Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф – основа культуры





К. Леви-Строс, этнограф, антрополог, исследователь народов, сохранивших и в наше время первобытные черты, уподоблял миф кристаллу в мире физической материи. Так он образно выразил представление о мифе как концентрации свойств культуры и мира. В мифе, словно в коконе, свернуто все то, что в истории культуры развито и развернуто. Современный читатель обычно воспринимает мифы, как сказки. А вот для первобытного человека они были истиной.

У мифа нет автора — это воплощение коллективного сознания. Мифология - это первичные образы, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология была исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышления — религиозного, художественного, философского, научного. Философ Г.В.Ф. Гегель называл мифы педагогикой человеческого рода. Мифология создавала образы-образцы, которым соответствовало поведение человека, все его сознание и жизнь. Миф помогал осознать смысл жизни и бытия племени и отдельного человека, учил отличать добро от зла. В мифах разных народов находят при всем различии много родственного — так же, как и в психике ребенка, а исследователи называют мифологическое сознание «детским сознанием».

Самый известный исследователь мифов ф. Шеллинг рассматривал мифологию как объединение реально созерцаемых идей, послуживших первоматерией для искусства. Все формы искусства берут начало в мифологии: песня, балет, живопись, скульптура и, конечно, театр и художественная литература, особенно поэзия.

Многие исследователи считают, что и в наше время миф продолжает играть свою определяющую роль в качестве архетипа (первообраза). По концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятия и представления людей о внешнем мире. То, что принято называть знаниями, в действительности может быть продиктовано воображением. Новое время творит новые мифы. Например, Мифы, по Шеллингу, являются проматерией для искусства. Все формы искусства берут начало в мифологии. Юнг всю историю культуры рассматривал, как трансформацию мифов, возведение их на все более высокие ступени.

Звездное небо греческой мифологии Греческая мифология оказала большое влияние на культуру всего человечества. Посмотри на звездное небо — там видны созвездия Персея, Кассиопеи, Лебедя, Дракона. Общепринятые символы, олицетворяющие их, а также их названия пришли к нам от древних греков. В картинных галереях множество произведений, основанных на тематике греческих мифов.

Со сцены и в наше время не сходят драматические постановки и балеты, где главные герои - из Древней Греции. Совсем неудивительно, что в различных интерпретациях приключения греческих героев стали любимым чтением детей. Мультфильмы об аргонавтах, кинофильмы о Геракле - все это интересно и взрослым.

Греческие мифы - детство человечества. Законы природы, ее явления представлялись первобытным людям неким нагромождением. Надо было упорядочить хотя бы восприятие непонятных, но грозных сил. Одушевленной представляется земля, которая рождает небо и питает его, как она питает все на свете. Древнейшая мифология — мифология матриархата, ее часто называют хтонической, т. е., прежде всего обращенной к природным силам земли и подземного мира. Фантазия создает ужасных чудовищ: многоголовых, сторуких, наделенных огромной пастью и змеиными хвостами: Лернейская гидра, Ехидна, Химера, страж Аида - пес Цербер...

Магической мощью наделялась не только непосредственно земля, но и весь мир. Боги и духи обитали и в воде, и в кронах деревьев. На заре культуры боги почитались в виде фетишей — простых фигур, наделенных свойствами казнить и миловать. Так, Зевс первоначально был почитаем в виде каменной пирамиды или колонны. Геру в Беотии представлял обрубок древесного ствола... Поклонение камням сохранялась и в более позднее время.

Греческие мифы дали начало символике: виноград, щедрый дар Диониса, символизировал веселье, радость, плодородие. Кипарис соотносился с погребальными традициями, платан - с культом Геракла и вообще героев, тополь воспринимался как символ мрака, горя и слез. Лавровое дерево -символ света, добра, исцеления, а также славы и творчества, так как оно было связано с культом Аполлона. Дуб как царь среди деревьев ассоциировался с Зевсом.

Меняется общественное устройство — меняются и мифы. В мифологии олимпийского периода, связанного с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои. Они расправляются с чудовищными тварями, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. От его же руки гибнут два чудовищных великана — От и Эфиальт, которые мечтали завладеть Олимпом. Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.

Появляется верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги. На горе Олимп существует своего рода патриархальная община, где Зевс - главный.

На первый план выходят боги более совершенного типа. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра — культурного земледелия. Мудрая Афина Паллада сменяет необузданного Ареса, она сторонница честной и организованной войны. Афродита сделалась богиней любви и красоты, Гестия — богиней домашнего очага. Артемида сохранила древние охотничьи функции, но теперь она - красивая и стройная, хорошо относится к людям.

Словом, все некогда примитивные божества сделались более одухотворенными, благородными, возвышенными. Человек уже не так боится богов, потому что власть его над природой возросла. Если раньше нимфы (наяды, нереиды, дриады) были воплощением дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной.

Герой Прометей даровал людям не только украденный у олимпийцев огонь, но и зачатки цивилизации. Его дар сделал человечество независимым от воли богов и страха перед ними. Когда герой Геракл освобождает Прометея, между ним и Зевсом происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея и по большому счету человечности.

Греческим богам свойственны людские страсти и слабости, они воюют между собой, обманывают, любят и ненавидят, мстят и прощают. В поздний период мифологическое мышление древних греков становится источником вдохновения не только для искусства, но и для философии, науки.

Небесами, морями и подземным царством правили соответственно Зевс, Посейдон и Аид. Однако последние два подчинялись Зевсу. Все двенадцать богов жили на горе Олимп, нежащейся в лучах вечного света. На Олимпе боги имели свои дворцы, где они проводили время в танцах и пирах. Пищей им служили амброзия и нектар. Боги были прекрасны собой и бессмертны. Древние греки считали, что боги постоянно участвуют в жизни смертных с момента рождения до смерти. Они могут быть как справедливыми и милосердными, так и мстительными, грозными.

 

5. Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе "Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.

По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

 

Date: 2015-09-03; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию