Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к статье 61 ГК РФ





 

1. Указание в п.1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует толковать с учетом нормы п.7 ст.63 о судьбе имущества (т.е. имущественных прав) ликвидированного юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (см. п.5 коммент. к ст.63).

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Приведенный в п.2 статьи перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольной ликвидации в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (п.2 ст.65).

В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (см. ст.119 ГК и коммент. к ней).

Хотя согласно тексту абз.2 п.2 ликвидация юридического лица в случае признания судом недействительной его регистрации осуществляется по решению его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, такую ликвидацию нельзя отнести к добровольной. По смыслу нормы п.2 ст.51 существующим может быть признано только зарегистрированное юридическое лицо. Следовательно, если регистрация аннулирована и возобновлению не подлежит (поскольку она может быть признана недействительной только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы), юридическое лицо действовать не может, его ликвидация судом предрешена, и она неизбежна. Ссылку на решение самого юридического лица в этом случае можно считать практически равнозначной правилу абз.2 п.3 данной статьи о возложении судом обязанности по ликвидации на учредителей (участников) либо уполномоченный учредительными документами орган самого юридического лица.

Специальные разъяснения по вопросу о признании недействительной регистрации юридических лиц - хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, даны в п.26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

3. Помимо общих правил о принудительной ликвидации, содержащихся в п.2 ст.61, ГК устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных ст.81 и п.1 ст.76; товарищества на вере - согласно п.1 ст.86; общества с ограниченной ответственностью - согласно п.1 ст.88, пп.3, 4 ст.90; акционерное общество - абз.3 п.2 ст.97 и п.4 ст.99. Дополнительные основания и иные особенности принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц могут быть установлены законодательством об этих видах. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ указали, что поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п.2 ст.61), неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п.23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Когда юридическое лицо само не выполняет требование закона о ликвидации, заинтересованные лица или органы, указанные в ч.1 п.3 ст.61, вправе обратиться в суд. Это относится и к случаю признания регистрации недействительной (п.2 наст. коммент.). Если учредители (участники) или орган юридического лица, на которых проведение ликвидации возложено решением суда (п.3 ст.61), не выполнили этого обязательства, суд назначает ликвидатора сам (п.24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Во всех этих случаях ликвидация носит принудительный характер.

4. Закон и иные правовые акты устанавливают специальные правила добровольной ликвидации некоторых видов юридических лиц. Такие правила предусмотрены постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. N 498 и утвержденным этим постановлением Положением о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников (СЗ РФ, 1994, N 5, ст.490) в отношении федеральных государственных унитарных предприятий и предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%; в случаях, предусмотренных ст.5 этого постановления, правила Положения распространяются также на предприятия, основанные на государственной собственности субъекта РФ и (или) муниципальной собственности.

5. Применение норм ч.2 п.4 ст.61 требует ответа на вопрос о том, как должен происходить переход от процедуры ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ст.61 и 63, к ликвидации в порядке ст.65 и возможен ли такой переход в том же судебном процессе. Вопрос этот возник в практике арбитражных судов при рассмотрении исков ЦБР о ликвидации коммерческих банков ввиду отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций. В ряде случаев арбитражные суды, обнаружив недостаточность имущества банка, отказывали в удовлетворении исковых требований Банка России, ссылаясь на п.4 ст.61 ГК. Возбудить же дело о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве Банк России вправе лишь в том случае, если он является кредитором данного коммерческого банка, и таким образом получалось, что указанное правило п.4 ст.61 блокирует осуществление контрольной функции ЦБР и лишает его возможности требовать ликвидации банка, у которого отозвана лицензия.

Между тем правило п.4 ст.61 вовсе не требует отказа в иске о ликвидации, предъявленном по иному чем несостоятельность основанию, если при рассмотрении дела выявилась недостаточность имущества ответчика для полного удовлетворения требований кредиторов. Предъявленный по такому (иному) основанию иск является самостоятельным, и по нему суд должен вынести решение. Что же касается вопроса о достаточности или недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов, то он до вынесения решения о ликвидации вообще не возникает.Только при проведении самой ликвидации во исполнение принятого решения встает вопрос о достаточности или недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов.

Начав ликвидацию по правилам ст.61 - 63 ГК, суд должен согласно п.2 ст.63 утвердить представленный ликвидаторами промежуточный ликвидационный баланс, из которого будет видно соотношение актива и пассива. На этой стадии процесса в случае выявившейся недостаточности имущества должника и встает вопрос о дальнейшем проведении ликвидации уже не по ст.61 - 63, а в порядке, предусмотренном ст.65 ГК и Законом о банкротстве. Практически это означает проведение конкурсного производства, предусмотренного разд.IV "Принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. Конкурсное производство" Закона о банкротстве, что может быть осуществлено в том же судебном процессе без возбуждения нового дела.

Вопрос этот имеет общее значение, он возникает при предъявлении иска о ликвидации любого юридического лица из перечисленных в п.4 ст.61 любым уполномоченным на то органом или кредитором, а также и при добровольной ликвидации.

6. Содержащийся в п.4 коммент. статьи перечень организаций, которые могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными (банкротами), должен быть дополнен указанием на новые организационно-правовые формы, введенные Законом о некоммерческих организациях: некоммерческими партнерствами и автономными некоммерческими организациями, которые вправе вести предпринимательскую деятельность.

7. Принципиальное значение в отношении любых дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, имеет следующее разъяснение, содержащееся в п.24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: "При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК (аналогия закона)".

 

Date: 2015-09-02; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию