Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АНОМИЯ- состояние разложения системы ценностей, апатии и разочарования





АНТИЧНОСТЬ (от лат. древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — культурно-историческая эпоха, ис­тория и культура Древней Греции и Древнего Рима.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ -формирование человеческого рода, человека как общественного существа, создающего культурные ценности.

 

АПИС – в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.

АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ — научное направление, сформировав­шееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. В отличие от антропологии социальной, для нее характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам мате­риальных отношений. А. к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы ее передачи от поколения к поко­лению. Задача А. к. — построить теорию человека как творца и носителя культуры, она требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в ана­лизе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и теле­ологию.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — исследует функционирование соци­альных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX—XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А. Р. Рэдклифф-Браупа, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антрополо­гия социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине XX века происходит сращивание социальной и культурной антропологи в рамках общей.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ -воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть в экзистенциализме.

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis — откровение) – Откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (сер. 68 — нач. 69 г.г. н.э.). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем».

АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанное) – процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

АРХЕТИП (греч. начало + образ) – первоначальный образ, прообраз. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные - это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотно­сится с бессознательной деятельностью людей. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К. Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и ху­дожественного, воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным художественной литературы и искусства.

 

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических целей. Аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Наиболее частые формы аскетизма: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.

АРТЕФАКТ (лат. — искусственно + сделанный) — процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него со стоянии и возникающий обычно в ходе его исследования.

 

БИБЛИЯ (от греч. книги) — священная книга в христи­анстве, древний памятник письменности, создававшийся на протя­жении огромного исторического периода — с XIII в. до н.э. по II в. н.э. Библия состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как Священное писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) — только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». Наукой доказано, что в Библии нашли отражение социальные условия жизни древних людей, их культ, художествен­ное творчество, нормы нравственности, религиозно-философские и этические принципы. Как литературный памятник древней пись­менности, Библия включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания, народные песни, эро­тическую лирику, фрагменты героического эпоса и т. п. Многие разделы Библии относятся к шедеврам мировой литературы («Песнь песней Соломона», «Книга Экклезиаста», «Книга плач Иеремии», «Откровение Святого Иоанна Богослова» и др.). Многие образные выражения из Библии стали неотъемлемой частью языка культуры: «манна небесная», «нести свой крест», «соль земли», «Содом и Гоморра» и др. На библейские сюжеты написано огромное количе­ство художественных произведений.

БАРОКО (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике) – главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI-середины XVIII вв. Более широкое понимание бароко включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая бароко как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Бароко - динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Б. усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для бароко характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой.

В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве бароко было одним из основных стилевых направлений с конца XVI до середины XVIII вв. Для искусства бароко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви бароко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

БРАХМАНИЗМ – часто употребляемое в научной литературе название поздней ведической религии, когда последняя значительно изменилась вследствие развития классовых отношений (особенно рабства) и под влиянием религии автохтонного населения Древней Индии (1-е тыс. до н. э.). 2-я стадия (1-е тыс. до н. э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений. Название получил от сборника ритуальных текстов - Брахман.

 

БУДДИЗМ — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI — V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина — в неудовлетворенных желаниях, избавление от страдания — отказаться от желаний, это возможно, если пройти определенный путь. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа, а личность (след., и душа) признается иллюзией.

 

БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРА. Она характеризуется специфической мировоззренческой и этической системой, в центре которой - моральное совершенствование человека, нередко с аскетическим отказом от земных пороков, даже благ. Приверженность к ней часто служила поводом, порой внешним, к переделу сфер политического влияния между императорскими династиями Китая, Тибетом и Китаем, другими регионами. Ареал дальнейшего распространения Б.к. весьма широк и ограничен лишь несовпадением. с иными видами религии, культуры. В современном мире нередко приобретает вид пассивного сопротивления практицизму нынешней цивилизации, высказывания и действия в духе Б.к.. отмечались у многих деятелей культуры. По мере массового распространения Б.к. адаптируется к иным культурным контекстам, в крайнем виде обретает массовидно-упрощенные тона.

ВЕДАНТА - в индуизме их вершина, венец, высшая и завершающая точка их учения; совокупность знаний, исходящая от ведийских ариев; философско-религиозная система, основанная на Ведах, Упанишадах и др.

ВАГАНТЫ (от clerici vagantes), иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador - "шутник", "мистификатор", или же родственно с франц. gaillard - "малый" (молодой человек) - средневековая [XI-XIV вв.] – зап.-европейская корпорация "бродячих людей", способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком употреблении слова в понятие В. войдут такие социально разнородные и неопределенные группы, как французские жонглеры [jongleur, jogleor - от латинского joculator - "шутник"], немецкие шпильманы [Spilman], английские менестрели [minstral - от латинского ministerialis - "слуга"] и т. д. Однако обычно слово В. употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно, или во всяким случае преимущественно, латинским яз. - международным сословным яз. духовенства. Первыми В. и были клерики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определенной церковной должности; со временем В. стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. В этом смысле слова В. представляет социально довольно четко очерченную группу - деклассированных представителей духовного сословия, в высших своих слоях еще соприкасающихся с духовенством, в низших - смешивающихся с преступным люмпен - пролетариатом. Лишь позднее - уже в эпоху ослабления собственно поэзии В. - в эту группу начинают вливаться деклассированные элементы других сословий, в частности, городского.

ВАКХ (греч.), Бахус (лат.) – в античной мифологии одно из имен бога виноградарства Диониса.

ВЕДЫ (санскр. веда, букв. - знание) – памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

 

ВЕРА — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведе­нии человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано е риском. Несмотря на это, вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности лю­дей.

ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло) – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме - с I в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.

В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, XI в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала XII в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью. В XIV-XV вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают.

Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла, В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV — XVI вв., в других странах конец XV — начало XVII вв.), переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антикле­рикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращенное к культурному наследию античности, как бы его «возрождение» (отсюда название). Творчество мыслителей и художников Возрож­дения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Американский социолог русского происхождения П.Сорокин (1889 — 1968) считал, что ценностные установки данной эпохи определяются гармоничным мироощущением, сочетающим чувст­венное и идеациональное начала.

ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА — обозначение типа культуры обществ, сохранивших свою традиционность. Понимание К. в. невозможно вне рамок оппозиции “Восток-Запад”, базирующейся на различиях производящего хозяйства. Западная культура характеризуется прежде всего частнособственническими отношениями в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного на рынок, что определяет демократический характер обслуживающих ее политических и правовых институтов. К. в., несмотря на ее различные формы в разных регионах мира, принципиально едина в главном: в ней не было господствующей роли частной собственности. На Востоке собственность была в руках тех, кто обладал властью, что определило некапиталистический путь развития и создало дихотомию “Восток— Запад”. Хотя К. в. не является однородной (в ней выделяются культура Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея, культура Индии и арабомусульман-ская культура), отсутствие господства частной собственности способствовало формированию ее общих черт: духовности, иррационализма, мистицизма, общинного начала, коллективизма.

ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельное 11,, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Оду­шевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чув­ством, называют красотой.

ГЕНЕЗИС — происхождение, возникновение; процесс образова­ния и становления развивающегося явления.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами пум-м ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительною роста населения («демографического взрыва» в развивающими странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, пред­отвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и от­даленных последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в число Г. п. С. также проблемы здраво­охранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.д.

 

ГУМАНИЗМ (лат. — человеческий, человечный, образованный) прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. — истолковательное искусство) — традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, напр., Гомера, Библии и др.). В эпоху Возрождения Г. выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной куль­туры. Философская Г., следуя этим традициям, определяет превос­ходство понимания над разумом, языка над сознанием, тем самым подчеркивается возможность реконструированием «жизненного мира» (Э. Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - удовольствие) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новое время характерен для утилитаризма.

ГОТИКА – художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы XII-XVI веков, проявившийся в строительстве устремленных ввысь храмовых зданий с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами).

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) – мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.)

Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л. Валла, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Ж. Бодена, М. Монтеня, Ф. Рабле, Ф. Бэкона, Т. Мора, У. Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Лессинг, И. Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По И. Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории.

Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в XX в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств XX в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в XX в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Ж.-П. Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя.

 

ДАОСИЗМ - учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью.

 

ДЕНОТАЦИЯ – буквальное значение знака.

ДИЗАЙН (от англ. замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятель­ности, имеющей целью формирование эстетических и функцио­нальных качеств предметной среды. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстети­ческий уровень.

ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ — распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты:

1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества;

2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

 

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА – процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos - народ и...кратия) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин "демократия" употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от греч. demotikos - народный) – скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII-VII вв. до н. э.

ДЖАЙНИЗМ – религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (VI в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор] – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии XIX-XX вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии XX в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

ДИОНИС (Вакх) – в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Бог восточного (фракийского или лидийского) происхождения, культ которого в Греции утвердился сравнительно поздно и с большими трудностями. Хотя имя Диониса найдено еще на табличках критского линейного письма «B» (XIV в. до н. э.), его развитие и утверждение связано с периодом роста полисов в материковой Греции (VIII-VII вв. до н. э.), когда единый культ Диониса вытеснил культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону — богу родовой аристократии. В философии и искусстве новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Дионис — олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно.

В честь Диониса справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии, из которых позднее произошла трагедия — буквально «песнь о козле» (козел — священное животное Диониса, его воплощение, его спутники имеют козлиные ноги) и комедия.

ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens — несогласный):

1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле — инакомыслящие.

2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979).

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него. Д.к. онтологически едина, возникая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности; в реальной общественной практике реализуется в ряде специализированных (моральных, правовых, художественных, иных) форм. Д.к. появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических периодов и крупных социальных групп. Образует национальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, сложно, но постоянно взаимодействуют между собой. Д.к. не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их.

 

ДХАРМА (санскр.):

1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

ЗАКОН – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА — культурно-историческая традиция, зародившаяся в бассейне Эгейского моря и на основе распавшейся Крито-Микенской культуры, включающая классическую эллинскую, эллинистически-римскую, романо-германскую культуру христианского средневековья и новоевропейскую культуру. Термин З.к. возник из самоназвания Западно-Европейской культурной общности (от лат. Occidens — латинизированный Запад), противопоставившей себя Востоку — цивилизациям Старого Света, расположенным к востоку и югу от Западной Европы (от лат. Oriens — эллинизированный Восток). Наряду с термином З.к. используются термины “христианский мир” и “Европа”. З.к. не подразумевает этнического единства, развиваясь как комплекс отдельных народов и государств; экспансивные устремления (крестовые походы, захват земель, открытых во время Великих географических открытий, жестокие колониальные войны) способствовали подвижности ее географических границ (в наши дни З.к. включает Северную Америку и др. части суши, заселенные выходцами из Европы). Наряду с традиционной европоцентристской формационноисторической концепцией в современной культурологической мысли сформировалось понимание З.к. как одной из многих локальных равноценных культурных общностей (О.Шпенглер, Н. Я. Данилевский) или же как цивилизации-отклонения от общих человеческих норм (М. К. Петров, Р. Генон, Я. Ромейн), как “несчастный случай” в истории, в результате чего впервые возник целостный человек-государство, небывало самостоятельный в мыслях, словах и поступках (М. К. Петров). В семиотическом плане возникновению З.к. способствовала замена именных структур социокода универсальными понятиями-категориями, результатом чего явилось изобретение философии как способа мышления, оперирующего универсалиями, понятийно-категориального универсализма, и науки. Основные черты З.к.: приоритет разумного, рационального, сциентизм, активное технико-технологическое преобразование мира, динамизм, инновативность, установка на продуманность и осознанность действий, стремление человека выйти за веками установленные границы (социальные, политические, границы знания и Ойкумены), индивидуализм.

 

ЗНАК — материальный предмет (явление, событие), выступаю­щий в качестве представителя некоторого другого предмета, свой­ства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, обра­зов). В семиотике различается три вида знаков: знаки-копии или «иконические» (по принципу подобия: отпечаток пальца, фотогра­фия), знаки-индексы или знаки-признаки (в которых фиксируются причинно-следственные отношения: «если... то...», например все народные приметы), знаки-символы или неразвернутые знаки, в которых присутствует смысл, содержание, образ (например, коли­чество куполов православной церкви, символика цвета, символика жестов и т.д.).

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ ("правило золотого деления") — геометриче­ское, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее благоприятное визуальное впечатление. Формулируя правило золотого сечения и качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти иде­альную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

ЗОРОАСТРИЗМ – религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

 

ИГРА —форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертыва­ется либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга, Д.Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

ИДЕАЛ (греч. — идея, понятие, представление) — совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, про­цесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им при­знаков совершенства.

ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - по П.Сорокину - тип культуры, характеризующийся синтезом идеационных и чувственных ценностей при доминирующей роли идеационных ценностей.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — теоретическая конструкция, абстрактная мо­дель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности; она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер не­совпадений реальных и идеальных типов

ИКОНОБОРЧЕСТВО – религиозное движение в Византии в VIII-1-й пол. IX вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

ИКОНОПИСЬ – христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись - энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

ИМАЖИНИЗМ – русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.). Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - расследование, розыск) – в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в XIII-XIX вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.

Впервые об И. как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным - инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев); в ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение И. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые И. были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой И. и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали И. бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе).

В XVI в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами И. стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала И. в Испании (где с конца XV в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (XV в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел. В XVIII в. И. была упразднена в большинстве стран Западной Европы, в XIX в. - в Португалии (1820), Испании (1834), Папской области (1859). Частично функции И. перешли к Конгрегации священной канцелярии (одному из влиятельных органов папской курии, на которую в середине XX в. была возложена функция борьбы с коммунизмом); в 1965 она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс обретения культурных навыков человеком, вхождение в культуру.

ИННОВАЦИЯ – выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.

ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. — возобновлять, обновлять, изме­нять) — впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т.п. в результате изобре­тения или заимствования из других культур.

 

ИНТЕРАКЦИЯ – социальное взаимодействие.

ИНТЕРНЕТ – всемирная компьютерная сеть, состоящая из множества локальных сетей.

 

ИНФОРМАЦИЯ – сообщение, проходящее между передающей и принимающей системами, которое ведет к изменению разнообразия состояний последней.

 

ИНЬ-ЯН – основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т. д.). Учение о силах инь-ян систематизировано в приложении к "Книге перемен" ("И цзин"), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). Инь-ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала - пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с "пятью стихиями" (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь). В неоконфуцианстве Инь-ян - проявления покоя или движения единой субстанции - Великого Предела (тайцзи).

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — процесс освоения человеком членом конкретного общества — основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в пове­дении и мышлении.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. — неразумный, бессознательный) — фи­лософское направление, ограничивающее или отрицающее возмож­ность процесса разумного (рационального) познания действитель­ности.

ИСИХАЗМ (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии. В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в IV-VII вв., возродилось в кон. XIII-XIV вв. (Григорий Синаит, Нил Сорский). В более узком смысле - религиозно-философское учение Григория Паламы.

 

ИСКУССТВО — один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности. Как степень совершенствования технологий, искусство включает в себя овладение различными приемами, художественными методами, расширением композиционных и стилистических возможностей, изобразительно-выразительных среде I и искусства. Эта грань искусства по-новому осознается в условиях сложившейся техносферы, когда появляются новые технически! искусства, а в традиционных искусствах проявляются тенденции ил интеграцию и синтез. Как результат человеческой деятельности, искусство представлено в артефактах художественной культуры (ценностный аспект), в научных идеях и концепциях, интерпретирующих искусство, в процессе художественного творчества и восприятия. Степень развития личности выражается в реализации художественных способностей и расширении творческих возможностей человека. Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции худжественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама счи­тается Муххамад, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского вероучения состав­ляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего еди­ного Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной, священ­ной книгой; вера в воскресение мертвых и конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски чело­веческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства

ИСТОРИЗМ – принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития.

ИУДАИЗМ - национальная религия евреев; первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно-семитской, а также египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом и, позднее, гностицизмом. В истории И. могут быть выделены такие периоды, как библейский, талмудический, раввинистический и реформационный.

ЙОГА - в широком смысле - религиозно-политическое учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством с помощью системы упражнений, ведущих к состоянию духовной гармонии и блаженства. Йога - в узком смысле - учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.

КАЛЛИГРАФИЯ (от греч. kalligraphia - красивый почерк) – искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Древнего Востока, птичье перо в Европе до XIX в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalokagathia, от kalos - прекрасный и agathos - добрый) – в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.

КАНОН (греч. — норма, правило) — система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусст­ва.

КАСТА - обособленная социальная группа (страта), члены которой связаны происхождением или правовым положением и принадлежность к которой полностью определяется рождением и является наследственной.

КАТАРСИС (греч. — очищение) — термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эсте­тического воздействия искусства на человека — очищение через сострадание и сопереживание.

КИЧ — этимология этого слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. — по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. — «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

КОД – совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Код – это модель правила формирования ряда конкретных сообщений.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание К.Б. составляют инстинкты и архетипы.

КОНТЕКСТ (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — общий смысл социально-исторических и культурных условий, ко­торые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятель­ности человека.

КОНТРКУЛЬТУРА (лат. — против) — направление развития совре­менной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмос­фере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 — 70-х гг. XX в. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В 70-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. — создавать) — религиозное учение о сотво­рении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.

 

КУЛЬТУРА – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природе.

КУЛЬТУРНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десементизацию (утрату смысла) отдельных её черт или целых комплексов.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ в широком смысле— один из видов социокультурной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. В узком смысле культурогенез – это процесс происхождения культуры.

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ – совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация.

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ (лат. area — площадь, пространство) — географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сходство в основных чертах. Концепция К. а. или “культурных областей” была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию К. а. разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под К. а. он понимает определенный географический район, к-рый характеризуется сходством значительного числа культурных черт. Внутри К. а. выделяются “культурный центр” — область наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут либо тормозить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют развитие культуры. Исследование К. а. — одна из центральных проблем этнологии и культурологии.

КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ в широком смысле – это стихийно сложившийся и функционирующий порядок осуществления какой-либо культурной функции. Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуалы, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т.п.

КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ в узком смысле – некая конкретная организация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно значимой продукции. Таковы, например, библиотеки, музеи, учебные заведения, религиозные общины, политические партии, философские кружки и т.п.

КУЛЬТУРНЫЙ ЗАСТОЙ – это состояние длительной неизменности культуры, при которой резко ограничиваются или запрещаются нововведения.

КАНОН – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

КАРМА (санскрит - деяние) – одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТАРСИС (греч. очищение) – духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

КАТЕХИЗИС (от греч. katechesis — поучение):

1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. katholikós - всеобщий, вселенский) – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По официальным данным католической церкви (явно преувеличенным), в начале 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в том числе 250 млн. в Европе, 226 млн. в Латинской Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских странах. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, главным образом в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины.

Обособление К. в христианстве началось в III-V вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже IX-X вв.), вновь произошёл в 1054 и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).

Являясь разновидностью христианской религии, К. признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению К., папа римский (римский первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов.Эти положения, особенно четко сформулированные на рубеже XII-XIII вв. при папе Иннокентии III, были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869-70. На этом же соборе был провозглашен догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая в XI в. папой Григорием VII), когда он выступает в роли верховного первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан ("ех catheara loquitur" - произносит речь с амвона), определяет доктрины по вопросам веры и морали.

Католическая церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения признаёт не только "священное писание", т. е. Библию, но и "священное предание", или традицию. При этом в "священное предание" К. включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как это делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.

В догмате К. о Троице "святой дух" исходит не только от бога-отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына (filioque).

К. проводит резкое разграничение между клиром и мирянами. Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: целибат - обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество даёт обет безбрачия), причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом - мирян (ныне в отдельных случаях также и вином), и др. Католическая церковь запрещает выход из духовного звания. Привилегии католического духовенства основываются в значительной мере на церковном учении о "сокровищнице переизбыточествующей благодати" (которого нет в православии): деяния Христа, апостолов, богоматери, святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают "запас" добрых дел и "благодати", за счёт которого церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение (это использовала католическая церковь как основание для торговли с XII в. индульгенциями).

Лишь в К. имеется догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких на земле: духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в XVI в. Тридентским собором.

Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.

Особенность К. - широкое, экзальтированное почитание богоматери (мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католическая церковь признала догмат о её телесном вознесении.

Культ в К. характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Обычно католическое богослужение совершалось лишь на латинском языке (2-й Ватиканский собор 1962-65 г.г. разрешил службу и на современных национальных языках). Многие праздники в К. появились после разделения церквей - праздники "Тела христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия девы Марии" и др.; в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью, - Сретение, Преображение, Воздвижение и др.

КИНИКИ (греч. kynikoi, от Kynosarges - Киносарг, холм в Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici - циники) – одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Оказали влияние на стоицизм.

КИТЧ (кич) – явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимально

Date: 2015-09-03; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию