Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука, искусство, религия: противоречивое взаимодействие





Функция познания мира, основная для науки, свойственна также искусству, но преимущественно в области познания духовного мира. Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам определенных идей, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

Искусство, например музыка, существовало всегда и вне церкви как фольклор, а примерно с XII в. – как светское, бытовое искусство, от трубадуров, карнавальной музыки до современных направлений – оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма искусства, и его высокие художественные нормы. Искусство неоценимо важно в духовном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью усиливать восприятие интуитивных идей, эмоций (Л. Толстой говорил: «заражать чувством»), доводить людей до экстаза, катарсиса. С эпохи Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви возникает и тоже быстро развивается серьезное и высокодуховное внерелигиозное искусство.

Теперь поговорим подробнее о взаимоотношении науки и религии. Есть два момента, вызывающие их неизбежное столкновение. Первый – зафиксированное в религиозных священных книгах отражение научного знания своего времени. Неизбежный прогресс научного знания приводит к новым выводам, вступающим в противоречие с прежним знанием. Лишая религиозное учение «чудес», научное их объяснение «размывает» основные элементы религии – мистицизм и тайну. Второй момент, чуждый человеку науки, – требование веры без сомнения. Между тем фундамент научного познания – это тезис «сомнение – мать истины». Ученый может продвинуть знание вперед, только если он способен подвергнуть сомнению то, чему его учили уважаемые учителя и великие предшественники.

В эру становления современной науки имело место стремление «освободить науку от религии». Теперь же можно сказать, что следовало бы освободить религию от науки. Религия должна быть обращена к своей духовной сфере, отличной от той, к которой обращена наука. Есть и другой путь снятия противоречий между наукой и религией: признать, что в священных книгах использовалось иносказание, не понимать ряд сюжетов буквально, реалистически.

1) Кто такой «человек массы»?

2) Что означают понятия «народная культура», «массовая культура», «элитарная культура»?

3) Нужно ли заканчивать консерваторию, чтобы понимать классическую музыку?

4) Каждый ли может нарисовать «Черный квадрат»?

Культура – очень широкое понятие, которое не сводится только к художественному творчеству. Специалисты относят к массовой культуре и образцы деловой культуры – культуры общения, культуры поведения.

Массовое общество сложилось в XX в. Его основу составляют люди, имеющие много общего в образе жизни, во вкусах, характере труда, формах проведения досуга. Именно масса, по мнению социологов, стала определяющей силой социального развития. От состояния массового сознания, массовых настроений, мнений, действий «массового» человека зависит судьба мира. Единство «массовых» людей обеспечивают массовая культура и средства массовой коммуникации.

– Как вы думаете, как возникновение массовой культуры связано с переходом к массовому производству?

(для работы на предприятии потребовалось множество людей, выполняющих стандартные, рутинные трудовые операции, и продукция, производимая с помощью машин, стала похожей, стандартной, предназначенной для множества потребителей. Город и селение – разный тип общения. В маленьком селении все общение личностное, в городе человек обособлен, для распространения новостей, сведений ему нужны новые, безличностные каналы: газеты, журналы, фотография, грамзапись, кинематограф, радио, телевидение, компьютер. В городе человек должен был приспособиться к новой среде, а это требовало душевных затрат, нервного напряжения, а еще и сложная работа на промышленном предприятии. Возросла потребность в интенсивном отдыхе. Люди стали искать на прилавках легкие для восприятия публикации.

Культура стала коммерческим продуктом, товаром, предназначенным для массового распространения, точнее – массовой продажи.

Своеобразными предшественниками массовой культуры были сказки.

Массовая культура рассчитана на массовое восприятие.

– Приведите примеры массовой культуры.

Массовая культура – закономерный этап развития человеческой культуры, она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения.

З а д а н и е. Разделиться на две группы:

1-я группа доказывает, что массовая культура не представляет опасности и в ней есть свои вершины;

2-я группа доказывает, что массовая культура – это коммерческое предприятие и она предлагает самые простые схемы взаимоотношений людей, которые не соответствуют реальной жизни.


Или заполнить таблицу:

«плюсы» массовой культуры «минусы» массовой культуры
   

– Что такое контркультура?

Контркультура направлена на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных стилей, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуре.

Контркультура создает альтернативные формы общественного бытия, а не разрушает уже имеющиеся.

– Приведите примеры контркультуры.

(Культура хиппи, рок-музыка.)

– Может ли быть осуществлен переход от контркультуры к массовой культуре?

С понятием «контркультура» связано понятие «субкультура» – культура в рамках основной культурной магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе (молодежная культура, культура казаков, культура мегаполиса, культура среднего класса и т. д.).

Таким образом, нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» – значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии.

Элита (от фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – группы, занимающие высшее положение в обществе.

– Как вы понимаете слова К. Маркса: «чтобы по-настоящему наслаждаться, нужно быть художественно образованным человеком»?

Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину.

Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга.

В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард. Представители авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

– Приведите примеры авангардного искусства.

З а д а н и е. Разделиться на две группы.

1-я группа – сторонники массовой культуры;

2-я группа – сторонники элитарной культуры, доказывают, что одна прогрессивнее другой и одна культура может существовать без другой. Ответы аргументировать.

1) В письме в одну из наших газет два известных историка и писатель так охарактеризовали продукцию массовой культуры: «Это поток из сточной канавы, поток безвкусицы, мерзости и одичания. На крикливо оформленных обложках – уродливые хари, окровавленные зубы вампиров и прочей нечисти, чудовища из расстроенного воображения торговцев ужасами, грубый секс и убийства, убийства, убийства…»

– Являются ли книжные издания, которые характеризуют авторы, продуктами массовой культуры? Разделяете ли вы столь критичное отношение к этим изданиям? Читаете ли вы подобные книги?

2) Средний американский подросток смотрит телевизор 21 час в неделю, проводя лишь 5 минут наедине с отцом и 20 минут наедине с матерью. К тому времени, когда он становится взрослым, он уже видел на экране 11 тысяч убийств.

Укажите возможные последствия этих фактов:

а) для личности; б) для общества.

Сколько времени за телевизором проводите вы?


Date: 2015-09-03; view: 1957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию