Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Психическая регуляция поведения и деятельности





Сознание и его свойства. Виды сознания.

2. Структура сознания. Самосознание. «Я – концепция».

Соотношение сознания и бессознательного.

4. Основные психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства

Психическая регуляция поведения и деятельности

Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоции и чувства

Воля

 

1. Сознание и его свойства. Виды сознания.

 

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня разви­тия, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воз­действием труда, носящего коллективный характер, у чело­века начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологичес­кую, так и культурно-общественную обусловленность, т.е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания явля­ются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественноисторическому существу. С практической точки зрения со­знание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосред­ственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Со­знание изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о не­скольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутренне­го состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность1), т.е. на­правленность на какой-либо предмет. Сознание — это все­гда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии2), самонаблюдению, т.е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятель­ности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъек­тивным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

- житейское — формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закреп­ляется в языке в виде первых понятий;

- проектное — охватывает круг задач, связанных с про­ектированием и реализацией конкретных целей деятельно­сти;

- научное — опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их вза­имосвязи;

- эстетическое — связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

- этическое — определяет нравственные установки чело­века (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития эти­ческого (нравственного) сознания человека с трудом оце­нивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

 

2. Структура сознания. Самосознание. «Я-концепция»

 

Необходимым и первым этапом в станов­лении сознания является самосознание, т.е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как са­мопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возмож­ностей и качеств, своего места среди других людей. Само­познание осуществляется через анализ результатов собствен­ной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, пережи­ваний, мыслей, поступков.

Самопознание является основой для самооценки, кото­рая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекват­ной (реальной) и неадекватной — либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У.Джеймсу при­надлежит формула самооценки человека:

успех (или результат)

самооценка = --------------------------------------------

уровень притязаний

Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби — то, что человек представ­ляет собой, а знаменатель — то, что он о себе думает.

Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его само-принятие — выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение инди­вида к самому себе, является основой построения взаимо­отношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность че­ловека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

В психологии выделяют две формы «Я-концепции» — ре­альную и идеальную. Главное в реальной — такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной — представление личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негатив­ным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

 

3. Соотношение сознания и бессознательного

 

Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека — их называют неосознаваемыми процессами, или бессознатель­ным. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни само­оценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека — это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

А.Г.Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в сле­дующие группы:

- надиндивидуальные надсознательные явления — это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подража­ние, определяют социально типичные особенности поведе­ния человека;

- неосознаваемые мотивы поведения — будучи вытес­ненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т.д.). Такие бессознательные мотивы позво­ляет выявить метод психоанализа З.Фрейда;

- неосознаваемые резервы органов чувств — воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И.М. Сеченовым как «шестое чувство»;

- неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) — возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предоп­ределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частно­сти обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное — это качественно различаю­щиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

 

4.Основные психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства

 

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда — непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вы­зываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).

 

 

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические состояния — это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т.д.

 

Психические свойства человека — это устойчивые обра­зования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Психическая регуляция поведения и деятельности

 

Осознание человеком своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Деятельность и поведение не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.

 








Date: 2015-09-03; view: 465; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию