Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций





О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно во всём мире.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое Христианство? Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства - Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет.

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа.

1. Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи.

1.1 Связь христианства с иудаизмом

Христианству столько же веков, сколько новой эре. От Рождества Христова отсчитывают годы и столетия европейские народы. Книги Нового Завета были написаны в середине I - начале II в. Христианское вероучение в основном сформировано к IV-V вв. Христианское искусство нашло свой язык, собственные формы выражения уже в течение первого тысячелетия. Христианская философия создается до сих пор. Христианской этике вновь и вновь учится каждый человек, живущий в христианском мире.

В разных культурах существовали и существуют неодинаковые представления о богах - высших существах, от которых зависит жизнь людей. Отсюда и разные мнения о том, как надо держаться по отношению к высшим силам. Истоки христианского учения о Боге следует искать в вероучении древних евреев.

Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей - это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга, как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е. идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

1.2 Судьба христианства в Римской империи

Поначалу римские власти не усматривали разницы между иудеями и христианами. И те и другие отказывались участвовать в церемониях жертвоприношений местным богам и римскому императору, который по законам империи считался равным богам. Таким образом, иудеи и последователи Христа оказались нарушителями общегражданского законодательства.

Но если от иудеев римские власти в I в. не добивались принесения жертв богам Рима, поскольку римляне признавали и разрешали все национальные религии, то от христиан этого не требовали лишь в первые годы, пока не начали отличать их от иудаистов. Затем христиан стали воспринимать не как представителей национальной религии, а как опасную секту, и теперь уже Рим требовал от них ни много ни мало как отказа от важнейшей из Десяти Заповедей: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня…». Почитать римских богов христиане не могли, и, как только власти поняли это, начались репрессии.

Зародившись в отдаленной провинции Римской империи (Иудее) в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, при императоре Деци) поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих. Раба-христианина преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.

Первое массовое гонение на Церковь предпринял император Нерон (54-68 гг.). Во время его правления пожар уничтожил большую часть Рима, а когда ропот народа против тирана усилился и Нерона стали обвинять в поджоге, он свалил вину на тех, у кого была среди населения самая подозрительная репутация, - на христиан. Репрессии начались в 65 г. и продолжались три года. Их жертвами стали тысячи римских христиан, которых на потеху толпы травили в цирках дикими зверями, сжигали заживо и распинали на крестах.

Во II в. гонения на христиан приняли ярко выраженный идеологический характер. При императорах династии Антонинов не было таких массовых репрессий, как в I в., однако преследования носили форму судебного разбирательства в отношении какого-либо конкретного человека по факту принадлежности к христианской общине. Если человек признавал себя членом христианской Церкви, то он подлежал смертной казни как враг империи.

Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующим): истина не зависит от воли властей, правым может оказаться человек униженный и бедный.

Так не просто складывались отношения Церкви с властями земными. Но внутри самой Церкви на протяжении всей истории ее существования происходило множество драматических, а порой и трагических событий.

С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) - православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия - протестантство.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи.

После этого христианство уже окончательно перестало быть религией рабов и угнетенных: оно превратилось в господствующую религию, поддерживаемую государством.

2. Особенности христианского вероучения и христианский тип личности.

Большинство религий уходят своими корнями в мифологию и преимущественно в космогонические представления. Подобные идеи заложены и в таких восточных мировых религиях, как индуизм и буддизм

Иначе построены мировые монотеистические религии: христианство и ислам, - чьи корни уходят в иудаизм (Ветхий Завет). Согласно Ветхому Завету Бог создал все бытие и существует начало и конец этого бытия. Такие установки ведут к формированию представления об историчности и необратимости процессов развития, о хроникальной последовательности события. Другая особенность - это утверждение «я», самости личности, отождествляемой с Богом, первоисточником и первопричиной всего бытия (нет меня - нет и бытия). То есть в отличие от политеистических религий информационное содержание «я» в иудаизме равноценно всему бытию, Главная идея Ветхого Завета - это воспитание людей в послушании Богу, в сохранении дистанции между богом-отцом и людьми - его детьми, поэтому эта часть Библии называется детовождением ко Христу.

В образе Христа Бог пришел к людям не только как спаситель, но и как благодать всего человечества, т.е. истина Евангелия не может быть уделом ограниченного меньшинства, так как христиане ответственны за спасение всех людей. («Вы свет мира, соль земли».) Христос оставил людям не просто новый закон или учение, но самого себя в форме созданной им церкви. Поэтому христианская церковь считается телом Христовым, а храм - местопребыванием Христа и сонма святых. Таким образом, можно выделить три особенности христианства, определившие уникальность этой мировой религии:

1) утверждение «я», самости человека как источника всеобъемлющей информации, основы всего бытия;

2) вселенский характер христианства, соответствующий духу учения;

3) церковь как тело Христа, в которой найдет спасение каждый, кто примет христианскую веру.

Именно усиление церкви привело к конфликту между светской и духовной властью, породило мощные антиклерикальные движения в Европе. А примат личности над природой, провозглашенный христианскими догматами, послужил толчком к развитию естественных наук, экономической системы капитализма, к рождению принципов гражданского общества, закрепленных впоследствии в конституциях («Свобода, равенство, братство»).

Учение христианства и философское наследие античности (римской и эллинистической культур) определили своеобразие нашего, в частности научного, мышления: это в первую очередь представления о едином однородном пространстве (Бог создал все бытие); об одномерности, непрерывности и однонаправленности времени (начало и конец бытия); о противоречии как внутреннем источнике всякого развития, движения (борьба между Богом и Сатаной). В частности, идеи господства человека над природой и привели нас к экологическому кризису.

Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения, которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры - краткое изложение главных догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств. Во время богослужений символ веры читается как молитва или исполняется хором присутствующих в храме. Христианский символ веры не создан богом, а вырабатывался отцами церкви в острой борьбе различных течений.

Понимание их невозможно без учета двух существенных моментов. Первый: христианство не есть некая абстрактная система религиозно-философских взглядов; оно прежде всего и главным образом есть «жизнь по Христу и во Христе». Поэтому здесь практика («духовное делание»), т.е. именно эта «жизнь по Христу и во Христе», заключающаяся в добродетельной жизни, молитве, соучастии в богослужении и, т.д., предшествует теории (т.е. умозрительному восприятию христианских истин) и является основой ее. Одновременно они неразрывно связаны.

Второй момент: христианское вероучение по своей сущности сверхрационально, ибо источник его - Божественное откровение, превышающее пределы человеческого разума. Поэтому на уровне обыденного сознания оно часто предстает как бы сотканным из неразрешимых противоречий (антиномий), которые разрешаются и снимаются лишь через духовный опыт веры.

В этом смысле антимоничны два основных догмата христианства (сложение пальцев руки при крестном знамении символически указывает на них): учение о Святой Троице и учение о Лице Господа Иисуса Христа (или христология). Первый догмат можно кратко сформулировать так: Бог един в трех Лицах или Ипостасях (греч. слово «ипостась» имеет множество значений и смысловых оттенков, но здесь подразумевается Личность). Троица есть Бог-Отец, Бог-Сын или Слово (греч. «Логос» - одновременно и Слово, и Разум) и Бог-Дух Святой. Божественные Лица отличаются друг от друга своими ипостасными свойствами. В то же время три Ипостаси Троицы не есть три бога, ибо они -- один Бог, поскольку обладают одной природой или сущностью (единосущны). В таком своем виде христианский монотеизм отличается и от иудейского, и от античного монотеизма. Ибо в первом Бог есть Личность, но Личность, которая полностью закрывает собой Божественную природу; во втором же, наоборот, Божественная природа полностью поглощает Личность и Бог является лишь абстрактным Абсолютом, чистой Идеей. В христианском же монотеизме Бог есть одновременно и Личность, и Абсолют; это и является тайной Божественного Триединства, или Божественной жизни.

Все прочие части христианского вероучения органически связаны указанными двумя догматами. Бог-Троица не есть только надмирное и предвечное Существо, но является и Творцом мира. Данное творение есть акт Его свободного волеизлияния, а не произошло в силу какой-либо необходимости. Мир создается «из ничего», и здесь христианство предстает как принципиально монистическое учение: наряду с Богом не существовало никакой «предсуществующей материи». Вся христианская космогония основывается на повествовании книги «Бытие», о шести днях творения.

3. Библия - памятник культуры мирового значения.

Библия - самая известная и наиболее распространенная и мире «священная книга». К началу 1992 г. она была переведена (полностью или частично) на 1978 языков. Это первая из напечатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452-1455 гг., Майнц, Германия), которая и поныне остается издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами. «Священная книга» иудаизма и христианства, она оказала громадное влияние и на светскую культуру всех стран мира.

Библия в переводе с древнегреческого означает «книги». По своему объему она резко уступает Ведам и Типитаке, но это очень солидный свод текстов, включающий десятки книг. Библия делится на две неравные части. Ветхий Завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почитаемый только христианами, включает 27 книг. Книги с XIII в. (кардинал Стефан Ленгтон) поделены на главы, а в XVI в. главы были разделены парижским типографом Робером Этьеном на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Ветхий Завет отразил многие события истории древнееврейского народа, одного из кочевых семитских племен, вторгшегося в середине II в. до н.э. на территорию Палестины, а в период около 1000 г. до н.э. образовавшего Израильское царство. Правда, действительные события истории здесь излагаются сквозь призму религии - как история сложных взаимоотношений еврейского народа с Богом. Но в руках профессионала-историка эти данные приобретают ценнейшее значение.

В Ветхом Завете собрано много данных об истории других ближневосточных народов. Религиоведы указывают на то, что нашедшие в нем отражения верования, сказания и легенды несут следы влияния культуры шумеров, вавилонян, ассирийцев, персов, египтян и др. Но в наибольшей мере содержание Ветхого Завета обусловлено реалиями судьбы древних евреев.

Верующий видит в Библии не столько книгу, сколько богоданную святыню, заслуживающую благоговейного поклонения. Неверующему человеку надо обязательно иметь это в виду: даже не разделяя мысли о божественном происхождении Библии, не следует в присутствии верующего неуважительно высказываться о ней. Для служителя религии идеи и сюжеты Библии являются почти исключительным источником проповедей и темой собеседований с верующими.

На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги. Талмуд - вод религиозной иудейской литературы прямо или опосредованно опирается на Танах, а в особенности - на Тору. Из Ветхого и Нового Завета вытекают постановления христианских соборов, писания «святых отцов», катехизисы, пособия для учащихся по «Закону Божию», богослужебные книги. На Библии основаны разнообразнейшие богословские труды и многочисленные сочинения еврейских и христианских религиозных философов

Она и поныне остается «Книгой книг». Главное в ней не то, что оказалось исторически преходящим, что подлежит критике естествоиспытателей и не соответствует мировоззрению кануна III тысячелетия, и я не буду здесь следовать давней антирелигиозной традиции - предвзято и придирчиво констатировать архаичное, устарелое и противоречивое в библейском тексте. Для верующего человека в Библии свято каждое слово. С уважением отнесусь к этому, и замечу, что она - достояние всего человечества. А потому люди неверующие вправе выделить в Библии не столько религиозно-культовое, сколько именно общечеловеческое достояние.

Для культуры человечества Библия прежде всего ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а следовательно, - один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д. С. Лихачева: «Библия - это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты культуры минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее.

Идеи, сюжеты и образы Библии вплелись в ткань повседневного языка народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок, расхожих до сего времени. Например, некоторые, обиходные изречения: «Кто не работает, тот не ест», «Не судите, не судимы будете», «Нет пророка в своем отечестве», «Время жить и время умирать», «Зарыть талант в землю», «Взявший меч от меча и погибнет», «Перековать мечи на орала», «Не хлебом единым», «Кесарю - кесарево». Или такие выразительные определения и красочные аллегории: «хлеб насущный», «соль земли», «заблудшая овца», «суета сует», «мерзость запустения», «Соломоново решение», «30 сребреников», «Иудин поцелуй», «манна небесная», «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «блудный сын».

У разных народов по мере их христианизации, благодаря церковной проповеди Библии, ее сказания и легенды сплелись с преданиями собственной старины и пересказывались неграмотным людом, заменяя ему писаную историю и литературу. Еще более велико воздействие Библии на письменную культуру человечества. Переписывание (а затем и печатание) Библии и ее активное распространение стимулировали развитие письменности в разных странах. В течение тысячелетий она оставалась главной книгой для чтения, да и сам этот навык, наши деды приобретали, обучаясь по Псалтырю.

Проповедь Евангелия сопровождалась у многих народов становлением национальной письменности. Так, например, было у древних коми, которым Стефан Пермский (XIV в.) составил первую азбуку и перевел ряд библейских текстов. Еще шесть веков спустя Библию перевели на коми-пермяцкий язык.

Вряд ли есть теперь в России народность, не имеющая Библии на своём языке. Уже сам по себе перевод энциклопедического свода Библии вел к обогащению национального языка, давал мощный толчок просвещению многих и многих народов, приобщал их к миру сложившейся христианской цивилизации, а тем самим способствовал лучшему взаимопониманию и единению человечества на основе общих гуманистических ценностей и идеалов.

Прикосновение к Библии высвечивает национальному самосознанию его общность с судьбами, страданиями и надеждами других народов Земли, а значит, противостоит национальному эгоизму и отчуждению. Общи и приемлемы для всех народов в качестве правил поведения знаменитые заповеди Моисея. Чрезвычайно актуальны для современного мира с его глобальными проблемами (военной, экологической, демографической, * продовольственной и пр.) евангельские призывы к ненасилию, миротворчеству и милосердию. Казалось бы, предельно абстрактны, но сколь необходимы для нашего времени - времени сокрушительного краха особенно привлекательных социально-нравственных идеалов, надежд и естественной веры в лучшее будущее - оптимистические и гуманистические принципы Нового Завета о самоценности человека, о любви к ближнему (и к дальнему) как всеобщий нравственный ориентир. Ориентир для всех народов, всех людей - верующих и неверующих.

Размышляя далее о культурной роли Библии, стоит отметить приведенные в этой книге данные о доминировании религиозного начала в творчестве художников Запада. Можно констатировать, что вплоть до раннего нового времени искусство являло собой своеобразную Библиаду. Столь всепроникающим было воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, композиторов и писателей, что без знания ее текста понять что-либо в классическом искусстве крайне трудно.

Да и сама по себе Библия составляет собрание таких, например, художественных шедевров, как «Песня песней» и псалмы. Шедеврами являются также многие рукописные и печатные издания Библии. Нередко они оснащены изумительными по выразительности иллюстрациями.

Заключение

Христианская религия является одной из самых распространенных в мире, объединяя свыше миллиарда верующих. В значительной степени благодаря христианству определяется культурное развитие человечества в последние две тысячи лет.

Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большинство протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.

Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры.

Православная Церковь насчитывает в своих рядах 120 млн. человек. Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн. человек. Протестантские церкви, входящие в Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.

Я считаю, что поставленные пред собой задачи полностью мной выполнены. Я описала историю возникновения христианства, изучила особенности христианского вероучения, объяснила, почему библия является памятником культуры мирового значения. Выполнение этих задач помогло мне достичь главной цели этой контрольной работы.

Литература

Апокрифы древних христиан. М., 2008. Библия. Любое издание. Бондаренко Г. Путь Иисуса. История христианства. М., 2007. Гарнак А. фон. Сущность христианства. М., 2010. Джонсон Пол. История христианства. М., 2010.20 Косидовский З. Библейские сказания. М., 2001. Крывелев И.А. История религий. В 2-х тт. И., Беседы сквозь тысячелетия. М., 2006. Майоров Г.Г. Этика христианства. М., 2005. Раннехристианская и византийская экзегетика. М., 2008. Ренан Э. История происхождения христианства в 7-и тт. М., 2009. Романов А.В. Вера и религиозность. Екатеринбург, 2004. Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001. Христианство. Культура и нравственные ценности. М., 2008. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 2007.

ТЕМА 18 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII- ХVIIIвв.)

1. Общая характеристика эпохи Нового времени.

2. Стиль мышления эпохи и система ценностей западноевропейской культуры как отражение абсолютизма, утверждения капитализма и прогресса научного знания. Феномен Просвещения.

3. Художественная культура ХVII - ХVIII вв. Особенности стилей барокко, рококо и классицизма, их проявления в различных видах искусства.

Литература

 

ТЕМА 18 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII- ХVIIIвв.)

Введение

Для того чтобы проанализировать Западноевропейскую культуру, прежде всего, необходимо понять, что же включает в себя это понятие. Итак, культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляют, чтобы охарактеризовать определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации, специфические сферы деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); более узкий смысл это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты деятельности людей (сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), также человеческие силы и способности, которые проявляются в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Культура характеризует специфическую сторону жизнедея-тельности человека. В своей работе я отразила какие явления охарактеризовали XVII-XVIII вв., что способствовало этим изменениям, и, в конечном итоге, к чему они привели. Ознакомившись с данной работой, можно узнать с какими именами и произведениями искусства связана эпоха Просвящения, познакомиться с основными направлениями, господствующими в период XVII-XVIII вв.

1. Общая характеристика эпохи Нового времени.

Новое время включает в себя XVII--XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789 - 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение, основанное на убеждении, в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, очеловечивании уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Камнем преткновения во всех просветительских теориях была вера во всесилие разума.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII века. В середине XVIII века

центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны. Были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. Мир изменился до неузнаваемости.

Великая промышленная революция в Англии и великая французская революция послужили предвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований является интеллигенция. Ни одно крупное событие в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей- интеллигентов, людей науки и культуры. Они образовались из всех слоев общества, прежде всего из сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе в искусстве. Успехи Просвещения стали возможными потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным поставщиком культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Итог всего - на исторической сцене появился новый тип культуры - массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Иначе быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру - высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры.

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева.

2. Стиль мышления эпохи и система ценностей западноевропейской культуры как отражение абсолютизма, утверждения капитализма и прогресса научного знания. Феномен Просвещения.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм - как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком, провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.

Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как вместилище божественного разума. Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму, обновившему науку о нравственности.

По Юму, мотивы поступков, в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Другой великий мыслитель - экономист Адам Смит, положивший основу классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Французский просветитель, правовед и философ Монтескье страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления.

Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII - XX веков. Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер выступал против абсолютной монархии и феодального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Важная роль в Просвещении отводилась не столько политическими взглядами, сколько духу сомнения, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев.

На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах - в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философих романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, который впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру чело века, пренебрежение к его естественным потребностям. Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма властей. Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю.

Но если государство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо: культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму, оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» философ-материалист Дени Дидро был неординарной личностью. Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». Дидро придал «Энциклопедии» размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

Родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кенигсберге и иностранный почетный член Петербургской Академии Иммануил Кант сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую философию» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта.

Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках. Его современник Готхольд Эфраим Лессинг поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ явился основоположником немецкой классической литературы.

Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма («Лаокоон»), Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа. Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем.

В трагедии «Фауст», итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на многих европейских художников XIX-XX вв., черпавших в его произведениях темы, сюжеты, мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.

Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

3. Художественная культура ХVII - ХVIII вв. Особенности стилей барокко, рококо и классицизма, их проявления в различных видах искусства.

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, и возникшего как реакция на него романтизма. Классицизм основан на рационализме и возвращении к идеалам античности. Романтизм исповедует чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре. Рассмотрим подробнее основные стили, господствующие в XVII - XVIII в.в., их особенности и проявление.

Слово классицизм происходит от лат. classicus - образцовый. Основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Классицизм стремился все как бы разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров -- «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян.

С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра. Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше. В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством.

На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини. Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. Здесь творил Карло Гольдони, создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу. В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему.

Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся в философскую систему Декарта. Принципы предопределили взгляд на художественное как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов II. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Энгра и Э.М. Фальконе. Темы полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.

Пейзаж Пуссена - это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз - живописец Давид. Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Между двумя классицизмами -- ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

Рококо зародилось в XVII веке. Самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо -- порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.

Сюжеты - только любовные, эротические, любимые героини -- нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера.

Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве -- в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью.

Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643-1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684-1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний.

Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703-1770). Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.

Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. В моду вошла Древность. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью. Термин барокко происходит от итал. bагоссо, что в буквальном переводе означает странный, причудливый) -- одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI -- середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинство европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров (гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат.

По таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном. Славу ему принесли не только замечательные картины, но и успехи на дипломатическом поприще. Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (такие крупные мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611-1614, «Персей и Андромеда», 1620-1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622-1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни «Возвращение жнецов», 1635-1640, многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он получал не только новые заказы, по и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и Карла I Английского).

Рубенс считается одним из самых плодовитых художников в истории живописи. Художник создал свой мир - мир богов и героев под стать гиперболическим образам Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX века.

Э. Делакруа назвал его «Гомером живописи». Рембрандт - величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Врожденное стремление к психологизму, исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и экспрессивность и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи. На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие апостолы» в полутемных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел в темнице», «Св. Анастасий»).

Однако излюбленным жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили родственники и близкие художника. Получили широкую известность его индивидуальные и групповые портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое семейство», «Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») композиции. Творчество Рембрандта - полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах, написанных на библейские сюжеты, отсутствует помпезность и драматичность.

Рембрандт прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерой в Испании, Т. Тассов Италии, А. д'Оби- пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).


Заключение

Западноевропейская культура XVII - XVIII вв. во многом обуславливается происходящими в мире событиями, отражает взгляды поколения, существовавшего в так называемую эпоху Нового времени. Существенное влияние на культуру оказала эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, переходящей от феодального образа жизни к обществу, где важную роль играет научно-технический и социальный прогресс.

В период с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости. В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Это были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. Образовался новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры. Успехи Просвещения стали возможными благодаря еще одной мощной социальной силе - классу буржуазии.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения характеризуют именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева. Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей -классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Основой классицизма стали представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию «высоких» жанров. Рококо самый характерный для французов стиль, сконцентрировавший особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса, порождение исключительно светской культуры, королевского двора и французской аристократии. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств.

Просвещение не только историческая эпоха в развитии европейской культуры, еще и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и, техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Главной идеей просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Новиков, Радищев в России и др..

Цели и идеалы Просвещения - свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм - как политических, так и религиозных.

Глоссарий

1. Барокко - вычурный и пышный стиль в искусстве XVI - XVIII вв.

2. Буржуазия - класс собственников средств производства, существующий за счет прибавочной стоимости, получаемой в результате применения наемного труда.

3. Гумманизация - прогрессивное движение, направленное на освобождение от идейного закрепощения времени; человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

4. Догма - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

5. Интеллигенция - люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями различных областях науки, техники, культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

6. Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

7. Историческая эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким-либо характерным явлениям, событиям.

8. Классицизм - направление в искусстве XVII--XIX вв., основанное на подражании античным образцам.

9. Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижения людей.

10. Личность - Человек как активный субъект общественно значимой деятельности, осознанно влияющий на ход социальных изменений.

11. Метафизика - Важный принцип познания мира и человека, акцентирующий постепенность изменения объектов, нежелательность использования экстремистских способов преобразования социальных явлений.

12. Познание - Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их более или менее глубокие представления о мире, человеке, целях и мотивах его деятельности.

13. Революция - коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти.

14. Рококо - стиль в искусстве XVIII в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

Литература

Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 2004. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, Т.1. М., 1987. Т.2. М., 1988. Т.3. М., 1989. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. М., 2010. Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. /Энциклопедия в 3-х тт. М., 2006. Европейское Просвещение и цивилизация России. М., 2004. Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. М., 2007. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.27 Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. М.,1993. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987. Классицизм. Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Музыка. М., 2005. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х тт. М., 1993. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М., 2009. Французское Просвещение и революция. М., 1989. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1996. Фукс Э. Erotica. Галантный век. Пиршество страсти. М., 2001.

 

 

ТЕМА 24. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ ХХ-XXI в.

1. Модернизм в культуре ХХ в.

1.1 Авангардизм в искусстве как явление модернизма.

1.2 Утверждение самоценности художественной формы, превращение формы в содержание искусства (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм).

1.3 Поиск иной реальности: абстракционизм, сюрреализм.

2. Постмодернизм как стиль мышления.

2.1 Философия постмодерна.

Литература

 

ТЕМА 24. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ ХХ-XXI в.

Введение

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства.

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern».

Модернизм — условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. Началом модернизма считается импрессионизм в литературе, музыке и живописи, последствиями которого стало разъединение формы и содержания и дальнейшее совершенствование художественной формы путем анализа составляющих ее элементов.

XX век, начинающийся радикальной абстракцией, перевалив за половину своей дистанции и усомнившись в собственных футуристических планах, возвращается к связанному с традицией фигуративному образу. Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы.

 

 

1. Модернизм в культуре ХХ в.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.

В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.

В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущн

Date: 2015-09-03; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию