Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар и его свойства. Двойственный характер труда. Величина стоимости товара





 

Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать содержание экономических категорий «благо», «продукт», «товар», «услуга».

Прежде всего товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых,не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства бόльшая часть благ становится товаром.Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар.
В-третьих, если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар
. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товарэто специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

Не являются тождественными также понятия «продукт» и «товар». Продукт – это вещественный (материальный) или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея и т. д.). От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Значит, товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а для обмена на другие продукты.

В качестве продукта человеческого труда и товара могут выступать и услуги, но они имеют специфику: не имеют материальной формы, их нельзя непосредственно накопить, потребить их можно только в момент производства.

Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).

Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий «ценность», «стоимость», «полезность».

Разграничение между термином «ценность». и «стоимость» обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе как бы исключалась из рассмотрения.

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т. е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного и абстрактного труда.

В историческом плане можно выделить два альтернативных подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности (иначе – не-трудовой теории стоимости).

Трудовой теория стоимости. Большой вклад в её развитие внес К. Маркс. В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.

Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). В то же время сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

В процессе труда создаются потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т. д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость.

Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.

В условиях товарного производства двойственный характер труда выражает противоречие между частным и общественным трудом. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но и общественным.

Однако общественный характер труда проявляется лишь на рынке в процессе обмена: только здесь обнаруживается, является ли труд товаропроизводителя полезным для других, нужным обществу, получает ли он общественное признание. Успешная реализация товаров одними производителями нередко нарушает интересы других, недостаточно приспособившихся к потребностям общества и условиям рынка. В результате одни производители обогащаются, другие – разоряются.

Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии между конкретным и абстрактным трудом. Товар, являясь единством потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе противоречие между ними.

Противоречие между частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного производства. В условиях капитализма оно становится еще более острым, трансформируется в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (основное противоречие капитализма).

Учет затрат труда происходит стихийно на рынке. Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре труд, то ее величину можно определить количеством труда, общественно необходимого для его производства.

Общественно необходимое рабочее время – это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление товаров. В подходах различных авторов общественно необходимымим были затраты, производимые как в худших условиях (Д. Рикардо), так и при средней квалификации (умелости) работников при средней интенсивности труда и средней же норме прибыли.

На величину стоимости воздействует ряд факторов, главными из которых являются следующие.

· Производительность труда, под которой понимают его эф-фективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства то-вара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости.

· Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.

· Сложность труда Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Товарная организация общественного производства порождает соответствующие экономические законы, основным из которых является закон стоимости.

Суть закона стоимости заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны следующие черты:

в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;

величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.

В товарном производстве закон стоимости выполняет три функции.

Во-первых, закон стоимости является стихийным регулятором пропорций производства (пропорциональности). Регулирующая функция закона стоимости заключается в стихийном колебании рыночных цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы.

Во-вторых, закон стоимости выступает как стимул в развитии производительных сил, росте и совершенствовании производства, повышении производительности труда и снижении стоимости товаров. Его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми.

В-третьих, закон стоимости выступает фактором имущественной, экономической и социальной дифференциации товаропроизводителей.

теория предельной полезности

Основные представители нового направления экономического анализа: англичанин У.С. Джевонс, австрийцы К. Менгер, Ф. фон Визер и Е. Бем-Баверк, американский экономист Дж.Б. Кларк.

Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение о том, что сведение стоимости к затратам (труда или всех «трех первичных факторов» – труда, земли и капитала) неприемлемо.

Ценность (стоимость) определяется степенью полезного эффекта, т. е.

Основные методологические положения теории предельной полезности заключаются в следующем.

· Во-первых, акцент в экономическом анализе был перемещен с издержек и затрат на конечный результат. Для этого было введено само понятие предельной полезности, обосновывалось утверждение о том, что производственные ресурсы получают свою ценность от конечного продукта, а не наоборот.

· Во-вторых, в центр экономического анализа были выдвинуты человеческие потребности, т. е. не внеличностные, «объективные» факторы и силы, а субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. С учетом этого центральная категория – полезность – понимается именно как субъективная оценка, которую дает каждый индивид роли определенного блага в удовлетворении своих потребностей. Ценность блага – это понимание конкретным человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

· В-третьих, человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их важности и стремится удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ.

Ценность каждого из благ будет зависеть от двух факторов:

от важности удовлетворения потребности;

от степени ее насыщения.

В-четвертых, в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности благ. Это положение известно как первый закон Г. Госсена: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. Снижение удовлетворения означает вместе с тем снижение полезности каждой последующей единицы блага.

Второй закон Г. Госсена: если запас различных благ недостаточен для полного удовлетворения, то совокупное наибольшее удовлетворение достигается в точке, где интенсивность удовольствия от потребления каждого блага одинакова.

Первый и второй законы Г. Госсена используются для измерения величины ценности.

· В-пятых, ценность (стоимость) благ определяется предельной полезностью, т. е. субъективной полезностью последней единицы запаса, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Если благо имеется в изобилии (например, вода), то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно едини-цу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет неэкономическим (или сво-бодным) благом.

Наоборот, даже если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

В подобном разграничении совокупной полезности блага (т. е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т. е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) – одно из главных концептуальных положений, привнесенных в теорию стоимости.

Чем больше благ (товаров), т. е. чем менее они редки, тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.

В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж.Б. Кларком была предложена теория предельной производительности факторов производства.

Как известно, в производстве всегда задействовано несколько факторов производства. Об этом, в частности, говорится в теории трех факторов производства, возникшей в первой половине XIX века. Она связывает создание стоимости с функционированием трех факторов производства – капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим факторам соответствуют прибыль, заработная плата и рента. Факториальный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности.

Каждый фактор производства имеет определенную производительность и вносит свой вклад в ценность продукта. Владельцу соответствующего фактора принадлежит вклад этого фактора.

Согласно теории предельной производительности все факторы производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного продукта). При этом вся произведенная стоимость готового продукта вменяется тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом. Тем самым в теории предельной производительности дается анализ взаимодействия между производством стоимости и ее распределением между отдельными агентами товарного производства.

Сопоставляя оба подхода, можно заметить, что в рамках трудовой теории стоимости решающая роль принадлежала фактору предложения (принимались во внимание затраты труда на производство товаров). В рамках теории предельной полезности, наоборот, основное внимание было уделено потребительским оценкам. Соответственно, двум подходам была присуща ограниченность, т. е. ни один из них не мог претендовать на абсолютную истинность в объяснении реальной хозяйственной практики.

А. Маршалл делает вывод – неправильно отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложению, либо спросу, видеть основу стоимости и рыночных цен только в затратах или полезности

нет смысла искать единый источник стоимости, единое основание цены. В теории К. Маркса таким источником считается труд. Представители австрийской школы видели такое единое основание в предельной полезности. В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства) товаров. Исходя из этого ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства.

Осуществленный А. Маршаллом синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости открыл путь к созданию общенаучной теории ценности.

Date: 2015-09-03; view: 1840; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию