Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование культуры межнационального общения у детей
Сегодня проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. В число задач формирования культуры межнационального общения у детей и подростков входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям. Культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей [8]. В практике работы педагоги все чаще применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей, должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности. Подростковый период является наиболее благоприятным для развития коммуникативных навыков и формирования их на более высоком уровне – межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур; к общению за рамками ближайшего социума. Подростку трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными [4]. Потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляет подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому; повышается интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии. Компонентами культуры межнациональных отношений младших подростков являются: знание норм и правил межнациональных отношений, способность их сформулировать; принятие нравственных норм межнациональных отношений; признание права людей быть другими; потребность утверждать на практике принципы бесконфликтных межнациональных отношений; способность противостоять проявлениям национализма. Показателями этих компонентов в общении и совместной деятельности являются: мотивация вступать в межличностное общение; соблюдение нравственных норм межнациональных отношений и правил поведения; неагрессивное и невраждебное реагирование на особенности людей других национальностей; способность и умение разрешать конфликты; отрицательное отношение к организациям профашистского и националистического толка и неучастие в их акциях. На формирование культуры межнациональных отношений оказывают влияние социум, семья и школа, где ребенок усваивает содержание главных ценностей, приобретает ценностные ориентации, овладевает поведенческой культурой; у него развиваются установки на сочувствие, сопереживание, эмпатию, умение принять точку зрения другого. Основными средствами организации образовательного процесса, способствующего формированию культуры межнациональных отношений, являются: рефлексивная деятельность, включающая самоанализ и осмысление ценностей различных культур и личностей; упражнения детей в общепринятых формах ценностных отношений к другим культурам (сопоставление и анализ культур); диалогическое общение (имитирующее общение, симулятивное общение, аутентичное общение); развивающие ситуации и имитационные игры (ролевые игра, игры-«провокации», драматизации, обсуждение проблемных ситуаций и нравственных дилемм и т.д.); педагогическая помощь и адаптация форм и методов к личности ребенка; социально значимая совместная деятельность педагогов и учащихся, проектная деятельность, направленная на укрепление межнациональных контактов с детьми [9]. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности: 1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений; 2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие эмоционально-психологических характеристик; 3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения. Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач: 1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству; 2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям; 3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли; 4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий [7]. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Необходимо организовать специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования межэтнической толерантности подростков: 1) в качестве приоритетного направления деятельности педагогического коллектива школы необходимо определить повышение уровня этнокультурной компетентности учащихся: от изучения и сопоставления культурных ценностей соседствующих народов к взаимопониманию и гармонизации межэтнических взаимоотношений; 2) в процессе формирования содержания образования особое внимание следует уделять такому общедидактическому принципу как диалог культур и учитывать при этом: а) особенности полиэтнической образовательной среды; б) опыт позитивного социального и культурного взаимодействия разных народов и конфессий; в) сочетание национального, общероссийского и общечеловеческого компонентов; 3) проводить регулярную диагностику уровня этнонациональной толерантности среди подростков и использовать соответствующее сочетание психолого-педагогических техник и технологий, направленных на нейтрализацию этнонациональных конфликтов; 4) формировать и развивать в подростках разумность как качество, сочетающееся в себе информированность в области этнокультуры и умение правильно анализировать информацию, способствующие безопасному сосуществованию разных этносов и конфессий. Процесс формирования культуры межнационального общения реализуется в четыре этапа. Первый этап направлен на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать слово, тренинги, народные игры. Особую значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации. На втором этапе необходима ориентация учащихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Решение этих задач происходит посредством информирования обучающихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; патриотического воспитания, тренинга; народной игры. Ведущими средствами на данном этапе являются слово при условии разнообразия форм его использования, а именно: самостоятельное изучение дополнительного материала; использование метода сравнений на основе проблемных ситуаций; совместная оценка хода и результатов работы; беседа, выступающая в форме рефлексии после выполнения заданий, и национальные праздники как явление яркое, связанное с позитивными чувствами. На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим важно вовлекать учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы, пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Дополнительными средствами на данном этапе являются слово и выставка народного творчества. На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В качестве доминирующего метода выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения. Необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития каждой личности в этом направлении еще на стадии общего образования. И тогда терпимость, понимание, а затем и уважение к инокультурным ценностям станут этапами в развитии сознания подростка, подготовленными его психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с представителями разных национальностей [2].
|