Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОЦплЛИ^ЛЦИИ _





виях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению {поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индиви­да социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из


них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.

гл В любом обществе социализация человека

^ ча ши имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т. е. социализация подрастающих поколений.

Фактопы Социализация протекает во взаимодействии

сои ализаиии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.


Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­
средствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним
относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг,
соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­
личные общественные, государственные, религиозные, частные и
контрсоциальные организации, микросоциум.
Агенты Важнейшую роль в том, каким вырастает че-

социализации ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Средства • Социализация человека осуществляется ши- социализации роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты мате­риальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях; последовательное приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физиче­ского насилия, способов выражения признания, отличия, наг­рад. С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.


 

 


 


Социализация человека во взаимодействии с различными фак­
торами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря,
Механизмы «механизмов». Существуют различные под-

ходы к рассмотрению «механизмов» социа­лизации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) ме­жду активным растущим человеческим существом и изменяющи­мися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматрива­ет в качестве механизмов социализации идентификацию и обо­собление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагоги­ки, можно выделить несколько универсальных механизмов социа­лизации, которые необходимо учитывать и частично использо­вать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на ре-цепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный низким - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.


К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запе-чатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эф­фективность этого влияния определяется тем, что, как тонко под­метил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку стра­сти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и


 




подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, по­скольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в усло­виях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города особо явно дейст­вуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ­ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто являет­ся стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.


В целом процесс социализации условно можно представить как

совокупность четырех составляющих (табл. 1):

Составляющие ~ стихиин°й социализации человека во взаи-

процесса социали- модействии и под влиянием объективных

обстоятельств жизни общества, содержание,

ЗЛЦИИ и

характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

- относительно направляемой социализации, когда государство
предпринимает определенные экономические, законодательные,
организационные меры для решения своих задач, которые объек­
тивно влияют на изменение возможностей и характера развития, на
жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно­
культурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум
образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);

- относительно социально контролируемой социализации (вос­
питания) - планомерного создания обществом и государством пра­
вовых, организационных, материальных и духовных условий для
развития человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека, имею­
щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор
(самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в
соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или
вопреки объективным условиям жизни.

Таблица 1

 

Социализация
стихийная относительно направляемая относительно социально контролируемая-воспитание
Самоизменение человека

Воспитание становится относительно автономным в процессе
социализации на определенном этапе развития каждого конкрет-
Воспитание ного общества, когда оно приобретает такую

степень сложности, что возникает необходи­мость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. (Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны -слиты, нерасчлененны).


 


Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, опреде­лял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысле­ние возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание -процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объ­яснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассмат­ривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка от­разить то общее, что свойственно воспитанию как процессу отно­сительно социально контролируемой социализации, но не затраги­вается специфика семейного, религиозного, социального, коррек-ционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взра­щивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является обще­принятым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас­крытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него
воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически ото­
ждествляют воспитание с социализацией;

- воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен­
ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель­
ных учреждений;


 

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - вос­
питательная работа, целью которой является формирование у
детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в еще более узком значении - решение конкрет­
ных воспитательных задач (например, воспитание определенного
нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни ис­следователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспи­тание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономи­ческое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса вос­питания его определяют как целенаправленное воздействие пред­ставителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитате­лей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демо­кратическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет обще­принятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до сере­дины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, ин­теллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и соответст­венно определение его как педагогического понятия сущест­венно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литера­туре.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (еёисайоп) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию ото­бранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того чтобы они смогли достичь социальной компе­тентности и оптимального индивидуального развития.


 

 


В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который
помогает развивать возможности людей, включающие их знания,
способности, образцы поведения и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими
учреждениями, который организован главным образом для нау­
чения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и
учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отече­ственной педагогической литературе трактовка термина ЕйисаНоп как образование, обучение по меньшей мере односторонняя, а ско­рее, просто неточна. Этот термин и этимологически (от латинского ейисаге - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом кон­тексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (РатПу Еёисайоп); религиозное (К.е11§юи5 Ес1иса1юп); социальное (8оаа1 Ебисайоп), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Сотпшшгу ЕёисаНоп).

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком куль­турных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ста­вить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поко­лений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте определение социализации и обоснуйте его.

2. В чем сущность процесса социализации?

3. Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

4. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы,
агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

5. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?

6. Проанализируйте различные подходы к определению понятия «воспи­
тание».


Date: 2015-09-02; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию