Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация теста





На основании особенностей изображения можно определить следующее.

♦ Характер состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, отсутствии напряженности и утомления.

♦ Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. Об этом можно судить по выраженности положительных эмоций членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или, напротив, хаотично изображены на плоскости листа, в отдалении друг от друга и т. д.). Демонстрация сплоченности, изображение членов семьи с со­единенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия общности семьи, включенности в семью. Рисунки с противопо­ложными характеристиками могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, домик и др.). Тут близкое расположение персонажей может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они избирательно хорошо относятся. Однако если первая нарисованная фигура является самой крупной, но изображена схематично, это указывает на силу и доминирование этой фигуры в семье при отсутствии положительных чувств ребенка к ней.

Хорошие, добрые отношения, как правило, сопровождаются позитивной концентрацией в изображении человека на рисунке, что выражается в большом количестве деталей, их прорисованности, использовании разнообразных цветов. Негативное отношение, наоборот, ведет к схематичности изображения. При этом пропуск существенных деталей (частей тела) может указывать на агрессию по отношению к данному лицу.

При интерпретации результатов авторы фиксируют случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую, чем в действительности, семью (авторы считают это следствием защитных механизмов — чем больше несовпадение, тем выше неудовлетворенность существующей ситуацией). Иногда вместо членов семьи ребенок рисует животных. Психологу необходимо уточнить, с кем ребенок их идентифицирует.

Если ребенок не рисует себя или только себя вместо семьи, это свидетельствует об отсутствии чувства общности в семье. Отсутствие «Я» характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Возвращение к рисованию по уже нарисованному соответствует движению мысли, отношению ребенка к теме и может указывать на главное, доминирующее, переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием людей (и деталей) связаны с конфликтным отношением к ним и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов: ребенок как бы решает, рисовать ли ему что-то, связанное с негативными эмоциями, или нет.

Стирание нарисованного может быть связано как с не­гативными, так и с позитивными эмоциями. Решающее слово имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисунка. Кроме того, они выступают своеобразным средством снятия внутреннего напряжения, и их наличие выдает наиболее эмоционально значимые места рисунка. Это может способствовать как определению вопросов испытуемому после рисования, так и самому процессу ин­терпретации.

Методика «Рисунок семьи» может использоваться в различных вариантах: нарисовать семью в виде любых предметов, сказочных персонажей или животных, слепить фигуры из теста или пластилина и придумать про них рассказ. Тогда, помимо исследовательских целей, задача превращается в творческий процесс. Интерпретация осуществляется по тем же, вышеперечисленным, показателям. Можно побеседовать с ребенком о каждом персонаже — каков он по характеру, почему именно этот персонаж (если изображено животное) отождествляется с конкретным членом семьи.

 

Date: 2015-09-02; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию