Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПАУЗА— одновременная пауза для всего оркестра (ансамбля) продолжительностью не менее такта. Г п. обычно бывает внезапной; обозначается латинскими буквами G. Р

Музыкальная терминология

для вокалистов отделения «Искусство эстрады»

А

АББРЕВИАТУРА — знаки сокращения, применяемые в нотном письме (латинское abbrevio — сокращаю). К таким знакам, упрощающим музыкальную запись, относятся:

1) перенос звуков на октаву вверх или вниз (для сокращения числа добавочных линеек):

2) знак повторения группы нот:

3) знаки повторения всей пьесы или ее отрывка: (повторяется нотный текст, заключенный

между этими знаками);

4) знак повторения одного такта.

К аббревиатурам причисляют так же мелизмы.

АБСОЛЮТНЫЙ ВРЕМЕННОЙ СЛУХ — редкая способность памяти музыканта различать и воспроизводить относительную скорость движения (темп) музыкального произведения.

АВАНГАРДНЫЙ ДЖАЗ (англ. avant-garde jazz) — условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующих­ся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонориетики, электронного синтеза звука и т. д.). К А. д. принято относить фри-джаз, «третье течение», электронный джаз, некоторые экспериментальные формы хард-бот. кул-джаза, джаз-рока и др.

АВАНГАРДНЫЙ РОК (англ. avant-garde госk) —- экспериментальные формы рока. Современный рок-авангард можно подразделить на несколько направлений: 1. Студийные опыты с электронной музыкой, как правило, с использованием сэмплинг-техники и в русле эстетики психоделики или минимализма. 2. Наиболее радикальные представители новой волны, экспериментирующие с «индустриальным» звучанием, атональной музыкой, фри-джазом. 3. Ансамбли, тяготеющие к тому, что называется «перфоманс», или «хэппенинг», т. с. к экстравагантному сценическому представлению, соединяющему в себе музыкальный театр, танец, пантомиму и всевозможные сюрпризы.

АВТОАККОМПАНИМЕНТ (англ. auto chord)— функция синтезатора или компьютерной программы, которая позволяет мгновенно проигрывать аккомпанемент несколькими тембрами в определенном стиле. Обычно темп и ритм выбираются заранее, а вид аккорда, на основе которого играются готовые шаблоны аккомпанемента, определяется нажатием на нужные клавиши синтезатора левой рукой. Набор аккомпанемента определяется стилем (джаз, роки др.).

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ - песенный жанр, возникший в начале 60-х гг. XX в. Автор стихов и музыки песни является непременным её исполнителем. В связи с главенствующим значением текста творцами А. п. являются обычно не музыканты, а поэты. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно песня зву­чит под аккомпанемент гитары), некоторой «домашностью». Вместе с тем наиболее характерные черты А. п. — гражданственность, социальная заостренность, а главное — обращение одновременно и к большой аудитории, и к каждому слушателю в отдельности. Чаще авторы песен используют известные напевы фольклорного или рома псового происхождения, что вовсе не лишает эти песни музыкаль­ного своеобразия и обаяния. Основателем этого жанра и одним из самых значительных и наиболее популярных его представителей является Б. Окуджава. Из других известных и популярных создате­лей А. м. следует назвать А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю. Кима. А. Дольского, Т. и С. Никитиных и др.

АВТОФОНИЯ (от гр. autos — сам и phone — звук) — в вокальной методике — слышание певцом собственного голоса. Его звучание для поющего существенно отличается от воспринимаемого слушателями, т. к. помимо акустических качеств звука поющий воспринимает также вибрационные и другие ощущения. Поэтому певец, впервые слышащий свой голос, не узнаёт его по тембру. У начинающих певцов в процессе постановки голоса звучание всегда должно контролироваться педагогом или опытным концертмейстером. Только по мере развития вокального слуха певец начинает более точно оценивать звучание своего голоса и свою вокальную технику.

АГНУС ДЕИ (лат. Agnus Dei — агнец божий, телец господень) — католическое песнопение; заключительный раздел мессы. Музыка А. д. носит лирически-скорбный характер. Выдающиеся образцы А. д. создали И. С. Бах, Л. Бетховен, Д. Верди, В. А. Моцарт.

АГОГИКА — термин, относящийся к небольшим замедлениям и ускорениям темпа при исполнении музыкального произведения (греческое agoge — увод, унесение). Такие темповые отклонения допустимы в небольших пределах, при этом они должны быть обусловлены требованиями художественной выразительности. К агогическим оттенкам относятся accelerando, ritenuto, rubato и т.

АД ЛИБИТУМ (итал. ad libitum — по желанию, по своему усмотре­нию). То же, что и а пьячере (а р1асеге) — указание в нотах на то, что исполнитель может по собственному желанию выбирать характер исполнения — темп, динамику и пр.

АДАЖИО (ит. adagio — медленно, спокойно) —

1. Медленный темп.

2. Часть произведения (симфонии, концерта, сонаты, квартета), написанная в медленном темпе и носящая характер глубокого раздумья.

3. Медленный лирический танец в классическом балете.

АДАПТАЦИЯ СЛУХА — способность слуха подсознательно приспосабливаться к восприятию звука разной громкости. Если нижний порог А. практически не ограничен, то верхним порогом является громкость порядка 140—150 дБ., превышение которого может вызвать в слуховом аппарате необратимые изменения, вплоть до частичной или полной глухоты.

A КАПЕЛЛА (a cappella) — хоровое пение без инструментального сопровождения. Прочно утвердившись еще в эпоху средневековья (в культовой музыке), этот стиль получил в дальнейшем широкое распространение в творчестве многих композиторов (хоры Бортнянского, Чайковского, Танеева, Бартока, Шостаковича). Пение a cappella характерно для народного музыкального творчества (русского, немецкого, грузинского и др.).

АККОЛАДА — скобка (прямая или фигурная), которая соединяет несколько нотных станов и указывает, что ноты, записанные на них, исполняются одновременно. Акколада применяется в нотах для фортепиано, органа, арфы и некоторых других инструментов, а также в партитурах.

АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение (по-французски ассоmpagner — сопровождать). Термин «аккомпанемент» обычно понимается двояко:

1)как сопровождение солиста; в этом случае аккомпанирующий «фон» поручается одному инструменту (роялю, гитаре, баяну и др.), а также небольшому ансамблю, оркестру или хору: здесь роль аккомпанемента не ограничивается поддержкой сольной партии, а дополняет и углубляет ее художественный смысл;

2) как совокупность различного рода вспомогательных голосов, аккордов или фигурации, сопровождающих главную мелодическую линию в музыкальном произведении.

АККОРД — одновременное сочетание нескольких (не менее 3-х) звуков различной высоты. В музыкальной практике чаще всего употребляются аккорды, звуки которых располагаются (или могут быть расположены) по терциям. Аккорды такого строения подразделяются на трезвучия (аккорд из 3-х звуков), септаккорды. (4 звука), нонаккорды (5 звуков

АККОРДОВЫЕ ЗАМЕНЫ. Джазовая гармония в своих ступеневых последовательностях (движениях) опирается на семь основных типов: I) кварто-квинтовое движение; 2) нисходящее полутоновое; 3) восходящее и нисходящее малотерцовое; 4) восходящее целотоновое; 5) нисходящее большетерцовое; 6) тритоновое; 7) гармоническая смена одноименного мажора и минора. Кварто-квинтовое движение может быть заменено полутоновым и обратно. Функция субдоминанты (SIV) в кварто-квинтовом обороте следует после тоники и направлена от нее, поэтому вместо SIV чаще используется ее замена на SII — параллельная замена. Аккорды, находящиеся в тритоновом соотношении, также могут быть взаимозаменяемыми. Весьма характерна для гармонии джаза смена одноименного мажорного на минорный аккорд, т. е. мажоро-минорная замена и др.

АККОРДЕОН — клавишный духовой инструмент, усовершенствованная разновидность хроматической гармоники. Корпус аккордеона состоит из 2-х коробок, соединительных мехов и 2-х клавиатур — кнопочной для левой руки и клавиатуры фортепианного типа для правой. Подобно баяну аккордеон обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Диапазон клавиатуры — 3 октавы:.

АКТ — законченная часть театрального произведения (драмы, оперы, балета и др.), отделенная от предыдущей и последующей частей перерывом (название происходит от латинского actus — действие).

АКУСТИКА — отдел физики, изучающий звуковые явления (греческое acus-tikos — относящийся к слушанию). Музыкальная акустика изучает природу музыкального звучания, а также музыкальные системы и строи. Под акустикой подразумевают также характер и качество слышимости в каком-либо помещении.

АКЦЕНТ — выделение, подчеркивание отдельного звука или аккорда путем его динамического усиления. В нотном письме акценты обозначаются различными знаками: >, V, sf и т.д. Эти знаки проставляются над (под) той нотой или аккордом, к которым они относятся.

АКЫН — народный музыкант-импровизатор, певец и поэт в Казахстане и Киргизии. Слагая песни, акын обычно аккомпанирует себе на домбре или камузе. Выдающимися акынами были казах Джамбул Джабаев (1846— 1945) и киргиз Токтогул Сатылганов (! 864—1933).

АЛЛЕМАНДА — танец, распространенный в XVII—XVIII вв., возможно, немецкого происхождения, на что указывает его название (по-французски aliemande — немецкий). Аллеманда исполнялась в умеренном темпе, серьезно, степенно (размер 4/4), начиналась затактом. Предполагается, что этот танец отразил характер приветственной музыки, исполнявшейся трубачами при вступлении владетельных князей в город или замок; в дальнейшем подобные встречи сменялись торжественным выходом к танцем придворных в замковом зале. В сюитах XVIII в. (Бах, Гендель) аллеманда составляла, как правило, I часть.

АЛЛИЛУЙЯ (гр. alleluja — хвалите бога) — восторженное, торжественное религиозное песнопение с характерным распевом на отдельных слогах слова А. Лучшие образцы А. принадлежат Г. Ф. Генделю, И. С. Баху, В. А. Моцарту, П. И. Чайковскому и по своему художественному значению выходят далеко за пределы религиозной музыки.

АЛЬТ

1). Низкий детский голос с диапазоном ля (соль) малой октавы – ми-бемоль (ми) 2-й октавы. Звучание этого голоса грудное с металлическим оттенком

2. В хорах и вокальных ансамблях «альтами» именуют партии низких женских голосов.

3. Струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI в. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки):По сравнению со скрипкой альт — инструмент менее подвижный. Тембр его — глуховатый, тусклый, но мягкий, выразительный. Партия альта записывается в альтовом ключе; диапазон инструмента: Альт с давних пор использовался в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии. Интерес к самобытным выразительным возможностям альта как сольного инструмента возник в середине XIX в., в период расцвета романтизма. Ярким примером может служить симфония Г. Берлиоза «Гарольд в Италии», где альту поручена развернутая сольная партия. Следует учесть, что альтам называют также медный духовой инструмент альтгорн, применяемый в духовых оркестрах и ансамблях. Кроме этих 2-х инструментов термин «альт» издавна применяется по отношению к.певческим голосам

АЛЬТЕРАЦИЯ — хроматическое повышение или понижение на пол тона основных ступеней лада. Альтерацнонные изменения ступеней (слово «альтерация» происходит от латинского alterare — изменять) обозначаются в нотном письме при помощи знаков альтерации.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК (англ. аlternative — попеременный) — содержащий альтернативу, допускающий одну из двух или нескольких возможностей. То же, что и авангардный рок.

АЛЬТОВЫЙ КЛЮЧ — один из употребляемых в нотном письме ключей. Относится к группе «ключей до», т. к. указывает местоположение до I октавы на данном нотном стане. В альто­вом ключе эта нота записывается на 3-й линейке. В настоящее время альтовый ключ употребляется при записи партий альта, тромбона и некоторых других инструментов.

АМАТИ Николо (1.596—1684.) — итальянский скрипичный мастер. Со 2-й.половины XVI в. по всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось мало и они ценятся особенно высоко. Именно от Н. Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А. Гварнери и А. Страдивари.

АМБУШЮР (франц. embouchure, от bouche — рот) — физический аппарат исполнителя для извлечения звука на духовых инструментах, в который входят рот, губы, зубы, язык и лицевые мышцы. Звукообразование производится через специальный мундштук (с тростью — у деревянных духовых) — специальный наконечник, к которому прикасаются губы (исполнителя на медных духовых инстру­ментах) или который обхватывается (исполнителем на деревянных духовых инструментах) ртом (губами, языком и зубами). От правильности постановки амбушюрного аппарата, применения специальных упражнений по выработке физической выносливости и подвижности его зависят красивый звук и техническое мастерство исполнителя.

АМПЛУА (франц. amploi – букв. применение)– своеобразная специализация актера или певца на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования (А. любовника, злодея, простака, резонера, шоумена и т. д.)..

АНГАЖЕМЕНТ (франц. еngagament — обязательство, наём) — 1. Приглашение артиста, музыканта или театрального, музыкального коллектива на определенный срок для участия в спектаклях, концертах. 2. В джазе и рок-музыке — особое право на одно выступление.

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК — деревяный духовой инструмент типа гобоя. Возник в 1-й половине XVIII в. из охотничьего гобоя, имевшего форму рожка. Название «английского» ро­жок получил случайно: французское слово anglais — английский — звучит одинаково с angle, что означает «согнутый углом»; характерный внешний признак этого инструмента — изогнутая под углом металлическая втулка для трости. По размерам английский рожок несколько больше гобоя. Корпус инструмента, снабженный системой клапанов, завершается грушевидным раструбом. Тембр английского рожка — несколько пряный, меланхоличный.

АНДЕ(Р)ГРАУНД-РОК (англ. anderground — подземелье). Андеграунд — слово, употребляемое в отношении запрещенных (подпольных) официальной властью форм музицирования: джаза, рока. Например, смысловой сердцевиной хиппового андеграунда в США явился протест, прежде всего, против войны во Вьетнаме, а объединяющим началом — все новые виды рок-музыки, причем не только эйсид-рока и психоделического рока, а весь прогрессивный рок. Все это получило в США общее название «А.-р.». К А.-р. (в прошлом)относились известные ныне группы «РInk Floud», «Soft Machine» и др.

АНСАМБЛЬ — 1. Камерное произведение (вокальное или инструментальное), предназначенное для небольшого состава исполнителей. К таким произведениям относят дуэт, трио, квартет, квинтет и т. п.

2. Ансамблем называют также коллектив музыкантов, исполняющий такого рода музыку. 3. Широко бытующее выражение «хороший ансамбль» указывает на высокую степень слаженности, согласованности в исполнительском искусстве (французское ensemble означает — вместе).

В последние десятилетия слово «ансамбль» часто, применяется и по отношению к крупным исполнительским коллективам, например Ансамбль скрипачей Большого театра СССР, ансамбль «Березка», Ансамбль народного танца СССР под рук. И. Моисеева и др.

АНТИФОН (от гр. anti — против и phone — звук, голос) — принцип вопроса-ответа или диалога между: солистами, группой оргкестра, инструментами и т.д.

АНТРЕПРЕНЁР (франц. еntrepneur — предприниматель) — владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятий (театра, цирка, оркестра и т. п.).

АНТРАКТ — перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта (по-французски entre — между, acte — акт, действие). Антрактом называется также оркестровое вступление к одному из актов (кроме I) в любом виде театрального представления — опере, драме, балете и др. (оркестровое вступление к I акту носит разные названия — увертюра, прелюдия, интродукция, вступление). Широкой известностью пользуются симфонические антракты в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Лоэнгрин» Р. Вагнера и др.

АНШЛАГ — объявление, оповещающее о том, что все билеты на данный концерт или спектакль полностью распроданы. Часто употребляют выражение: «Сегодня аншлаг» (или: «Концерт прошел с аншлагом»), желая подчеркнуть большой интерес публики к концерту, спектаклю, лекции и т. п.

АПОФЕОЗ (гр. apotheosis — прославление, обожествление) — в операх и балетах, а также в крупных симфонических произведениях — заключительные сцены и эпизоды, прославляющие основную идею произведения. Образец А.— заключительная сцена оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

АППЛИКАТУРА — распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах. От удобной аппликатуры зависит не только верное «произнесение» мелодических фраз и пассажей, но и четкое выполнение темповых и динамических нюансов. Аппликатурные обозначения часто принадлежат композитору: в наиболее трудных и ответственных местах у каждой из нот проставляется цифра, указывающая номер пальца (1—большой палец, 2 — указательный и т. д.). Следует иметь в ви­ду, что при игре на струнных инструментах, а также на баяне и двухрядной гармонике цифрами I, 2, 3 и 4 обозначаются соответственно указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец (большой палец фактически не участвует в игре, а применяется лишь для опоры на корпус инструмента).

АРАБЕСКА — пьеса с богато украшенным мелодическим рисунком. Название дано по аналогии с узорчатыми орнаментами, характерными для арабского искусства (по-итальянски arabesko — арабский). Известны «Арабески» для ф-п. Р. Шумана, А. Лядова, К. Дебюсси.

АРАНЖИРОВКА (фр. arranger — приводить в порядок) —

1. Переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей.

2. Обработка мелодии для исполнения на музыкальном инструменте или для голоса с сопровождением.

3. Облегченное переложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте.

4. В джазовой музыке — переложение музыкального произведения для иного, сравнительно с оригиналом, состава исполнителей, допускаются различного рода изменения мелодии,гармонии,ритмики,фактуры и т.п. При этом обязательно учитывается специфика и стилевая направленность того или иного коллектива.

АРИЕТТА — небольшая по размерам ария (по-итальянски. arietta — маленькая ария). Во многом напоминая ариозо, ариетта отличается более песенным складом мелодии и большей простотой изложения. Ариетты часто встречались во французских комических операх XVIII—XIX вв.

АРИОЗО — небольшая ария свободного построения (по-итальянски arioso— «вроде арии»). Оперные ариозо обычно имеют лирический характер отличаются от арий не только более скромными размерами, но и меньшей драматической насыщенностью. Показательно в этом смысле сравнение ариозо Ленского из 1-й картины оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» («Я люблю вас, Ольга») с его же арией из 5-й картины («Куда, куда вы удалились»),

АРИТМИЧНОСТЬ — нарушение ритмичности в музыке, возникающее при определенных условиях: движении монотонного характера или от слишком большого числа вводимых акцентов, когда сознание теряет фиксацию контрастов и главенство одних акцентов над другими. А.—это лишь интригующее отклонение, соответствующее особому строю мысли.

АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере (кантате, оратории), исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность (по-итальянски aria — не только «песня», но и «воздух», «ветер»). Для полноты характеристики героя в оперу обычно вводится несколько арий, различных по образному содержанию.

АРМСТРОНГ, ЛУИ (Armstrong, Louis) (1901 – 1971) – трубач и вокалист. Музыкант, оказавший наибольшее влияние на развитие джаза, и также много сделавший для популяризации его во всем мире.

Долго считалось, что он родился 1900, однако согласно найденным церковным записям оказалось, что музыкант прибавил себе чуть больше года.

Армстронг родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана – Сторивилле. Луи начал петь совсем рано, в небольшом ансамбле и за несколько лет натренировал свой слух, в лагерном оркестре научился играть тамбурине, альтгорне, корнете. Решив стать музыкантом, он играл в местных оркестрах в клубах. Его взял под свое покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронг приходит в оркестр тромбониста Кида Ори, а также много играет в бэнде Фэтса Мэрейбла, который преподал юноше первые основы нотной грамоты.

В 1922 г. Оливер пригласил Армстронга в Чикаго и взял в свой оркестр "Creole Jazz Band" вторым корнетистом. Этот бэнд был в то время самым ярким музыкальным явлением в Чикаго и работа в нем много дала Луи для его будущей карьеры. Переехав в Нью-Йорк Армстронг поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он становится известным, посетители приходят слушать бэнд зачастую ради его "горячих" соло, и начиная с того времени можно говорить о стиле Армстронга — ярком, импровизационном и изобретательном.

Однако в 1925 г. он возвращается в Чикаго и там много работает и записывается со своими лучшими составами "Hot Five" и "Hot Seven". Во время этого периода Армстронг отказывается от корнета в пользу более звучной и полюбившейся ему трубы. В 1929 исполнил песню Фэтса Уоллера Ain’t Misbehavin’ в бродвейском ревю Hot Chocolates и стал популярен как вокалист. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (от ‘Satchelmouth’ — рот как сумка). Он записывает как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В 1929 г. Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Начинается эра биг-бэндов и он под влиянием своих менеджеров все больше концентрируется на популярной музыке sweet. Однако он вносит в нее свою яркую индивидуальную манеру, взятую из джазового hot стиля и благодаря этому быстро становится звездой национального масштаба. Армстронг работает с биг-бэндами до 1947 года, а затем Джо Глейзер, его менеджер, организует для него небольшую группу "All-Stars", которая играет разный джаз — и достаточно серьезный, и просто обработки популярных песен, причем последние все же превалировали в репертуаре. К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов, к тому же он снялся более, чем в 50 фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание "Посол джаза" и неоднократно спонсировал его мировые турне.

В 1959 году Армстронг пережил инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда полностью не прекращал играть. Его смерть в 1971 году была в новостях на первых страницах газет всего мира.

АРПЕДЖИО (точнее — арпеджо) — способ исполнения аккордов, при котором звуки извлекаются не одновременно, а один за другим в быстрой последовательности (большей частью от нижнего к верхнему). Слово «арпеджио» произошло от итальянского arpeggio — «как на арфе» (агра — арфа). Кроме арфы арпеджио применяется при игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В нотах этот прием обозначается словом arpeggio, относящимся обычно к ряду аккордов, или вертикальной волнистой линией.

АРТИСТ — музыкант-исполнитель (певец, инструменталист, дирижер), постоянно выступающий на оперной сцене или концертной эстраде; в широком смысле слова артистами называют всех деятелей искусства, в том числе композиторов.

АРТ-РОК (англ. аtr — искусство, творчество, мастерство) — один из стилей современного художественного рока (в 60—70 гг. XX в. назывался прогрессивным роком). В отличие от «ортодоксального рока», восходящего к эстетике блюза, А.-р. опирается в аранжировках не на вокальные жанры и соответственно не на аккомпанирующую гитару в ансамбле, а на клавишные синтезаторы (группы: «Genesis», «Yes», «Jethro Тull» и др.). К А.-р. относится и более перспективное направление — электронный рок, в котором главенствует западногерманская школа, синтезирующая американский минимализм с опытами кёльнской школы (группы «Таngerine Dream», «Саn» и др.). А.-р. имеет внутреннее сходство с поставангардистскими направлениями в академической музыке (наподобие джазового «третьего течения», джаз-рока).

АРФА — струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф были известны еще в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. В средние века арфа была излюбленным инструментом трубадуров и миннезингеров. За многие столетия существования арфа, претерпев ряд изменений и усовершенствований, сохранила главные конструктивные особенности. Она представляет собой, большую треугольную раму (с корпусом-резонатором), на которую натягиваются струны. Современная арфа имеет 47 струн, настроенных диатонически в гамме до-бемоль мажор. С помощью сложного педального механизма (изобретенного в начале XIX в. С. Эраром) звучание отдельных струн арфы можно повышать непосредственно во время игры либо на '/2 тона, либо на 1 тон, что значительно обогащает ее звуковые и технические возможности. Играют на арфе обеими руками, сидя. В опере арфа часто имитирует звучание гуслей или гитары; яркий пример — романс

АРХАИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (англ. агсЬаю Ыие$), встречающийся также под названием «деревенский», «сельский (country)», и «народный (folk)», представляет раннюю стадию блюза (1850—1890), впитавшего многие характерные элементы предыдущих форм афроамериканского фольклора (баллады, спиричуэла, уорк-сонга, холчера). А. б. присущи декламационный характер холлера и спиричуэла, балладное строение мелодии. Размер — 4/4. Тема состоит (чаще) из 12 тактов, где используется простая гармоническая сетка, основанная на главных ступенях лада:

Среди наиболее известных его исполнителей — Лемон Джеф-ферсон и Хадди Ледбеттер.

АРХАИЧЕСКИЙ ДЖАЗ (archaic jazz) - ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки, исполняемой новоорлеанскими духовыми оркестрами, в среде которых формировался джаз.Архаический джаз предшествовал новоорлеанскому стилю и охватывает период приблизительно с середины 60-х до конца 90-х гг. ХlХв

АТАКА (ит. attacca — наступай, нападай, вяжи) —

1. В пении — переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию; начало звука. Существуют три типа А.:мягкая,твердая и придыхательная.

Т в ё р д а я а т а к а характеризуется плотным смыканием связок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировании – жёстким.

П р и д ы х а т е л ь н а я а т а к а - голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание.

М я г к а я а т а к а – характеризуется одновременным смыканием голосовых связок и посылом дыхания. Певец должен владеть всеми тремя способами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач.

2. При игре на музыкальных инструментах внезапное напряжение мышц рук и кисти (мышечная подготовка), необходимое для акцентированного вступления.

3. Обозначение в нотах, указывающее исполнителю на необходимость непосредственного перехода после завершения одной части произведения к следующей, как правило, отличающейся от предыдущей по характеру и темпу.

АТОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от гр. а— отрицание и tonos — тон) музыка, создаваемая вне логики ладовых и гармонических связей. Принцип А. м. — равноправие всех тонов, отсутствие тяготения между ними и объединяющего их ладового центра. А. м. не признает контрастаконсонанса и диссонанса, необходимости разрешения диссонансов, требует отказа от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций. Широкое распространение в музыкальной практике А. м. приобрела в начале XX.

АШУГ — музыкант-импровизатор, поэт и певец у азербайджанцев, армян и некоторых других народов Закавказья. Свое пение ашуги сопровождают игрой на каком-либо струнном инструменте (саз, кеманча, тар).для фортепиано Л. Бетховена, А. Лядова.

АУФТАКТ (нем. Auftakt — перед тактом, затакт) — дирижерский замах перед вступлением, предварительный взмах, показ вдоха перед началом звука.

АФРОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА (англ. Afro-American musik) — американская народная музыка, возникшая от смешения элементов африканской и европейской музыкальных культур и сформировавшаяся условно за период XVI—XIX вв. Жанровые виды: вокальная музыка (уорк-сонг, баллады, спиричуэле, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Впервые термин был введен в 1914 г. музыкальным критиком Г. Кребилом и ныне применяется по отношению к афроамериканскому фольклору.

АФРОКУБИНСКИЙ ДЖАЗ (англ. Afro-Cuban jazz) — разновидность джазового стиля би-боп, возникшая во второй половине 40-х гг. XX в. в США. Для А. д. характерно использование элементов африканской и кубинской народной музыки, в частности ритмов латиноамерикан­ских танцев — мамбо, румбы, самбы — и введение в ритмическую группу кубинских народных ударных инструментов (бонги, клавес конга, маракасы, тимбалес). Свойственная латиноамериканской му­зыке полиритмия значительно обогатила до/саз, повлияла на фразировку, а также на технику игры на ударных инструментах некоторых исполнителей (Арт Блейки, Макс Роуч). Наиболее яркие композиции в этом стиле — «Cubana be», «Сubana bор», «Маnteca» и др., записанные в 1947 г. на грампластинки биг-бэндом Диззи Гиллеспи.

Б

БАЛАЛАЙКА — русский народный щипковый инструмент. Характерной внешней особенностью балалайки является треугольный корпус, снабженный грифом. Инструмент имеет 3 струны. Звук на балалайке извлекается «бряцанием», т. е. ударом пальцев при быстрых взмахах кисти правой руки, а также щипком или с помощью плектра. Балалайка произошла от домры и получила распространение с начала XVIII в.

БАЛЕТ — музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства (французское ballet происходит от итальянского ballo — танец, пляска). Корни этого синтетического жанра уходят в глубочайшую древность; памятники культуры Египта, Греции, Индии и др. свидетельствуют о его важной роли в жизни первобытно-общинного и рабовладельческого общества. Однако балет в современном понимании этого слова возник лишь в эпоху Возрождения. Поначалу он был составной частью «галантных» придворных увеселений (оперы-балеты Люлли, Рамо, комедии-балеты Мольера и т. п.). Как самостоятельный музыкально-театральный жанр балет кристаллизуется к концу XVIII в. В ходе развития балетное искусство отразило черты последующих стилистических течений — классицизма, романтизма и т. д. Исключительно высокие достижения в балетной музыке XIX—XX вв. связаны с именами П. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), А. Глазунова («Раймонда»), И. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и др.), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), Советское музыкальное искусство по праву гордится балетами С. Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок»), Р. Глиэра, А. Хачатуряна, К. Караева и др.

БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Balletmeister) — режиссер-хореограф, постановщик балетов, танцев, хореографических сцен в опере.

БАЛЛАДА — литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже — песню о драматических событиях, часто с элементами фантастики (происходит от итальянского ballare — танцевать). В этом значении термин «баллада» перешел в эпоху романтизма в вокальную музыку («Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки), затем в инструментальную, где им стали обозначать пьесы драматически-повествовательного и величаво-эпического характера (баллады для ф-п. Ф. Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Героическая баллада для ф-п. с орк. А. Бабаджаняна).

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА — английская разновидность комической оперы, основными музыкальными номерами которой были английские, шотландские, ирландские народные баллады. и т. д. Широкую популярность Б. т. приобрел во Франции XVI—XVII вв. (павана, гальярда, куранта, бранль).

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ — современное название танцев, предназначенных для массового исполнения на вечерах отдыха, танцевальных площадках

БАНДА — ансамбль из духовых и ударных инструментов, используемый дополнительно (сверх основного состава оркестра) в некоторых сценах оперных спектаклей. Иногда банда вводится в симфонический оркестр (фрагменты симфоний, кантат, орато­рий, реквиемов и т. п.). По-итальянски banda означает — отряд.

БАНДЖО — струнный щипковый инструмент, используемый в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения. Представляет собой маленький барабанчик с грифом. Поверх корпуса натянуты металлические струны, настроенные по квинтам. Играют на инструменте с помощью плектра. Банджо — инструмент негритянского происхождения. Однако в настоящее время он широко распространен в среде белых американцев, а в народном музыкальном быту американских негров его постепенно вытеснила гитара.

БАРАБАНЫ — название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. В практике закрепились 2 основных типа барабанов — большой и малый.

БАРД (англ bard — певец) — народный певец-сказитель древних кельтских племен, в Средние века—профессиональный поэт в Ирландии. Уэльсе и Шотландии. Свое пение Б.-певец сопровождал игрой на инструменте, похожем на лиру. Искусство современных Б. далеко от музыкального профессионализма и зачастую противостоит ему. Б.-песня не просто связана со словом, но находится в подчинении ему. Самостоятельное мелодическое начало оказалось в ней разрушенным. Возник новый тип выразительности, новый тип вока­ла (шансон), который характеризует многие жанры в музыке XX века. Современный Б. — автор слов, мелодии и исполнитель своих песен, баллад, текстовых монологов (чаще под гитару).

БАРД-РОК — термин, обозначающий советский фолк-поп-рок-стиль — сплав бардовской поэзии и музыкального фольклора. Известно, что влияние серьезной поэзии и особенно бардовской песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) на советский рок зрелого периода (с конца 70-х гг.), пожалуй, не меньше, чем негритянского блюза на американский. Оно сказалось на рок-группах всех направлений» включая панк. Примечательной же особенностью Б.-р. является то, что в нем сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской пес­ни. Часто произведения Б.-р. строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления на куплеты и припев. В инструментарии, как правило, существует паритет электрических и акустических (гитара, скрипка, флейта, виолончель) инструментов. На формирование саунда советского Б.-р. решающее влияние оказали грациозный английский фолк-рок и мелодический стиль известного английского певца, гитариста и композитора Боба Дилана середины 60-х гг. XX в. Первым стилистически безупречным образцом Б.-р. является группа «Аквариум». К коммерческому варианту Б.-р. вполне подходит международный термин софт-рок (мягкий рок).

БАРРЕЛ-ХАУЗ-СТИЛЬ (англ. barrel house — трактир, пивная) — стиль (манера) афроамериканского фортепианного джаза, развившегося из архаического блюза, который возник во второй половине XIX в. и получил широкое распространение в начале XX в. в США. Характеризуется остросинкопированной, ударной (без педали) манерой ис­полнения, где строго выдержанной метрической пульсации аккомпанемента «бас—аккорд» в партии левой руки противопоставляется свободная, синкопированная мелодия в партии правой руки. Б.-х.-с. исполнялся и небольшими (комбо) составами: ф-п., банджо, мандолина, губная гармошка, ударные с введением примитивных фольклорных инструментов (джаг, казу, уошборд и др.). Пианистами Б.-х.-с. использовался специальный прием: дребезжащее звучание в результате наложения бумаги на струны рояля, в правой руке на ф-п вместо выдержанных нот — октавное и аккордовые тремоло. Позже такая манера игры трансформировалась в буги-вуги и рок-н-ролл.

БАРИТОН — (по-гречески barytonos — тяжелозвучный) мужской певческий голос, средний между тенором и басом. Диапазон баритона – ля большой октавы – ля-бемоль 1-й октавы. Различают разновидности баритона: лирический ( звучание – светлое, мягкое, близкое к драматическому тенору), лирико-драматический ( сильный голос, яркий, может исполнять партии и лирического, и драматического баритона), и драматический ( бас-баритон – голос большой силы, ярко и мощно звучащий на всём диапазоне). Партия баритона записывается в басовом ключе.

Кроме певческого голоса баритоном называют также медный духовой инструмент, звучащий на октаву ниже трубы и применяемый в оркестре (чаще всего духовом) в качестве низкого солирующего и аккомпанирующего инструмента.

БАРКАРОЛА — песнь лодочника (итальянское barca — лодка). Пьесы с таким названием имеют спокойный,певучий характер; в аккомпанементе — мерно колышущаяся ритмическая фигура.

БАРОККО — художественный стиль, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в. Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, то на рубеже XVI—XVII вв. эти идеи уступили место размышлениям о сложности и несовершенности общественных отношений, мыслям о разъединенности людей. Подобные идеи были выдвинуты самой жизнью — именно в эту эпоху сильно обострился конфликт между личностью и обществом. Поэтому главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты барокко — драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятенность эмоций; и словно в противовес этому — уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пышности, а нередко к преувеличенной декоративности (итал. baгоссо — вычурный, причудливый).

БАС — (итальянское basso — низкий)мужской певческий голос, самый низкий по звучанию диапазон от фа большой октавы – фа 1-й октавы. Принято подразделять басы на «глубокий» (или бас-профундо) и высокий, певучий бас-баритон (или бас-кантанте). Диапазон баса-профундо:(для такого баса написан, напр., партия Кончака в опере Бородина «Князь Игорь»); у баса-кантанте диапазон сдвинут вверх незначительно: насыщенно, а верхние — более сочно и свободно (напр., партия Мельника в опере Даргомыжского «Русалка»). Бас, звучащий ровно и красиво во всем диапазоне и занимающий в этом отношении как бы промежуточное по­ложение между басом-профундо и басом-кантанте, называют иногда «центральным басом» (для такого голоса написана, напр., партия Ивана Сусанина в одноименной опере Глинки). В оперной практике встречается характерный или комический бас (basso buffo).В хорах часто выделяются особенно низким звучанием певцы-басы, которых называют октавистами (нижняя граница их голоса действительно сдвинута на октаву вниз; порой она доходит до фа контроктавы).Басом также называют медный духовой инструмент низкого регистра, применяемый в духовых оркестрах. Есть и третье значение слова «бас»: это самый низкий звук в аккорде («басовая опора») или самый низкий голос в многоголосной музыке.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ — один из основных ключей, употребляемых в нотном письме. Этот ключ называют «фа», что на 4-й линейке данного нотного стана записана нота фа малой октавы. Тем самым дается «ключ» к обозначению других нот. В басовом ключе наиболее удобно записывать звуки низкого регистра.

БАССО-ОСТИНАТО (ит. basso ostinato — упрямый, постоянный бас) — 1. Мелодический рисунок, непрерывно повторяющийся в басовом голосе музыкального произведения. Особенно часто встречается в произведениях XVII—XVIII вв., в старинных танцевальных формах пассакальи и чаконы, в сопровождении арий. 2. Произведение полифонического склада, в котором бас постоянно повторяет одну тему.

БАУНС (англ. bounce — прыжок, скачок) — 1. Свинг-исполнительская манера больших оркестров (биг-бэндов), характеризующаяся движением в умеренно быстром темпе с упругой, энергичной ритмической акцентностью в аккомпанементе всех долей такта (как в шасрл). Б. — противоположность джампа с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. Б. присущ многим пьесам, которые исполнялись биг-бэндами в период свинга, в том числе оркестрами Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Гленна Миллера и др. Впервые этот термин употребил в 30-е гг. XX в. Джимми Ланс-форд. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе и размере на 4/4, имеющий сходство с медленным фокстротом.

БАХ Иоганн Себастьян (1685— 1750) — великий немецкий композитор и органист.

БАЯН — клавишный духовой инструмент, получивший массовое распространение в России с 90-х гг. XIX в. Представляя собой усовершенствованную разновидность гармоники, баян сохраняет типичные ее черты: он состоит из 2-х коробок, плотно соединенных мехами; каждая коробка имеет кнопочную клавиатуру (соответственно для правой и левой рук). Левая клавиатура содержит 5 рядов: Название «баян» (по имени древнерусского певца-сказителя) ввел в обиход известный русский гармонист и педагог Я. Орланский-Титаренко '(1877—1941).

БЕГИН (beguin)— латиноамериканский танец (предположительно с о Мартиника). Музыкальный размер — 4/4, темп умеренный. Имеет некоторые черты сходства с танго и румбой. В 30-х гг. XX в. стал известен благодаря мюзиклу Коула Портера, приобрел в США и Европе большую популярность. Был записан на грампластинку в 1938 г. оркестром Арти Шоу. Мелодия вошла в антологию джазовых тем.

БЕКАР — один из знаков альтерации, указывающий на отмену действия диеза или бемоля (а также дубль-диеза и дубль-бемоля) и означающий восстановление ступени в ее основном виде. Бекар обозначается знаком и выставляется перед той нотой, к которой относится.

БЭЛТ (belt) — традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.

Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое положение мягкого неба, обеспечивающее четкость гласных.

Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле — Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано — Роза ("Gypsy"), Аделаида ("Guys and Dolls"), Рено Суини ("Anything goes"). Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit.

«БЕЛЫЙ ЗВУК» -термин в вокальной технике для обозначения открытого звучания голоса. Это «плоское», напряжённое звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытия, что заставляет голосовые связки работать с «Пересмыканием», зажатостью. В академической манере такое пение не допускается.

БЕЛЬКАНТО (bel canto по-итальянски буквально и означает «прекрасное пение»).— особая, красочная манера пения, получившая широкое распространение в Италии с XVII в. в связи с зарождением и развитием оперного жанра.

БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК — творческое объединение видных русских музыкантов конца XIX—начала XX в. Его организатором был известный петербургский меценат и музыкальный деятель Митрофан Петрович Беляев (1836—1903).

БЕМОЛЬ — один из знаков альтерации, обозначающий понижение на пол тона какой-либо ступени гаммы, звукоряда или лада. В нотном письме бемоль обозначается знаком ь и выставляется перед той нотой, к которой относится; между тем, в разговорной речи принята обратная последовательность: сначала называют ноту, а затем прибавляют слово «бемоль» (напр., си-бемоль, фа-бемоль и т. д.).

БЕНЕФИС — спектакль (или концерт), сбор с которого поступает в пользу какого-либо артиста (латинское beneficium означает — благодеяние, Дар). В практику концертной жизни бенефисы вошли с XVIII в., в некоторых странах сохраняются и поныне.

БЕСКОНЕЧНЫЙ КАНОН — разновидность канона ), в котором конец мелодии непосредственно переходит в ее начало (или сливается с ним на той же высоте); благодаря этому такой канон можно повторять в принципе неограниченное количество раз. Бесконечный канон часто записывается в виде одного голоса, где условными знаками обозначены моменты вступления имитирующих голосов:

БИ-БОП (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале 40-х гг. XX в. в США и открывающий период современного джаза. Известен также под названиями «боп», «би-бап», «ри-бап», «минтонс-стиль». Все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала. Термин «минтонс-стиль» происходит от названия гарлемcкого клуба «Мinton’s Playhouse», где выступали первые музыканты Б.-б., его основоположники. Б.-б. пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление джаза малых ансамблей (комбо). Характерный состав ансамбля (саксофон, труба и ритм-группа) стал общепринятым для этого стиля. Наряду с комбо Б.-б. исполнялись и большими оркестрами, например Билли Экстайна и Диззи Гиллеспи. Важнейшие тенденции, характеризующие Б.-б., — модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импро­визации, новаторство в области мелодики, гармонии, формы, освое­ния латиноамериканских ритмов и фольклорного инструментария Центральной и Южной Америки («кубана-боп») и других вырази­тельных средств. Существенное влияние Б.-б. оказал на многие пос­ледующие стили современного джаза (кул, хард-боп, модерн-свинг, фри-джаз и др.). Пионеры Б.-б.— саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Телониус Монк и Бад Пауэл, контрабасисты Джимми Блентон и Оскар Паттифорд, гитарист Чарли Кристиан, ударники Кении Кларк и Макс Роуч.

БИГ-БИТ (англ. big beat — большой удар) — 1. Исполнение блюзов с максимальной звуковой интенсивностью и мощной, тяжело акцен­тированной ритмической пульсацией. 2. Форма популярной моло­дежной музыки 60-х гг. XX в., возникшая в результате слияния эле­ментов афроамериканского джаза и блюза 3. Английское название рок-музыки.

БИГ-БЭНД (англ. big band — большой оркестр) — термин, обознача­ющий большой джазовый оркестр, отличающийся определенным составом инструментов: 4 трубы, 4тромбона (brass — секция медных), 5 саксофонов (гееls— секция саксофонов) и ритм-секция (rhythm section—фортепиано, клавишные, гитара, контрабас, ударные). В современных Б.-б. саксофонисты (как правило) совмещают игру на кларнетах и флейтах, образуя дополнительную деревянно-духовую группу (вудз). Часто помимо стандартного и негру ментального состава дополнительно вводят инструменты симфонического оркестра — гобой, валторну, тубу и др. инструменты, расширяющие тембровую палитру звучания. Б.-б. характеризуется своеобразной техникой ансамблевой игры, сочетающей аранжированные разделы с импровизацией солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения — бэкграунда, а также особых типов метроритми­ческой пульсации, тембровых смещений и др. Развитие Б.-б. началось в 20-х гг. XX в., а в начале 30-х гг. на его основе сложился оркестровый свинг. В числе первых Б.-б. — коллективы Флетчера Хен-дерсона (1923) и Дюка Эллингтона (1928). С практикой Б.-б. связано стнлевое направление джаза 40-х гг. — прогрессив, одним из основоположников которого является выдающийся композитор, аранжировщик С. Кентон.

БИТ (англ. beat) — 1. В широком понимании — метрический пульс, структура такта в музыке. 2. В джазе — регулярный, строго организованный Б., которому противопоставляется более свободная и гибкая ритмика; постоянно возникающие зонные микросмещения ритмических акцентов относительно долей такта, усиливающие впечатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряжения музыкального движения. Разновидности джазового бита: граунд-бит, офф-бит, он-бит, фор-бит и др. 3. Джазовая ритмическая интенсивность исполнения (способность джазового музыканта или целого коллектива исполнять джаз с легкостью, обостренным чувством и особой манерой, т. н. драйвом). Прежде всего Б. — это то, что отличает джаз от другой музыки (народной или академической): наличие особого пульса, особого чувства, без которого любая ритмическая и громкая музыка остается обычной (эстрадной). Музыкант, не обладающий способностью играть с Б., не относится к джазменам. 4. Джазовый стиль 60-х гг. XX в. в США, иногда называемый биг-бит.

БЛОК-АККОРДЫ (англ. Block chords) — джазовый композиционный прием игры на ф-п., основанный на параллельном (ленточном) аккордовом движении в партиях обеих рук. Используются аккорды тесного (по вертикали) расположения, что приводит к частому появлению секунд в основе аккорда. При таком способе игры в левой руке удваивается ведущий голос—в октаву, реже в дециму. Впервые прием Б -а. был применен американским пианистом оркестра Л. Хемптона М. Бакнером в начале 40-х гг. XX в. Иначе этот пианистический прием называется «техника сцепленных рук». В дальнейшем прием Б.-а. получил широкое распространение в современном джазе, в частности в творчестве Д. Джонса, Дж. Ширинга, Б. Пола, Л. Триегано, О. Питерсона и многих др. Б.-а. используются также и в аранжировках для биг-бэидов, чаще всего в группе саксофонов, где саксофон-баритон дублирует верхний голос альт-саксофона (или руке удваивается ведущий голос — в октаву, реже в дециму, (или кларнета) октавой ниже. Впервые в оркестре этот прием применил Гленн Миллер.

БЛУЖДАЮЩИЙ БАС (англ. walking bass) — ведение линии баса преимущественно по секундовым интервалам с использованием аккордовых и проходящих звуков. В размере 4/4 — это остинатное проведение четвертной доли метра, поддерживающей джазовый свинговый пульс. Впервые в джазе Б. б. применил контрабасист Уолтер Пейдж в 30-е гг. XX в. В современном джазе этот фактурный прием игры кроме контрабаса используется также на ф-п. (в партии левой руки).

БЛЮАЙД СОУЛ (англ. Blue eyes, soul — голубоглазый соул) — белые исполнители музыки соул. Впервые название «Б. с.» было дано в 1964 г. вокальному дуэту «Righteous Brothers» белых американцев Билла Мэдли и Бобби Хэтфилда. Из английских певцов к категории «Б. с.» относится Джо Кокер.

БЛЮЗ (предпол. от амер. идиомы to feel blue — пребывать в печали или от англ. blue devils — тоска, меланхолия, хандра; англ. blue —букв, голубой)—жанр традиционной афроамериканской музыки и джаза. Б. развился из целого ряда афроамериканских фольклорных вокальных жанров, из которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, баллада и спиричуэл. Проявляется стиль Б. в характерных особенностях интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, ритма, формы. Блюзовая форма имеет 12-тактовую вопросоответную структуру периода из 3-х фраз по 4 такта в каждой — ААВ (с повторным «вопросом» А и однократным «ответом» В, проявляющимся как в мелодии, так и в тексте): первые 4 такта—на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике.

Однако встречаются и другие формы (16-, 32-тактовые) Б. Размер — 4/4, темп произвольный, чаще медленный. Характерной особенностью Б. являются т. н. «блюзовые топы» — зоны лабильного (неустойчивого, подвижного) интонирования отдельных ступеней лада, несовпадающие с принятым в европейской практике делением октавы на 12 равных полутонов. В семиступенном звукоряде (пентатонике) располагаются главным образом на III и VII ступенях (т. н. «блюзовая терция» и «блюзовая септима»), условно йотируемые как пониженные III и VII ступени мажора. Поэзия Б. проста и тематически разнообразна. В ней отражаются различные стороны повседневной жизни афроамериканца — безответная любовь, утраченное человеческое достоинство, горькая неволя и непосильный труд, социальная несправедливость, расовая дискриминация и др. Различа­ют три стадии эволюции Б.: архаический, или сельский (прибл. 1850 Ш0), классический, или городской (прибл. 1900— №5) и современный, или инструментальный (прибл. 1930). Термин «Б.» как название впервые вошел в обиход в1912 г. (по утверждению американского историка джаза Б. Уланова). Всеобщую известность Б. получил благодаря популяризаторской и творческой деятельности У. К. Хенди, прозванного отцом блюза. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве многие ведущие академические композиторы XX в. (Гершвин, Равель, Мийо, Копленд, Онеггер и др.). Под влиянием блюза возникли многие формы и жанры современного рока и поп-музыки. Среди наиболее известных исполнителей архаического Б. — Лемон Джефферсон и Хадди Ледбеттер; классического Б. — Сонни Бой Уильяме, Гертруда Ма Рейни и Бейси Смит; современного Б. — Луи Армстронг, Милт Джексон, Каунт Бейси, Джимми Смит, Дюк Эллингтон и др. См.: Архаический блюз, Классический блюз, Современный блюз.

БЛЮЗ-ПЕНТАТОНИКА (греч. Pente — пять). Пентатоника—звукоряд, состоящий из пяти звуков в пределах октавы. В отличие от мажорно­го (ионийского лада) и минорного (эолийского лада) звукорядов в пентатонике нет полутонов: Мажорная пентатоника:

«БЛЮЗОВАЯ ЗОНА» (англ. «blue area») — то же, что и «блюзовые тоны». «Блюзовые тоны» (англ. blue notes) — тоны зонного, подвижного, расширенного звуковысотного интонирования III и VII ступеней мажорного лада в афроамериканской народной и джазовой музыке, иначе называемые «блюзовая терция» и «блюзовая септима». В европейской равномерно-темперированной (12-полутоновой) системе «Б. т.» условно йотируются как III и VII пониженные ступени мажора (т. н. «оминоренный мажор»), что привело к ошибочному представлению о блюзе как о грустной, печальной музыке. К традиции блюзового интонирования относится также и т. н. «блюзовая квин­та», используемая в виде тритонового интервала, в котором один из тонов остается устойчивым, фиксируемым, а другой интонируется в подвижной, нестабильной звуковысотной зоне. Применяется на лю­бых ступенях звукоряда в рамках различной аккордовой структуры (особенно характерен для аккордов доминантового типа). В музыко­ведческой литературе термин «Б. т.» часто заменяется термином «блюзовая зона» («blue area»). На фортепиано в джазе зонность «Б. т.» заменяется и воспроизводится посредством различного рода орнаментальных украшений (форшлаги, морденты, тремоло и т. п.).

«БЛЮЗОВАЯ ФОРМА» (англ. blues form) точно воспроизводит поэтическую, представляющую собой трехстрочную строфу (ААВ), в которой вторая точно копирует первую. Каждая из строк, в свою очередь, членится на четыре такта (4/4) со строго выдержанными пропорциями в соотношении вокального и инструментального элементов (т. н. классическая традиционная 12-тактовая вопросоответная структура—«блюзовый квадрат»), с определенным гармоническим планом и типичной для блюза каденцией D—S—Т, не имеющей прямых аналогов в европейской музыке.

«БЛЮЗОВЫЙ КВАДРАТ» — составная часть формы джазовой музыки — служит организующим фактором мелодической импровизации, может излагаться и в других мас­штабах структуры (8,10,16,20,24,32 т.). Джазовая композиция, как правило, состоит из темы и нескольких сочиненных квадратов, что соответствует форме темы с вариациями.

«БЛЮЗОВЫЙ ЗВУКОРЯД» (англ. blues scale) — семиступенный натуральный мажор с прибавленными, т. н. «блюзовыми тонами», пониженными III и VII ступенями, входящими в состав особых подвижных, нефиксированных, расширенных зон интонирования звука и отличающихся от аналогичных ступеней европейской гаммы, ограниченных рамками равномерно-темперированного строя. «Б. з.»—термин, отражающий европейское представление о звукорздной основе афроамериканской фольклорной музыки (в первую очередь блюза) и связанной с ним системой нотации.

БОЛЕРО — испанский народный танец, исполняющийся в умеренно быстром темпе (размер 3-дольный). Сопровождается игрой на гитаре, иногда с пением. В музыке танца повторяются ритмические фигуры, подчеркиваемые стуком кастаньет, щелканьем пальцев В музыкальной литературе есть немало произведений в характере болеро.

БОЛЬШАЯ ОПЕРА — монументальная многоактная опера, в которой личная драма героев разыгрывается на фоне значительных исторических событий. Отличается обилием сценических эффектов, романтической патетикой, пышной декоративностью. В этих операх участвуют значительные исполнительские составы — хор, балет, большой оркестр. Жанр «большой оперы» возник во Франции в 1-й половине XIX в. Характерные образцы этого жанра создал Д. Мейербер («Гугеноты», «Пророк»).

БОЛЬШИЕ ИНТЕРВАЛЫ — одна из 2-х разновидностей ряда интервалов, образующихся на основных ступенях натурального мажора и минора (другая разновидность этой группы — малые интервалы). Из числа основных интервалов большими могут быть: секунда, терция, секста и септима (т. е. все интервалы, кроме чистых); из составных — нона, децима и т. д.

БОЛЬШОЕ ТРЕЗВУЧИЕ — то же, что мажорное трезвучие. Такое название этот аккорд получил по интервалу большой терции, лежащему в его основании:

БОЛЬШОЙ БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Современный большой барабан представляет собой цилиндрическую раму, на которую с 2-х сторон натянута кожа. При игре он находится на специальной подставке, а исполнитель ударяет по натянутой коже деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или резины; извлекаемый при этом звук получается низким и глухим.

БОНГО (ит. bongos, bongo) — латиноамериканский ударный инструмент семейства мембранофонов, состоящий из двух маленьких барабанов, объединенных деревянной колодкой. Звук Б.— сухой и короткий. Звукоизвлечение осуществляется палочками, пальцами или кистями рук. Используется в эстрадных оркестрах.

БОПЕР (англ. boper) — музыкант, играющий в стиле би-боп.

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833—1887) — выдающийся русский композитор, один из членов «Могучей кучки». Не получив систематического музыкального образования, занимаясь научной работой в Медико-хирургической академии, Бородин тем не менее вошел в историю русской классической музыки как замечательный композитор, создатель монументальной эпической оперы «Князь Игорь», 3 симфоний (3-я не закончена), симфонической картины «В Средней Азии», струнного секстета, фортепианного квинтета, 2 струнных квартетов, 18 романсов, пьес для фортепиано.

БОССА-НОВА (португ. bossa nova — новое увлечение) — стиль совремеииого кул-джаза, возникшего в начале 60-х гг. Характерной особенностью Б.-н. является использование ритма бразильской самбы. Датой рождения Б.-н. считается 1959 г., когда впервые в этом ритме зазвучали замечательные, оригинальные песни Антонио Карлоса Жобима. Мелодии «Самбы одной ноты», «Дизофинадо», «Девушки из Ипанимы» и др., вошедшие в антологию джаза, часто исполняются музыкантами. Первые попытки использования латиноамериканского ритма самбы в джазе делались еще в 1953 г. квартетом музыкантов США—Б. Шенка (альт-саксофон), Л. Альмейдо (гитара), Г. Бэбисона (бас-гитара) и Р. Харта (барабаны). Однако их музыка, интонационно близкая к Б.-н., была незаслуженно забыта, и формирование нового джазового стиля связывают с именами гитаристов А. К. Жобима, Ч. Берда, Л. Бонфа и Ж. Жильберто. Исполняется Б.-н. в манере, типичной для стиля кул, преимущественно небольшими (комбо) ансамблями, в состав которых входят: группа ударных, кон­трабас (или бас-гитара), гитара и солирующий духовой инструмент (чаще саксофон). Музыкальный размер Б.-н.—4/4, двутактовая рит-моформула имеет двуплановую полиметрическую структуру. Основ-ной метр проводится в размере 4/4, который контрастирует с метром, проводимым на уровне 8/8 (3+3+2+2+3+3), где простые метры, в свою очередь, соотносятся по принципу т. н. ракохода (или зер­кального типа).

БОСТОН, ВАЛЬС-БОСТОН — американский бальный танец, лирический (часто сентиментальный) по характеру, разновидность медленного вальса (название получил от американского города Бостона).

БРАВУРНОСТЬ (фр. bravoure — храбрость, смелость) — победно-бодрый характер музыки.

БРАЙТМАН САРА (Sarah Brightman (1960)) – актриса и певица. Жанр, в котором она выступает — Classical Crossover — своеобразный мост между классической и популярной музыкой (строго говоря, кроссовером можно назвать любое смешение музыкальных жанров).

В тринадцать лет состоялся дебют Сары в театре. Являлась исполнительницей в мюзиклах "Кошки", "Соловей", "Призрак Оперы" (где Сара сыграла главную роль. Партию Кристины Эндрю Ллойд-Уэббера написал специально для ее голоса). Эта роль прославила ее на весь мир.

Выпустила альбомы "Dive", "Fly", "Surrender, альбом классических вещей "Classics" и альбом песен из мюзиклов "Encore".

БРЕЙК (англ. break — прорыв, перерыв, перемена) — сольная импровизационная (мелодическая или ритмическая) заполняющая вставка в паузах ансамбля или оркестра, не связанная с метрической струк­турой пьесы. Б., как правило, бывает от 2 до 4 тактов (иногда 8 или 16) и может исполняться как одним, так и несколькими музыканта­ми. Перерыв оркестра перед сольной Б.-вставкой называется стоп-таймом (stop-time — букв, остановка). Б. является важнейшим выразительным средством в джазе, динамизирующим процесс восприятия. Брейковое нарушение регулярности чередования разделов пье­сы и равномерность опорной метрической пульсации усиливают ожидание слушателем восстановления ансамблевого аккомпанемента. Б. органически связан с импровизационной формой произведения и никогд


<== предыдущая | следующая ==>
Учебно-тренировочный сбор (УТС) – кратковременное пребывание спортсменов на спортивной базе с целью целенаправленной подготовки к важным соревнованиям | Жим лёжа

Date: 2015-09-02; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию