Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания. Что является особенностью менталитета первобытного человека:





Вопрос 1

Что является особенностью менталитета первобытного человека:

1. представление об отсутствии барьера между духовным и физическими

началами

2. резкое разделение мира на духовный и физический

3. запрет на половые контакты внутри рода

4. принцип талиона ("око за око")

Вопрос 2

Как называется тип религиозного сознания в первобытном обществе,

связанный с представлением о происхождении рода от того или иного

растения, животного или явления природы, являющегося защитником и

покровителем его представителей?

1. фетишизм

2. тотемизм

3. анимизм

4. магия

Вопрос 3

Как называется тип религиозного сознания в первобытном обществе, суть

которого в одухотворении природы, животных, растений, неживых

предметов?

1. анимизм

2. фетишизм

3. магия

4. тотемизм

Вопрос 4

Комплекс ритуальных обрядов, функцией которых является воздействие на

сверхъестественные силы для получения материальных результатов, - это

1. анимизм

2. фетишизм

3. магия

4. тотемизм

Блок 3. Первобытное искусство и архитектура

Первобытное искусство зарождается в эпоху верхнего палеолита, когда

физическое и умственное развитие человека достигает должного уровня,

когда достаточно ловкие руки и развитой мозг, способность к абстрактно-

логическому мышлению для воссоздания предметов искусства, а также

определенное техническое развитие, обеспечивающее некоторую

устойчивость общества и, как следствие, досуг – наличествуют

одновременно.

В современной науке существуют различные теории происхождения

искусства:

• Искусство – игра, в которой человек расходует накопленную энергию

(Хейзинга).

• Искусство – отражение инстинкта имитации.

• Искусство – отражение инстинкта украшения.

• Искусство возникает как средство коммуникации.

• Искусство возникает для магических целей (Рейнан).

Помимо этого существуют трудовая (Бюхер), биологическая (Дарвин),

психоаналитическая (Фрейд) теории возникновения искусства. Особого

внимания заслуживает не имеющая аналогов современная теория

происхождения искусства А. Д. Столяра, согласно которой искусство

возникло в результате длинного, в 200 – 300 тыс. лет пути развития

символического мышления от натуральной формы к рисунку. Выводы

ученого опираются на археологические раскопки.

Вероятнее всего, причины возникновения искусства определены всеми

вышеуказанными факторами и, следовательно, в любой приведенной теории

есть доля истины.

Характерной чертой первобытного искусства является однородность его

форм независимо от местонахождения и жанров, или видов. Наскальные

росписи и фигуры, палеолитические «Венеры», керамика, пещерные

изображения и гравированные или расписанные каменные пластинки и

галька обнаруживают сходство в деталях, технике изготовления, в тематике и

манере изображения. И все же каждая эпоха каменного века накладывает

отпечаток на искусство своего времени и сообщает ему отличительные

признаки, согласно которым принята следующая периодизация

первобытного искусства: искусство верхнего палеолита, искусство мезолита,

искусство неолита.

Искусство эпохи верхнего палеолита. Его памятники были открыты на

юго-западе Франции, севере Испании, в Австрии и на севере Африки.

Существуют два его жанра: мобильное и наскальное искусство.

Мобильное искусство – это небольшие, легко перемещаемые предметы,

имеющие художественную ценность: статуэтки, каменные плитки, ручные

трости, гальки с гравированными или живописными изображениями. Оно

может быть двух типов.

Антропоморфное, изображающее человека в эпоху палеолита, главным

образом женщин, мужские образы почти не встречаются. Широко известны

так называемые Венеры, среди которых наиболее знаменита статуэтка из

австрийской деревни Виллендорф. Она воспроизводит женскую фигуру в

стилизованной малореалистичной манере, лицо не проработано, все

внимание обращено на грудь, бедра, живот, неправдоподобно увеличенные в

размерах. Это объясняется возможным культовым назначением статуэток,

символизирующих изобилие и плодородие.

Наскальное искусство. К нему относят все виды изображений на

открытых скальных поверхностях и в пещерах. Это живопись, петроглифы

(процарапанные рисунки), рельефы. В целом этот вид первобытного

искусства характеризуется постоянством тем (анималистических),

художественностью языка и манеры изображения, отличающихся

подчеркнутым стремлением к правдивому отображению окружающего мира.

Несмотря на реализм, значение наскального искусства символично, так

как оно используется в магических обрядах и культах. Вероятно, именно

магические цели обеспечили возможно большее жизнеподобие, столь

необходимое в обряде «оживления» тотема или будущей добычи. Шедевры

наскального искусства эпохи палеолита находятся в испанской пещере

Альтамира и во французских пещерах Ле-труа-фрер и Ласко.

Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на

высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и

вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в

исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог

дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции.

Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим

над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё

изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного

художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка.

Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня,

который был достижим при естественных возможностях, художник должен

был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале

камня.

Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения.

Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не

соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же

величину рисовались мамонты и бизоны. В пещере Ляско, например,

огромный тур изображён рядом с крошечной лошадью. В Кап Бланк между

ногами одной из лошадей вытесан бизон ничтожных размеров. Часто в одном

месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не

соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку

они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше

пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное

было на картине соответственно меньших размеров, чем более близкое, но

палеолитический художник, не утруждая себя подобными “деталями”, скорее

всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее,

полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта. На

гравюре горного козла из Эббу полностью отсутствует перспектива в

передаче рогов: оба рога изображены не фронтально, а сбоку, причём один

рог противопоставлен другому. Художник пытался передать глубину

пространства, изобразив передние ноги животного скрещенными, как бы

желая этим сказать, что одна нога впереди, а другая сзади.

Из многочисленных примеров вытекает, что передача движения была

сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с

глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими

инструментами. Такие крупные каменные резцы были найдены на стоянке Ле

Рок де Сер и не оставляют сомнений относительно техники этой работы. Для

гравюр среднего и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их

контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой

же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на

кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто

заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По

возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она

пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем

гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные

пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство

из них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие,

чем гравюры на скальной породе. Люботны также две фигурки бизонов из

пещеры Тюк д'Одубер. Человек не воспользовался пластическими

свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю скульптуру выполнил

в той же технике, которая применяется при работе по камню.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является

гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене

пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой.

Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые

каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение -

например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым

предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном

искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные

учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного.

Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. До

настоящего времени был достоверно установлен рисунок осла из пещеры

Ляско. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются

бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров,

мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К

числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и

насекомых, а также растительные мотивы.

Памятники искусства палеолита называют «второй природой». В них

отражена попытка человека отобразить мир, который похож на видимый по

форме, но переосмысленный сознанием и выражает его представления о

двойственной природе мира.

Изображая животных, первобытные художники заняты поисками

перспективы и гармонии, интересуются проблемами светотени с помощью

ограниченного числа тонов (красный, черный, зеленый, охра), добытых из

соков растений, цветных глин, угля, они достигают цветового богатства и

выразительности.

Искусство эпохи мезолита. Основные памятники этого периода

находятся на юге Франции, востоке Испании, севере Африки. Мезолит

характеризуется большей независимостью человека от сил природы, чем

предыдущая эпоха. Это находит подтверждение в характере искусства, оно

прежде всего утрачивает свою сакральность и изображает бытовые сцены.

Изменяется его тематика, главное действующее лицо теперь человек.

Изображаются группы людей, связанных единым действием, поскольку

мышление – групповое, и человек – это часть общины как единого

организма. Изображения связаны композиционно. Композиции сюжетны и

многофигурны, в них отражены сцены из повседневной жизни: охота, рыбная

ловля, сбор меда и др.

В искусстве мезолита практически отсутствуют изображения женщин.

Изменяется и сам стиль. Фигуры примитивны, но стилизованы. Главная

задача художника – передать действие, движение, отсюда несоразмерно

длинные ноги, шпагатные прыжки.

Теряется цветовое богатство, живопись монохромна. Часто животные и

люди изображаются силуэтом, залитым одной краской, либо тонкими

линиями. В искусстве мезолита проявляется возросшая способность человека

к абстракции, обобщениям, передаче мысли графическими средствами.

Искусство эпохи неолита. Если искусство палеолита – результат магии,

для которой были необходимы максимально правдоподобные образы, то

искусство неолита – это искусство анимизма, когда человек наделяет

окружающие его природу, небо, землю глубоким скрытым смыслом. Для

него – это уже не грозные силы, хаотические, необъяснимые. В природе есть

высший порядок, она одухотворена.

Анимизму нужны символы, как можно более отдаленные от их

реальных прототипов и определяющие сверхъестественное. Поэтому на

смену цвету и динамике приходят плоскостность и геометризм, на смену

реализму приходит абстракция. Ведущую роль в изобразительном искусстве

неолита играет орнамент, особенно его применение характерно для оседлых

земледельческих племен. Он появился, когда люди обнаружили устойчивые

черты в конструкциях и формах создававшихся ими вещей. Орнаментальные

узоры подчеркивают составные части целого, или наоборот связывают их.

Для неолита характерен геометрический орнамент, либо абстрагированный

зооморфный и антропоморфный узоры, которые впоследствии станут

прообразами пиктограмм. Стилизация фигурок говорит о возросшем умении

абстрагироваться, улавливать общие черты в разнообразии мира. Орнамент –

искусство, связанное с измерением и числом. Любимыми числами у

первобытного человека были «3» и «4». Они соответствуют вертикальному и

горизонтальному членению мира: небо – земля – подземный мир; север, юг,

восток и запад.

Из геометрических фигур предпочтение отдавалось треугольнику,

квадрату и волнистой линии, символизирующим горы, поле, воду. Часто

орнамент имел социальное значение как символ рода, или сакральное – как

зашифрованное заклинание. Орнамент нашел широкое применение в новом

виде искусства, появившемся в эпоху неолита, – керамике.

Керамические изделия изготовлялись вручную, гончарного круга еще не

было, но изготовлялись весьма искусно. Простые по форме керамические

сосуды и другая посуда были крайне разнообразны по орнаментальным

мотивам и технике их нанесения.

Неолит также отмечен появлением архитектуры. В понятие

«архитектура неолита» входят жилища и мегалиты. Но если жилища могут

быть лишь реконструированы (они были довольно примитивны и непрочны и

строились из подручного материала (кости, глина, ветви и стволы деревьев),

то мегалиты (мегас – большой, литос – камень) – сооружения культового

характера из огромных камней, а вернее, каменных глыб огромного размера,

грубо обработанных, сохранились до наших дней. Различают три типа

мегалитов:

Менгиры (от бретонского «мен» – камень, «гир» – длинный) – длинные

камни, одиночные или образующие аллеи, поднятые вертикально и

вкопанные в землю. Высота их от 1 м до 20 м. Например, аллея менгиров в

Карнаке (Бретань во Франции) насчитывает 2.613 камней, составляющих 13

рядов. Мнения об их назначении расходятся: для одних они связаны с

культом солнца, для других – с культом мертвых.

Дольмены (дол – стол, мен – камень) – сооружения, составленные из

нескольких вертикальных камней, перекрытых горизонтальным

(использовались для погребения).

Кромлех (кривой камень) – это целый архитектурный ансамбль, первая

попытка архитектурной организации пространства. Состоит из огромных

камней, расположенных кругом или овалом вокруг центрального камня.

Самым знаменитым из подобных сооружений можно считать кромлех,

находящийся возле г. Стонхендж (Великобритания). Мнения о его

назначении также разноречивы. По одной версии, он представляет храм, по

другой – обсерваторию, а скорее всего – и то, и другое вместе.

Что касается наскальной живописи эпохи позднего каменного века, то

она полностью теряет свой реализм и превращается в геометрические

символы. Это относится как к наскальному, так и мобильному искусству.

Образцы его найдены в Африке и на севере Европы.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА

Блок 1. Культура Древнего Двуречья и Древнего Египта

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур,

Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы. Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Искусство Древнего Двуречья более динамично, чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий.

Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, охоты, религиозные и мифологические сюжеты.

Искусство глиптики – резьбы по камню, кости, стеклу – применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям.

По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов.

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось плодородием иловых почв, образованных разливами Нила, и возможностью получать несколько урожаев в год. Этот географический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйственные общины), которыми управляли номархи, позволило обеспечить четкое управление страной.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управления, совершенное по тому времени законодательство, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в истории древнего мира).

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, повиноваться и поклоняться.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса.

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные – крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ, связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог

Амон – покровитель фараонов – символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон-Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного правителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение умирающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был.

Египет – родина исторической повести, сказок, басен, любовной лирики. Самое известное произведение литературы Древнего Египта – «Книга Мертвых».

«Книга мѐртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объѐма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мѐртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее еѐ было бы назвать «Книгой Воскресения», так как еѐ египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Это произведение считалось очень древним ещѐ во время правления Семти, фараона I династии, и, более того, было тогда настолько объѐмным, что требовало сокращения, неоднократно переписывалось и дополнялось из поколения в поколение на протяжении почти 5 тысяч лет, и любой благочестивый египтянин жил, постоянно обращаясь к учению Книги мѐртвых; египтян хоронили, руководствуясь еѐ указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности еѐ гимнов, молитв и заклинаний.

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью — старых, частью — сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мѐртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.

Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мѐртвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. По своей сути «Книга мѐртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы

нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мѐртвых» покойный заклинает своѐ сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пѐстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мѐртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причѐм их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мѐртвых».

Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде статуэтки богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит: «…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…

Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно».

Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона — верховного судьи (аналогично Осирису — владыке обоюдной правды), который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с богами на суде Осириса).

Архитектура Древнего Египта находилась на службе у фараона и жрецов и должна была выражать идею незыблемости власти обожествленного правителя, стать символом ее вечности, всеподавляющей мощи. Практически неограниченные ресурсы рабского труда позволяли воплотить систему религиозных воззрений в грандиозные сооружения: храмы и гробницы.

Гробницы (мастабы, пирамиды и скальные) символизировали «вечный дом» души и тела. Их величие и роскошь строго регламентировались в

соответствии с занимаемым положением умершего. Внутри помещалось все необходимое для загробной жизни: утварь, оружие, украшения, даже слуги – «ушебти» (глиняные фигурки в виде человеческой фигуры, условно играющие роль слуг). Стены покрывались росписями (фресками) со сценами из жизни захороненного. Рядом с гробницами строились заупокойные храмы.

Со времен от Древнего Царства до Нового конструкция храмов не претерпела принципиальных изменений, но изменились размеры и соотношение отдельных частей.

Пирамида выражает идею исключительности фараона и принадлежность его к рангу богов. Самые знаменитые пирамиды Древнего царства – пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина.

Пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Ее высота 147 м, длина наклонной стороны – 235 м, площадь – 550 000 м2. Строили это сооружение 20 лет. В качестве строительного материала использовали каменные блоки весом 2,5 т каждый, а всего таких блоков – 2 500 штук.

Контрольные задания

Вопрос 1

Что такое зиккурат?

= культовая башня

~ древневосточная школа

~ священный камень

~ справочник

Вопрос 2

Что такое искусство глиптики?

~ искусство орнамента

~ инкрустация

= резьба по камню, кости, стеклу

~ гончарное искусство

Вопрос 3

Культ Осириса в Древнем Египте - это культ

~ предков

= природы

~ фараона

~ Солнца

Вопрос 4

В какой стране была написана "Книга мертвых"?

~ в Китае

~ в Индии

~ в Древней Греции

= в Египте

Вопрос 5

Как называется одна из самых знаменитых пирамид Древнего Египта?

~ пирамида Хаммурапи

~ пирамида Тутанхамона

= пирамида Хеопса

~ пирамида Давида

Блок 2. Культура Древней Индии

Культура Древней Индии – это пример восточной культуры, где наиболее явственно проявилось стремление личности к погружению в глубины человеческого духа в противовес диктату общественного. Отсюда – гигантский расцвет религиозной активности индивидов, ищущих различными путями блаженство, истину, спасение. Интровертность религий и кастовость общества послужили причиной веротерпимости индусов: индуизм, мусульманство, буддизм, христианство, зороастризм и многочисленные религиозные секты мирно сосуществуют на протяжении веков.

Религиозные системы Индии далеки от рациональности. В своих поисках начального единства природы и человека они метафизичны и акцентированы на возможности личности к трансформации и перерождению. Основы этих систем были результатом синтеза примитивных верований протоиндийцев и ариев (индоевропейских племен), чей этнос, язык и религия (ведизм) играли доминирующую роль.

Арии принесли с собой Веды (канонические тексты), в которых сформулирована суть их верований: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Аюрведа и Атхарваведа. Создание Вед относится к 2000 г. до н.э. Веды представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. Одним из главных персонажей Вед является Пуруша. Пуруша - первочеловек - тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый великан. Вселенная возникла из тела Пуруши — Первозданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Изо рта его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его созданы были вайшьи — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился изо рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из его головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги лее его стали землею. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.

Боги ариев – Дьяус (Небо), Индра (Буря), Агни (Огонь), Сурья (Солнце), Рудра (Ветер) составляли пантеон Вед.

Пантеон богов доарийского и раннеарийского периода – это пантеон существ, очень близких человеку; они более сильные, более справедливые, более гневные существа, чем простой человек, но они антропоморфны. Вот почему древнеиндусская мифология, так же как греческая, стала основанием и неисчерпаемым источником развивающегося искусства.

Идея вселенского творения изложена в литературном памятнике – Упанишадах (примерно 800 г. до н.э.). Всего насчитывают 108 Упанишад. Само слово буквально означает «Сижу у ног учителя» или «Слушаю учителя». Дело в том, что большинство знаний на Востоке передавалось от учителя к ученику устно, на протяжении длительного времени.

Упанишады – целостная и оригинальная система знаний – представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским знанием о внутреннем мире человека, реальности его существования, дороге к истине и ее значении для праведной жизни, смерти и бессмертия.

Центральный вопрос в Упанишадах – природа человеческого «Я» и отношение ее к космической целостности бытия. Принципиально новым здесь является перемещение центра внимания от божественных и космических сил к жизни отдельной человеческой личности, к познанию высшей из жизненных сил – пране (учение о дыхании – пранаяме).

Стремление к интуитивному познанию абсолюта связано с представлением об освобождении души от материальной оболочки (тела), что создает концепцию кармы – закона действия и воздаяния. Душа не уничтожается со смертью, а возрождается в новой оболочке в зависимости от деяний, совершенных в предшествующей жизни, ввергаясь в бесконечный круговорот воплощений (сансару). Цель индивида – прервать этот круговорот перерождений и слиться с Брахманом, обрести свободу и целостность бытия. Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре.

В VI в. до н.э. развивался буддизм. В основе учения Будды – познание причины страданий и путь к избавлению от них: «Жизнь – это страдание, их причина – наши желания, от страдания можно спастись, существует путь спасения, и это есть путь Будды».

Свое кредо Будда изложил в Бенаресской проповеди. Вот ее суть: жизнь – две крайности. Одна крайность – наслаждения, и это жизнь низменная. Другая крайность – добровольные страдания, и это жизнь мрачная. Совершенный человек стоит далеко от этих крайностей, потому что познал путь, который лежит посередине, путь, который открывает глаза, ум, ведет к покою, к познанию, к просвещению и нирване. Это так называемый «восьмеричный» путь: праведная вера, праведная жизнь, праведное слово, праведное деяние, праведное решение, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление.

Идея кармы и принцип сансары дополнены понятием долга и праведного пути (дхармы), понятием ахимсы, недеяния и созерцания. Главная цель – индивидуальное усилие, направленное на

самоусовершенствование для изменения кармы и выхода из цепи перевоплощений, т.е. прекращение реинкарнаций. Учение Будды глубоко нравственное: он учит, что никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью, что величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой, что низкое положение – это не результат рождения, а результат поведения.

Учение Будды получило широкую поддержку среди населения Индии. Буддизм оказался приемлемым для различных слоев общества и для разных народов. Как доктрина буддизм никогда не был единым учением. В первоначальной форме существует в виде буддизма Хинаяна, в современной форме – в виде буддизма Махаяна. Как мировая религия буддизм совершенствовался и набирал силу вне Индии: в Китае, Японии, Непале, Таиланде, Тибете, Цейлоне, Вьетнаме, Монголии, Камбодже.

Достоянием мировой культуры стали литературные памятники: «Рамаяна», «Махабхарата».

Рамаяна - древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, авторство которой приписывается легендарному мудрецу Вальмики. Окончательно еѐ текст - в том виде, котором он дошѐл до нас, - сложился во II - III в. до н. э. Рамаяна излагает историю подвигов обожествлѐнного впоследствии Рамы, освобождение его жены Ситы, захваченной предводителем демонов Раваной. Важное значение имеет философское содержание поэмы.

Махабхарата или Великое сказание о битве — древнеиндийский комплекс эпических повествований, новелл, басен, легенд, рассуждений богословского и политического характера, космогонических мифов, гимнов, плачей, объединенных центральным сюжетом. Авторство приписывается легендарному поэту и мудрецу Вьясе, который выступает и как действующее лицо в Махабхарате. В современной форме эпическая поэма начала оформляться в IV в. до н. э. В основу ее легли предания профессиональных певцов-декламаторов (сута) о событиях, связанных с борьбой двух династий из царского рода Бхарата: потомков Куру и сыновей Панду, с их битвой и гибелью потомков Куру, с отказом сыновей Панду от власти и о путешествии их в рай и ад. Подробно описывается чудесное зачатие сыновей Панду, их воспитание при дворе слепого дяди, царя Дхритараштра, козни против них врагов, женитьба пяти братьев на прекрасной царевне Драупади, получение и утрата царства, которое проигрывает старший брат в кости, изгнание братьев и их подготовка к борьбе с соперниками.

Обе поэмы в течение двух тысячелетий составляли основу традиционного индийского образования, через них приобщались к грамотности, усваивали нормы поведения и морали, знакомились с мифами, легендами, с метафизическими рассуждениями. Ценность поэм заключается еще и в том, что они утверждают социальную модель человеческого поведения, являясь стержневыми текстами индийской культуры.

Памятник буддийской литературы «Типитака» («Три корзины») – главный текст буддийского канона, состоящий из трех частей («корзин»). «Винаяпитака» («Книга послушания») описывает обязанности буддийских

монахов и организацию монашеской общины. «Суттапитака» («Книга сутт») – собрание молитв и проповедей. «Абхидхармапитака» («Книга высшего закона») представляет собой толкование основных положений буддизма. «Пураны» («Истории о прошлом») – индуистские тексты, содержащие кроме мифологических сюжетов, предписания правил поведения, материалы по различным областям знания – астрономии, географии, философии, медицине, архитектуре, музыке.

Контрольные задания

Вопрос 1

В культуре какой древневосточной страны наиболее проявилось стремление личности к погружению в глубины человеческого духа в противовес диктату общественного?

~ Египет

~ Вавилон

= Индия

~ Ассирия

Вопрос 2

Какой народ создал священную книгу Веды?

= арии

~ неандертальцы

~ египтяне

~ вавилоняне

Вопрос 3

В основу какой религии Древней Индии положен тезис: "Жизнь есть страдание"?

~ джайнизм

~ ведизм

= буддизм

~ брахманизм

Вопрос 4

В какой стране были написаны поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата"?

~ Китай

= Индия

~ Греция

~ Япония

Вопрос 5

Главный текст буддийского канона называется

= Типитака

~ Рамаяна

~ Ригведа

~ Упанишады

Блок 3. Культура Древнего Китая

Наиболее знаменитым представителем древнекитайской культуры является мудрец Конфуций (551-479 до н. э.). Основные его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Конфуций, латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философии в Китае.

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее".

Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись служить людям, можно ли служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели

служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией на протяжении многих веков. Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.

Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость по сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства, через разногласия".

Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не

последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.

В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания. Демененко И.И. - Конфуций. М., 1995. - 200-221 с.

Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.

Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновние чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.

Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.

Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

"Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.

Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой.

"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.

Конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился

ограничить права властителя. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего ―совершенного‖ бюрократа.

 

 

АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Блок 1. Культура Древней Греции. Особенности мировоззрения.

Олимпийская мифология.

Античность обрела общечеловеческую значимость, в нее уходит

корнями европейская цивилизация. Термин "античность" (лат. antiquus) в

широком смысле означает древний, в узком - это культура Древней Греции и

Древнего Рима, ее временные рамки - от III-II тысячелетия до н.э. до V века

н.э., когда произошло крушение Римской империи. Становление античности

как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие

(древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе

гражданской общины, которая определила основную шкалу ценностей.

1. Античность, греческая и римская, как и страны Древнего Востока,

прошла определенные ступени: ослабление и разрушение органов родового

строя, родоплеменных связей и укрепление территориальных. Относительное

равенство сменилось имущественным расслоением, консолидацией родовой

знати, занимающей привилегированное положение, что привело к

формированию ранней классовой структуры, а это наложило отпечаток на

представления, ценности, нормы и пр.

2. На разрушение родового строя повлияло дальнейшее углубление

разделения труда - обособление ремесла от земледелия, усиление разложения

натурального хозяйства, рост дифференциации ремесла. Все это вызвало

увеличение производительности труда, а значит, появление прибавочного

продукта, который можно обменивать или продавать, т.е. формирование

рыночных отношений.

3. Развитие торговли и торгово-денежных отношений привело к

накоплению богатства не только в виде натурального продукта, но и в

денежном выражении, сначала в виде кусков металла (железа, меди и пр.).

Настоящие деньги, т.е. монеты, имеющие государственную печать,

появились в VII в. до н.э. (их состав - электрон - металл, содержащий золото,

смешанное с серебром). Возникло торговое сословие и ростовщики,

ссужающие деньги под проценты и получающие от денежных операций

прибыль.

4. С развитием ремесла и торгово-денежных отношений

формируются специальные поселения, где концентрируется ремесленное и

торговое население - поселения городского типа или polis-ы (polis - город-

государство). В них все слабее ощущается зависимость населения от родовой

знати и усиливаются профессиональные связи. В городах появляются целые

кварталы, заселенные ремесленниками одной специальности (жестянщиками,

кожевенниками и пр.). Подобные поселения превращаются в крупные

торгово-промышленные центры. Растет количество таких центров - городов.

5. Распад общинной, родовой собственности и формирование

частной собственности, преимущественно мелкой и средней (не крупной, как

в Древневосточных государствах) способствуют имущественной

дифференциации. В значительной мере богатства накапливаются у родовой

знати, захватившей собственность, прежде всего землю. Многие крестьяне

остаются без земли, попадая подчас в долговую кабалу. Мифологическому

герою Тесею (в греческой мифологии - сыну афинского царя) предание

приписывает деление населения на несколько категорий: евпатридов

(эвпатридов), т.е. родовую знать, геоморов (земледельцев) и демиургов

(ремесленников). В Древнем Риме - это патриции (члены знатных, коренных,

богатых родов, родовая знать), плебеи (plebejus, plebs - простолюдины,

простой народ) - это свободные люди, обладающие правом владеть землей,

обязанные нести военную службу, но имеющие урезанные права, а также

экономически зависимые клиенты (kliens - послушный), это переселенцы, а

также члены обедневших римских родов, ищущих покровительства родовой

знати разрушались быстрее. Мирная колонизация, во-первых, сняла

изоляцию Греции, во-вторых, освободила инициативу человека, дала простор

его предприимчивости.

Основу культуры Древней Греции составляла мифология. Рассмотрим

ее подробнее. Лучше всего знакомиться с представлениями древних о

существе богов из сочинений греческих и римских поэтов, которые и

способствовали образованию мифов. Во главе греческих поэтов несомненно

стоит славный их родоначальник Гомер, в произведениях которого

представлен уже вполне сложившимся весь строй божественного государства

под верховным господством Зевса.

Согласно этим произведениям, боги одарены вполне человеческим

телом, но только их образ в представлении поэтов был прекраснее и

величественнее человеческого. По красоте и росту, по силе и могуществу

боги, конечно, превосходят человека. Когда Зевс только тряхнет своими

роскошными локонами, то содрогается весь Олимп. Соответственно другие

боги и богини наделены также большой телесной силой. И хотя связаны они

пространством и, следовательно, не могут быть вездесущи, это

обстоятельство является для них гораздо меньшим ограничением, чем для

подверженного смерти рода людского. Боги могут с быстротой молнии

пробегать самые большие расстояния.

Они и слышат и видят на гораздо большем расстоянии, чем люди. Для

слуха они, кажется, даже совсем не знают никаких границ, потому что

отовсюду к ним воссылают молитвы, не заботясь об их присутствии. Точно

так же Зевс со своего высокого трона на Олимпе видит все действия людей и

может следить за мельчайшими подробностями битвы, свирепствующей,

например, вокруг стен Трои.

Но, с другой стороны, боги, как и люди, подчинены телесным

потребностям, вынуждены восстанавливать свои силы сном и подкрепляться

пищей и питьем. Правда, они и в этом отношении свободнее, потому что

могут дольше воздерживаться от удовлетворения своих нужд, да и пища их

не такая обыкновенная, как у человека: они вкушают только амброзию и

нектар, напитки богов, дающие им бессмертие и вечную юность. Есть у них

потребность и в одежде. Богини прилагают даже особенное старание,

одеваясь с возможно большим вкусом, уподобляясь в этом отношении

дочерям Евы.

Одаренные телом боги, разумеется, должны рождаться тем же путем,

что и люди. И развитие их как телесное, так и духовное, должно совершаться

постепенно. Только и тут все происходит с необыкновенной быстротой. Так,

новорожденный Гермес тотчас встает из своей люльки, чтобы украсть быков

Аполлона. Родившись на свет утром, в полдень он уже играет на сделанной

им лире. Едва новорожденный Аполлон принял из рук Фемиды нектар и

амброзию, как тотчас же достигает полного роста и силы.

Но главное преимущество богов перед слабыми смертными состоит в

том, что они, достигнув полного расцвета телесной и духовной силы, никогда

не стареют, остаются вечно молодыми и прекрасными, никогда не могут они

испытывать болезней и, тем более, сделаться добычей смерти. В отличие от

человеческого рода, отягощенного многочисленными бедствиями, им

живется легко, они — существа божественные, без труда удовлетворяющие

все свои желания. Однако это не исключает для них, в некоторых случаях,

горя и страданий. Как их телу можно наносить раны, так и душа их поддается

разного рода неприятным влияниям. Вообще греки и римляне считали своих

богов способными ко всем человеческим проявлениям.

Что касается духовных свойств богов, то здесь они, конечно,

значительно превосходят людей. Нравственно они выше людей, презирают

все нечистое, неправедное и поэтому наказывают в людях злобу и

несправедливость.

Из этого опять же не следует, что боги не могут подпасть под влияние

всевозможных пороков или безрассудств: опьянение, ложь, ненависть,

зависть, жестокость, ревность знакомы и им. Боги не святы, они могут

многое и многое им ведомо. Они по своему произволу могут нарушать ход

природы, внезапно порождать бури и другие бедствия, преображать себя и

других в любое существо. Но даже сам Зевс, которому приписывается

гораздо большая власть, чем другим богам, даже он подчинен воле судьбы,

назначенной ему свыше, даже его можно обмануть и провести.

Занятия богов — особый вопрос. В основном — это сладкое

бездействие, поэтому боги стараются, подобно богатым людям на земле,

сокращать время разными развлечениями, причем каждый из них следует

своим склонностям. Пищу принимают они все вместе, собираясь для этой

цели в роскошный дворец Зевса на прохладных высотах Олимпа. Там

услаждаются они чудесной игрой Аполлона на цитре и сладкозвучным

пением муз, развлекаются веселыми разговорами. Впрочем, их совместное

пребывание не всегда бывает таким мирным и веселым. И богам иногда

случается сильно ссориться, иногда однообразие их жизни нарушается

маленькими заговорами. Таким был, например, заговор Геры с Посейдоном и

Афиной против Зевса во время Троянской войны, о чем рассказывает Гомер в

первой книге «Илиады».

Наконец, все боги и богини, представляя и в этом отношении полное

сходство с людьми, соединены в одно большое сообщество, главой которого

является Зевс, отец людей и царь богов. Впрочем, его господство

простиралось только над небесными богами, божества же морей и вод были

подвластны Посейдону, а земные и подземные Аиду или Плутону.

Афродита — дочь Зевса и Дионы, богини влажности в природе.

Представление об Афродите с особенной любовью разрабатывалось

греческими поэтами. Афродита родилась из морской пены и впервые ступила

на землю на острове Кипр, ставшем с этих пор местом ее культа. Будучи по

своему происхождению несомненно восточной богиней (Астарта финикиян,

Исида египтян), являвшейся олицетворением творческой и производительной

силы природы, она обратилась у греков в богиню красоты и любви. Это

представление, получившее благодаря поэтам такое необычайное

распространение, далеко не исчерпывает всей сущности Афродиты. Оно

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-09-03; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию