Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОЦЕНКА типа внимания

Предмет диагностики. Предметом диагностики являются особенности внимания существенно влияющие на результаты выступления спортсмена в предстоящем соревновании, а точнее, в конкретной соревновательной ситуации. По ответам спортсмена на ряд специально подобранных вопросов можно с определенной степенью достоверности судить о преимуществах и недостатках особенностей его типа внимания.. Если на вопрос, касающийся особенностей его спортивной деятельности, он отвечает, что большинство ошибок в игре совершал, когда слишком сильно концентрировал внимание на одном игроке противника, упуская из-под контроля действия других, значит, он не только имеет узкую направленность внимания, но ему трудно расширить его фокус, даже если того требует необходимость игровой обстановки. Имея подобную информацию (плюс дополнительные сведения об особенностях проявления тревожности), можно подсказать спортсмену определенные приемы для обучения более широкому объему внимания.

Область применения методики. Одним из наиболее простых путей для начала обучения произвольному контролю над процессами внимания является обращение к вопроснику «Оценка типа внимания». Методика может быть использована для спортсменов, начиная с юношеского возраста.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы (в таб.1.) и оцените каждый из своих ответов по балльной системе от 0 до 4: 0— никогда, 1 — редко, 2 — периодически, 3 — часто, 4 — всегда. Вопросы сгруппированы парами и в столбце слева имеют сокращения (ШВВ, ВШП, ШВН, ВНП, УЭФ, ОП). Под каждым из этих сокращений поставьте суммарный балл (от 0 до 8) в зависимости от оценок, которые вы проставили справа. Суммарные баллы следует нанести на графическую шкалу (рис.1).

 

Таблица 1

Шкала оценки внимания

 

  Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений и справа обведите кружочком один из вариантов ответа, более всего соответствующий вашему мнению.     Почти никогда Редко Иногда Часто Почти всегда
ШВВ 1. Я быстро анализирую сложные игровые ситуации в футболе с одновременными перемещениями нескольких игроков.          
  2. Находясь с играющими детьми, я невольно замечаю, что делает каждый из них          
ВШП 1. Когда со мной разговаривают, я нередко отвлекаюсь на посторонние объекты или звуки          
  2. Во время игры в футбол мне трудно следить одновременно за несколькими игроками          
ШВН 1. Мне достаточно небольшой информации для принятая целого ряда решений          
  2. Я легко могу творчески переносить идеи из одной области в другую          
ВНП 1. Во время бесед я часто отвлекаюсь на собственные мысли          
  2. Я часто выгляжу рассеянным и забывчивым, потому что постоянно думаю о различных важных вещах          
УЭФ 1. Я легко сосредоточиваюсь, наблюдая или слушая что-нибудь, не давая своим мыслям отвлечься          
  2. Я легко концентрирую внимание на нужных мыслях, не отвлекаясь на посторонние объекты или звуки          
ОП 1. Мне трудно сосредоточиться на какой-то одной мысли          
  2. В игре я нередко совершаю ошибка, потому что, следя за одним игроком, упускаю из внимания других          

 

Порядок определения показателей. Предполагается, что обычный «средний» человек должен иметь равную степень выраженности показателей внимания по обеим соревновательным шкалам и они должны получить равномерное графическое распределение профиля.

Оценка показателей. Рассматривая свою позицию на шкале ШВВ (широкого внешнего внимания), сравнивайте ее с показателями шкалы ВШП (внешней перегрузки внимания), позицию на шкале ШВН (широкого внутреннего внимания) со шкалой ВНП (внутренней перегрузки внимания), а шкалу УЭФ (узкого эффективного фокуса) со шкалой тенденции к ошибкам, связанным с неспособностью к быстрому переключению внимания — ОП (ошибки переключения внимания).

 

90 7 8

80 8 6 8 7 7 8

70 6 5 6 6 6 76

60 5 4 5 5 5 5

50 43 3 4 4 4 4

40 2 2 3 3 3 3

30 1 1 2 2 2 21

20 1 1 1

ШВВ ВШП ШВН ВНП УЭФ ОП
10

ШВВ ВШП ШВН ВНП УЭФ ОП

 

Рис.1. Оценочная шкала сравнения отдельных показателей и основа построения профиля внимания.

 

Интерпретации получаемых данных. Состоит из двух частей: а) оценки каждого из показателей по графику, б) анализа профиля внимания

 

а) оценка отдельных показателей

ШВВ — (широкое внешнее внимание) большое число очков говорит о способности к учету многих внешних факторов;

ВШП — (внешняя перегрузка внимания) большое число очков говорит о том, что спортсмен трудно «сужает» внимание на анализе ошибок, отвлекаясь на внешние раздражители;

ШВН — (широкое внутреннее внимание) большое число очков свидетельствует о способности оценивать и анализировать сразу несколько факторов;

ВНП — (внутренняя перегрузка внимания) большое число очков говорит о том, что спортсмен совершает ошибки потому, что думает одновременно о нескольких вещах, не умея сконцентрировать внимание на наиболее важных;

УЭФ — (узкий эффективный фокус) большое число очков свидетельствует о способности спортсмена четко сфокусировать внимание на наиболее важных вещах;

ОП — (ошибки переключения внимания) большое число очков говорит о постоянной узкой фокусировке внимания и неспособности быстро переключить его с одних объектов на другие, а тем более одновременно на несколько.

Наиболее эффективному функционированию отдельных компонентов внимания соответствуют высокие баллы по шкалам: ШВВ, ШВН, УЭФ, однако если окажется, что такие же очки набраны по шкалам ВШП, ВНП, ОП. то это будет, наоборот, характеризовать невысокий уровень функционирования данных компонентов.

Высокие оценки по шкалам внешней и внутренней перегрузки внимания (например, ВШП и ВНП) говорят о том, что данный атлет не может долго успешно справляться с воздействием большого числа внешних раздражителей — уже через некоторое время перегрузка информацией начинает нарушать нормальное функционирование его внимания. В свою очередь, низкие очки по шкале УЭФ (узкого эффективного фокуса) говорят о неспособности спортсмена с целью избежания информационной перегрузки сконцентрировать внимание на минимуме наиболее важных объектов.

 

 

б) а нализ профилей внимания. Индивидуальный профиль, нанесенный по полученным результатам на оценочную шкалу (рис.1) сопоставляется по принципу отыскания наибольшего сходства с одним из профилей рис.2 и интерпретируется в соответствии с типом профиля, указанным на этом рисунке справа

 

Расширенный вариант применения методики. Полученные результаты могут быть положены в основу составления игровых звеньев, экипажей, а также использованы для коррекции непродуктивного внимания спортсменов и команд.

 

 

Рис.2. Схема анализа профилей внимания.


<== предыдущая | следующая ==>
Словарь терминов и персоналий. Альтернативная стоимость выбора - лучший из всех прочих худших способов использования ресурсов, которым приходится жертвовать в данных условиях | Взаимодействие неаллельных генов. Итоговое тестирование по генетике и селекции

Date: 2015-09-02; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию