Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 9





 

ПРОЦЕСС ВСЕЦЕЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Мы живем в особенно благоприятный момент во вселен­ском существовании, когда на земле все подготавливается для нового творения или, точнее, для нового проявления в вечном творении.

Мать. 7 февраля 1970 г.

 

1. ПРЕДСТОЯЩИЙ ПУТЬ ТРОЙНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

 

Проявление человеческих возможностей в материальном и животном мире было первым проблеском пока еще далекого света святого... Человек есть существо умственных планов, чья умственность работает здесь, будучи вовлеченной, затемненной и деградированной в физическом уме, изолированной от всех своих собственных самых святых сил и неспособной изменить жизнь за определенными узкими и непрочными границами. Человек сам по себе едва ли лучше, чем чес­толюбивое ничто. Он есть узость, что протягивается к неохватной ши­роте, малость, обнимающая грандиозность, карлик, возлюбивший высочайших. Его ум - это бледный отблеск ослепительного великоле­пия вселенского ума. Его жизнь, мятущаяся в страстях, борющаяся в напряжении, есть лишь краткий миг всемирной жизни. Его тело - это тленная пылинка, работающая в материальной вселенной. Бессмерт­ная душа где-то спрятана в нем и испускает время от времени некие искры своего присутствия, а вечный дух парит над ним и защищает от нападения своими крыльями и поддерживает своей силой эту душу-непрерывность, пребывающую в его натуре. Но нисхождению этого вели­кого духа в человека препятствует тяжелая крышка, сконструированная индивидуальностью, а внутренняя лучезарная ду­ша закутана, подавлена и задушена в густой и плотной пелене внешних слоев. Во всех, кроме нескольких, она мало активна, во многих - едва воспринимается. Душа и дух в современном человеке кажутся скорее существующими над и за его сформированной натурой, чем частью его видимой реальности, являются засознательными в его умственном су­ществе или сверхсознательными, находящимися над ним в некотором недостигнутом статусе. Они, будучи вне его сознания, суть скорее возможности, чем факты, осуществленные в присутствующем. Точнее, дух находится в процессе рождения, чем рожден в материи.

Из “Человек и Сверх-Разум”.

Эволюция в ее сущности не есть развитие все более и более организованного тела или все более и более производительной жизни. Это только ее механизм и организационный аппарат, это внешние детали. Эволюция есть борьба сознания, спящего сомнамбулическим сном в материи за то, чтобы пробудиться и быть свободным, найти себя и владеть собой и всеми своими возможностями до самых полных и широких, самых последних и высочайших. Эволюция есть освобождение от зависимости само-раскрывающегося секрета Души в Форме и Силе, медленно становящейся Богом, это рост духа.

В этой эволюции человек умственный не есть цель и заверше­ние, не есть конечная ценность, высочайшее последнее значение. Он слишком мал и несовершенен, чтобы быть венцом всех этих тяжких родовых мук Натуры. Человек не есть финал, но лишь среднее выра­жение, только переходное инструментальное существо, промежуточ­ное, вспомогательное творение.

Из “Час Бога”.

Спиритуальность есть нечто иное, чем интеллектуальность. Ее проявление есть знак того, что Сила, более великая, чем ум, старается выйти своим чередом. Спиритуальность есть пробуждение ко внутрен­ней реальности нашего существа, к душе и духу, которые отличны от нашего ума, жизни и тела.

Может быть решающее появление, в котором существо отделя­ет себя от мысли и видит себя во внутреннем молчании, как духа в уме;

или отделяет себя от жизненных движений, желаний, ощущений, ки­нетических импульсов и осознает себя духом, поддерживающим жизнь; или отделяет себя от тела-вещества и постигает себя, как духа, одушевляющего материю. Это - обнаружение нас самих, как Пуруши, подлинного существа, умственного, жизненного или тонкого физиче­ского, поддерживающего тело. Это принимается многими за достаточ­ное открытие подлинного САМО, и в определенном смысле они правы, ибо это есть САМО или дух, что так представляет себя в отношении деятельностей Натуры, и обнаружения этого присутствия достаточно для высвобождения и отделения спиритуального элемента.

Но само-обнаружение может идти дальше. Оно даже может отложить в сторону все отношения к форме или действию Натуры, ибо видно, что эти обнаруженные САМО суть представительства святой Вечности, для которой ум, жизнь и тело являются только формами и инструментами. Мы затем становимся душой, смотрящей на Натуру, знающей весь динамизм в нас не умственным восприятием и наблюде­нием, но внутренним сознанием - своим прямым чувством и внутрен­ним точным видением.

Когда есть такое решающее появление, знак этого - действие в нас неотъемлемо присущего, внутреннего, самосуществующего со­знания, которое знает себя просто посредством факта существования и само остается удовлетворенным от самопереживания и самознания, с внутренним освобождением и возможной свободой. Но если оно может также - как обычно и делает - использовать определенный автори­тет, управление, влияние на мысль, жизненные движения и физиче­ские действия, наложить очищающий возвышающий контроль, который принуждает их двигаться в высшую и более чистую правду собственной их сущности, и быть средством втекания некой святой Силы или светоносного указания, которое не является умственным, но спиритуальным, и может быть узнано, как вдохновение более великого САМО или команда Правителя всех существ, Ишвары, Натура будет повиноваться внутреннему водительству. Это уже значительное раз­витие, и оно, по крайней мере, равнозначно началу душевного и спи­ритуального преобразования.

Первая фаза преобразования может быть названа душевной. Ее основной результат - руководство к овладению всей душой всем человеческим существом. Второй результат есть свободное в течение всех видов спиритуального переживания: переживания САМО, Ишва­ры, святой Шакти, космического сознания, прямое соприкосновения с космическими силами и оккультными движениями вселенской Нату­ры, душевная симпатия, единение и внутренняя связь с другими суще­ствами и с Натурой, освещение ума знанием, освещение сердца любовью и преданностью, спиритуальная радость и экстаз, освещение чувств и тела высшим переживанием, освещение динамического дей­ствия в правде и обширности очищенного ума, сердца и души, несом­ненность святого света и ведения, радость и мощь святой Силы, работающей в Воле и Руководстве.

В попытках открыть внутреннее существо Натуры следуют четырьмя основными направлениями, это - религия, оккультизм, спиритуальная мысль и внутреннее спиритуальное переживание и осознание. Ни одно из первых трех направлений не может само по себе полностью выполнить великое и дальнейшее намерение Натуры, они не могут достигнуть изменения умственного существа и спиритуально­го человека до тех пор, пока они не откроют дверь спиритуальному переживанию...

Сначала должно быть душевное изменение, превращение всей нашей теперешней натуры в душу-инструментарий. На этом основа­нии или наряду с этим должно произойти спиритуальное изменение, нисхождение более высокого Света, Знания, Силы, Блаженства, Чис­тоты во все существо, даже в темноту нашего подсознания... Только после спиритуального переживания через сердце и ум, только путем внутреннего осознания того, что эти приближения отыскивают, путем переполняющего и овладевающего переживания или путем многих переживаний, строящих внутреннее изменение, путем трансмутации сознания, путем освобождения духа от его теперешнего покрова ума, жизни и тела может проявиться спиритуальное существование. Это решающая граница душевного развития, и когда она достигнута, тогда настоящая работа начинается, и поворотная точка изменения более не за горами.

Когда есть полная тишина в существе, или молчание всего существа, незадеваемое поверхностными движениями, тогда мы мо­жем осознать САМО, спиритуальную субстанцию нашего существа, существование, превышающее даже нашу душевную индивидуаль­ность, распространяющее себя во всеобщность, превосходящую всю зависимость от любой натуральной формы или действия, простираю­щее себя вверх в Трансцендентность, пределы которой невидимы. Это освобождение спиритуальной части в нас, которое есть решающий шаг спиритуальной эволюции в Натуре.

Вторая фаза преобразования может быть названа спиритуаль­ной, открытие к безграничности над нами, вечному Присутствию, бо­жественному САМО, бесконечности Существования, беспредельности Сознания. Это может быть сделано восхождением нашего сознания в сферу над-разума. Душевное изменение делает это возможным, ибо оно открывает нас к божественному сознанию, сейчас просто спрятанному от нас многими стенками, ограничивающими индивидуальность, оно открывает нас к тому, что сейчас сверх-сознательно для нашей нормальности, потому что скрыто от нас толстой и тяжелой крышкой ума. Крышка раскалывается, разламывается или открывается и спада­ет под давлением душевно-спиритуального изменения, и натура под­талкивается новым спиритуальным сознанием к тому, выражением чего она здесь является.

Начинает формироваться новое сознание с помощью прямого спиритуального постижения, которое больше, чем мысль и видение. Поскольку это сознание само играет и имеет характер бесконечности, оно приносит нам постоянное спиритуальное чувство и осознанность безграничного и вечного, великую обширность натуры и ломку ее ограничений. Бессмертие становится более не верой или переживанием, но нормальным самосознанием. Близкое присутствие всевышнего Су­ществования, Его правление миром и нашим САМО, Его сила, работа­ющая в нас и везде, мир и радость безграничного теперь конкретны и постоянны в существе. Во всех формах человек видит теперь вечное, во всех звуках слышит теперь Реальность, во всех прикосновениях ощу­щает Это, нет ничего, кроме Его проявления. Восторг или обожание сердца, объятия всего существования, единение духа становятся посто­янно пребывающим. Сознание умственного творения обращается или уже обращено полностью в сознание спиритуального человека. Это есть второе из трех преобразований, объединенное проявленное суще­ствование с тем, что НАД, человеком, это средний шаг из трех, решающий переход спиритуально развитой натуры.

Последнее проявление этой стадии есть освобожденный чело­век, который осознал уже САМО и Дух внутри себя, вошел в космиче­ское сознание, прошел единение с Вечным, но поскольку он тем не менее принимает жизнь в действии, он действует посредством света и энергии Силы внутри него, работающей через его спиритуальное изме­нение. Результат этого есть полное освобождение души, ума, сердца и действия, отливка их всех в смысл и значение Всевышней Реальности. Спиритуальная эволюция индивидуума тогда прошла свой путь и за­бросила свою область распространения на Гималайские пики. За этой высотой и огромностью открывается только сверх-разумное восхожде­ние или непередаваемая Трансцендентность.

Если бы финальная цель всех земных эволюции была только в пробуждении человека к верховной Реальности, в избавлении его от незнания и зависимости, в том, чтобы освобожденная душа могла везде найти высшее состояние существа или слиться с этой верховной реаль­ностью, то задача была бы выполнена с приходом спиритуального че­ловека. Но в нас есть также стремление к владению своей натурой и ее трансформации к еще большему совершенству в самом земном суще­ствовании. Есть дальнейшее намерение - не только открытие духа, но радикальное и всецельное преобразование Натуры.

Развивающаяся Сила уже смогла сработать нескольких инди­видуумов, осознавших свои души, постигших свои САМО, познавших вечное Существование, которым они являются, она поместила их в связь с Божественностью или Реальностью, скрытой своей внешней видимостью. Определенное изменение натуры приготовляется и следу­ет за освещениями, которые получает умственно-спиритуальный чело­век, но это не полное и радикальное изменение, что обоснует гаранти­рованный и установленный новый принцип, новое творение, постоянный новый порядок существования в земной Натуре. Спиритуальный человек развит, но это не сверх-разумное существо, которое впредь должно быть вождем преображенной Натуры.

Возможно идти дальше, ибо спиритуальное существование, однажды внутренне освобожденное, может развить в уме высшие со­стояния бытия, привлечь вниз сверх-разумную энергию и действие, которые свойственны Правде-Сознанию. Как душевное изменение должно призвать спиритуальное, чтобы выполнить свою задачу, также первое спиритуальное преобразование должно призвать сверх-разум­ную трансмутацию, чтобы завершить свою... Ибо через пропасть меж­ду умом и высшим сверх-разумом должны быть протянуты мосты, запертые проходы открыты, и там, где сейчас пустота и молчание, должны быть созданы дороги восхождения и нисхождения.

Чтобы обычный умственный инструмент, даже жизненный и физический инструментарий, смогли затем быть полностью трансфор­мированы и стать частью сверх-разумного творения, которое было бы подлинным действием сверх-разумной Правды-Сознания, еще боль­шая мощь, сверх-разумная Сила должна вступить в действие, чтобы выполнить это видоизменение. Это есть третья фаза, которая должна последовать, финальная, сверх-разумная трансмутация. Она может произойти, когда умственно-душевно-спиритуальное существо полно­стью поднимется к сверх-разуму и спустит вниз его силы в земное существование. Должно иметь место завершающее движение восхож­дения в Сверх-разум и движение трансформирующего нисхождения сверх-разумного сознания во все наше существо и натуру. Это должно быть характером третьего и завершающего преобразования, которое закончит переход души через Неведение и обоснует свое сознание, свою жизнь, мощь и форму проявления на полном и полностью дейст­венном самосознании. Таким образом должно быть создано сверх-ра­зумное существо, как первое развуалированное проявление Духа в материальной Вселенной.

По “Лайф Дивайн”.

Несовершенное человеческое существо с его затрудненным и спутанным сознанием не может быть концом в высочайшем таинствен­ном подъеме Натуры. Есть что-то большее, что сейчас видимо только через прерывистые проблески во внезапных трещинах гигантской сте­ны наших ограничений. Что-то есть в нас, все еще не выраженное, что должно быть раскрыто разворачивающимся освещением сверху, что-то, еще оставшееся под покровом человеческого умственного сознания, должно развертываться снизу; Бог, заключенный в нашей глубине, единый в своем бытии с единым Богом, готовым спуститься со сверхче­ловеческих вершин. В этом нисхождении и пробуждающем восхожде­нии находится секрет нашего будущего... Человек есть переходное существо, он не финал, ибо по нему и высоко над ним восходят сияющие ступени, что взбираются к святому богочеловечеству.

Шаг от человека к богочеловеку есть следующее приближаю­щееся достижение в земной эволюции. Здесь лежит наша судьба и ключ, освобождающий наше стремящееся, но затрудненное и ограни­ченное человеческое существование. Это неминуемо, потому что это есть сразу и стремление внутреннего Духа, и логика процесса Натуры... Диск секретного солнца мощи. Радости и Знания появляется сейчас из материального сознания, в котором работает наш ум, как закованный в кандалы невольник или поставленный в тупик, обессиленный сози­датель... Появление богочеловека в человеческом мире будет выполне­нием сияющего в веках обещания Бога быть рожденным в материи.

Богочеловек не есть человек, вскарабкивающийся к своему собственному природному зениту, не верховная степень человеческого величия, знания и интеллектуальности, человеческой воли, характе­ра, гениальности и динамической силы, человеческой святости, любви, чистоты или совершенства. Различие между человеком и богочелове­ком будет различием между умом и сознанием, стоящим так далеко теперь от него, как думающий ум от сознания растения и животного. Отличительная сущность человека есть ум, отличительная сущность богочеловека будет сверх-разум или божественный Гносис. Сверх-разум есть нечто находящееся за человеком и его пределами, ступень сознания, превышающая самое высокое познание, соответствующее человеческой природе... Когда во всем процессе развертывания все большей силы единого существования некая делегация этой мощи спу­стится в нашу ограниченную человеческую натуру, тогда и только тогда человек сможет перейти границы самого себя и знать божествен­но, божественно действовать и творить, он станет, наконец, сознающей частью Вечности, будет рожден Богочеловек - не увеличенное умст­венное существо, но сверх-разумная мощь, спустившаяся сюда в новую жизнь трансформированного земного тела.

Сверх-разум или Гносис есть в своей первоначальной Натуре бесконечная Мудрость и безграничная Воля. В своем источнике это есть динамическое сознание Всевышнего, знающего и созидающего... В бо­гочеловеке сверх-разум даже в его эволюционном начале будет прояв­ляться как лучи вечного всеведения и всемогущества. Полновластный, независимый и непобеждаемый, он возложит руки на умственные и физические инструменты и будет преобразовывать жизнь, ум и тело в свою новую божественную и лучезарную натуру... И если человек был умом, заключенным, затемненным и ограниченным в ненадежном, несовершенном живущем теле, богочеловек будет сверх-разумным ду­хом, который обернут в сознающее тело, свободное для использования, пластичное для спиритуальных сил. Его физический каркас будет прочной поддержкой и достаточным сияющим инструментом для свя­той игры и работы Духа в Материи.

Человеческое величие не в том, что оно есть сейчас, но в том, что он делает возможным, его слава в том, что он - секретная мастер­ская труда жизни, в которой богочеловечество изготавливается Все­вышним Мастером. Но человек допущен к еще большему величию, и оно в том, что ему разрешено быть частично сознающим подмастерьем в созидании своего святого измерения. Требуется его свободное восхож­дение, его посвященное волевое участие, чтобы в его тело могла сни­зойти слава, что заменит его. Человеческие стремления есть земной призыв к сверх-разумному Творцу. И если земля взывает, и Верховное отвечает, даже сейчас может пробить час для этого необъятного и славного преобразования.

Из “Человек и Сверх-разум”.

Итак, в общих чертах процесс преобразования человека в бо­гочеловека в ходе интегральной Йоги слагается из следующих движе­ний: восхождения к высшим планам сознания всех частей человеческого существа, нисхождения более высокого Сознания также во все существа в человеке, происходящего наряду с восхождением, заключительного ниспускания сверх-разумного уровня сознания в че­ловека, т. е. внедрение сверх-разума в Материю. Человек должен прой­ти как бы через три этапа: превращение умственного существа в душевное, слияние со Всевышним или становление спиритуальным человеком, сверх-разумную трансмутацию натуры.

Преобразование есть нечто развивающееся, но, конечно, пред­варительно должно произойти осознание Всевышнего, прежде чем ко­нечная цель преобразования станет возможной.

Мать говорила о трех различных вещах: о превращении, пово­роте души исключительно ко Всевышнему, о внутреннем осознании Всевышнего, о трансформации натуры. Две первые для всех могут произойти быстро, внезапно и сразу, третья всегда требует времени и не может быть сделана одним ударом, в один момент. Человек может осознать быстрое изменение в той или иной детали этой трансформа­ции, но даже этот быстрый результат есть следствие долгой работы.

 

ЕСТЬ ЛИ ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ - ПРЕОБРАЗОВАНИИ, ОСОЗНАНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ?

 

Если душевное существо выходит вперед, тогда превращение наступает легко и может придти мгновенно, или же поворот всего в существе человека ко Всевышнему может выдвинуть душевное суще­ство вперед и подготовить вашу натуру для осознания. Может быть и другой путь - прикосновение и внутреннее осознание и, в результате, душа занимает свое надлежащее место. Здесь нет правил.

Просто переживание более высокого сознания не изменит на­туры. Или более высокое сознание должно сделать динамическое ни­схождение во все существо и изменить его; или вы должны установить себя во внутреннем существе вплоть до внутреннего физического так, что внутреннее существо чувствует себя отделенным от внешнего и способно воздействовать на него свободно; или душа должна выйти вперед и изменить натуру; или внутренняя воля должна пробудиться и принудить натуру измениться. Есть эти четыре способа, в которых это изменение может быть осуществлено.

Формально, когда говорят о преобразовании, имеют в виду исключительно преобразование внутреннего сознания, пытаются об­наружить в себе более глубокое сознание и отвергают тело и его дея­тельность, как обременительную и бесполезную вещь, так, как будто можно быть занятым исключительно внутренними движениями. Шри Ауробиндо говорит, что этого недостаточно. Истина требует, чтобы материальный мир также принял участие в преобразовании и стал выражением более высокой правды. Однако, прежде чем вы возьметесь за работу по физической трансформации, которая изо всего наиболее трудна, вы должны иметь ваше внутреннее сознание твердо и прочно установленным в правде так, чтобы это преобразование могло быть финальным выражением Правды - финальным для этого времени.

 

КТО ПОДГОТОВЛЕН ДЛЯ ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ?

 

- Есть ли признаки, которые указывают на то, что чело­век готов для Пути, особенно в том случае, когда у этого человека нет духовного учителя?

 

Да, есть. Наиболее важный признак - это совершенное равно­весие во всех обстоятельствах. Это абсолютно необходимая основа, нечто очень спокойное, тихое, преисполненное мира, чувство великой силы. Не спокойствие, которое идет от инерции, но ощущение сосредо­точенной силы, которая сохраняет вас всегда ровным, чтобы не случи­лось, даже в обстоятельствах, которые могут казаться вам самыми ужасными в жизни. Это один знак.

Другой знак. Вы чувствуете, что вы полностью заключены в вашем обычном нормальном сознании, как в чем-то чрезвычайно жес­тком, удушливом и непереносимом, как будто нужно проткнуть дыру в медной стене. Напряжение становится почти непереносимым, и оно душит. Это тоже один из первых знаков. Это означает, что ваше внут­реннее сознание достигло точки, где наружная форма уже слишком мала для него - форма обычной жизни, обычной деятельности, отно­шений. Все это становится очень мало, чрезвычайно мелко. Вы чувст­вуете внутри силу для разрушения всего этого.

Есть еще один знак. Когда вы сосредоточиваетесь, когда, имея стремление, вы чувствуете что-то нисходящее в вас, вы сразу получа­ете ответ. Вы ощущаете свет, мир, силу спускающиеся в вас почти немедленно. Вам не нужно ждать, пропускать долгое время; ничего, только внутреннее стремление, призыв - и ответ приходит. Это озна­чает также, что отношения хорошо установились.

Пока вы должны отказываться, отрекаться от чего-то, вы не на этом пути. Быть на Пути значит быть в состоянии сознания, где только единение со Всевышним имеет ценность, жить этим единением есть единственная вещь, имеющая смысл, единственный объект устремле­ния, все другое теряет свою ценность, не заслуживает поисков, и, поскольку нет более предмета желания, нет и вопроса отречения. Пока единение со Всевышней Силой не есть то дело, для которого человек живет, человек еще на Пути не находится.

 

- Когда человек может сказать, что он действительно вышел на спиритуальный путь?

 

Первым симптомом является такой - хотя он в хронологиче­ском порядке не один и тот же для каждого - все, кроме спиритуальной жизни, кажется вам абсолютно не имеющим важности. Вся ваша жизнь, деятельность и движения продолжаются, если обстоятельства таковы, но они кажутся вам всецело не имеющими важности. Это не отвращение, не презрение, но это все кажется вам представляющим такой малый интерес, что не стоит быть занятым этим, это более не причина вашего существования. Я верю, что это первый симптом. Могут быть другие: чувство, что все стало другим, что человек живет иначе, со светом в уме, с миром в сердце, которых не было там прежде. У вас есть впечатление, что вы действительно повернулись к другой стороне. Иногда это начинается как большое озарение, и великая ра­дость входит в вас, но обычно потом все это отступает на задний план, ибо слишком много несовершенств все еще в вас упорствует.

2. ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

 

Начальная точка для этого преобразования - восприимчи­вость. Это непременное условие - быть способным получить преобра­зование. Затем приходит изменение сознания.

 

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ. ЭТО - РАСКРЫТОСТЬ СОЗНАНИЯ

 

Вы делаете Йогу согласно вашей способности. Вам говорят: “Раскрывайте себя, вы получите силу, имейте веру, будьте исполнены доброй воли и вы будете защищены”. Действительно, вы купаетесь в Сознании, купаетесь в Силе, в Защите, и в размере, в каком вы имеете веру в раскрытии себя, вы получаете все это - Сознание, Силу, Защи­ту. Это помогает вам хранить себя всегда годным для работы, отвергать расстройства внутри, восстанавливать порядок, когда он нарушится, защищает вас против маленьких атак и происшествий, что могут слу­читься.

Меня спрашивают, как заслужить Всевышнюю Любовь. Все­вышняя Любовь здесь, во всей силе, но кто осознает ее? Только пред­ставьте! Вы буквально купаетесь в атмосфере, насквозь пронизанной Всевышней Любовью, а вы этого не осознаете! Иногда, на несколько секунд, у вас бывает впечатление чего-то и вы говорите: “Я заслужил Божественную Любовь”. Но это вовсе не так. В вас раскрылось что-то с булавочную головку и любовь ринулась в вас, потому что она как активная атмосфера - где только есть возможность быть воспринятой, она устремляется туда. Не только Любовь, но все святые свойства здесь, все они, постоянно, во всей своей интенсивности, только вы не воспри­нимаете их, поскольку вы закрыты, заблокированы, заняты почти все время чем-то другим. Поскольку вы полны собою, не остается места для Всевышнего.

Не много таких, от которых Милость отвернулась, но много таких, которые отвернулись от Милости.

Я имею в виду определенную восприимчивость в сознании - умственном, виталическом, физическом - в любом, которое требует­ся. Мать и я сам посылаем силу. Когда нет раскрытости, сила может быть отброшена, как от препятствия, преграждающего проход или от сопротивления, и вернуться назад, если мы не приложим великую силу, что не всегда рекомендуется делать. Если есть некоторая раскрытость, результат может быть частичным или медленным, если полная раскрытость или восприимчивость, тогда результат принятия силы бу­дет действовать сразу.

 

- Что означает точно “раскрыть себя”?

 

Это действие ума, такое состояние сознания, которое сохраня­ет его обращенным к Матери, свободным от других движений, ожида­ющим и способным получить то, что может придти от Всевышнего.

Когда в вас вспыхнуло стремление, очень активное и действен­ное, оно начинает делать свою работу; идет призывать вниз ответ, к которому вы устремились. Но, если затем вы начинаете думать о чем-то еще, или невнимательны, или не восприимчивы, вы довольно долго не замечаете, что ваше стремление получило ответ.

 

- Зависит ли восприимчивость от силы стремления, и варьируется ли эта сила в различных садхаках соглас­но их натурам?

 

Стремление во всех, не имеет значения, кто это, имеет одну и ту же силу к действию, но эффект этого стремления различен. Стрем­ление само в себе содержит силу призывать вниз ответ, а этот ответ, эффект, который есть результат стремления, зависит от восприимчи­вости каждого. Ответ приходит, но человек не воспринимает его, и поэтому не получает его. Есть люди, которые имеют огромное стрем­ление. Они призывают Силу. Сила приходит к ним, и даже входит глубоко в них, а они настолько не осознают себя, что не знают этого! Это состояние несознания мешает им даже почувствовать силы, вошед­шие в них. Я знала людей, которые были постепенно преобразуемы и все же не осознавали, даже не были осведомлены об этом. Сила входила в них и делала свою работу. Сознание приходило позднее. Но есть люди, которые более восприимчивы, открыты, более внимательны, и даже, если очень тонкое и незначительное количество силы приходит, они осознают это немедленно и используют его полностью.

Если в некоторой части вашего существа - в теле, в виталическом или умственном - если в нескольких частях или даже в единст­венной части есть неспособность получить нисходящую силу, это действует как крупица песка в машине.

 

- От чего зависит восприимчивость?

 

Она зависит прежде всего от искренности - действительно ли человек хочет получить. Принципиальные факторы - это искренность и смирение. Нет ничего, что закрывает вас более, чем тщеславие. Когда вы удовлетворены, в вас сидит своего рода тщеславное нехотение допу­стить, что в вас не хватает чего-то, что вы делаете ошибки, что вы неполны, несовершенны. Таким путем что-то в натуре становится око­ченевшим. Часть, которая не хочет допустить предположения своего несовершенства, предотвращает возможность получения вами недо­стающего. Вы должны только попробовать испытать это и получить переживание всего этого. Если путем усилия воли вы заставите даже совсем крошечную часть вашего существа допустить: “да, это недоста­ток, да, это моя ошибка” - если вы заставите ее допустить это, сначала она начинает причинять вам много боли, но если вы держитесь твердо до тех пор, пока нужное не будет впущено, тогда вход раскрывается, и незнакомый и удивительный поток света вливается в вас, тогда вы чувствуете такую радость, такое счастье, что вы спрашиваете себя:

“Из-за какой глупости я сопротивлялся так долго?”

 

- Когда человек хочет стремиться, не следует ли ему знать, которая его часть закрыта?

 

Если человек искренен, он будет знать. Если человек смотрит на себя искренне, будьте уверены, он будет знать. Только когда человек в страуса играет, он не знает. Если человек смотрит на себя прямо, а не закрыв один глаз, человек знает очень хорошо, где эта часть, спрятан­ная в уголке совершенно тщательно, отвращенная, плотно закрытая в себе. И когда вы идете и направляете свет прямо на нее, она внезапно причиняет боль.

 

- Если есть часть в человеческой натуре, которая не открывается, каков метод стремления, чтобы эта часть могла раскрыться?

 

Пусть часть, которая раскрыта, стремится раскрыть другую. Раз есть что-то неоткрытое, это значит, что оно не хочет изменения и оказывает острое сопротивление.

Есть вещи, которые не могут быть стерты сразу, будучи очень старой частью натуры, но восприимчивостью с ними можно более эф­фективно и быстро бороться.

Как увеличить свою восприимчивость? Восприимчивость варьируется в пропорции к самоотдаче.

 

- Как открыть себя, что я должна делать?

 

Я не знаю другого пути, кроме полного посвящения Всевышне­му. Чем более человек отдает себя, тем более он открыт, чем более человек открывает себя, тем более он получает, и, как неразрывное следствие этого самоподношения, человек может получить осознание внутреннего присутствия и радость, которую оно приносит.

 

- Как открыть себя положительному переживанию?

 

Оставайтесь спокойным и стремитесь к этому, знайте, что это работа там, сверху. Также думайте более о Матери и менее о своих виталических импульсах.

Сознание, из которого эти переживания приходят, всегда здесь, и они оказывают давление, чтобы войти. Причина, почему они не входят свободно, или не остаются - это активность ума и виталического, которые всегда мчатся вокруг, думая это, желая то, пытаясь выполнить альпинистские подвиги на всех бугорках и холмиках ни­зшей натуры вместо того, чтобы питать сильное и простое стремление и открываться более высокому сознанию, чтобы оно могло войти внутрь и делать свою собственную работу.

 

- Как увеличить восприимчивость тела?

 

Процесс почти аналогичен для всех частей существа. Чтобы начать, первое состояние - оставаться настолько спокойным и тихим, насколько возможно. Еще до этого вы можете заметить, что когда что-то приходит, а вы не получаете этого, это производит негибкость, жесткость, что-то твердеет, застывает и делается бесчувственным в разных частях вашего существа - в виталическом, уме или теле. Есть сжимание, стискивание, натянутость и напряжение, которые причиня­ют боль. Человек имеет впечатление боли в виталическом уме или теле. Первое, что нужно тогда сделать - посредством силы воли расслабить это сжимание, как вы делаете, когда ваши нервы натянуты или мышцы стиснуты в судороге. Вы должны научиться “разрешать войти”, должны быть в состоянии расслабить напряжение везде, где бы оно ни было, не только в теле.

Этот процесс расслабления напряженности может быть раз­личным для применения в уме, или виталическом теле, но логически это та же самая вещь. Когда вы расслабили напряжение, вы наблюдае­те, как неприятность прекратилась, что будет доказательством, что это было только малое кратковременное сопротивление. Но если боль про­должается, необходимо увеличить свою восприимчивость для того, чтобы быть в состоянии получить то, что должно быть получено. Кроме расслабления, нужно начать пытаться развертываться, расширяться, вытягиваться. Человек может иметь чувство своего простирания по­средством воображения себя небом, морем и т. в. Некоторые не имеют необходимости в образах, они могут осознавать свое сознание, расши­рять его более и более до тех пор пока оно станет неограниченным. Вы можете расширять его, пока оно не станет громадным, как земля и даже вселенная. Когда вы делаете это - вы делаете это, действительно становясь более восприимчивыми. Это вопрос тренировки... Во всяком случае, когда что-то приходит, и вы чувствуете, что это слишком сильно, что вы не в состоянии перенести, когда это вызывает головную боль или напряжение - процедура та же самая, вы должны воздейст­вовать на напряжение. Вы можете действовать посредством мысли, призыва к миру, спокойствию. Чувство мира убирает прочь многое из напряжения, снимает много нелегкости, даже физической, подобно той, которая воздействует на солнечное сплетение, когда нервный центр задет. Все напряженности солнечного сплетения, когда так не­приятно, которые иногда даже дают тошноту, чувство, что вы почти задыхаетесь и не можете сделать вздох, могут исчезнуть таким же путем.

 

АКТИВНОСТЬ И ПАССИВНОСТЬ

 

Быть активным - значит бросать наружу вне вас сознание или силу, это движение изнутри наружу. Быть пассивным - значит оста­ваться неподвижным и получать то, что приходит снаружи.

Пассивность - это не лень. Пассивность есть состояние, в котором вы остаетесь, как есть, открыты и поглощаете приходящее извне. Однако существует и инертная пассивность - та, которая ниче­го не получает.

Активное движение - это то, в котором вы бросаете что-то наружу, при активности что-то выжимается из вашей силы, движение, мысль, существо, что-то, что выходит из вас и идет к другим или в мир. Активность в стремлении означает, что ваше стремление выходит из вас и поднимается ко Всевышнему. В Тапасье вы руководствуетесь дисциплиной, и когда есть силы, противоположные вашей садхане, вы отвергаете их. Это движения активности, деятельности. Однако, если вы хотите получить подлинное вдохновение, внутреннее руководство, если вы хотите получить силу, которая будет вести вас и заставлять вас действовать, как вам следует, тогда нужно другое состояние. Вы не двигаетесь более, но я не имею ввиду, не двигаетесь физически. Это вовсе не зависит от того, видит ли человек или двигается. Это совсем не то. Это означает, что ничто не должно исходить из вас более, и, напротив, вы останетесь так, как если бы вы были совершенно тихи, но открыты и ждете вхождения силы, и затем открываете себя так широко, как возможно, чтобы принять все, что войдет в вас: именно это движе­ние, вместо выходящей наружу вибрации есть вид тихого спокойствия, но полностью открытого, как если бы вы открывали все ваши поры и скважины для силы, которая должна спуститься в вас и преобразовать ваше действие и сознание.

Восприимчивость есть результат прекрасной пассивности.

 

- Но чтобы смочь стать пассивным должно быть пред­принято усилие?

 

Человек должен хотеть этого. Есть движение, когда стремле­ние и пассивность могут не только быть последовательно чередующи­мися, но и одновременными. Вы можете сразу быть в состоянии стремления, которое призывает вниз что-то и желания открыть себя и получить. Это стремление, которое призывает вниз силу, которую вы хотите получить, и в то же самое время сожаление полной внутренней тишины, которая допускает полное проникновение, поскольку именно в этой неподвижности человек часто становится проницаемым для Силы. Оба могут быть одновременными без разрушения одного другим, или могут чередоваться так близко, что они могут быть едва отличимыми. Человек может быть как большое пламя, вздымающееся в стрем­лении, и в то же самое время в этом пламени образована чаша, открывающая и получающая все, что нисходит. И оба могут идти вместе, и если человек сумеет получить оба движения вместе, человек может иметь постоянно, что бы он ни делал, их. Только здесь может быть беглое, очень незначительное пересечение сознания, почти невос­приимчивое, которое осознает пламя первым и затем чашу восприим­чивости - пламя, что поднимается, чтобы призвать вниз, что может наполнить чашу и сосуд, что ищет быть наполненным. Очень слабое колебательное движение и так близко, что это дает впечатление, что человек имеет оба движения в одно и то же время.

 

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

 

Вдохновение зависит от определенной стадии восприимчиво­сти - раскрытия канала между внутренним планом, куда вдохновение приходит, и внешними мыслями, которые оно должно пройти.

 

- Относительно “раскрытия канала” - может это быть сделано быстрее путем большей сосредоточенности, медитации, отложив в сторону литературную сторону вопроса?

 

Человек может получить силу восприимчивости к вдохнове­нию путем сосредоточенности и медитации. Делая внутреннее сущест­во сильнее, а наружное - менее грубым, тамасическим и требовательным.

 

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

Если вы не понимаете чего-то в области мысли, не понимаете совсем, до головной боли, не сражайтесь со словами, станьте как бы неподвижным телодвижением, вытянутым наружу, создайте расслаб­ление, просто расширяйтесь, не пытаясь понять. Пусть это войдет тихо и незаметно в вас, когда вы расслаблены. Вы более не думаете ничего об этом, вы ждете несколько дней, и затем вы понимаете.

Когда вы читаете книгу, которая выше вашего понимания, вы чувствуете, что в голове нет ответа. Вы должны прочесть 2-3 раза а затем остаться тихим, вы делаете голову молчащей. Спустя две недели вы перечитываете тот же отрывок, и он ясен, как день.

Чтобы видеть как оно есть, вы не должны быть абсолютно, как зеркало, тихим, спокойным, неподвижным, бесстрастным, без пред­почтения чего-то и в состоянии полной восприимчивости.

3. ДУШЕВНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ

 

- Каков наилучший способ приготовить себя для про­движения в направлении, которое вы нам указываете?

 

Естественно, это расширять и освещать ваше сознание, но как сделать это - расширять и освещать ваше собственное сознание?.. Если вы, или каждый из вас, смогли бы найти вашу душу и объединить­ся с ней то все проблемы были бы решены.

 

ДУША И НАТУРА

 

Душа и натура, Пуруша и Пракрити, Ишвара и Шакти - это различные имена, даваемые нашим взглядам на вселенную. Оставив в стороне всякие философские определения, мы подходим к первона­чальному психологическому переживанию, от которого вся реальность берет свое начало, что есть два элемента в существовании живущих существ, человеческих существ, по крайней мере, если не всего космо­са, есть бытие, состоящее из двух частей - натура и душа. Эта двойст­венность самоочевидна. Без любой философии вообще, путем просто силы переживания мы можем все это воспринять, хотя мы не обяза­тельно будем давать этому определения... Этот факт определяет все наше существование, это один факт, который действительно важен для нас, как человеческих существ с волей и интеллектом. Его субъектив­ное существование составляет все наше счастье и наше страдание. Все проблемы жизни стекаются в этот один вопрос. Что мы должны делать с этой душой и натурой, поставленными лицом к лицу друг с другом? С этой Натурой, персональной и космической деятельностью, которая пытается наложить себя на душу, владеть, контролировать, господст­вовать над нею, и с этой Душой, которая чувствует, что каким-то таинственный образом она имеет свободу, контроль над собой, ответ­ственность за то, что она есть и что она достигнет, и что она делает, и поэтому пытается обратиться против натуры, ее собственной и миро­вой, контролировать и владеть, или, быть может, отвергнуть и спастись от нее бегством?.. Вся философия, наука и религия суть попытки ответить на эту проблему нашего существования.

Надежда избежать раздоров души и натуры возникает, когда мы воспринимаем, что есть два положения нашей души: существование низшее - обеспокоенное и подчиненное, и высшее - главенствующее, необеспокоенное и суверенное. Одно - вибрирующее в уме, другое - спокойное, пребывающее в духе. Надежда победного решения прихо­дит, когда мы понимаем, что есть в двойственном единении души и натуры низший обычный человеческий статус, и более высокий, боже­ственный, в котором состояния двойственности перевертываются и душа становится тем, за что сейчас она только борется и к чему стре­мится - быть хозяином своей натуры, свободным и единым со Всевыш­ним.

Из “Синтеза Йоги”.

ДУША И ЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

 

Человек, поскольку он сейчас умственное существо, склонен придавать высшее значение думающему уму, его доводу, воле и его путям приближения и постижения Истины, и он даже придерживается взгляда, что нет другого пути. Для глаза человеческого интеллекта сердце с его эмоциями и неисчислимыми движениями есть темная и изменчивая, часто опасная и вводящая в заблуждение сила, которую нужно держать под контролем рассудка, умственной воли и понима­ния. И все же именно в сердце, а точнее - за ним, находится более мудрый мистический совет, который имеет прямое соприкосновение с Правдой и ближе ко Всевышнему, чем человеческий интеллект в его гордыне знания.

Согласно древнему учению, местонахождение Всевышнего спрятано в мистическом сердце, в секретных человеческих сердечных глубинах, в пещере сердца, как Упанишады это называют, и, согласно переживанию многих йогинов, именно из этих глубин приходит голос или дыхание внутреннего оракула... Подлинная душа человека - в действительно невидимом сердце, спрятанном в светлых глубинах на­туры: там, под неким проникновением святого Света находится наша душа, молчащее сокровенное существо, которое мало кто осознает, ибо, хотя все имеет душу, немногие осознают ее или чувствуют ее прямое побуждение. Там пребывает маленькая искра Всевышнего, ко­торая поддерживает всю темную массу натуры, а вокруг искры растет душевное существо, формирующаяся душа или реальный человек внутри нас.

Именно по мере того, как это душевное существо в человеке растет и движения сердца отражают прорицания и побуждения души, человек начинает более и более осознавать свою душу, прекращает быть верховным животным и, более пробуждаясь к проблеску божест­венности внутри себя, допускает все больше и больше ее стремления и указания, идущие от более глубокой жизни и сознания... Это самая природа души или душевного существа - обращаться ко Всевышнему, как подсолнечник к Солнцу. Она принимает и держится всего, что свято или направлено к святости, и отступает ото всего, что есть извра­щение или отрицание этого, ото всего, что ложно и не свято.

Все же в начале душа есть не более чем искра, а затем малень­кое пламя Бога, горящее посреди мрака, ибо большей частью она скры­та во внутреннем своем убежище, и, чтобы обнаружить себя, она должна взывать к уму, жизненной силе и физическому сознанию и склонить их, по мере возможности, выразить ее. Обычно она преуспе­вает покрыть их снаружи своим внутренним светом и пытается видо­изменить своим блеском их темную и грубую смесь. Но даже когда сформированное душевное существо способно выразить себя с некото­рой прямотой в жизни, душа все еще является малой частью существа, по массе в теле “не более, чем большой палец” - образ, использован­ный древними мудрецами. Она не всегда может одолеть мрак и неведе­ние физического сознания, ошибочную уверенность ума или надменность и страстность виталической натуры. Эта душа обязана принимать человеческую умственную, эмоциональную, сенсуальную жизнь, как она есть, ее отношения, ее деятельность, ее нежно любимые формы и образы, она действительно должна работать, чтобы высвобо­дить и взрастить святой элемент во всей этой относительной правде, смешанной с беспрерывной искажающей ошибкой, эту любовь, обра­щенную в использование животного тела или удовлетворение виталического Эго, эту жизнь средней возмужалости с ее разумеется редкими и бледными проблесками Бога и темными мрачностями демона, живот­ности и бессознательности. Безошибочная в существенном в своей во­ле, она часто вынуждена под давлением своих инструментов подчиниться ошибкам действия, неправильному помещению чувств, неправильному выбору личности, ошибках в призывах к ее воле, в обстоятельствах ее выражения... Только когда жизнь обращается ко Всевышнему, душа может действительно выйти вперед и наложить свою силу на внешние части существа.

Из “Синтеза Йоги”.

Душевное превращение - это становление человека душев­ным существом из существа умственного, каковым он сейчас является, это превращение его из существа, которым командует ум, в существо, руководимое душою.

Превращение есть отвращение всего существа от низких вещей и поворот ко Всевышнему. Стремление может вести к превращению, но стремление еще не превращение.

Превращение - спонтанное движение сознания, отворот его от внешнего ради Всевышнего. Оно приходит как результат прикоснове­ния изнутри или снаружи. Самоотдача может помочь человеку от­крыться для этого прикосновения. Превращение также может придти как кульминация долгого процесса устремления и Тапасьи. Прикосно­вение может придти и само по себе. Нет фиксированного правила в этих вещах.

ЭТАПЫ ДУШЕВНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ

 

Разница между Пурушей и Пракрита, описанная в Гите, дает нам путеводную нить в различных позициях, которые душа может принимать по отношению к натуре в своем движении к совершенной свободе и правлению. Пуруша, как следящий, поддерживающий, даю­щий санкции, знающий, повелевающий, наслаждающийся. Пракрити выполняет активный принцип и должна иметь действия, соответству­ющие отношению Пуруши. Из “Синтеза Йоги”.

 

ДУША КАК СВИДЕТЕЛЬ

 

Душа может, если захочет, занять позиции чистого свидетеля, она может смотреть на действия натуры, как на факт, от которого она стоит отдельно, она наблюдает, но сама не участвует. Мы видели важ­ность этой успокоительной способности для душевного отделения от ума, жизни и тела, и для их успокоения. Однако пока есть эта явная и реальная двойственность в существовании, она не может быть всей правдой материи. Душа является и поддержкой тоже, она поддержива­ет в своем существе энергию, которая развертывает спектакль космоса и которая руководит его энергиями. В позиции свидетеля есть также вид санкции, но она пассивная, инертная и не имеет вида абсолютно­сти. Когда Пуруша принимает неподдержание, он все же индифферен­тно и пассивно поддерживает, чувствуя, что он содействует энергиям, но что он их не контролирует и не обсуждает. Контролер другой, Бог или Сила. Но если душа соглашается полностью поддерживать, санк­ция становится полностью активной, даже если душа будет только отвергать или принимать, и посредством этого поддерживать в дейст­вии все энергии Пракрити.

Из “Синтеза Йоги”.

Появление внутреннего следящего, которое может произойти сначала лишь в одной из зон человеческого существа, в структуре Йоги Шри Ауробиндо является завершением фундамента Йоги, первым ос­вобождением Пуруши от Пракрити. Однако только отделение души от натуры еще не дает превращения, это лишь основание, на котором оно начинается. Шри Ауробиндо подчеркивает в этой позиции души нача­ло вмешательства, которое от неактивного растет в активное. Душев­ное превращение развивается от влияния, которое может быть вначале неосознанным, к указаниям души, до полного владения душой всем человеческим существом.

ВЛИЯНИЕ ДУШИ

 

Чаще Это действует сейчас как влияние, чем как Присутствие. Есть ли внутри души прорицание, которое делает ее более надежным гидом, чем желание или рассудок, и через видимые ошибки и спотыкания ее голос может вести все же лучше, чем щепетильный интеллект или обдумывающие умственное суждение. Это не то, что мы называем интуицией, ибо она, хотя и не принадлежит уму, но всегда спускается через ум. Этот голос души не то, что мы называем совесть, ибо послед­няя есть только умственный и часто обусловленный традицией, оши­бающийся заменитель. Это есть более глубокий и более редкий сердечный призыв, однако следовать ему наиболее мудро: даже лучше блуждать, следуя за зовом своей души, чем идти очевидно прямо с рассудком и внешним моральным наставником.

Из “Синтеза Йоги”.

 

- Как получить влияние души?

 

Чтобы получить влияние души, вы должны более осознавать свою душу, а каким процессом - это чисто персональное дело. Каждый должен найти свою собственную процедуру, и для каждого она различ­на. А при выборе ее все зависит от степени, в которой вы осознаете влияние из вашей души и степени вашего отождествления с ней.

 

ОТ НЕОСОЗНАННОГО ВЛИЯНИЯ ДУШИ ИДТИ К ЕГО ОСОЗНАНИЮ

 

Чтобы идти к сознанию, вы должны быть в состоянии каждый момент спросить себя, первое, что сейчас Всевышнее видит, затем, что Оно повелевает, и затем, как Всевышнее действует.

Только путем наблюдения с великой тщательностью всех дви­жений нашего существа, путем прохождения их, так сказать, перед трибуналом нашего высокого идеала, с искренней волей подчинить их его решениям, мы можем надеяться культивировать в нас проница­тельность и умение различать, которые никогда не ошибаются.

 

РАСТИТЬ В СЕБЕ ДУШЕВНОЕ УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ

 

Чтобы знать себя, надо смотреть на себя с высоким и глубоким сознанием, которое может проницательно различить причину чувств и реакций. Это не может быть сделано поверхностным наблюдением и до тех пор, пока человек не вошел в контакт со своим душевным сущест­вом, лучше всегда и во всем стараться действовать только хорошо, насколько возможно, и быть настолько правильным, насколько вы можете, чем тратить время на бесполезные анализы.

Если вы только пересматриваете умственно различные движе­ния и реакции вашего дня, вы не будете прогрессировать. Чтобы этот обзор обеспечил вам развитие, вы должны найти и в себе что-то, что будет для вас представителем лучшей части вас самих, что имеет неко­торый свет, добрую волю и что уже совершенно точно захвачено про­грессом. Поместите это перед вами, спроецируйте, как на экран, все происходившие за день на эту лучшую часть в вас. Пусть проходит, как в кино, все, что вы совершили, что чувствовали, все ваши импульсы и мысли. Вы должны делать это искренне: “При таких-то обстоятельст­вах я сделал то-то и то-то, чувствовал то-то, говорил в такой-то манере и думал так-то”. Смотрите на светлый экран, что перед вами: опреде­ленные вещи проходят бросая хорошие тени, другие дают небольшую тень, а некоторые будут иметь тень всецело черную и неприятную.

Человек должен ясно сознавать источник своих движений по­тому, что есть противоречивые и несовместимые побуждения в суще­стве. Полностью осознавать себя и свое САМО над всей смесью, какой является человек, - это я называю осознанием Правды вашего суще­ства. Она в душевном центре - Правда вашего существа, но вы движи­мы всем, чем угодно, даже не зная этого.

Вы должны искренне спросить себя: “Соответствует ли это действие моему САМО-познанию и САМО-владению?” Если это было в соответствии, оно не бросит никакой тени на экраны, которые оста­нутся прозрачными, и можно не беспокоиться об этом действии. Если не в соответствии - оно создаст тень. Почему оно оставляет тень? \ Что-то было в этом акте противоположное движению СЛМО-познания или САМО-владения. Наиболее часто вы обнаружите, что это соответ­ствует несознанию. Но в других случаях вы увидите, что это был безобразный маленький эгоизм, совершенно черный, который пришел, чтобы извратить ваше действие, вашу мысль.

Если человек хранит правильное намерение, правильное отно­шение, тогда проницательность или указание изнутри начнет расти, становится чистым, точным, безошибочным, и сила следовать ему без­условно будет расти также. И затем, прежде чем вы будете удовлетво­рены собой, Всевышнее будет удовлетворено вами и начнет удалять вуаль, которой Оно закрывает себя от своих искателей против преж­девременного и опасного хватания самого величайшего, к чему чело­вечество может стремиться.

 

РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ ПРОСМАТРИВАТЬ СВОИ ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ ДУШИ И ОСВЕЩАТЬ ИХ ЭТИМ СВЕТОМ

 

Обнаружив, что причиной вашего действия было несознание, вы регистрируете это среди неосознанных действий и принимаете ре­шение, что в следующий раз вы будете пытаться быть сознающим перед совершением чего-либо.

Если источник действия был в эгоизме, тогда вы помещаете этот эгоизм перед вашим светом и спрашиваете себя: “Почему он имеет право заставить меня действовать и думать подобным образом?” И не принимайте никаких объяснений, но смотрите кругом - и вы найдете в уголке вашего существа спрятанное где-нибудь мелкое тщеславие, движение самолюбия, эгоцентричные чувства, сотни подобных вещей. Тогда вы честно спрашиваете себя: “Может ли сохранение этого дви­жения согласоваться с моими поисками, с осуществлением моего идеа­ла?” Затем поместите этот темный уголок перед вашим душевным существом и освещайте его до тех пор, пока свет не войдет в него и темнота не исчезнет. Есть много вещей, что должны пройти перед светом. Но если вы продолжаете, делаете это искренне - уверяю вас, что через шесть месяцев вы не узнаете себя. Вам, может быть, понадо­бится 5, 20, 30 лет, и все же вы трансформируете себя этим путем, помещая все перед вашим внутренним светом.

РАБОТА ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ДУШЕВНОГО СУЩЕСТВА

 

Создано много методов, чтобы добиваться восприятия душев­ного существа в нас и затем достигнуть отождествления с ним. Одни методы - психологические, другие - религиозные, некоторые даже механические. Механические - это асаны, Хатха-Йога. Психологиче­ские средства в Йоге - искать внутри себя посредством самонаблюде­ния за состоянием своего сознания, что непрерывно, что постоянно.

Для вас наилучший способ начать - это искать ваше душевное существо, сосредоточиться на нем до превращения его в свидетеля всех ваших внутренних движений и судью всего, что вам следует и не следует делать, и осуществлять усилие подчинить вашу внешнюю на­туру его решениям

Это первый шаг к объединению себя, становлению сознатель­ным существом, которое имеет центральную волю и которое действует согласно этой воле. Если вы начнете делать это усилие, вы обнаружите, что ваша жизнь полна и интересна.

 

НУЖНО СОБРАТЬ СВОЕ РАЗРОЗНЕННОЕ СУЩЕСТВО ВОКРУГ ДУШЕВНОГО СВЕТА

 

Думали ли вы об объединении вашего существа? Хотя бы с трудом видели ли вы, что в одно время вы одна личность, в другое - другая, в одно время вы хотите делать какую-то вещь, в другое - вы ее можете не делать. Вы обращены лицом к индивидуальности, которую вы называете собою, и все же есть много частей этой индивидуальности, что ускользают от вас.

 

- Я никогда не пробовала объединить различные персональности, что могут быть во мне, но я пыталась поме­стить их лицом друг к другу, хорошие перед плохими, и я никогда не находила в хороших достаточно дина­мизма, чтобы сражаться против плохих.

 

А вы никогда не думали, что ваше суждение о том, что есть “хорошее” и “плохое” может быть чисто человеческим суждением? И оно не обязательно совпадает со взглядом святого Присутствия внутри вас. Его видение не может быть тем же, что суждение человеческой умственности. “Плохие” качества, от которых вы не могли избавиться, были, возможно, свойствами, что оказались не на своем месте, они не были сбалансированы должным образом, и было бы большой жалостью, если бы они были уничтожены, поскольку тогда часть энергии и вашего святого Присутствия исчезли бы в то же самое время.

В работе объединения существа вы должны иметь воображе­ние, достаточное, чтобы быть способным поместить движение, которое вы имеете и хотите сохранить в себе, перед тем, что вы способны представить себе, как ваш ближайший подступ ко Всевышнему При­сутствию. Естественно, что вначале это только воображение, очень далекое от правды, но оно поможет вам выйти немного из узости мора­ли и ограничений вашего сознания. Например, вы воображаете, что ставите все, что вы есть и что вы делаете, перед сознанием, которое безгранично и вечно в то же самое время. Эти два слова, возможно, не имеют их полного значения в начале, но они заставляют вас разбить границы и поместят вас перед чем-то, что так вас превышает во всех отношениях. Человек должен безусловно начать подобным образом.

 

- Как объединить свое существо?

 

Первый шаг - найти глубоко внутри вас, за всеми желаниями и импульсами освещенное сознание, которое там присутствует. Обыч­но вы осознаете присутствие этого сознания только тогда, когда стал­киваетесь с опасностью или неожиданным событием, или большой печалью. Вы должны войти в сознательное соприкосновение с ним и научиться делать это по желанию. Остальное последует. Обычно оно в сердце, за солнечным сплетением, освещенное Присутствием.

Работа по объединению существа состоит из таких движений: во-первых, нужно осознать свое душевное существо; во-вторых, поме­щать перед душевным существом все свои движения, все импульсы, мысли, желания и намерения пока не становишься сознающим, с тем, чтобы душевное существо могло принять или отвергнуть каждое дви­жение, каждый импульс, мысль или намерение. Принятое нужно со­хранить и выполнить, отвергнутое следует удалить из сознания, так, чтобы оно более не показывалось снова. Это длинная работа, которая может занять годы на свое выполнение.

 

РАБОТА ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ СУЩЕСТВА - ЭТО ПОДЧИНЕНИЕ ВСЕХ ЧАСТЕЙ СУЩЕСТВА ВОЛЕ СВЯТОГО ПРИСУТСТВИЯ В ДУШЕ

 

Осознав источник своих движений, затем пытайтесь скоорди­нировать их, установить правильное соотношение их, так сказать об­наружить, почему это следовало за тем. Вы увидите, что элементы, которые не согласуются с вашим идеалом, обычно не являются элемен­тами, которые вы должны отвергать полностью от себя - есть совсем мало явлений такого рода - они просто вещи не на своем месте, непра­вильно размещенные. Если вы организуете все - ваши чувства, мысли, импульсы - вокруг душевного центра, который есть ваш внутренний свет, вы увидите, что весь внутренний беспорядок изменится в светлый порядок.

В тот день, когда наружное физическое, умственное, виталическое существа войдут в прямой и постоянный контакт с душевным существом, можно будет сказать, что все физическое существо челове­ка организовано центральным святым сознанием. С момента, когда вы вошли в отношение с этим, подчинили себя ему, вы организованы центральным святым сознанием, и тогда можно сказать, что тело даже тело организовано им.

ОСОЗНАНИЕ САНКЦИИ ДУШЕВНОГО СУЩЕСТВА

 

Есть смешение сил в человеческом существе. Каждая пытается добиться своего собственного эгоистического удовольствия и взять верх над другими. Предположим, что сила робости появилась, преобладая в сознании. В таком случае сила смелости поднимается чтобы пересилить ее. Предположим, что возникает сила ревности. Другая, более высокая сила приходит, чтобы побороть и вытеснить ее. В таком случае господ­ство зависит от крепости силы. Но центральное сознание может управ­лять высшей силой, добиваясь подавления более низшей. Все действия сил требуют санкции этого сознания. Все действия сил зависят от этого. Я попытаюсь описать процесс. Какая-то сила - я не знаю, каким таинственным указом она ведома делать это, - представляет сознанию идею для санкции. В случае, если сознание принимает ее, как свою собственную и санкционирует, действие будет идти. Чем более высокой зоны достигает сознание, тем легче господство над этим действием, было бы совершенно возможно использовать силы в их надлежащем действии не будучи идентифицированным с ними, но это потребовало бы достаточного роста сознания. Но я пробовал другой путь - избав­ляться от самих сил. Когда любая сила появляется, если сознание, не предпринимая никакого активного шага, просто предлагает ее Всевыш­нему, сила может исчезнуть. Этот путь самоотдачи - легчайший путь трансформировать низшие силы. Другой путь более трудный и опас­ный.

Душа-свидетель действия сил, которую вы осознали, как цен­тральное сознание, также может медленно становиться Хозяином. Медленно, поскольку все привычки Эго и игра низших сил, которую вы правильно описываете здесь, против этого, но все же она может дикто­вать, что высшее действие должно переместить низшее движение и затем идет процесс перемещения, высокое приходит, низшее борется, чтобы остаться и вытолкнуть прочь высшее движение. Вы говорите правильно, что предложение Всевышнему укорачивает весь процесс и более действенно, но обычно это не может быть сделано сразу полно­стью по причине прошлых привычек, и оба метода продолжаются, пока полная самоотдача не становится возможной.

ГОЛОС ДУШИ - ВОЛЯ ВСЕВЫШНЕГО

 

Мы сказали, что существует одна возможность безопасности: никогда не действовать иначе, чем в соответствии со Всевышней Волей. Остается один вопрос: как заметить, каким образом Всевышняя Воля заставляет действовать в данном случае. Конечно, вы должны сильно хотеть знать, действуете ли вы в согласии со Всевышней Волей, это первый пункт, без которого вы ничего не можете узнать. Голос Всевыш­него нетрудно отличить, нельзя ошибиться, нужно прислушаться к тихому и спокойному маленькому голосу, который говорит в тишине вашего сердца. Чтобы его услышать, вы должны быть абсолютно иск­ренни, потому что, если вы не искренни, вы начнете, обманывая себя, слушать только голос своего Эго, и вы будете делать, думая с уверен­ностью, что это подлинный маленький голос, наиболее ужасные глупо­сти. Но если вы искренни, путь верен... Это даже не голос, даже не ощущение, это нечто чрезвычайно тонкое - совсем маленькое указа­ние. Когда все идет хорошо, т. е. когда вы не делаете ничего против Всевышней Воли, у вас, возможно, не будет никакого определенного впечатления, все будет казаться вам нормальным. Но когда внезапно вы чувствуете некое беспокойство, стеснение, неудобство, где-то в голове, сердце, даже в желудке, обычно вы не уделяете этому внима­ния. Вы тогда, в этот самый момент, должны остановиться, чтобы вы не делали, осмотреться, и если вы искренни, вы заметите маленькое тем­ное пятно, малую злую идею, ложное движение, капризное решение - там и нигде больше находится источник беспокойства. Вы заметите затем, что малое темное пятно исходит из Эго, которое полно предпоч­тений. Затем с терпением, в высоты вашего сознания, вы начинаете объяснять вашей заблуждающейся части ее ошибку, и если вы настаи­ваете, в конце концов она исчезнет, и вы заметите, что вы сразу изба­вились от массы уродливости и темноты, которые мешали вашему расширению в свет.

Есть четыре условия, которые необходимы для того, чтобы узнать Всевышнюю Волю:

1. Быть абсолютно искренним.

2. Преодолеть желания и предпочтения.

3. Утихомирить ум и слушать.

4. Подчиниться немедленно, как только получите приказ.

 

Date: 2015-09-02; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию