнение, придет между тем к соб­ственному заключению, поблагодарит присутствующих и выйдет, не прерывая при этом своего мыслительного процесса.

У интроверта все происходит по-другому. Работа его мысли про­текает скрыто. Он рассматривает ряд возможных вариантов и прихо­дит к какому-то выводу, не говоря никому ни слова. Больше того, в случае конфликта он совершенно искренне уверен, что говорил ос­тальным о своем решении. Интроверт убежден в этом потому, что, тщательно репетируя все мысленно и представляя себе реакцию ок­ружающих, он верит, что поделился с ними своими мыслями, хотя в действительности, скорее всего, не произнес ни слова.

Разницу между экстравертами и интровертами можно описать, используя следующие ключевые слова.

Экстраверты (Е) Общительность Взаимодействие Внешний Широта Экстенсивный Общительный Говорят, потом думают       Интроверты (I) Замкнутость сосредоточенность Внутренний Глубина Интенсивный Задумчивый Думают, потом говорят

Интуитивный и сенсорный типы. Для интуитивного (N) типа все относительно: все должно иметь смысл. Если человек интуитивного типа ищет что-то конкретное, он может пройти мимо и не заметить, того, что ищет. Это непостижимо для людей сенсорного (S) типа. Для них все реально, существует, находится рядом.

Разницу между сенсорным и интуитивным типами можно описать, используя следующие ключевые слова.

 

Сенсорный тип Интуитивный тип
Закономерный Настоящее Реалистичный Упорная работа Фактический Земной Факт Конкретный Случайный Будущее Концептуальный Вдохновение Теоретический Парящий в облаках Фантазия Общий

 

Взаимное непонимание людей сенсорного и интуитивного типов (S-N дилемма) всегда было предметом шуток и каламбуров. Однако в S-N дилеммах нет ничего смешного, потому что часто трудности общения начинаются с неправильного восприятия: один видит лес, а другой дере­вья. Разное восприятие во многом определяется тем, каким образом люди учатся в школе или получают профессиональное образование. Те, кто относятся к сенсорному типу, предпочитают учиться на фактах, которые им преподносятся последовательно. В противоположность этому люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками». Даже довольно простые инструкции могут означать совершенно разные вещи для сенсорного и интуитивного типов.

Мыслительный и чувствующий типы. Очень важно помнить о том, что мыслительный тип чувствует, а чувствующий думает.

Разницу между мыслительным и чувствующим типами можно опи­сать, используя следующие ключевые слова.

Мыслительный тип Чувствующий тип
Объективный Волевой Законы Твердость Справедливый Четкость Аналитический Субъективный Мягкосердечный Обстоятельства Компромисс Гуманный Эмоциональность Чуткий

 

Рассмотрим типичную рабочую ситуацию, чтобы оценить, как проявляется разница T-F.

Сотрудник обращается к своему начальнику с простой просьбой дать ему отгул для того, чтобы поехать с детьми навестить бабушку, ко­торая живет в ста километрах от города, так как она не совсем здорова, а кроме нее у детей нет ни бабушки, ни дедушки. Начальник разгневан тем, что в последнее время в его отделе часто кто-нибудь отсутствует, и не горит желанием позволить еще одному сотруднику взять отгул на целый день. Т-менеджер и F-менеджер, возможно, придут к одному и тому же решению, хотя и совершенно разными путями. Именно путь к решению, а не само решение характеризует личность.

Воспринимающий и решающий типы. Люди воспринимающего типа предпочитают в большинстве случаев позицию «поживем — увидим» в отношении того, какую выполнять работу, как решить конкретную проблему или даже что сегодня делать.

Иначе говоря, люди воспринимающего типа имеют тенденцию по­стигать, они стремятся накапливать новую информацию вместо того, чтобы торопиться с заключением или оценкой по любому вопросу. Люди решающего типа, наоборот, имеют тенденцию к тому, чтобы выносить решение вместо того, чтобы использовать новую информацию, даже если эта информация неизбежно должна изменить их решение. Соответственно принадлежащие к воспринимающему типу, фактиче­ски не могут принимать решения, в то время как люди решающего типа почти не способны менять свои.

Разницу между решающим и воспринимающим типами можно описать, используя следующие ключевые слова.

Решающий тип (J) Воспринимающий тип(P)
Урегулированный Решено Управлять Закрытость Спланированный Структура Определенный Предельный срок Нерешенный Поживем – увидим Адаптироваться Открытость Неоконченный Поток Ориентированный Что еще за срок?

 

 

Проблемы, вызываемые конфликтами между двумя такими типами не поддаются описанию. Например, люди решающего (J) типа выводят из себя тех, кто относится к восприни­мающему (Р), тем, что им постоянно надо все завершить — иметь мне­ние, план, схему почти по любому вопросу. Последние доводят до от­чаяния первых своей способностью спонтанно и легко реагировать на все, не имеющее отношения к вопросам жизни и смерти, а иногда и к ним тоже. Следует отметить, что людям решающего типа не всегда уда­ется двигаться в правильном направлении, а благодаря постоянно об­новляющейся информации некоторые представители воспринимаю­щего типа вообще не знают, куда идти. Ни одно из предпочтений — ре­шающий тип или воспринимающий — не является правильным или неправильным. Организации нужны оба типа: тип Р подает пример к тому, чтобы расслабиться и не делать из всего проблемы; тип J помогает типу Р стать более организованным и дово­дить дело до конца.

Согласно «анализу поступков» — психологической теории поведе­ния, популярной в 70-е годы XX в., в основе которой была известная книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» (Eric Berne, Games People Play), — тип J в каждом человеке — это критик-родитель, а тип Р — непосредственный ребенок, и совершенно нормально, что в каж­дом могут сосуществовать и родитель, и ребенок.

Типоведение — всего лишь теория; только жизнь может дать всему правильную оценку. Хотя можно оценить свой тип предпочтений или типы других людей, эта оценка часто может не совпадать с реальным поведением, опытом или самосознанием. По многим причинам люди зачастую видят себя или других не такими, как на самом деле. Например, если на работе все считают кого-то человеком объективным, орга­низованным и разумным, он может вести себя соответственно. Через |какое-то время он сам начнет верить в то, что это его предпочтения. На самом деле, возможно, он просто адаптировался к окружающей обстановке. Прежде чем делать выводы, необходимо подкрепить наблюдения опытом.

Чтобы добиться эффективного использования типоведения, начни­те с себя, а потом уже применяйте его к другим. Чем лучше человек бу­дет знать самого себя, тем лучше он сможет сотрудничать и общаться с теми, кто от него отличается. Процесс должен начинаться с самого ­знания и самоутверждения, прежде чем будет создана основа для нала­живания взаимоотношений.

Типоведение не может объяснить все. Поскольку типоведение является позитивным и помогает понять многое в повседневном пове­дении, находятся энтузиасты, готовые с помощью этой системы объяс­нить все. Такая тенденция не соответствует идее типоведения. Сущест­вуют аспекты поведения, которые не могут быть объяснены с точки зрения типологии. Иногда, например, у людей есть психические или психологические проблемы, и их поведение выходит за рамки «нор­мального». Личность некоторых людей настолько сложна или, наобо­рот, проста, что не поддается простому анализу. Типоведение не может дать ответы на все вопросы.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию